155

Испытания самолета СР-10

В источнике еще больше фото.

Любопытный фоторепортаж, датированный 7 февраля 2016 года, о ходе испытаний на аэродроме Орешково (Воротынск, Калужская область) уже известного первого опытного образца легкого реактивного двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета СР-10, разработанного ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ», Москва). В полете на прототипе СР-10 в тот день принял участие знаменитый летчик-испытатель Герой России Анатолий Квочур

В настоящее время коллектив КБ ведет разработку нового реактивного учебно-тренировочного самолета, предназначенного для обучения и участия в соревнованиях по самолетному спорту. Самолет будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +8 -6. Аэродинамическая компоновка самолета позволяет выполнять фигуры с использованием элементов сверхманевренности, которые характерны для истребителей поколения 4, 4+.

Двухместная кабина самолета, скомпонованная по схеме тандем, оснащена катапультными креслами класса «0 — 0», что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования. Благодаря широкому применению в конструкции планера современных композиционных материалов удалось значительно снизить вес планера и повысить ресурс.

По сравнению с аналогами самолет СР-10 обладает следующими преимуществами: удобство эксплуатации благодаря наличию встроенной системы диагностики систем;кабина экипажа обеспечивает максимально комфортные условия работы экипажа;аэродинамическая схема самолета позволяет безопасно выполнять любые фигуры высшего пилотажа.

Заслуженный летчик-испытатель Кабанов Юрий Михайлович в кабине СР-10.

Самолет готовят к полету и показу.

Самолет готовят к запуску. На первом экземпляре установлен такой  же двигатель как на Л-39: АИ-25ТЛ. Только самолет сам по себе легче…

Вначале запускают ВСУ от внешних аккумуляторов,а потом уже и сам двигатель?

Оба члена экипажа в кабине.

Анатолий Николаевич Квочур

Фонарь закрыт,двигатель запущен,внешнее питание убрано.Можно рулить.

Есть касание…


  • 20
    SergeySeverny SergeySeverny
    03.03.1605:40:15

    интересная птичка!

  • 2
    Sergey Pyshnenko
    03.03.1606:29:31

    Фото кабины не с этого самолета, там два штурвала, а у этого самолета один штурвал на пилота, так как сидят не тандема, а один за другим.

    • 0
      shrpv shrpv
      03.03.1606:37:53

      Согласен, удаляю. В блоге так было.

    • 11
      Taras Tkachenko Taras Tkachenko
      03.03.1609:06:42

      1 — В таких машинах нет штурвала — только РУС.

      2 — Посадка пилотов друг за другом — это и есть тандем.

      3 — Да, оборудование кабин временное, на предсерийных образцах будут по 3 МФД, как на Як-130.

    • 6
      Нет аватара Sibiryak86
      03.03.1616:00:53

      вот здесь кабину видно

    • 1
      Нет аватара точный
      03.03.1619:43:02

      А разве «один за другим» — не «тандем»?

  • 0
    Иван Симонов
    03.03.1607:46:28

    беспилотник можно сделать из него))

  • 0
    Нет аватара sigra
    03.03.1608:01:20

    У него, что? схема крыла — утка?

    • 10
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      03.03.1608:06:16

      При чем тут утка? Утка вот так выглядит

      Тут просто обратная стреловидность крыла, как у «Беркута»

      • 7
        Григорий Басс Григорий Басс
        03.03.1610:23:08

        не так ярко выражено, как у СУ47, но да, отчетливо видна обратная стреловидность, но меня больше поразило какой он маленький ! интересно будет его ТТХ посмотреть, когда доделают и в серию поставят.

      • 0
        Vasisualiy Vasisualiy
        03.03.1618:28:40

        При чем тут утка? Утка вот так выглядит

        Для большей наглядности    

        П.С.

        Беркут кстати тоже выполнен по схеме «Утка"

        Отредактировано: Vasisualiy~18:30 03.03.16
        • 2
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          03.03.1619:06:50

          Грепен — утка

          П.С.

          Беркут кстати тоже выполнен по схеме «Утка"

          А вот «Беркут» — не утка. У него вполне выражены стабилизаторы за крылом. + там ПГО. Вы еще Су-30СМ назовите уткой    

          Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~19:08 03.03.16
        • 0
          nukemall sdfs nukemall sdfs
          04.03.1616:50:40

          С-37 «Беркут» — не «утка», а «интегральный триплан».

      • 0
        Нет аватара Kolyda
        03.03.1620:33:15

        Тут просто обратная стреловидность крыла, как у «Беркута"

        Вы голову с хвостом перепутали. У самолета на эскизе нормальная стреловидность, а вот винт у него сзади, толкающий, и горизонтальное оперение в носу. Потому и Утка!

        • 2
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          03.03.1621:28:00

          я уже привел фотку грипена. там нет винта, но он утка и с реактивным двигателем. дело не в винте. а стреловидность по отношении к схеме «утка» даже рядом не стояла.

          • 0
            Нет аватара Kolyda
            03.03.1621:37:06

            а стреловидность по отношении к схеме «утка» даже рядом не стояла.

            Да, в тридцатые годы испытывались машины по схеме Утка без всякой стреловидности. Были у меня фото в одной из мемуарных книг наших летчиков-испытателей, с переездом все пропало.

            • 2
              d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
              03.03.1621:49:34

              на дозвуковых скоростях прямое крыло работает лучше (см. Су-25), а про большие скорости в тридцатые и не задумывались, а уж об обратной стреловидности… Но какое это имеет отношение именно к схемам ЛА? Еще раз укажу Вам на тот же Грипен

  • 1
    Нет аватара k_v
    03.03.1609:33:12

    визуально кажется что отсеки шасси перекрывают каналы воздухозаборников, интересно как они там расходятся

  • 6
    Нет аватара YS
    03.03.1610:45:18

    Я смотрю самолет у нас сделать проще, чем автомобиль. Компоненты все свои (в самолете угадываются компоненты от других самолетов, тот же як-130), опыт есть. Я так понимаю быстро делали эту модель. А автомобильные заводы у нас **дохоются с новыми моделями фиг знает сколько =) Все это конечно справедливо сказано, если этот самолет действительно быстро делали. А то я может быть не в курсе подробностей проектирования =)

    Отредактировано: YS~10:48 03.03.16
    • 3
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      03.03.1610:58:16

      Я смотрю самолет у нас сделать проще, чем автомобиль. Компоненты все свои (в самолете угадываются компоненты от других самолетов, тот же як-130), опыт есть. Я так понимаю быстро делали эту модель. А автомобильные заводы у нас **дохоются с новыми моделями фиг знает сколько =)

      Основные этапы программы

      2007 год — рождение концепции, начало эскизного проектирования.

      Август 2009 года — демонстрация на международном авиасалоне МАКС-2009 полноразмерного макета самолёта[1].

      Согласование ТТЗ с Заказчиком

      Март 2010 года — получение КБ лицензии на разработку авиационной техники, в том числе двойного назначения.

      Март 2014 года — участие проекта самолёта СР-10 в открытом конкурсе Министерства обороны России на самолёт первоначального обучения.

      23 августа 2015 года — торжественная выкатка самолёта СР-10 из сборочного цеха в присутствии представителей Министерства обороны и авиапромышленности России.

      25 декабря 2015 года — первый полет опытного образца самолета СР-10.

      Итого 8 лет от начала проектирования до первого опытного. У автопрома (в том числе отечественного) обычно сейчас 2-3 года от начала до серийного производства. До первого опытного не больше 1-1,5 года. И к чему был ваш тупой наброс???

      • 17
        Форестер Форестер
        03.03.1613:55:17

        И к чему был ваш тупой наброс???
        вы если неспособны дискутировать не извергая какашки, лучше молчите, умнее будете выглядеть

        Отредактировано: Форестер~13:59 03.03.16
        • 0
          shigorin shigorin
          03.03.1617:36:58

          Вы ещё скажите, что АвтоВАЗ -- это такой альтлинукс. 8-)

        • -2
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          03.03.1619:16:25

          Ну, ващет клонов заводить вроде запрещено    

          Еще раз вам повторю, если вам в вашем ТПТ не объясняли про технологическое проектирование — я не виноват    

          Вы хоть с этим разберитесь, а потом уже и дальше можно будет двигаться по тропе познания    

        • 1
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          03.03.1621:43:22

          ух-ты. даже интересно наблюдать за борьбу плюсов с минусами    

  • 6
    shrpv shrpv
    03.03.1610:50:51

    Ключевым элементом аэродинамической компоновки является высокорасположенное крыло с умеренной обратной стреловидностью (-10°) и развитым корневым наплывом. Такая форма крыла позволяет добиться высоких несущих свойств на больших углах атаки, что обеспечит повышенную манёвренность самолёта. Развитый наплыв в сочетании с умеренной обратной стреловидностью крыла позволяет сохранить упорядоченное обтекание всей поверхности крыла до больших значений угла атаки. Одновременно, применение крыла обратной стреловидности обеспечивает сохранение демпфирующих свойств крыла и эффективности элеронов до больших углов атаки, а в сочетании с корневым наплывом имеет лучшие характеристики поперечной устойчивости на больших углах атаки в сравнении с крылом прямой стреловидности.

    Возможна установка АИ-55

    Отредактировано: shrpv~11:05 03.03.16
  • 2
    Byvalnyi Byvalnyi
    03.03.1610:53:29

    Много фоток — хорошо, а ознакомить публику с ТТХ забыли   

    • 9
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      03.03.1611:02:23

      Расчётные данные самолёта СР-10

      Экипаж, чел. 2

      Максимальная маневренная скорость, км/ч 700

      Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч 900

      Максимальное число М полёта 0,85

      Практический потолок, м 6000

      Скорость отрыва, км/ч 190

      Посадочная скорость, км/ч 185

      Крейсерская скорость на H = 6000 м, км/ч 520

      Максимальная скороподъёмность у земли, м/с 60

      Максимальная дальность, км 1500

      Минимальный радиус установившегося виража, м 290

      Максимальная угловая скорость вращения по крену, рад/с 7

      Диапазон эксплуатационных перегрузок, ед +10…- 8

      Взлётный вес нормальный, кг 2400

      Взлётный вес максимальный, кг 2700

      Посадочный вес нормальный и максимальный, кг 2000

       http://crown-airforce.narod.ru/aviasalon/sr10.html 

      • 1
        Нет аватара alex1664
        04.03.1602:00:33

        Осталось сравнить с Як-130, у которого максимальный взлетный вес больше 10 тонн, а боевая нагрузка 3 тонны.

        Як и по цене и по возможностям давно уже боевой самолет с опцией обучения   

        Туда еще к обещанному локатору поставить двигатели с форсажем, и он уйдет на сверхзвук.

        А тогда сможет давить многие истребители, как сейчас штурмовики.

        И вот тогда обыватели прозреют и увидят настоящий учебный реактивный самолет   

  • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара СДВ-70
    03.03.1612:52:18

    Я б ему имя дал такое «Малышка»    

  • 1
    КАРЛ . КАРЛ .
    03.03.1613:14:50

    Отрадно что не забросили тему с обратной стреловидностью! Может быть тема обратной стреловидности когда-нибудь всплывёт в проектах перспективных фронтовых штурмовиков и корабельной авиации? Как считаете, разбирающиеся в вопросе?

    • 1
      Форестер Форестер
      03.03.1613:57:45

      «разбирающиеся в вопросе» в основном сидят на paralay, вам туда )

    • 2
      Нет аватара Neptus
      03.03.1617:22:59

      Это крыло имеет преимущество на малых скоростях(взлёт посадка) и пока непригодно для сверхзвуковых.

    • 0
      Space Predator Space Predator
      04.03.1601:40:00

      Тут дело не в том что забросили, схема крыла обратной стреловидности имеет огромные преимущества, но и недостаток один, слишком огромная нагрузка на планер самолёта на сверхзвуковых скоростях и потому центропланер нужно делать из дорогих и прочных материалов, а этот истребитель летает на дозвуковых скоростях и ему не страшны минусы обратной стреловидности, а вот плюсы в виде большей подъёмной силы, меньшего ЭПР, очень хорошей манёвренности этот самолёт имеет, ещё поставить ему переднее горизонтальное оперение по схеме «Утка» и ему много что будет по плечу ибо схема обратной стреловидности крыла компенсирует минусы переднего горизонтального оперения, то есть «клевок» скажем так, зато вывести из Штопора такой самолёт будет проще простого…

      • 1
        megajob megajob
        04.03.1603:10:01

        Мм про штопор, если такими темпами пойдет тема с двигателями с ОВТ, то скоро самолет который Сваливается, а не по сосбственному желанию входит в штопор — будет считаться ущербным и «прошлым веком». Мы вообще присутствуем при переломном моменте в авиации и я не про якобы «нивидимок», от которых фапаются американцы. Я про именно ОВТ, то что делают на последних модификация СУ, наши ассы — со стороны выглядит нарушением законов физики. Многотонная машина в небе как птица, свободна и прекрасна. Собственно сто лет назад, когда считалось что поворот нужно делать без наклона произошло именно такое революционное изменение.     И как сто лет назад РИ задает тон, «первую скрипку» в ансамбле Авиация.   

  • 0
    Нет аватара modul
    03.03.1613:34:22

    молодцы!!!

  • 6
    Нет аватара fram
    03.03.1613:48:00

    Официальныйц сайт КБ:

     http://kb-sat.ru/projects/cp10.shtml 

    Там очень толковый народ собрался.

    Мне рассказывали такую историю.

    Спроектировали они его давно. Долго мыкались во всех инстанциях .

    После участия проекта в конкурсе весной 2014 г (где они естественно пролетели), к ним пришли дагестанцы с какого-то дагестанского предприятия, имеющего отношение к авиации и говорят «Хотим первый дагестанский самолет». Ну и начали его строить.

    Потом об этом узнал Абдулатипов (глава республики), поехал к Шойгу и потребовал включить его в госпограмму. Шойгу приказал произвести экспертизу проекта. Она оказалась положительной.

    Результат мы видим.

    P. S. Кстати машина должна получиться ураган. Движок от Эльки при массе почти в два раза меньшей. Представляете, какая у нее тяговооруженность? Впрочем оно и по видео видно. А маневренность — обратная стреловидность она и есть обратная стреловидность.

    Отредактировано: fram~14:07 03.03.16
    • 2
      Ruslan Ruslan
      03.03.1621:50:33

      к ним пришли дагестанцы с какого-то дагестанского предприятия, имеющего отношение к авиации и говорят «Хотим первый дагестанский самолет».

      Всё проще. Этот самолёт не заинтересовал ни одно предприятие, вот и «САТ» пытается сделать отчаянный шаг -- производить его на махачкалинском «Авиаагрегате». Завод не приспособлен для сбора самолётов, поэтому «САТ» очень надеется, что Министерство обороны сначала вложится в завод, а потом закупит у них самолёты. Ассортимент продукции по самолётной части у «Авиаагрегата», прямо скажем, не густ.

      Ну и начали его строить.

      Самолёт собрали в Калужской области, там же его и в воздух подняли.

      поехал к Шойгу и потребовал включить его в госпограмму

      Вот так прямо взял и потребовал, что Шойгу от испуга приказал? У МО РФ был один конкурс в 2014-м году, и на этом конкурсе СР-10 пролетел, ибо он банально ТЗ не соответствовал. Что касается закупок МО РФ, то лично я ничего подобного не видел, а что видел -- это заказной пиар во всяких печатных и сетевых изданиях. Не получилось тогда в МО РФ пропихнуть -- пробуют пропихнуть теперь через Абдулатипова. СР-10 МО РФ нужен как собаке пятая нога, ибо для начального обучения нужен максимально простой поршневой самолет (типа Су-29 или Як-152), а для продвинутого обучения нужен реактивный учебно-боевой (типа МиГ-АТ и Як-130), а СР-10 -- это ни то, ни сё. Поэтому, если МО РФ даже и купит партию СР-10 (если сверху протолкнут), то я сильно сомневаюсь, что их и дальше будут закупать, ибо как я сказал ранее, МО РФ он нужен как собке пятая нога. Вот для гражданки (для всяких ДОСААФ) СР-10 был бы в самый раз, но тут, во-первых, с сертификацией будут проблемы, во-вторых, гражданский рынок в России такой техники сильно маленький (в смысле неприбыльный), а за бугром своего добра хватает.

      В общем, как по мне, перспективы у СР-10 сильно туманны. В любом случае займёт достойное место в музее.    

      Отредактировано: Ruslan~10:57 04.03.16
      • 0
        Нет аватара fram
        04.03.1619:03:57

        И в чем Ваше изложение событий противоречит моему?

        Вы же все практически дословно повторили.

        Единственная разница, Вы считаете его ненужным, а я — очень нужен.

        К примеру, отсеивать курсантов, которых готовят к полетам на современных истребителях на самолетах девяностолетней давности — анахронизм. Это плодить среди летчиков дебилов с хорошими рефлексами.

        А вот этот более менее подходит. Пусть чуть подороже, но зато более приближен к тому, на чем курсантам реально летать придется.

        Отредактировано: fram~02:17 05.03.16
        • 0
          Ruslan Ruslan
          05.03.1602:33:51

          Нужен-не нужен -- это пусть теперь МО РФ решает.

          Меня лишь позабавило, как пришёл грозный Абдулатипов и потребовал.     И неверная информация, что самолёт одобрен МО. Не одобрен.

          • 0
            Нет аватара fram
            05.03.1603:26:18

            А я наоборот верю   

            Вы просто недооцениваете талант наших кавказских друзей достать кого угодно. Именно эмоционально требуя и доказывая   

            А что значит «одобрен»? Испытания идут? Вот по результатам и будут смотреть.

            Як-152 ваш дорогой дальше модельки так и не шагнул до сих пор. Хотя конкурс два года назад выиграл. Яковлевцы умудрились за два года не собрать самолет девяностолетней по сути давности. Коий в гараже на коленке им собрала бы пара-тройка мастеров за месяц. Вот где жопа.

            А уж точно не СР-10.

            P. S. Ну не за месяц, а за полтора. Движок какой немецкий б/у-шный для него цельную неделю -две перебирать   

            Отредактировано: fram~03:34 05.03.16
            • 0
              Ruslan Ruslan
              05.03.1611:43:16

              Вы просто недооцениваете талант наших кавказских друзей достать кого угодно.

              Я родился в Дагестане и просто не хочу его переоценивать. Особенно в таких важных делах, как авиастроение.     Достать МО просто невозможно, даже Госдепу США, а Вы -- про «кавказских друзей».

              Испытания идут?

              Госиспытаний нет.

              Як-152 ваш дорогой дальше модельки так и не шагнул до сих пор. Хотя конкурс два года назад выиграл. Яковлевцы умудрились за два года не собрать самолет девяностолетней по сути давности. Коий в гараже на коленке им собрала бы пара-тройка мастеров за месяц. Вот где жопа.

              Вы причастны к разработке и закупке, и в курсе, как там на сегодня дела обстоят c Як-152? Тут главное, что МО в Як-152 заинтересовано, ибо именно МО финансирует его разработку, и есть озвученное желание (по завершении ОКР) купить 150 машин.

              Да и самолет почти готов: первый полет намечен на первый квартал 2016-го. С Як-152 можно чуток потянуть, ему не в убыток будет.    

  • 4
    OptimEast OptimEast
    03.03.1614:50:32

    А зачем он нужен в серийном производстве при наличии Як-130?

    • 4
      Нет аватара Zor
      03.03.1614:54:46

      Як-130 сильно дороже. И в производстве и в эксплуатации.

      • 2
        Урий К Урий К
        03.03.1615:22:50

        А Як-152 будет дешевле. В эксплуатации так уж точно.

        • 2
          Нет аватара Zor
          03.03.1616:05:14

          Як-152 не реактивный.

        • 3
          schwarzer schwarzer
          03.03.1616:21:43

          Для Як-152 нет российского двигателя,а в условиях санкций — это критично.

    • 1
      schwarzer schwarzer
      03.03.1616:16:00

      СР-10 учебно-тренировочный,а Як-130 учебно-боевой,разницу улавливаете? Первый для базовой подготовки,второй для боевой подготовки.

    • 4
      Нет аватара Neptus
      03.03.1617:01:39

      Як-130 это для военных лётчиков, для реальной отработки на полигоне применения вооружения.

      Если нет тренировок с оружием, то СР-10 более оптимален для начальной подготовки военных (отсев), гражданских, частных любителей и спортсменов. Малая масса и габариты, малая необходимая площадь взлётно-посадочной полосы, малый расход топлива, наименьшие трудозатраты на обслуживание и хранение, даже в черте города.

      Отредактировано: Neptus~17:14 03.03.16
  • 2
    Нет аватара Speereo
    03.03.1615:08:12

    частный самоль бы из него! На четверых.

    • 0
      Нет аватара Neptus
      03.03.1617:08:17

      Там и так «как чудо» впихнули два человека.

      Как развитие, в новой модели, можно сделать всё, что угодно,… за ваши деньги.

  • 1
    Антон Валерьевич Антон Валерьевич
    03.03.1616:28:25

    Красивый такой, компактный. Сколько такой интересно стоит?

  • 0
    Нет аватара Commentator
    04.03.1608:12:13

    Может тут кто-нибудь объяснит, для чего эти дырочки на шлеме пилотов?

  • 0
    Aleksandr Krecet
    04.03.1612:57:51

    Наш ответ Грипену, надеюсь создатели данной машины попадут в оборонзаказ и выпустят на его базе боевую машину для экспорта, легкий штурмовик к примеру.

  • 0
    Нет аватара icyborn
    04.03.1622:00:26

    Так, так, что тут у нас? Композитный планер, S-образные воздухозаборники — да это же штельз!

  • 0
    Нет аватара Umbrella
    10.03.1611:20:15

    Красивый… очень…

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт, или вы можете воспользоваться вашим аккаунтом в LiveJournal, или в других социальных сетях: OpenId OpenID Вконтакте Twitter Yandex facebook Google Mail.ru