Симон Гдальевич Кордонский -- очень интересная фигура, я бы
даже сказал, знаковая. Как-никак, редко встретишь человека,
который смог бы вырастить собственную социологическую теорию (а
то и целую социальную философию), опираясь на собственные полевые
исследования. Собственно, всё началось с того, что научный
руководитель Кордонского (ФИО не помню уже), исполняя заказ из
Москвы, накосячил, а потому послал учеников разбираться, что
именно пошло не так. Вот так Симон Гдальевич, по его словам, и
увидел, что действительность сильно отличается от того, как всё
принято было считать в СССР. Более того, она не подпадала под все
известные социологические теории. Вот так и родилась теория
Кордонского, однако, прежде чем говорить о ней, я бы хотел пару
слов сказать про его метод -- так называемые "веерные
матрицы".
Об М.А. Розове я случайно узнал в начале марта этого года -- к сожалению, больше чем через год после его смерти. Особенно если учесть, что до этого три года подряд у меня была возможность с ним познакомиться и чему-то у него научиться.
Вот, вкратце, основы его теории. Представьте себе эстафету: один человек бежит, пока не добежит до своего товарища, которому эту эстафету и передаст -- и бежать теперь должен он. Как оказалось, по этой схеме работает много что. Мастер в цеху, который готовит подмастерье себе на смену, тоже передаёт своеобразную эстафету. Когда бюрократ уходит с работы и на его место приходит кто-то другой, кто будет заниматься этой же деятельностью, -- это тоже эстафета. Поэтому Розов ввёл термин "социальная эстафета" для описания всего этого набора явлений, когда один субъект совершает некоторое действие, которое будет образцом для другого субъекта, а его действие -- для третьего и т.д. Эти элементарные образцы поведения, передающиеся социальными эстафетами, никогда не существуют как нечто обособленное, они всегда находятся в контексте других образцов. Поэтому когда человек воспринимает новый образец, он будет воспроизводить его в рамках того контекста, который был у него раньше, то есть никогда не воспроизведёт точно. Таким образом, само действие может измениться до неузнаваемости: древний ритуал, о котором знать могли только избранные, может стать просто делом вредной привычки, как это стало с курением. Может радикально различаться отношение к нему и его цель: так, один человек может просто зарабатывать леньги на стройке, а другой -- строить великолепное архитектурное сооружение, хотя делать они будут ровно то же самое.
Я решил сделать несколько статей на сайте, посвящённых современным отечественным философам. Под "современными" я буду понимать тех, чьё "акме" (35-45 лет) пришлось на 2 половину XX века или уже на XXI -- при этом не важно, живы они или нет. Под "отечественными" -- тех, кто большую часть времени до своих 35 лет прожил в России/СССР, сформировался в нашей культурной традиции и считает/считал русский язык родным (или одним из).