стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
18

День авиации Военно-морского флота России

  •  © ic.pics.livejournal.com

17 июля летчики российского Военно-морского флота (ВМФ) отмечают свой профессиональный праздник — День авиации ВМФ России.

Праздник был учрежден в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», а дата выбрана в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем.

С момента зарождения самолетостроения в России делались попытки использовать аэропланы для нужд армии и флота. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе «О типе морского аэроплана» изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. Он же разработал проект специального аэроплана с усиленным шасси, что вызывалось условиями посадки на корабль. Весной 1910 года группа российских морских офицеров и нижних чинов была отправлена для обучения воздухоплаванию за границу.

Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.

Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки, что объяснялось дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.

Первые подразделения морской авиации в России были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912-1914 годах. В 1915-1916 годах на вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Дмитрия Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени летными характеристиками. К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

Официальная история от Министерства обороны Российской Федерации гласит, что 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 г. на Балтике произошёл воздушный бой четырёх самолётов с гидроавиатранспорта «Орлица» с четырьмя германскими самолётами. Вот как описывается бой в популярной литературе:

«В этот день линкор «Слава» и два миноносца Балтийского флота вели огонь по немецким береговым батареям у Рагоцема. Четыре гидросамолёта с авиатранспорта «Орлица» прикрывали с воздуха наши корабли. Около 9 часов утра лейтенант Петров и наблюдатель мичман Савинов, возвращаясь к своему авиатранспорту, на высоте 1500 м обнаружили в воздухе группу немецких аэропланов. Сблизившись с одним из самолётов противника на дистанцию 15 м, самолёт Петрова открыл пулемётный огонь. Немецкий аэроплан, получив повреждения, приводнился, и оба немецких лётчика оказались в воде. Два русских гидроаэроплана приводнились рядом со сбитым самолётом и, несмотря на огонь немецких береговых орудий, подобрали из воды пленных, а подошедший к месту падения русский миноносец снял с самолёта пулемёт и некоторые приборы. В это время три других гидроаэроплана «Орлицы» вели бой с тремя оставшимися немецкими самолётами. В результате боя, был сбит ещё один вражеский самолёт, который упал в расположении противника. Наши самолёты потерь не имели. Позже из допроса пленных выяснилось, что их аэроплан входил в состав группы из четырёх машин, специально посланной для уничтожения «Орлицы» с её самолётами, прикрывавшими с воздуха русские корабли.

На Черном море первый опыт использования морской авиации состоялся 24 марта 1915 года: русская эскадра совершила поход к Румелии (р-н Турции в Европе), в составе эскадры был «Николай I» с 4 самолётами. Планировали использовать их для воздушной разведки, но затем их использовали для бомбового удара по береговым объектам. Это был первый опыт действия Русской морской авиации у вражеских берегов. 27 марта 1915 года эскадра с участием уже 2-х авиатранспортов (крейсер «Алмаз», «Николай»), самолёты провели разведку пролива и установили, что крупных кораблей нет, сбросили 3 бомбы на береговые укрепления и миноносец.

К апрелю 1915 года авиаотряд вырос до 18 самолётов, в апреле поступило 5 гидросамолётов ФБА, с мая старые самолёты Кертиса, стали заменять гидропланами М-5 конструктора Д. П. Григоровича.

3 мая русские гидросамолёты совершили 1-й налёт на столицу османов — Стамбул. Эти действия показали, что авиация начинает играть большую роль не только для разведки, но и для атакующих действий. До конца года совершенствовалась боевая подготовка, взаимодействие экипажей самолётов и кораблей. В октябре 1915 года русская эскадра совершила поход к берегам Болгарии, обстреляны Варна, Евксиноград, 25-го совершён налёт авиации.

На 1 января 1916 года в Черноморском авиаотряде было: 30 офицеров, 371 иного персонала, 30 самолётов, 2 авиатранспорта и крейсер «Алмаз». В конце года в строй вошёл еще один авиатранспорт «Румыния». Черноморский отряд состоял из 1 и 2-го корабельных отрядов (на «Николае» и «Александре» — 13 лётчиков), гидроавиационный отряд Кавказского фронта (8 лётчиков), учебно-боевая часть в Круглой бухте (5 лётчиков), началось формирование отряда дирижаблей.

8-15-го января были проведены учения, отрабатывались приёмы аэрофотосъемки, разведки, бомбометания. 24-го января русская эскадра подошла к Зунгулдаку. Зунгулдакский угольный р-н был вторым по важности районом воздействия Русского флот (после Босфора). Из-за неразвитости железнодорожной сети, уголь перевозили в основном морем. Обычно удар по нему наносили только корабли, летчики получили задание разбомбить пароход, второстепенными целями были порт, электростанция, железная дорога. Хотя летчикам мешала сильная облачность и зенитный огонь, они смогли сбросить 18 больших и 20 малых бомб, подожгли и утопили 7000-тонный пароход и несколько судов, разрушили здание железнодорожного узла, подожгли несколько шахт.

Подобная операция была проведена 25 августа против австро-немецких сил в Варне, но этот раз враг оказал сильное сопротивление, при уходе эскадры её атаковали вражеские самолёты, сбросившие несколько десятков бомб.

Еще одной задачей для гидроавиации была помощь в проведении крупных десантных операций. В апреле 1916 года оба авиатранспорта участвуют в сопровождении транспортной флотилии из 27 судов из Новороссийска и Мариуполя в р-н Ризе. Самолеты прикрывали высаживающиеся войска с воздуха и осуществляли противолодочную защиту. Месяц спустя «Александр» участвовал в высадке десанта у Трапезунда.В начале декабря 1916 года в составе авиаотряда было 45 гидросамолётов М-5 (разведчик, корректировщик артогня), 45-ть М-9 (тяжёлый гидросамолет для нанесения бомбовых ударов по береговым объектам и кораблям), 10-ть М-11 (первый в мире(!) гидросамолёт-истребитель) все русского производства, конструктора Д. П. Григоровича.

  • Черноморский флот в годы Первой Мировой войны. Часть 3
  • Черноморский флот в годы Первой Мировой войны. Часть 3
  •  © topwar.ru

По состоянию на 1 января 1917 г., российская Морская Авиация являлась внушительной силой и имела в своём составе 264 аэроплана разных типов. Из них 152 самолёта и 4 малых управляемых аэростата находились на Черноморском флоте, 88 самолётов — на Балтийском. Ещё 29 самолётов имелось в Петроградской и Бакинской офицерских авиашколах. Только с сентября 1916 г. по май 1917 г. морское ведомство получило 61 гидросамолёт конструкции Григоровича М-11 и М-12; из них 26 летали на Чёрном море, около 20 поступили на Балтику. В черноморских и балтийских авиационных частях служили, соответственно, 115 и 96 офицеров, 1039 и 1339 кондукторов, унтер-офицеров и рядовых. Звание «морской лётчик» официально имели 56 черноморцев и 46 балтийцев.

  • Боевой вылет гидросамолёта М-9
  • Боевой вылет гидросамолёта М-9
  •  © airaces.ru

Одновременно с ростом численного состава флотской авиации, совершенствовалась её организационная структура. В середине января 1917 г. закончилось формирование Воздушной дивизии Чёрного моря под начальством капитана 1 ранга М.И. Федоровича. Подобное авиационное соединение на Балтике, под командованием капитана 1 ранга Б.П. Дудорова, завершило формирование в мае того же года.

По состоянию на конец ноября 1917 г., в составе Морской Авиации России находились 240 самолётов М-9, М-5, М-11, М-20. Из них в составе Балтийской воздушной дивизии было 88 самолётов, Черноморской — 152.

Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 году и принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом (ныне Санкт-Петербург), на Балтике, Черном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере.

В 1920 году морская авиация была передана в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот (с 1924 года — Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Красной армии, ВВС РККА). С мая 1935 года по январь 1937 года она входила в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), затем вновь была переподчинена ВВС РККА. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, которые к началу Великой Отечественной войны (1941-1945) насчитывали около 2,5 тысяч самолетов. Из них были сформированы на каждом флоте (Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном) по две авиационные бригады и по несколько отдельных эскадрилий. Морская авиация в своем составе имела 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев.

К 21.06.1941 в составе советской морской авиации насчитывалось около 2 500 боевых самолетов. В основном это были бомбардировщики СБ и ТБ-3, торпедоносцы-бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф, истребители И-15бис, И-153, И-16, Як-1 и МиГ-3, а также гидросамолеты МБР-2 и Че-2. В процентном отношении состав морской авиации выглядел следующим образом. На долю бомбардировщиков приходилось — 14%, торпедоносцев — 9,7%, истребителей — 45,3%, гидросамолеты (разведчики) — 25% боевого состава. Остальные 6% самолетов приходились на самолеты специального назначения и вспомогательную технику.

На Балтийском флоте было 3 авиабригады, 2 отдельных авиаполка и 7 отдельных эскадрилий. На Черноморском флоте — 2 авиабригады, 2 отдельных авиаполка, 2 авиаотряда и 13 отдельных эскадрилий. В составе Северного флота находилось 2 отдельных авиаполка и 1 эскадрилья. Боеспособность авиации ВМФ в целом была достаточно высокой: свыше 50% всех экипажей имели летный стаж более 2-х лет, около 2/3 летчиков разведывательной авиации и половина летчиков бомбардировочной авиации были подготовлены к боевым действиям ночью. Ведущие экипажи бомбардировочной и минно-торпедной авиации обладали достаточными навыками для действий против подвижных морских целей.

Использование морской авиации для ее действий в интересах сухопутных войск часто происходило неорганизованно, без знания расположения войск противника и своих войск, часто без должного прикрытия истребительной авиацией. Большинство решаемых задач были несвойственны морской авиации, что приводило к существенным потерям в людях и технике. Так с 22 по 26 июня — было потеряно 20 самолетов (боевые потери — 18, небоевые — 2), а в период с 26 июня по 3 июля уже 82 машины. Военно-воздушные силы советских флотов решали примерно одинаковые задачи, но затрачивали на них далеко не равные усилия, что, естественно, во многом зависело от конкретной складывающейся на фронте обстановки, условий базирования, наличия сил и средств, а также множества других факторов.

  •  © topwar.ru
Гидросамолеты МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй) Черноморского флота

К примеру, авиация Балтийского флота примерно 1/3 от общего числа своих самолетовылетов во время войны совершила в интересах сухопутных войск, в то время как на Северном флоте таких вылетов было в 5 раз меньше. В то же время авиация Северного флота 1/5 своих вылетов произвела для защиты своих коммуникаций, что на Балтике не являлось первостепенной задачей. Авиация Северного флота использовалась для отражения немецкого наступления на Мурманск, а уже после стабилизации фронта для защиты морских конвоев (союзнических и наших), а также баз флота. Морские конвои имели для СССР очень важное значение — все перевозки в Заполярье осуществлялись только морским путем.

В связи со своей исключительной ролью в течение 1941-1942 годов авиация Северного флота была существенно усилена. Уже в июле 1941 года с КБФ на север была перебазирована эскадрилья самолетов СБ, к концу года был сформирован полк на истребителях Харрикейн, а в январе 1942 года флоту был передан полк тяжелых истребителей Пе-3. В течение самого первого года войны на Северный флот из резерва авиации ВМФ было передано 5 авиаполков. В 1942-1943 годах, не смотря на потери, здесь всегда поддерживался уровень боеготовых самолетов в 280-300 единиц.

Авиация Краснознаменного Балтийского флота во время оборонительных боев в Прибалтике, наносила удары по неприятельским аэродромам и технике, поддерживая наши сухопутные войска, штурмовала танковые и моторизованные колонны противника. В августе 1941 года именно летчики КБФ провели одну из самых известных операций в истории военно-морской авиации СССР. В ответ на бомбардировки Москвы и ряда других мирных советских городов — летчики Балтийского флота провели серию налетов на столицу фашистской Германии — Берлин. Их полеты вглубь немецкой территории стали своего рода предупреждением фашистам о ждущем их в будущем возмездии.

Бомбардировки Берлина осуществлялись силами военно-морской авиации Балтийского флота с аэродрома Кагул с крупнейшего острова Моонзундского архипелага, который контролировался советскими войсками, хотя и был расположен уже в глубине быстро продвигающихся войск вермахта. С 7 августа по 5 сентября советская авиация сбросила на Берлин около 21 тонны бомб. Участвовала авиация Балтийского флота и в отражении сентябрьского наступления немцев на Ленинград. Только для прикрытия важнейшей дороги жизни, проложенной по льду Ладожского озера, летчики-балтийцы произвели около 8 000 самолетовылетов.

  •  © topwar.ru
Истребители И-16 4-го гиап ВВС БФ на аэродроме Новая Ладогa

Авиация Черноморского флота в течение июня 1941 года систематически наносила удары по портам, нефтепромыслам и военно-морским базам противника. В дальнейшем авиация в основном была перенаправлена на содействие сухопутным войскам, которые обороняли Одессу и Севастополь, а позднее вели бои на Кавказе. При этом на всех флотах с первых же дней войны началась ожесточенная борьба за господство в воздухе. Морская авиация часто выполняла задачи по защите баз флота и своих аэродромов, а также наносила удары по неприятельским аэродромам.

В 1943 году начался процесс количественного и, что самое главное, качественного обновления морской авиации. В короткий срок соединения фронтов были перевооружены на новые самолеты. В авиаполки поступали торпедоносцы и бомбардировщики Ил-4 и А-20Ж, а также пикирующие бомбардировщики Пе-2, новые истребители Ла-5 и Ла-7, а также Як-3, Як-7, Як-9. Значительное значение приобретала штурмовая авиация, которая вооружалась знаменитыми штурмовиками Ил-2. В результате своего перевооружения советская морская авиация смогла активизировать свои действия, в особенности на морских сообщениях Германии и ее сателлитов.

К началу 1944 года в авиации Северного флота насчитывалось 298 самолетов, Балтийского 313, Черноморского 429. В дальнейшем и до самого конца войны, на Севере и на Черном море поддерживался уровень около 400 самолетов, а на Балтике число самолетов было доведено до 787. На Черном море авиация флота при поддержке подводных лодок и торпедных катеров содействовала срыву эвакуации немецких войск с Крымского полуострова.

Уже после окончания Великой Отечественной войны вступила в дело и авиация Тихоокеанского флота, которая к началу войны с Японией имела в своем составе около 1 500 самолетов, которые были сведены в 6 авиадивизий (2 истребительных, 2 смешанных, бомбардировочную и минно-торпедную), а также 10 отдельных авиаполков и 14 эскадрилий. Летный состав, который в большинстве свом прибыл с других флотов, уже обладал существенным боевым опытом. Одной из главных боевых задач авиации Тихоокеанского флота стало обеспечение морских десантных операции. В целях нарушения японских морских сообщений авиация флота наносила бомбово-штурмовые удары по захваченным Японией корейским порта Сейсин и Расин.

В послевоенные годы морская авиация прошла перевооружение на реактивные самолеты, получила новые средства поражения — управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, торпеды и ракеты с ядерными зарядами и др. В 1960-1961 годах была ликвидирована минно-торпедная и истребительная авиация и созданы новые рода авиации — ракетоносная и противолодочная. С созданием советских авианесущих кораблей появилась палубная авиация.

В современной России морская авиация является родом сил Военно-морского флота, предназначенным для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты и вертолеты различного назначения.

Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).

По месту базирования подразделяется на палубную авиацию (на авианесущих кораблях) и авиацию берегового базирования (на аэродромах).

Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полета, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.

В 2017 году морскую авиацию ВМФ пополнили новые летательные аппараты, велось обновление имеющейся техники по нескольким направлениям. Так, шла работа по перевооружению сил оперативно-тактической авиации берегового базирования морской авиации ВМФ на самолеты Су-30СМ, которые в дальнейшем станут их основным самолетом. В 2018 году в морской авиации продолжится работа по модернизации парка летательных аппаратов, имеющих значительные сроки службы. Это касается модернизации самолета Ил-38 в вариант Ил-38Н «Новелла» и обновления парка вертолетов Ка-27 на Ка-27М, который в ближайшем будущем составит основу противолодочных сил и сил целеуказания для корабельных группировок.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,