стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
31

Перспективы гражданской продукции «Уралвагонзавода»

Созданные на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) мощности должны выпускать высокотехнологичную продукцию и технику. К 2025 году доля «гражданки» в ОПК должна быть доведена до 30%, а к 2030 году — до 50%.

И одним из флагманов данного процесса должен стать Ростех — в госкорпорацию входит более половины всего российского ОПК. Корпорация поставила себе амбициозную задачу: выйти на показатель 50% уже к 2025 году в среднем по госкорпорации. Уже сегодня доля гражданской продукции предприятиях превышает 30%. И лидерами становятся компании, которые традиционно производили именно военную продукцию. В их числе — НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ).

Вагоносборочный цех Донат Сорокин/ТАССВагоносборочный цех Донат Сорокин/ТАСС © phototass4.cdnvideo.ru

Вагоносборочный цех

Сейчас на УВЗ, производящем известные на весь мир танки Т-14 «Армата», Т-90, Т-80 и Т-72 различных модификаций, не просто развиваются гражданские направления, а осваивается выпуск новой продукции, которая ищет свои рынки сбыта.

В 2018 году доля продукции гражданского назначения, производимой предприятиями УВЗ, в общем объеме промышленной продукции составила более 39,8%. Прогноз на этот год — около 40,9%.

Основную долю гражданской продукции корпорации составляет продукция железнодорожного назначения — порядка 85%. «Уралвагонзавод» традиционно выпускал вагоны, и до недавнего времени по ним шел ежегодный прирост. Спрос был довольно высокий, и заводы «чувствовали себя в благоприятных условиях». Сейчас в силу ряда причин спрос падает. Появился профицит продукции железнодорожного назначения.

По итогам первого полугодия 2019 года два ведущих российских производителя грузовых вагонов — ОВК (Объединенная вагонная компания) и УВЗ — суммарно контролируют почти 2/3 рынка грузового вагоностроения. При этом их рыночная доля по итогам 2018-го и первого полугодия 2019-го постепенно сокращается.

В сегменте специализированного подвижного состава лидерами по реализации стали фитинговые платформы, хопперы-зерновозы, хопперы-минераловозы и крытые вагоны. В прошлом году доля производства полувагонов по отношению к спецпарку составляла 60,1%, за шесть месяцев этого года снизилась до 52,7%.

Следовательно, доля спецпарка растет и производители, специализирующиеся на его производстве, наращивают свое присутствие на рынке.

Хоппер-зерновоз Пресс-служба "Уралвагонзавода"Хоппер-зерновоз Пресс-служба "Уралвагонзавода" © phototass2.cdnvideo.ru

Хоппер-зерновоз

Есть задача к 2025 году увеличить транзит из Китая в Европу примерно в четыре раза, поэтому в первую очередь будут востребованы контрейлерные и фитинговые платформы. Для них УВЗ совместно с Федеральной грузовой компанией (ФГК) разработали новую универсальную контрейлерную платформу. Ее особенность — заниженный уровень пола для перевозки автомобилей до 19 метров, применение съемных фитинговых упоров для контейнеров и возможность транспортировать гусеничную технику. И первая такая платформа уже находится в пробной эксплуатации.

Универсальная контрейлерная платформа Пресс-служба "Уралвагонзавода"Универсальная контрейлерная платформа Пресс-служба "Уралвагонзавода" © phototass4.cdnvideo.ru

Универсальная контрейлерная платформа

Всего на сети 1,133 млн вагонов, и если в течение трех лет будет производиться по 60 тыс. вагонов при условии снижения объемов их списания, общий парк превысит 1,3 млн единиц, что уже критично для эксплуатации на сети. В УВЗ делают все для того, чтобы в момент падения спроса на подвижной состав иметь такой продукт, который будет востребован даже в условиях низкого рынка.

Еще одно гражданское направление — разработка рефрижераторных контейнеров. Сейчас парк таких вагонов либо старый, либо они поступают из Китая. Контроля за их оборотом нет — ввозят через таможню серыми схемами.

К реализации проекта «Инновационные 40-футовые рефрижераторные контейнеры для перевозки рыбы и скоропортящихся продуктов» с декабря 2017 года приступил «Омсктрансмаш» — предприятие, занимающееся модернизацией танков Т-80БВМ и известное на весь мир своими тяжелыми огнеметными системами ТОС-1А «Солнцепек». Приоритетным аспектом реализации этого проекта является снижение зависимости отечественных предприятий-перевозчиков от закупок иностранной продукции. Цель — разработка отечественного рефрижераторного контейнера типоразмера 1ААА (40 футов) с автономной холодильной установкой и полным комплектом автоматики, с возможностью подключения холодильной установки к внешним источникам энергии.

На сегодняшний день разработана и утверждена Российским морским регистром судоходства конструкторская документация на 40-футовый рефрижераторный контейнер. «Омсктрансмаш» в 2020 году планирует приступить к изготовлению шести опытных образцов для того, чтобы их сертифицировать. К 2022 году предприятие планирует выйти на проектную мощность производства до 500 контейнеров в год

По другим же продуктам у УВЗ есть несколько ключевых направлений — это дорожно-строительная техника (Челябинский тракторный завод). Интерес к такой продукции уже есть и за рубежом.

Трактор производства ЧТЗ Пресс-служба "Уралвагонзавода"Трактор производства ЧТЗ Пресс-служба "Уралвагонзавода" © phototass2.cdnvideo.ru

Трактор производства ЧТЗ

Так, в 2018 году Челябинский тракторный завод впервые поставил в Казахстан два самых мощных бульдозера из своей продуктовой линейки — модели ДЭТ-400. Машины относятся к 25 тяговому классу. В зависимости от комплектации их вес может варьироваться от 36 до 42 тонн. Их отличает не только мощный двигатель в 370 лошадиных сил, но и высокая маневренность. Техника способна разгоняться до 16 км/ч, в том числе задним ходом.

Вагон-лесовоз Пресс-служба "Уралвагонзавода"Вагон-лесовоз Пресс-служба "Уралвагонзавода" © phototass1.cdnvideo.ru

Вагон-лесовоз

Также есть несколько предприятий, которые выпускают смежную технику (вездеходы для МЧС, колесно-гусеничные экскаваторы, машины для лесной промышленности и другое). Такая продукция отличается узким спектром заказчиков, но имеет стабильный спрос. Ее продажи формируют существенный объем выручки выпускающих предприятий.

Есть в УВЗ предприятия, которые занимались исключительно военной продукцией, поэтому приходится поднимать их выручку по гражданской продукции практически с нуля.

Например, Екатеринбургский завод № 9 — главная российская «кузница» артиллерийских стволов для танков и самоходных артиллерийских установок — все же нашел свою нишу. В рамках диверсификации здесь выполняются работы по механизированной обработке высокой точности и изготовлению изделий по чертежам заказчика. Основная номенклатура — оси для высокоскоростных электропоездов.

Оси для высокоскоростных электропоездов Пресс-служба "Уралвагонзавода"Оси для высокоскоростных электропоездов Пресс-служба "Уралвагонзавода" © phototass3.cdnvideo.ru

Оси для высокоскоростных электропоездов

Также проводятся работы по механической обработке опытной партии шестеренных насосов и моторов из высокопрочного чугуна ВЧ50 для инозаказчика. Среднегодовая потребность компонентов составит 3 тыс. штук, объемы запланированных заказов позволят максимально загрузить мощности завода.

Однако в корпорации остались заводы, которые с «гражданкой» тяжело «подружить», — это ремонтные предприятия для военной техники. Но и для них в УВЗ ищут любые заказы на невоенную продукцию.

На недавнем совещании в правительстве было заострено внимание на создании в стране мусоросортировочных заводов. Сегодня это одно из наиболее приоритетных и перспективных направлений в нашей стране. Не так давно этим новым направлением стал заниматься ЦНИИ «Буревестник», создающий различные артиллерийские системы и боевые модули как для сухопутной, так и для морской техники.

Проект по производству мусоросортировочных комплексов реализуется при поддержке Минпромторга и соответствует требованиям национального проекта «Экология», добавляет он. Этот проект в каждом регионе РФ позволит увеличить объем переработки вторсырья с 6% до 36%. Предусмотрено создание более 40 отечественных мусоросортировочных комплексов до 2029 года в различных субъектах нашей страны.

На автоматизированном мусоросортировочном комплексе будут обрабатываться твердые коммунальные отходы. Поток подвергнется нескольким этапам обработки, в процессе которых отбираются различные фракции, включая полезные компоненты, запрещенные к захоронению (стекло, бумага, картон, металл и пластик), которые направляются на вторпереработку. Глубина отбора полезных фракций составляет до 90%. В УВЗ не сомневаются, что компетенция и возможности «Буревестника» позволят это сделать.

На сегодняшний день предприятием отобрана технология производства американской фирмы BHS, подписано лицензионное соглашение о трансфере технологии и локализации производства оборудования. Ведется НИОКР по адаптации рабочей документации, которая завершится до конца 2019 года, сейчас подано десять частных концессионных инициатив с участием продукции ЦНИИ «Буревестник» на строительство мусоросортировочных комплексов в Свердловской и Калининградской областях, а также в Республике Коми и так далее".

Первый комплекс планируется ввести в эксплуатацию в 2021 году, в последующем производственная мощность составит более четырех комплексов в год. К концу 2021-го на «Буревестнике» планируют смонтировать от одной до трех линий мусоросортировки.

С уверенностью можно сказать, что в настоящий момент в России аналогов данному проекту нет, поскольку отрасль только начала развиваться.

В 2018 году корпорация УВЗ возобновила работу над производством новых трамваев. Они уже ездят в Коломне, Казани, Нижнем Новгороде. В рамках программы импортозамещения в корпорации разработана новая тележка с российскими комплектующими и 100-процентной локализацией в России.

Низкопольный трамвай Пресс-служба "Уралвагонзавода"Низкопольный трамвай Пресс-служба "Уралвагонзавода" © phototass2.cdnvideo.ru

Низкопольный трамвай

Опытный образец нового трехсекционного трамвая модели 71-418, представленный на международной выставке ИННОПРОМ-2019, отправлен в Екатеринбург для прохождения тестовых испытаний и сертификации.

Это полностью низкопольный современный трамвай с большим количеством опций внутри салона — это и видеонаблюдение, и электронные билеты, и зарядки. Еще один новый трамвай модели 71-411, предназначенный для эксплуатации на узкой колее (1 тыс. мм), отправлен на испытания в Евпаторию. Если опытный образец в Крыму будет успешно сертифицирован, то УВЗ сможет поставить на полуостров порядка 20 машин в течение одного-двух лет.

На сегодняшний день производственные мощности «Уралтрансмаша» позволяют выпускать в год до 150 единиц с возможностью увеличения. Предприятием разработана новая линейка низкопольных трамвайных вагонов.

Они полностью отвечают требованиям программы «Доступная среда», обеспечивая возможность безбарьерного перемещения малоподвижных категорий граждан. Также их основные преимущества — это модульность конструкции, высокая плавность и тишина хода, удобство техобслуживания и конкурентная цена

Однако региональные бюджеты не всегда могут позволить себе затраты на новый транспорт. И тут ожидают помощь от государства. Разработана программа, по которой будет полное обновление в пилотных городах городского транспорта. УВЗ ждет здесь определенное увеличение спроса.

Есть и еще один уникальный проект, для которого открывается огромный рынок, и он точно будет востребован в будущем. В нашей стране достаточно остро стоит проблема газификации отдаленных регионов. И решить эту проблему можно, доставив емкость со сжиженным природным газом (СПГ), развезти по местам и поставить станции для сжижения/разжижения газа.

Сейчас это направление также активно развивает Ростех. Входящие в его состав «КамАЗ» и Объединенная двигателестроительная корпорация уже создали мобильные энергетические установки, работающие на сжиженном газе, а «Уралкриомаш» сделал контейнер-цистерну для доставки СПГ потребителям. Сегодня это единственное предприятие в стране, которое обладает компетенциями по созданию таких продуктов.

Контейнер-цистерна для перевозки газа Пресс-служба "Уралвагонзавода"Контейнер-цистерна для перевозки газа Пресс-служба "Уралвагонзавода" © phototass1.cdnvideo.ru

Контейнер-цистерна для перевозки газа

На сегодняшний день ведутся работы по постановке на производство инновационных изделий контейнер-цистерны модели КЦ.Т75-40/0,8 и вагона-цистерны модели 15-5106-01 для транспортировки СПГ. Завершение ОКР, получение необходимых разрешительных документов и сертификатов соответствия запланировано во втором полугодии 2020 года

Кроме этого, в «Уралкриомаше» прорабатывается вопрос по разработке модуля хранения и газификации СПГ для локомотивов с силовыми установками на базе газотурбинных двигателей.

Кроме всех вышеперечисленных в УВЗ прорабатываются проекты по выпуску автобусов на газомоторном топливе (ГМТ) и электробусов на «Уралтрансмаше».

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 3
    Владимир Киреев Владимир Киреев
    21.11.1909:50:46

    Таки вынужден кинуть ложку дегтя.

    Про трамваи. Я из Коломны. В статье упомянута. У нас развитая, для такого города, трамвайная сеть. Сейчас большинство трамваев как раз производства УВЗ. Сразу была закуплена большая партия. Ну как закуплена? От них отказались. В другом городе (если не ошибаюсь, в Питере). Это само по себе очень говорящий факт.

    По трамваям скажу одно. Того, кто их проектировал, нужно лишать права на профессию. Нельзя им доверять это дело. Хуже компоновки для пассажира трудно представить. Узко, неудобно. В двух местах часть пола — наклонная. Поручни непонятно как расположены. И главное есть с чем сравнивать. За несколько лет до этого на линиях появились пара трамваев такой же компоновки (середина — низкопольная, спереди и сзади — высокие полы) производства Усть-Катавского завода. Вот никакого сравнения. Они удобны. При тех же размерах снаружи народу, кмк, гораздо просторнее в них.

    Есть еще старые трамваи, полы полностью высокие. И они удобнее, как ни странно.

    На днях по дороге с работы смотрю на Яндекс.Транспорт что идет. Два трамвая едут один за одним. Маршруты подходят. Первым из-за поворота выплыл УВЗ-шный. И я его пропустил, рассчитывая, что второй — другой модели. Так и было.

    Так что не все бывает складно. Надеюсь, что ребята исправятся и станут делать вагоны для пассажиров, а не то, что получится. А нам, пассажирам в г. Коломна, еще долго мучиться.

    Отредактировано: Владимир Киреев~09:52 21.11.19
    • 1
      Нет аватара ДЗ-98
      21.11.1918:25:50

      Есть еще старые трамваи, полы полностью высокие. И они удобнее, как ни странно.

      Очень спорное утверждение. Заходить пожилому или мамаше с ребёнком тяжело по ступенькам. Лучше по наклонному полу внутри пройти, чем по ступенькам на входе. Сам из Питера, пользуюсь иногда трамваем.

      • 0
        Владимир Киреев Владимир Киреев
        22.11.1913:34:27

        Объясняю. В этих трамваях три двери. Передняя и задняя сразу со ступенями. Центральная — без. Она ведет в низкопольную часть. Но эта часть банально маленькая. Сидений в ней мало. Поэтому те же пенсионеры по ступенькам поднимаются из середины в высокие части. Там большинство сидений. Причем высокая часть выше, чем в старых трамваях. И наклонные участки там потому, что не будь их, ступени были бы слишком высокими, или их бы пришлось делать не две, а три. Наклонная часть плоха тем, что на ней стоять неудобно.

        Езжу не часто, и в основном в часы пик. В обычные часы возможно несколько проще ситуация выглядит.

        Хотя … вспомнил. До своей первой поездки (а я временами подолгу могу трамваем не пользоваться, летом например) слышал негативные отзывы именно от пенсионеров.

        Реально, кто-то безголовый проектировал сие транспортное средство. В части компоновки салона. Ездовые характеристики у него само-собой отменные. Приемистость отличная. Лучше, чем у старых.

  • 5
    Нет аватара абрамыч
    21.11.1909:56:21

    Уралваген это сила!

  • 0
    Нет аватара cheri
    21.11.1910:19:39

    Например, Екатеринбургский завод № 9 — главная российская «кузница» артиллерийских стволов для танков и самоходных артиллерийских установок — все же нашел свою нишу.
    - нЭ понял!

    на фига им суетиться с гражданкой, когда заказов на стволы судя по всему — до горизонта?

    Отредактировано: cheri~10:19 21.11.19
  • 0
    Нет аватара Scooter
    21.11.1922:17:59

    С «долей» нужно осторожнее ставить планы

    • 0
      Нет аватара Scooter
      21.11.1922:18:58

      Чтоб её добиться, нужно лишь в два раза снизить выпуск военной

  • 0
    Александр Симонов
    22.11.1907:16:27

    Головные организации ОПК ещё смогут нарастить долю гражданки 30-50%, другие нет. Какие бы дифирамбы там в правительстве и в Ростехе не пели.

    Банально для этого нет специалистов, а потом уже соответствующего оборудования, организация производственных площадок, на все это нужны деньги, которых тоже нет в необходимом количестве и где-то нужно их брать.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,