стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
69

Корпорация «Иркут» опубликовала видео про управление самолетом МС-21

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/lqlONCnBUY8

Корпорация «Иркут» разместила на своем Youtube-канале ролик про управление самолетом МС-21. Это первый пассажирский самолет, на котором установлены активные связанные боковые ручки.

«Для пилота интерьер кабины довольно важное значение имеет. И, безусловно, старались выбрать оптимальный. В этом плане хороший опыт был у Airbus,и мы обратили внимание на возможность использования и такого рода управления. Мы акцентировали внимание на том, что хотим боковую ручку управления, но с возможностями передачи усилий управляющего пилота на вторую ручку. И МС-21 стал первым пассажирским самолетом, на котором было принято решение использовать активные связанные боковые ручки. Разработка шла достаточно долго», — рассказал заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России, заместитель гендиректора ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» по летным испытаниям Роман Таскаев.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 4
    Нет аватара mikr
    04.12.1902:09:44

    Ребята, ну напрягитесь, выпустите уже наконец его на линию. Причем со своими движками. Ведь после Крыма уже шесть лет прошло. Уже душа просит следующего праздника. А то ведь совсем без праздников как-то тяжеловато.

    • 17
      Нет аватара qwerty_asd
      04.12.1908:02:25

      Не надо! Вот честное слово, не надо — пусть всё идёт штатно, планово и максимально надёжно…

  • 1
    Nikit Khaner Nikit Khaner
    04.12.1905:56:45

    Спасибо, подписался на канал.

  • 2
    Нет аватара Nguyen
    04.12.1908:38:15

    Что это?!

     © s8.hostingkartinok.com

    Отредактировано: Nguyen~08:41 04.12.19
    • 5
      Нет аватара gritsevsky
      04.12.1909:16:53

      Что это?!

      Могу конечно ошибаться. Но

      Это грубо говоря блокнот. Справочные данные можно вывести, например схему аэродрома посадки. Видео с камеры в салоне и т. п. На Суперджет такие ставят по просьбе заказчика. То есть он не входит в стандартное оборудование и не связан например с системой управления.

      Здесь неплохо видно что на этих экранах вспомогательная информация;

      Your text to link here…

    • 0
      Нет аватара Штехель
      04.12.1910:12:41

      эта хрень для игр(наверное в ИЛ2 штурмовик шпилили проверяли джойстик) или еще для чего. явно такого не может быть в комплектации потому как 7ка не продается. Сами понимаете что пиратку ставить на борт ))) мягко говоря тупо .

      А так то многие банки со своими банкоматами по миру плавно переходят с XP и 7ки на 10LTSC, но без особого энузазизма .

      Осмелюсь предположить что левая и правая сторона управления самолетом работают автономно, переключаются вручную. Потому если у пилота либо помошника сдохнет все оборудование или словит синий экран то вторая сторона будет работать.

    • 0
      Нет аватара Zzepp
      04.12.1913:38:55

      Вот тоже очень глаз резануло.

      И меня очень смущает, как пилоты будут пользоваться трекболом в случае нештатной ситуации какой-нибудь; например — в случае тряски сильной.

    • Комментарий удален
  • -8
    Нет аватара EviLOne
    04.12.1912:01:18

    Вот интересно, как долго они смогут просидеть в раскоряку с низко опущенными руками если откажет автопилот и придется идти на ручном управлении. Плюс как эта электронная система защищена от кратковременных воздействий, ведь чувствительность джойстика больше чем у штурвала и последняя авария суперджета на посадке доказала уязвимость данного подхода к подобным случаям.

    ПС уж извините, но зная как Иркут работает над этим самолетом, он у меня пока вызывает только скепсис, по крайней мере надеюсь что его не «завтра» пустят в серию, так как там есть над чем еще работать.

    • 7
      Андрей Сонин Андрей Сонин
      04.12.1913:00:13

      Пилотам виднее удобно или нет, а они как раз говорят что удобно. Есть правда те кто говорит что да, за джойстиком будущее, но предпочтение отдаёт штурвалу. Но это вкусовщина и дело привычки, так как обучались на штурвале и летали основное время с ним, а тут переучиваться приходится. Когда обучение сразу с джойстика будет начинаться, вопросы отпадут сами собой.

      Последняя авария показала что учить пилотов нужно лучше, а ошибка была в двукратно превышенной скорости при заходе на посадку и не какой штурвал бы это не исправил.

      ПС откуда знаете как Иркут работает? Дочка офицера охраника с Иркута рассказала?

      • -6
        Нет аватара EviLOne
        04.12.1913:57:36

        Джойстик тоже внес свой вклад в эту катастрофу.Большую или меньшую уже не определить, так как пилот паниковал.

        Я не говорю что данное решение плохое или хорошее, я имею ввиду что надо полностью продумать риски данного решения, а не слепо следовать модным тенденциям.

        ПС работал с Иркутом и в организационном плане мне многое не понравилось. Больше продолжать дискуссию на эту тему считаю не уместным, если что, то внимательней перечитайте мои сообщения.

        • 5
          Нет аватара gritsevsky
          04.12.1914:34:01

          Джойстик тоже внес свой вклад в эту катастрофу.

          Вы похоже совсем не в курсе что там произошло. Там летчик не справился с чисто ручным управлением самолетом, без участия автопилота. Он привык что даже при ручном управлении между джоем и рулями включен автопилот помогающий летчику. А тут включилось чисто ручное управление, как на старых самолетах, например на Ту-154. А при чисто ручном управлении движения штурвала (джоя) более сложные, к ним привыкнуть надо.

          • -5
            Нет аватара EviLOne
            04.12.1915:42:42

            Отчего же, как раз некоторые подробности узнал в течение первых часов. Что все системы работали, борт кружил порядка 20 минут и раздумывал продолжить рейс или сесть. Пилот испугался, сам отключил автопилот и решился на посадку. То что у летчика не было достаточного навыка или он не смог им воспользоваться это понятно. На вопрос первичности ответа я вам дать не смогу. Могу лишь заметить одно, при авиапроисшествии создается множество комиссий, каждая отвечает за свое направление. И эргономику рассматривают всегда. Интересно бы было посмотреть на ее заключение.

        • 5
          Андрей Сонин Андрей Сонин
          04.12.1914:37:56

          Честно не совсем понимаю как штурвал помог бы справится лётчику с паникой. Паника, это потеря контроля как над джойстиком, так и над штурвалом. Не думаю что люди принявшие решение в пользу джойстика глупее нас.

          ПС если бы в первом коменте указали на то что не нравится и почему, вопросов бы не возникло. Не перевариваю громогласных заявлений без обоснований, потому и интонация вопросов такая. В любом случае будем надеяться что ваш скепсис не оправдан.

          • -2
            Нет аватара EviLOne
            04.12.1915:43:38

            Не знаю как с паникой, но на мой взгляд штурвал удобнее держать, с его более сильным откликом, ходом. Лично я не смог бы долго и точно работать с данным расположением джойстика. Но как правильно подметили, я не пилот, мало того, и не гонщик, не погрузчик, экскаваторщик или какой-либо другой оператор, кто работает с элементами в данной области доступности.

            ПС я прекрасно вас понимаю, сам не люблю громкие заявления. Возможно перегнул палку, но данная тема преждевременного пиара меня сильно коробит. Так как он подразумевает давление на разработчиков, которые должны уложиться в эти публичные сроки.

            Подытожу: самолет пойдет в серию и будет хорошим, только бы не спешили из-за чьих-либо прихотей.

            Отредактировано: EviLOne~15:43 04.12.19
            • Комментарий удален
              • 3
                Нет аватара gritsevsky
                04.12.1917:35:15

                Штурвалом управление чисто с логический точки зрения точнее, так как там больше ходы.

                А управление ведется больше по усилию чем по ходу. Когда-то проводились эксперименты по управлению самолетом ручкой с околонулевым ходом. Так что рассуждения о больших ходах тут не катит.

                В тексте присутствует термин «активные боковые ручки». За этим термином возможно скрывается обратная связь по усилию. Это когда усилие на ручке не постоянное, от пружины, а переменное, от загрузочного механизма, зависящее от режима полета.

                • Комментарий удален
                  • 2
                    Нет аватара gritsevsky
                    05.12.1908:03:59

                    А кто будет рассчитывать это усилие на ручке в случае выхода из строя компьютера и ручного управления? Можно предположить что оно будет постоянно.

                    Во первых там многократное резервирование, как по питанию, электронике так и по механике. То есть там не компьютер, там компьютеры. Во вторых к рулям от ручки управления нет никаких тяг, только провода. Так что при отказе всей электроники самолет по любому упадет. Для того и делается многократное резервирование чтобы отказ одной системы не приводил к потере управления.

                    • Комментарий удален
              • 0
                александр столярчук александр столярчук
                05.12.1902:15:43

                А вот я вот не согласен. К примеру, какая машина легче и точнее рулится, ваз-классика, девятка или Веста? По моему выбор очевиден. То же и здесь.

        • 5
          Нет аватара Штехель
          04.12.1923:03:48

          Причем тут джойстик, решение разбить самолет о ВПП принял сам пилот. После первого неудачного удара — нормальный пилот поднял бы борт ввоздух и пошел на второй круг, как и положенно скорее всего по инструкции — борт не горел, движки исправно работали, в баках было достаточно топлива. Но пилот решил симпровизировать и вторым уверенным движеним таки разбил борт о ВПП .

          Если неуверен что посадишь самолет с первого раза, ссыш и т. п. То вырабатывается топливо до предела и садимся с первой попытки(ну огнебезопасном легком самолете), даже если и будет пожар то в разы меньше чем было в данной аварии, да и службы на земле уже будут готовы к встрече падающего борта .

          А тут нарушили все что возможно, а виноват оказывается джойстик. Некоторые умники писали что инженеры борт неправильно рассчитали что мол он должен держать удары о землю с запредельной вертикальной скоростью снижения, борт то такой можно спроектировать — вот только шеи и хребты у пассажиров не титановые. Плохому танцору яица мешают.

          • 2
            Нет аватара gritsevsky
            05.12.1908:09:47

            Причем тут джойстик, решение разбить самолет о ВПП принял сам пилот. После первого неудачного удара — нормальный пилот поднял бы борт ввоздух и пошел на второй круг, как и положенно скорее всего по инструкции — борт не горел, движки исправно работали, в баках было достаточно топлива. Но пилот решил симпровизировать и вторым уверенным движеним таки разбил борт о ВПП .

            Он сделал классическую ошибку, известную почти сто лет назад, отдал ручку при отскоке (козле). Получился классический «прогрессирующий козел при посадке». Любопытные могут набрать эту строчку в поисковике.

            • 0
              Нет аватара Штехель
              05.12.1920:40:10

              да ваще пофиг как это называется и выгладит, он убил людей своим рукожопством.

  • 2
    Е.Юрий Е.Юрий
    04.12.1915:24:51

    Мое субъективное мнение — наиболее правильно манипулятор в виде ручки(джойстик) реализован на последних поколениях истребителей Су-35 и др., а именно по центру — так как с точки зрения психологии по центру у человека зона его «владений» и концентрации внимания — если по примитивному зона «моё, не дам»   . Когда человек сидит за рулем он чувствует машину, она его продолжение и он ей владеет. Реакция в такой зоне быстрее. Даже с точки зрения физиологии работают больше другие мышцы(более слабые если сбоку ручка). Если боковое управление, то человек ощущает себя участником действа, но не хозяином со всеми вытекающими. Это хорошо видно когда пытаются обучить вождению — попробуйте вспомнить ощущения когда вы пытаетесь рулить с бокового кресла — очень неуютно, руки вне зоны контроля и комфорта, другие напряжения в руках, определенное чувство незащищенности, неуверенности. Поэтому, думаю, ручку надо переносить в центр, хотя летчикам конечно виднее и они сами внесут коррективы по результатам эксплуатации.

    • 2
      Нет аватара gritsevsky
      04.12.1916:42:57

      Даже с точки зрения физиологии работают больше другие мышцы(более слабые если сбоку ручка). Если боковое управление, то человек ощущает себя участником действа, но не хозяином со всеми вытекающими.

      На джое два канала, вверх-вниз и вправо влево. Если джой расположен сбоку то по одному канала вы управляете поворотом кисти на себя-от себя, по другому движением кисти вправо-влево. То есть по разным каналам работают разные группы мышц. Если же джой расположить по центру то ваша рука будет подходить к нему под углом примерно 45 градусов. Соответственно для отклонения джоя вправо надо будет отклонить кисть вправо и на себя.

      Это так, оценка ваших рассуждалок о эргономике. Эргономикой в авиации аж целые институты занимаются. И прежде чем что-то изменить в управлении проводится куча всяких экспериментов на живых людях     Там не дураки сидят, совсем не дураки.

      Отредактировано: gritsevsky~16:45 04.12.19
      • 0
        Е.Юрий Е.Юрий
        04.12.1917:39:21

        . Если же джой расположить по центру то ваша рука будет подходить к нему под углом примерно 45 градусов. Соответственно для отклонения джоя вправо надо будет отклонить кисть вправо и на себя

        Да, только там еще не только кисть работает, но и вся рука   

         © russianplanes.net

        • 0
          Нет аватара gritsevsky
          04.12.1917:59:00

          Да, только там еще не только кисть работает, но и вся рука

          Знаете почему ручка управления расположена по центру, а джойстик сбоку? Не потому что там «вся рука работае» а потому что коленка летчика мешает расположить ручку управления сбоку    

          Отредактировано: gritsevsky~17:59 04.12.19
          • 0
            Е.Юрий Е.Юрий
            05.12.1903:10:19

            Не согласен с Вами. Если посмотрите на картинку то увидите, что перекомпоновать приборы и установит сбоку ручку можно и ноги там не помешают, получится аккурат как МС-21. Да я и не имел в виду акцент на то, что вся рука работает,хотя при перегрузках требуется именно активная работа бицепса и трицепса, а про то что зона посередине и перед есть зона максимального контроля.

            Отредактировано: Е.Юрий~04:06 05.12.19
            • 1
              Нет аватара gritsevsky
              05.12.1908:12:30

              Не согласен с Вами. Если посмотрите на картинку то увидите, что перекомпоновать приборы и установит сбоку ручку можно и ноги там не помешают, получится аккурат как МС-21. Да я и не имел в виду акцент на то, что вся рука работает,хотя при перегрузках требуется именно активная работа бицепса и трицепса, а про то что зона посередине и перед есть зона максимального контроля.

              Ручку при этом придется укоротить чтобы ноги не мешали. Получиться боковой джойстик, как у F-16.

              Откуда сказки про бицепсы и трицепсы? Там же гидравлика рули ворочает, а не пилот.

              • 0
                Е.Юрий Е.Юрий
                05.12.1912:46:29

                Откуда сказки про бицепсы и трицепсы? Там же гидравлика рули ворочает, а не пилот

                Это не сказки — при перегрузках рука становится тяжелее как и все тело и двигать ими становится тяжело(особенно при крутых маневрах), а сопротивляться этому могут эффективно тяговые мышцы. Сам джойстик тут не причем, я знаю что он легкий и даже искусственно нагружается.

                Отредактировано: Е.Юрий~12:52 05.12.19
    • 3
      Нет аватара Штехель
      04.12.1923:14:45

      В ястребах совсем другая физика, там даже физкультура можно сказать. Потому штурвали посредине. Тело пилота испытывает значительные перегрзки, каждая часть тела в разных положениях борта имеет разный вес, то есть пилот должен не только ручкой управлять, но и своей рукой которая меняет вес, а руку при этом тянет еще и движение тела — как не крути, но на запредельных нагрузках никакая физическая сила не в состоянии удержать вес тела .

      И еще важный момент — как мне кажется. Видите красные хреновины на фотке между ног, я догадываюсь что это рычаг катапультирования. Очень удобное расположение — снял руку с штурвала и тут же нажал рычаг, и улетел в небо.

      • 0
        Е.Юрий Е.Юрий
        05.12.1903:51:17

        В ястребах совсем другая физика, там даже физкультура можно сказать.

        Соглашусь с Вами, лишь добавлю, что скорость реакции при управлении при таком положении выше.

        Видите красные хреновины на фотке между ног, я догадываюсь что это рычаг катапультирования.

        Вижу,и знаю — это точно ручки катапультирования    И обязательно двумя руками, чтоб никакая конечность нигде не застряла в органах управления или кабине.

      • 0
        Нет аватара gritsevsky
        05.12.1908:15:45

        В ястребах совсем другая физика, там даже физкультура можно сказать. Потому штурвали посредине.

        Расскажите об этом создателям F-16 и пилотам на нем летающим. Они не в курсе про физкультуру истребителя    

         © i.pinimg.com

        • 0
          Нет аватара Штехель
          05.12.1910:23:40

          никто не мешает пилотам ф 16 забивать гвозди шуруповертом все норм. су 27 не имеет гражданских корней — это ястреб в 4м поколении потому логично что качество и точность управления там в приоритете — потому и ручка посередине, на 5м поколении аналогично.

    • 2
      александр столярчук александр столярчук
      05.12.1902:21:42

      Поспорю с вами. У всех крановщиков и экскаваторщиков ручки с боку. И управляют они техникой очень даже умело. И каждый день и бывает по 12 часов и более. И внимательность и точность там нужна не меньшая чем при управлении самолётом.

      • 0
        Е.Юрий Е.Юрий
        05.12.1903:36:39

        Я ждал этого замечания    И скажу что Вы правы — только в данном случае у человека хватательный рефлекс, то есть взять-положить, «загрести», высыпать — в жизни человек для этого протягивает руку вперед, и это абсолютно естественное движение и человек ощущает ковш продолжение своей руки. Но когда вы тяните канат, поднимаете что-либо, толкаете что-либо инстинктивно и физиологически делаете это к центру своей оси(бицепс и трицепс так работают). И именно что при управление тангажом возникает чувство, что ты поднимаешь(опускаешь) самолет, и креном что завливаешь — ты с ним сливаешься. Представьте на минуту что у Вас в машине нет руля, а лишь ручка справа    — машину будете чувствовать?   

  • 0
    александр столярчук александр столярчук
    05.12.1910:21:06

    Думаю что после обкатки большой разницы не будет.

    Отредактировано: александр столярчук~10:21 05.12.19
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,