стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
124

Команда петербургского Политеха разработала «с нуля» электромобиль «Кама-1» за 2 года

«Кама-1»: электрический национальный чемпион«Кама-1»: электрический национальный чемпион © stimul.online

Электромобиль «КАМА-1». Источник: Центр НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»

Экспериментальный образец первого российского компактного легкового электромобиля «Кама-1» был представлен 10 декабря в Москве на VII ежегодной национальной выставке «Вузпромэкспо», а затем несколько дней демонстрировался в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ), где и был создан.

Разработанный инженерным спецназом петербургского Политеха первый российский электромобиль «Кама-1» стал ярким достижением 2020 года, вызвав не меньший интерес, чем президентский автомобиль Aurus. Об особенностях созданного с нуля за два года электромобиля, о потенциале проекта и о том, чем похожи и чем отличаются «Кама-1» и Aurus, интернет-журнал об инновациях в России «Стимул» поговорил с отцами-разработчиками электромобиля — руководителем проекта, генеральным директором компании-национального чемпиона CompMechLab Алексеем Боровковым и главным конструктором Олегом Клявиным

Электромобиль взорвал информационное пространство и всколыхнул отрасль. Разработчики поставили своеобразный рекорд для российской промышленности, создав электромобиль (включая разработку и производство) всего за два года, без ДВС-предшественника (ДВС-предшественник — это автомобиль с двигателем внутреннего сгорания данной марки и конструкции).

Проектом заинтересовались и за рубежом: восторженные отклики о российской разработке опубликовали ведущие автомобильные издания большинства стран Европы, Азии, Латинской Америки. Предложения о сотрудничестве — в разработке и поставке компонентов электромобиля, трансфере технологий, инвестициях в производство — поступили и из регионов России, и от ближайших соседей — Казахстана и Азербайджана, и даже из Малайзии, Китая, Японии, латиноамериканских стран.

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/CSBq_hcWoQY

Четырехместный трехдверный смарт-кроссовер «Кама-1» разгоняется до 100 км/ч за 6,7 секунды при максимально возможной скорости 150 км/ч. Чтобы зарядить батарею емкостью 33 кВт⋅ч до 80%, требуется кофе-пауза в 18 минут, а от бытовой сети автомобиль заряжается за пять часов. Системы управления доступны на планшете, укрепленном на руле, возможна поддержка связи с водителем через смартфон, в который вводятся персональные настройки — пройденные маршруты, положение сидений и т. п.

Автопилот (система ADAS) третьего уровня обеспечивает удержание полосы, сохранение скорости за впередиидущим транспортом, поддержание заданной скорости, автоматическую парковку и автоматический выезд с парковки. Напомним, что у большинства существующих в мире электромобилей применяется второй уровень ADAS, а отпустить руль и сесть на пассажирское сиденье позволяет лишь пятый уровень ADAS, запрещенный сейчас законодательно.

Так как в электромобилях нет двигателей внутреннего сгорания, на маленьких скоростях они двигаются практически неслышно. Поэтому при движении со скоростью ниже 20 км/ч электромобиль должен специально издавать шум громкостью не менее 56 децибел, чтобы предупреждать пешеходов, велосипедистов и другие источники движения о своем приближении. Звук задается разработчиками: на презентациях «Камы-1» демонстрировался звук взлетающего (при начале движения электромобиля) и садящегося (при парковке) самолета. Понятно, что выбор звукового сопровождения может быть любым, но, скорее всего, он будет так или иначе регламентирован.

Важно, что на высокой скорости движения электромобиля звуковые обозначения уже не нужны: хорошо слышен звук шин и аэродинамический шум.

Расходы на электричество составят не более 30-50 рублей на 100 километров. В обслуживании электромобиль дешевле автомобиля с двигателем внутреннего сгорания из-за отсутствия расходных материалов — таких, например, как моторное масло. Колодки и тормозные диски снашиваются мало из-за торможения электродвигателем и подключения тормозной системы только на завершающем этапе, что позволяет им служить столько же, сколько сам электромобиль. Из расчета объемов производства 20 тыс. автомобилей в год цена может формироваться от 1 млн до 1,1-1,2 млн рублей, в зависимости от комплектации.

Принципиально важной особенностью проекта, обеспечившей его прорывной характер, было применение технологии цифровых двойников (Digital Twins) и платформенных решений. Проект реализован на базе трех платформ: цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench™ (разработка ведется с 2014 года); платформы-демонстратора кросс-рыночных и кросс-отраслевых «сквозных» цифровых и передовых производственных технологий CML-CAR™ (разработка ведется с 2006 года для автотранспорта, с 2017-го — для электротранспорта); универсальной модульной платформы развития модельного ряда электротранспорта CML-EV™ — под различные запросы потребителей, от компактного городского автомобиля до городских электробусов (разработка ведется с 2018 года).

БОРОВКОВ.jpgБОРОВКОВ.jpg © stimul.online

Алексей Боровков на демонстрации первого российского электромобиля «КАМА-1» в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Источник: Центр НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»

По словам руководителя проекта, проректора СПбПУ по перспективным проектам, руководителя инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ, центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» Алексея Боровкова, проект дает России возможность войти в число ведущих центров разработки и производства электротранспорта в мире. Однако много времени на размышления рынок не даст. Окно возможностей для России оценивается экспертами в два-три года, и, если оно не будет использовано, рынок заполнят иностранные электромобили. И это главный вызов как для нашей страны в целом, так и для отечественных разработчиков и производителей.

КЛЯВИН.jpgКЛЯВИН.jpg © stimul.online

Главный конструктор «Камы-1» Олег Клявин. Источник: Центр НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»

Беседуя возле электромобиля с руководителем проекта Алексеем Боровковым и главным конструктором «Камы-1» Олегом Клявиным, корреспондент «Стимула» попытался оценить уникальность события. Напомним, что инжиниринговый центр CompMechLab® принимал участие в разработке элементов каркаса кузова и конструктивных элементов бронирования отечественных автомобилей в составе Единой модульной платформы (ЕМП) — от президентского лимузина до внедорожника и минивэна (проект «Кортеж"/Aurus, головной исполнитель — ФГУП НАМИ).

Обращаясь к истории, приходится признать, что все отечественные легковые автомобили имели зарубежные прототипы. В 1909 году Русско-балтийский вагонный завод в Риге выпустил первый автомобиль «Руссо-Балт», у которого был прототип в виде машин, выпускавшихся бельгийским заводом Fondu, где прежде работал главный конструктор «Руссо-Балта» Жульен Поттер. Для легковых автомобилей ГАЗ («Волга») прототипом служил американский Ford, первая машина была выпущена в декабре 1932 года. «Москвич» начинался с отверточного производства Ford, а после войны прообразом новых серий послужил автомобиль Opel Kadett. Автомобили ВАЗ («Жигули»), первые шесть из которых выпущены 19 апреля 1970 года, имели прототипом итальянский Fiat 124.

У «Камы-1» предшественников нет. Ни в виде автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, как это происходит со многими зарубежными электромобилями, ни в каком-либо другом. И это означает, что «Кама-1» — это особый прецедент для отечественного серийного автопрома.

— Алексей Иванович, Олег Игоревич, из чего складывался опыт, который вам понадобился для проекта?

Алексей Боровков: Если считать просто, по кузовам автомобилей, то за пятнадцать лет выполнения работ в интересах мировых автомобильных брендов мы разработали более двухсот кузовов автомобилей, которые сегодня бегают по миру, и я не удивляюсь, когда наши собеседники используют автомобили, включая, естественно, зарубежные, в которых есть доля нашего труда как разработчиков.

Олег Клявин: Понятно, что в этих проектах мы работали в составе больших консорциумов. Так, в проекте «Кортеж» (Aurus) мы тоже участвовали в консорциуме во главе с НАМИ. Первый полностью наш автомобиль — CML СAR — создан нами в 2018 году, но он делался без оглядки на стоимость, как полигон-демонстратор: мы испытывали возможные пределы передовых технологий. А «Кама» разрабатывалась уже как серийный электромобиль, это первый экспериментальный образец автомобиля, который мы создали полностью, с нуля.

СМЛ КАР.jpgСМЛ КАР.jpg © stimul.online

CML CAR разработан после участия в проекте «Кортеж», итогом которого стал президентский автомобиль AURUS, и до «КАМЫ». Это не серийный автомобиль, а демонстратор возможностей и технологий. Он получил название в честь содружества разработчиков — Центра компьютерного инжиниринга (CompMechLab®) СПбПУ. Источник: Центр НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»

— К моменту работы над «Камой» вы уже набили руку.

А. Б.: Конечно! И руки, и голову. Мы разработали, освоили и применяем передовые технологии мирового уровня. Главное, мы сформировали уникальную команду молодых специалистов, средний возраст которых составляет 28 лет, и называем мы ее просто и понятно: «инженерный спецназ». Поэтому теперь мы можем говорить о разработке серийных электромобилей. Разработанные нами платформы позволяют создавать серию электромобилей, что принципиально важно — разного типа, включая коммерческий транспорт и электробусы. Но, конечно, для выхода на рынок нужны инвесторы, индустриальные партнеры, чтобы можно было сформировать конкурентоспособную экосистему, включая инфраструктуру, цепочки поставщиков компонентов для электромобилей и систему сервисного обслуживания.

Фактически сейчас Россия уже имеет глобально конкурентоспособный центр по разработке электромобилей. Тем, кто сомневается, мы постараемся продемонстрировать это в наступающем 2021 году. Однако не будем забывать наш уникальный опыт работы с мировым автопромом, более того, всегда нужно помнить, что рядом мощный высокотехнологичный Китай, который уже сейчас представляет самый большой сегмент рынка электротранспорта в мире. Естественно, этот огромный рынок с радостью все заберет и проглотит. В частности, наши китайские партнеры выказывали готовность развернуть производство «Камы-1» за полгода и затем… наладить поставки в Россию. Ну и, учитывая специфику издания «Стимул», который в России является флагманом публикаций о высоких технологиях и инновациях, подчеркну, что бизнес-модель Hi-Tech White Label никто не отменял, она активно используется во всем мире.

— Есть фото, на котором «Кама-1» и Aurus Senat — первый проект «инженерного спецназа» Политеха на российском авторынке — попали в один кадр. Как закрутился такой сюжет?

А. Б.: Сергей Викторович Чемезов, генеральный директор госкорпорации «Ростех», председатель общественной организации «Союз машиностроителей России» приехал на Aurus Senat на презентацию электромобиля «Кама-1». Осмотрел и решил проехать на электромобиле по заснеженной Москве.

— И как?

А. Б.: Первое, что он сказал: «Красивая машина!» Во-вторых, как опытный автолюбитель сразу дал советы. Очень полезно было услышать рекомендации человека, который ездит на Aurus Senat. У него была возможность сравнить подвеску, плавность хода, бесшумность. Конечно, для нас это очень ценный опыт.

АУРУС+КАМА.jpgАУРУС+КАМА.jpg © stimul.online

Cестра и брат. «КАМА-1» и AURUS. Москва, декабрь 2020 года. Источник: Личный архив А.И.Боровкова

— Чем похожи и чем различаются «Кама» и Aurus?

А. Б.: Когда проект «Кортеж» (Aurus) начинался, а это были 2013-2014 годы, доля зарубежных компаний, участвующих в проекте, была большой. Затем начала расти доля российских компаний. Мы вошли в проект тремя организациями: инжиниринговый центр CompMechLab® СПбПУ, национальный чемпион — ООО «Лаборатория «Вычислительная механика»» (CompMechLab®) и ООО «Политех-Инжиниринг», созданное СПбПУ и CompMechLab. Нам задали вопрос: «А вы можете взять разработку кузовов на себя, и мы тогда откажемся от услуг зарубежных компаний?» Да, сказали мы, можем. В результате пришлось дорабатывать и переделывать многие вещи.

Но Aurus создавался не для большой серии. Нам говорили, что «там несколько сотен штук, а попробуйте разработать машину для массового рынка», «попробуйте разработать самостоятельно, например за два года»…

Кстати, по количеству скептиков и хейтеров у нас похожая картина с Илоном Маском, только в масштабах России. Точно так же: «А пусть они сначала сделают это, потом то, ну, а мы посмотрим и планку поднимем». Ну вот, в итоге попробовали, сделали.

— Если бы не участие в проекте ЕМП (единая модульная платформа, проект «Кортеж"/Auris), была бы «Кама»?

О. К.: Да, безусловно. Мы ориентируемся на мировых лидеров: несколько лет назад ведущие компании перестали инвестировать в разработку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и все больше инвестируют в разработку гибридов и электротранспорта, а в некоторой отдаленной перспективе — водородного транспорта. Уже сейчас значительная доля патентуемых разработок связана с электротранспортом. Рынок говорит, что в ближайшие пять-десять-пятнадцать лет доля электротранспорта будет значительно расти. Конечно, он не заместит полностью ДВС. На рынке будут присутствовать и те и другие автомобили. Но то, что рынок меняется, — это очевидно. И мы стремимся соответствовать этим глобальным трендам.

— Кто придумал название вашего электромобиля?

А. Б.: Оно естественным образом возникло, когда индустриальным партнером стал КамАЗ — «Кама-1». Это рабочее название, оно не окончательное.

— Имя женского рода, красный цвет. Машина — «девочка»?

А. Б.: В какой-то степени, хотя у нее и некая брутальность есть, черты внедорожника. При выборе цвета было много мнений и обсуждений. Я спрашивал жену, например. Она сразу же сказала: «Конечно красный! Только красный!» Для презентации он действительно подходит лучше всего. В итоге его и выбрали. Он производит «вау-эффект», когда покрывало сдергивается. Это надо было видеть на выставке в Москве: у всех были восторг и восхищение! А в альбоме у нас, конечно, представлены и белый, и бирюзовый — разные цвета.

— Это greenfield?

А. Б.: Да, мы уверены, что для успешной коммерциализации проекта это должен быть стопроцентный greenfield. Причем все производство должно быть новым, другим: и по духу, и по кадрам.

— Сейчас, когда автомобиль увидели многие, есть определенный ажиотаж, у вас есть ощущение, что планка, к которой вы стремились, достигнута?

О. К.: «Кама» — это история про нас, про людей, про участников проекта, про инженерный спецназ. Это критерий нашего профессионализма: мы доказали, что как разработчики мы можем создавать электромобили с нуля, и создавать их как продукт, который нравится людям.

— Это начало нового российского автопрома?

О. К.: Мы будем за это бороться. По крайней мере, будем бороться за электротранспорт во всех категориях автомобилей — от компактных электромобилей до коммерческого транспорта и электробусов.

— А что в ближайшее время ждет «Каму»? Где и когда планируется краш-тест?

О. К.: Следующий шаг — серийная разработка автомобилей, запуск производства, и здесь мы как инженерная компания готовы максимально сотрудничать в части работы с поставщиками, оптимизации, сохранения потребительских свойств при снижении стоимости и издержек производства. Это позволяет осуществить технология цифровых двойников. Благодаря этой технологии можно проводить испытания и проверки схемы вместимости, удобства посадки, обзорности, требования по сертификации схематизировать в набор требований, которые на компьютере проверяются виртуально и закладываются в основу конструкции так, чтобы на фазе сборки автомобиль отвечал всем необходимым требованиям.

Технология ускоряет время вывода автомобиля на рынок примерно вдвое. Виртуально делаются десятки и сотни краш-тестов, проводятся ресурсные и климатические испытания.

ИСПЫТАНИЯ КАМА.jpgИСПЫТАНИЯ КАМА.jpg © stimul.online

«КАМА-1» во время испытаний на Автодроме Санкт-Петербурга. Источник: Центр НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»

А. Б.: Технология цифровых двойников перемещает опытного инженера-конструктора в позицию эксперта, а платформенные решения предоставляют уникальные возможности для того, чтобы создавать конкурентоспособные автомобили быстро. Десятки сформулированных требований к автомобилю можно разложить на сотни и тысячи целевых показателей — тот объем задач, который человеческий мозг уже не в состоянии сбалансировать, чтобы получился хороший автомобиль. Для этого используются интеллектуальные помощники. Аэродинамические свойства, виброакустический комфорт, пассивная безопасность — все это рассчитывается на суперкомпьютере. Надо также следить, чтобы не «улететь» в огромную стоимость, по которой автомобиль никто покупать не будет, а еще обеспечить соответствие автомобиля всем международным требованиям сертификации и требованиям Таможенного союза.

— «Кама-1» создана петербуржцами и в Петербурге, поэтому хочется узнать, как решены типичные питерские автоболезни, например гниение кузова из-за соли, особенно в зимний сезон.

А. Б.: Да, мы об этом подумали. Весь обвес кузова — это пластик, композиты. Вопрос коррозионной стойкости решен. Стальной каркас — внутри, и здесь тоже ноу-хау: в нем есть детали, которые пронизывают весь корпус. Мы штамповку заменили на гибку, что представляется экономически целесообразным на данном этапе.

В минусовые температуры батарея после включения начинает сама себя подогревать, демонстрируя свой интеллект. Предельные температуры для эксплуатации электромобиля — минус 50 градусов Цельсия, понятно, что при таких экстремальных температурах пробег, естественно, уменьшится.

О. К.: Санкт-Петербург — город туристический. Мы в какой-то степени лицо страны. И хочется задавать высокий уровень экологичности. В Европе уже есть города с зонами нулевых выбросов, куда запрещен въезд на автомобилях с ДВС, чисто туристические или пешеходные зоны. Я считаю, что в городе транспорт должен быть экологичным. Мы на кухне пользуемся электрическими или газовыми плитами и не пользуемся углем и дровами уже давно, тем не менее в среде обитания — в городе — мы все равно сжигаем углеводороды. Прямо там, где мы ходим, проводим наибольшее количество времени! В Петербурге наша машина, участвуя в каршеринге, в развозке, создаст имидж страны как продвинутой, технологичной, экологичной и опережающей время.

— Разработчики водородного транспорта для вас конкуренты или попутчики?

О. К.: Водородный автомобиль — это все равно электромобиль в той или иной степени. Они практически близнецы. Только водород помогает электромобилю ехать чуть дальше, меньше использовать батарею.

— Возможно ли соединение двух команд НТИ — вашей и Юрия Анатольевича Добровольского (центр компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Технологии создания новых и портативных источников энергии») в одном проекте?

О. К.: Конечно возможно. Я считаю, что в какой-то момент нужно объединиться и создать транспорт, который соединит в себе функции и технологии электротранспорта и разработок в области водородной энергетики.

А. Б.: Добавлю, точнее подчеркну: мы тесно взаимодействуем с Юрием Анатольевичем, наши центры компетенций НТИ — стратегические партнеры, мы «зеркально» участвуем в работе наблюдательных советов обоих центров НТИ, обсуждаем и согласуем программы развития центров. Главное, мы готовы совместно работать, естественно, все особенности водородного транспорта необходимо учитывать на этапе разработки водородомобиля, а наши технологии разработки цифровых двойников и платформенные решения, безусловно, позволяют сделать это быстро и экономически эффективно. То есть у России открывается еще одно окно возможностей. Конечно, мы приложим максимум усилий, чтобы и в водородном транспорте Россия была в лидерах.

Наталия Михальченко

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 1
    Серж Буряков Серж Буряков
    13.01.2117:39:13

    Это все прекрасно и замечательно, за электро транспортом как минимум ближайшее будущее. Вот только меня мучает вопрос почему Питерскому проэкту(КАМА) субсидии и реклама на популярных ресурсах и у известных блогеров, а парням из Тольятти(Зетта) зажали кредит в 100млн для достройки завода и запуска производства? Кстати вопрос, а сколько уже потратили на рекламу КАМЫ может поделитесь))? Если я не прав и упустил что-то важное буду только рад, если кто-то поделится инфой.

    ПС. По факту пока что и тот и другой авто двух местные, т.к на второй ряд сидений даже дети не факт что влезут, только КАМА выглядит более комфортной, да и дизайн получше(имхо), НО вот цена у нее почти в два больше за основу без доп опций.

    Отредактировано: Серж Буряков~17:51 13.01.21
    • 1
      Растригин Алексей Растригин Алексей
      13.01.2120:42:13

      «парням из Тольятти(Зетта) зажали кредит в 100млн для достройки завода и запуска производства"

      а потому что или партнер КамАЗ — или гордыня (типа как у шоумена Фоменки с его «Маруссей»)

         

    • 2
      Сергей Турчин Сергей Турчин
      14.01.2110:52:49

      Лет пять назад была скромная публикация в специализированной прессе о том, что дизайном и обсчетом прочности кузова очередного БМВ Х3 по контракту с баварцами на аутсорсе занималась одна питерская компания. Причем это у нее был только один из ряда проектов подобного типа. За давностью лет не помню точное название того питерского инженерного центра, но если сложить два плюс два…

    • 3
      Stanislav Melnikov Stanislav Melnikov
      14.01.2118:07:11

      Да, жаль Зетте не повезло, у нее колеса интересные. Сейчас уже было бы 2 разных электромобиля… Но может все-таки ее допилят.

      Отредактировано: Stanislav Melnikov~18:07 14.01.21
  • 1
    Нет аватара Georg
    13.01.2118:32:20

    Разрабатывали совместно с «Камаз».

    ©Видео с youtube.com

    • 1
      Нет аватара srozmirovich
      13.01.2118:52:46

      КАМАЗ был т.н. «индустриальным партнером» (об этом есть в тексте). Есть у Минобра такой статус в рамках «совместных» проектов ВУЗов и промпредприятий. Обычно это означает, что индустриальный партнер участвует в составлении ТЗ, организует софинансирование и берет на себя обязательства по постановке на производство.

  • Комментарий удален
    • 0
      Нет аватара Rockets
      14.01.2105:40:07

      Интересует вопрос

      Это то вопрос к хозяевам заправок. Они исполнили постановление правительства от 27 августа 2015 г. № 890? Где, каждая АЗС должна иметь хотя бы одну зарядную станцию для электромобилей.

      • 2
        Нет аватара brat_po_razumu
        14.01.2106:15:35

        Где, каждая АЗС должна иметь хотя бы одну зарядную станцию

        ШТО???

        Могу я попросить ПРОЦИТИРОВАТЬ документ, привести текст, где указано. что — должна?

        https://www.gar...1072052/#review

        • 2
          Нет аватара stolp
          14.01.2113:20:59

          А разве нет? вродебы именно так из текста звучит.

          Приложение N 2. Требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог

          Автозаправочная станция

          Обеспечение предоставления возможности осуществления заправки транспортных средств топливно-смазочными материалами и газовым моторным топливом, освещения всей территории объекта в темное время суток, а также обеспечение предоставления возможности воспользоваться следующими объектами:

          торговый павильон для продажи технических жидкостей и автомобильных принадлежностей;

          зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями;

          площадка для остановки транспортных средств;

          туалеты;

          мусоросборники;

          средства связи.

          • -3
            Нет аватара brat_po_razumu
            15.01.2103:06:41

            Даю вторую попытку:

            Где, в каком постановлении, сказано, что все АЗС ОБЯЗАНЫ ИМЕТЬ пункты зарядки электротранспорта.

            Ты, очевидно, неспособен прочитать приведенное тобою же:

            Приложение N 2. Требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, РАЗМЕЩАЕМЫХ в границах полос отвода автомобильных дорог

            Я для тебя крупным шрифтом выделил, дабы тебе было понятнее.

            Ты — надеюсь, понимаешь русский язык, и понимаешь разницу между словами РАЗМЕЩАЕМЫХ — и РАЗМЕЩЕННЫХ?

            Пожалуйста, учи русский язык! Бо неприятно же смотреть, когда ты и товарищ в исходном комментарии — неспособны понять элементарные формы русского языка. Когда вы неспособны в простом правительственном постановлении понять там написанное: РАЗМЕЩАЕМЫЕ (размещаемые сейчас, размещаемые завтра) — и РАЗМЕЩЕННЫЕ (размещенные вчера, размещенные уже).

            Русский язык — пожалуйста, учи, хорошо?

            Нет, конечно же — РУССКИМ ЯЗЫКОМ СКАЗАНО: нет, не обязаны все АЗС иметь у себя пункты для электрозарядки.

            Отредактировано: brat_po_razumu~03:07 15.01.21
            • 0
              Нет аватара stolp
              15.01.2108:57:19

              Зачем так нервничать.Обычный вопрос задал. не проще ли вместо многа букф написать, что эта норма для новых АЗС.

              Лучше подскажите соблюдается ли она на вновь открываемых?

              Заметил, кстати, что совсем перестали открываться убогие заправки в контейнерах. Даже если маленькие собственники открывают, то это всегда приличный комплекс с сервисом, чистеньким кафешками или магазинчиками. Может быть это как раз с усилением требований связано? Хотя вот есть ли на них розетки для электрокаров не обращал внимание

              • 1
                Нет аватара stolp
                15.01.2109:17:12

                Не люблю когда шумят на меня без дела. Поэтому залез к самым компетентным в данном вопросе. на форум владельцев электрокара. и выяснил 3 важных вещи.

                1. Как минимум газпромнефть не считает, что это относится к вновь размещаемым заправкам. Что и логично, иначе так бы и написали. так что по русски это вы уважаемый слабы. Словарём тыкать не стану. Но вот почитать цитату:

                Написал запросы в Роснефть и Газпромнефть.

                Первым ответил газпром. Оперативно и шаблонно. Видно я не первый ab

                «…По Вашему обращению сообщаем, что сеть АЗС «Газпромнефть» с целью

                исполнения требований, установленных Постановлением правительства РФ от

                27.08.2015 № 890, рассматривает вопрос о возможности размещения оборудования

                для зарядки электромобилей на действующих АЗС. На текущий момент вопрос

                находится в стадии получения разъяснений от органов государственной власти

                и подготовки технических требований к проектному решению. В данный момент

                возможность зарядки электромобилей на заправочных станциях Томской и

                Новосибирской области не реализована …"

                Почему-то газпром не придумывает новые значения для слова размещаемый. А ищет технические возможности.

                2. Отсутствует наказание (штраф) за несоблюдение этого требования. Что несколько сдерживает размещение новых зарядных станции.

                3. По требованию автовладельцев, что бы не нарушать закон о защите прав потребителей, автозаправки предоставляют бесплатный доступ к электросети. То есть, нужен свой переходник и нормально не зарядишься. Но в экстренной ситуации позволит «докатить» до полноценной зарядки.

                В общем постановление, пусть в некоторых случаях формально, но реализовано.

                А не то что вы там себе напридумывали с русским языком

                • -1
                  Нет аватара brat_po_razumu
                  16.01.2102:57:29

                  Зачем так много букв, товарищ?

                  Я всего лишь попросил привести ссылку на правительственный документ, по которому ВСЕ АЗС ДОЛЖНЫ УЖЕ СЕЙЧАС иметь пункты для подзарядки электромобилей, зарядные станции.

                  Ссылки приведено не было — нет такого правительственного решения, документа, по которому все АЗС должны уже сейчас иметь зарядные станции.

                  Обычная ложь.

                  Еще раз процитирую ее:

                  Где каждая АЗС должна иметь хотя бы одну зарядную станцию для электромобилей.

                  Нет такого документа, по которому уже сейчас все АЗС должны иметь зарядные станции.

                  Ну, а электророзетки на всех АЗС — конечно, есть.

                  Отредактировано: brat_po_razumu~03:02 16.01.21
        • Комментарий удален
    • 0
      CosmonautTV CosmonautTV
      14.01.2116:21:45

      У нас на районе в Подмосковье, есть фонарный столб, электрозаправка.

      • Комментарий удален
  • 1
    Нет аватара Tcheluskin
    13.01.2119:18:35

    Говоря о производстве массовых электромобилей, надо держать в голове эту картинку: относительная распространённость элементов в природе (вертикальная ось имеет логарифмический(!) масштаб). Найдите на ней литий.

     © upload.wikimedia.org

    Что-либо обсуждать всерьёз можно будет после начала массового промышленного выпуска би-углеродных либо кремниевых аккумуляторов.

    Отредактировано: Tcheluskin~19:24 13.01.21
    • 1
      Нет аватара fales
      13.01.2119:34:59

      По количеству водорода и гелия на графике видно что это распространенность элементов во всей галактике. Для земного шара картинка будет совсем иной

      • 1
        Нет аватара Tcheluskin
        13.01.2119:54:45

        На графике — не «количество в галактике», а относительная распространённость: просто распространённость кремния нормализована к 1 млн. ядер. На картинке же написано. Для Солнечной системы картинка достаточно характерна.

        Если брать конкретно земную кору, то ЕМНИП массовая доля кремния в ней ~26%, а лития ~0.0065%.

        Или вот ещё цифры. «Чтобы производить 500 тыс. автомобилей в год, нам придется закупать весь литий в мире» — сказал директор Tesla Motors Илон Маск. Для сравнения, в одной только России 53 млн. автомобилей, в США — почти 300 млн.

        Отредактировано: Tcheluskin~20:26 13.01.21
    • 0
      Растригин Алексей Растригин Алексей
      13.01.2120:33:36

      а чо не кальций-железо-никелевых?

      тут главное задачу и перспективу обозначить…

         

    • 0
      Alex M Alex M
      14.01.2101:21:09

      Согласен. А мне аммиак в качестве топлива нравится — хранится при низком давлении, при сгорании вода и просто азот — а это большая часть атмосферы. Вроде открывают всё новые более эффективные катализаторы его получения. Аммиак удобнее чем водород, будь то жидкий или сжатый, и возможно даже в ДВС его можно жечь

      Отредактировано: Alex M~01:23 14.01.21
    • 0
      Нет аватара RavenD
      14.01.2114:35:12

      Котлы отопительные на водороде(ячейки водородные ) уже проектируют и даже делают, и у нас в РФ. Так что до водорода тут даже не шаг, а просто инвестиции. Без Аккумулятора на литии и супер конденсаторов конечно не обойтись, но масштабы его применения уже не так катастрофичны для экономики и экологии.

  • Комментарий удален
    • Комментарий удален
      • Комментарий удален
        • 1
          Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
          14.01.2111:46:29

          Вы путаете газовое отопление и баллоны с газом, которые используются для приготовления пищи на газовой печи. Вы сильно удивитесь, когда узнаете, что именно дровами или углём топят люди печи в самых отдалённых деревнях и посёлках. А туда, где есть лес и можно купить дрова, зачастую просто не проведут газ, ибо это попросту будет очень дорого людям. В Европе и Штатах, кстати, в отдаленные фермерские хозяйства поставляют именно газовые баллоны, а не тащат газовую трубу.

    • 8
      Нет аватара molyr
      13.01.2120:08:07

      откуда про пол России? Врешь?

    • Комментарий удален
  • 2
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    13.01.2120:20:27

    А при чём здесь дрова?

    Может лучше про электромобиль.

    Что-то меня цена смущает. В смысле дёшево.

    Вроде бы они гораздо дороже.

    • -1
      Растригин Алексей Растригин Алексей
      13.01.2120:28:15

      а теперь будут на уровне «обычных» а/м с ДВС

      рыночная ниша, знаете ли

      а если разработчики реально уложатся в 1,2 ляма — можно сразу Госпремии и ордена раздавать

         

      • 4
        Сергей Котенко Сергей Котенко
        13.01.2120:31:37

        Да я тоже про это — «если уложатся».

        Я думаю — не уложатся, и далеко не уложатся.

        Везде по себестоимости электромобиль проигрывает ДВС вчистую. Неконкурентоспособен.

        Без дотаций государства никак.

        • Комментарий удален
          • 1
            Сергей Котенко Сергей Котенко
            14.01.2102:05:34

            нужно государство или инвестор, чтобы помочь на первом этапе.

            Бесполезно. Электромобилям уже 130 лет. И ситуация не изменилась.

            Неконкурентоспособны. Живы только с госдотацией.

            • 1
              Нет аватара Rockets
              14.01.2106:24:58

              Бесполезно.

              Бесполезно таким как вы объяснять причину дотаций государств на ПОКУПКУ электро кара. Китайцы начинали дотации для электрокаров с пробегом в 150 км. Сейчас уже нет дотации на такие машины.

              Дотации, это стимулирование для покупки электрокара. Компенсацию получает НЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ, а ПОКУПАТЕЛЬ. Производитель (при строительстве НОВОГО завода) получает льготы по налогам на несколько лет.

              Автомобили с ДВС проигрывает электрокару в чистую. По эксплуатационным характеристикам.

              Первый электромобиль был создан в 1837 году. И так сложилось исторически что победил ДВС благодаря нефти и нефтяному буму ( при этом почти 10 лет шла борьба на равных, машин на ДВС и электрокарами) Если бы столько денег, энергии, знаний, сил вкладывали в электро кары, сколько в нефтянку, уже давно бы летали на эл. самолётах.

              На сегодня, практически все автопроизводители начали или начинают выпускать электрокары. Многие автопроизводителе ПЕРЕСТАЛИ конструировать и выпускать новые ДВС, а начали производство электродвигателей. Это НЕ мода и ваши фантазии диванного эксперда, это суровая действительность, закреплённая в виде законов МНОГИХ государств.

              На сегодняшний день Китай производит электрокаров больше чем весь остальной мир вместе взятый и количество производства исчисляется миллионами электрокаров в год. Короновирус внёс свои коррективы, производство и продажи автомобилей рухнули, во всём мире, а у Китайцев идёт рост, за счёт стимулирования (дотации) ПОКУПАТЕЛЕЙ электрокаров.

              Прежде чем что-то писать, об этом надо хоть что-то знать

              Отредактировано: Rockets~06:48 14.01.21
  • Комментарий удален
  • Комментарий удален
    • 1
      Нет аватара Alex79
      14.01.2102:15:47

      «Летает» она вовсе не из-за КПД, а из-за особенностей внешней скоростной характиристики данных типов двигателя и как следствие разных типов трансмиссий. У электродвигателя практически идеальная для транспорта ВСХ.

      Отредактировано: Alex79~02:16 14.01.21
  • 3
    Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
    14.01.2111:54:28

    Прекрасная новость! Дай Бог, чтобы разработчиков поддержали инвесторы и государство пошло навстречу, тогда Россия могла бы представить миру конкурентоспособным аппарат.

  • 0
    Анатолий Соболев Анатолий Соболев
    14.01.2118:21:08

    Осталось внедрить в промышленное производство. С чем в России всегда были проблемы.

    • 4
      Найт Найт
      14.01.2119:34:39

      Пожалуй производить у нас все же умеют.

      А вот рекламировать, продавать, обслуживать — с этим трудности возникают чаще. Я имею ввиду экспорт. В россии они имеют все шансы занять немалую долю рынка.

  • 0
    Нет аватара Бизон Хиггса
    14.01.2119:48:49

    И ни слова про то, сколько это чудо может проехать на одном заряде, особенно зимой, когда нужно еще и салон отапливать. Автомобиль может быть сколь угодно инновационным, но если он не сможет хотя бы 200 км проехать без подзарядки, он нафиг никому не нужен будет.

    • 2
      Нет аватара Sanzar
      14.01.2123:17:43

      Один из разработчиков говорил, что зимой она на одном заряде «250 км проходит уверенно». Летом, по-моему, около 350 км.

  • 0
    Нет аватара kerosene
    15.01.2109:43:30

    ©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/oyApG3rxXoM

  • 0
    Нет аватара kerosene
    15.01.2109:45:20

    ©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/hQbiktO_Zmk

  • -2
    Нет аватара kerosene
    15.01.2109:49:38

    Дорожный просвет заявлен в 160 мм, что мало. Задний привод — прошлый век! Вывод: годится только в качестве такси и для каршеринга внутри городов.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,