стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
24

Реактивная «летающая парта»: учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС

МиГ-УТСМиГ-УТС © avatars.mds.yandex.net

В последние дни минувшего года в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в госкорпорацию «Ростех») сообщили, что ОКБ им. А.И. Микояна в составе ОАК создает новый учебно-тренировочный комплекс для летчиков, основу которого составит реактивный однодвигательный самолет МиГ-УТС. ТАСС — об основных моделях учебных самолетов и новой разработке российских авиаконструкторов.

Почти истребители

Сообщение на сайте ОАК отмечает, что для основной подготовки летчиков в России применяют реактивные самолеты L-39. Машина была разработана в Чехословакии в 1960-е годы. В 1972 году машина была выбрана основным учебно-тренировочным самолетом стран — участниц Организации Варшавского договора, начав заменять использовавшийся ранее L-29. По данным Минобороны РФ, двухместный самолет с максимальной взлетной массой 5,6 т и размахом крыла 9,5 м имеет крейсерскую скорость 750 км/ч. L-39 может выступать в роли легкого штурмовика. В этом случае под фюзеляж может подвешиваться контейнер с 23-миллиметровой пушкой, а под крылья — неуправляемые бомбы или реактивные снаряды.

В ноябре 2023 года L-39 попал в сводки Министерства обороны РФ об уничтоженной технике Вооруженных сил Украины: одна такая машина была сбита истребительной авиацией Воздушно-космических сил России или средствами противовоздушной обороны. По информации из открытых источников, Киев модернизировал несколько чехословацких самолетов и под названием L-39M1 передал их в свои военно-воздушные силы.

Заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук генерал-майор Владимир Попов в беседе с ТАСС поделился мнением, что иностранные машины применялись в Советском Союзе по политическим причинам. «Наша школа была очень хорошая: и конструкторская мысль, и вся авиационная промышленность была на уровне мировых стандартов, но нужно было оказать содействие нашим партнерам из социалистических стран по Варшавскому договору или Совету экономической взаимопомощи», — сказал эксперт, отметив, что советскими конструкторами были разработаны отечественные учебные поршневые и реактивные самолеты, которые превосходили по характеристикам зарубежные.

Як-30: проиграл, выиграв. Примером несостоявшегося массового отечественного реактивного самолета первоначального обучения может служить Як-30, поднявшийся в воздух в 1960 году. Согласно справочнику «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 годов», цельнометаллический двухместный низкоплан с убирающимся шасси отличала простая и надежная конструкция. При этом бортовое радиоэлектронное оборудование по комплекту приборов приближалось к самолетам-истребителям, обеспечивало полет в сложных метеоусловиях и ночью. В конкурсе за право стать стандартным учебно-тренировочным самолетом военно-воздушных сил стран Варшавского договора Як-30 соревновался с чехословацким L-29 «Дельфин» и польским TS-11 «Искра». Советская машина существенно превосходила конкурентов по всем летным характеристикам. При равной тяге L-29 был на 40% тяжелее, чем Як-30, а «поляк» — еще увесистее. К тому же разработка КБ Яковлева была гораздо экономичнее по топливу благодаря новому удачному двигателю РУ19-300 и в 2-2,5 раза дешевле в производстве. Самолет успешно прошел государственные испытания, установил официальные мировые рекорды скорости и высоты полета в своей категории легких машин. Тем не менее советское руководство поддержало чехословацкий авиапром и приняло решение для обучения советских курсантов закупать «Дельфин».

В 1990-х годах в опытно-конструкторском бюро имени Яковлева (сейчас — ПАО «Яковлев» ОАК) для замены L-39 был разработан двухместный учебно-боевой самолет (УБС) Як-130. Машина стала первой в России, где появилась «стеклянная кабина»: множество аналоговых приборов были заменены большими многофункциональными дисплеями. Як-130 оснащен комплексной цифровой электродистанционной системой управления. То есть летчик, перемещая ручку управления, лишь передает команды бортовым компьютерам, а те их обрабатывают и руководят рулями самолета. Такой принцип позволяет перенастроить систему управления, позволяя имитировать поведение в воздухе и боевую работу различных машин. Если курсант не справится с пилотированием, а инструктор по различным причинам не сможет прийти ему на помощь, Як-130 может приземлиться под управлением наземного оператора.

Максимальная взлетная масса самолета превышает 10 т (для сравнения — истребитель легкого класса МиГ-35 более чем вдвое тяжелее), он способен разгоняться до 1 060 км/ч, оставаясь дозвуковым, и может пролететь до 2 100 км с подвесными топливными баками. Самолет поставлялся на экспорт в Алжир, Бангладеш, Белоруссию, Вьетнам, Мьянму и Лаос. Осенью Як-130 поступили на вооружение Военно-воздушных сил Ирана.

Разлученные близнецы: Разработка Як-130 началась после объявления государственного конкурса в начале 1990 годов. Однако в то сложное для страны время финансирование разработки учебной машины со стороны Министерства обороны вскоре почти прекратилось. Поэтому решено было привлечь в качестве партнера итальянскую компанию Aermacchi (ныне часть концерна Leonardo). Итальянская сторона вышла из проекта в 1999 году, получив техническую документацию на самолет, и позднее выпустила своего «близнеца» российской машины — УТС M-346. ОКБ Яковлева изначально создавало свой самолет как учебно-боевой, способный нести до 3 т боевой нагрузки (неуправляемые и управляемые ракеты и бомбы, контейнер с пушкой). Итальянцы же спроектировали M-346 как учебно-тренировочный, лишь недавно представив его боевой вариант M-346FA. Официальный сайт производителя сообщает, что покупателями тренировочной версии помимо Италии стали Сингапур, Израиль, Польша, Катар и Греция.

Параллельно с Як-130 ОКБ имени А.И. Микояна создало свой вариант учебно-тренировочного самолета повышенной подготовки — МиГ-АТ. Машина строилась в кооперации с французскими компаниями Snecma и Turbomeca, отвечавшими за силовую установку, Sextant Avionique, которая разрабатывала бортовое оборудование, Томсон-CSF (радионавигационное оборудование) и рядом других. Французские партнеры также помогали в продвижении проекта на международном рынке. Однако в серийное производство самолет не пошел. В 2018 году генеральный конструктор — вице-президент ОАК Сергей Коротков сообщал, что МиГ-АТ может начать поставляться Минобороны РФ.

Простой, недорогой, современный

В своем сообщении на сайте ОАК назвала основную подготовку летчиков серьезным и длительным этапом, который показывает, к какому типу авиации пригоден будущий специалист. Учебно-тренировочные самолеты (УТС), используемые курсантами летных училищ, должны выполнять фигуры высшего пилотажа с высокими перегрузками.

«Мы создаем максимально дешевый, максимально простой в эксплуатации — и в пилотировании, и в обслуживании — однодвигательный самолет, который полностью соответствует требованиям, предъявляемым к этапу основной подготовки», — приводит ОАК слова заместителя управляющего директора ОКБ оперативно-тактической авиации, директора ОКБ им. А.И. Микояна, главного конструктора ОКБ Андрея Недосекина.

Будущие характеристики МиГ-УТС приведены в корпоративном журнале «Горизонты» ПАО «ОАК». Длина самолета составит 11,6 м, размах крыла — почти 11 м, масса пустого самолета — 3,5 т, дальность полета — 1 300 км. Новая машина сможет выдерживать восьмикратную положительную перегрузку и трехкратную отрицательную, что сопоставимо с допустимыми перегрузками L-39. А вот назначенный летный ресурс будет почти вдвое выше, чем у чехословацкого «ветерана»: 8 750 ч.

Новый самолет сможет нести до 1 т полезной нагрузки. Это может быть подвесной топливный бак или вооружение. «В целом мы считаем, что самолет основного обучения может обойтись в базовом курсе и без подвесок реального вооружения, а если необходимо, мы готовы имитировать режимы прицеливания — современные вычислительные средства это позволяют, — цитирует журнал главного конструктора учебно-тренировочного комплекса МиГ-УТС Алексея Шукайло. — В нашем ОКБ есть большой опыт в реализации учебно-тренировочных режимов».

Самолет разрабатывается с использованием имеющегося задела. В частности, кабина новой машины конструируется на основе кабины МиГ-АТ. Информация будет отображаться на современных многофункциональных индикаторах диагональю 15 дюймов. В задней кабине, где будет находиться инструктор, предполагается разместить аппаратуру для имитации учебных ситуаций — к примеру, отказов.

Mотор

Конструкторы МиГ-УТС остановили свой выбор на двухконтурном турбореактивном двигателе АИ-222-25, пара которых используется на российском учебно-боевом самолете Як-130. Серийный выпуск мотора освоен на производственном комплексе «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в Ростех).

Заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук генерал-майор Владимир Попов в беседе с ТАСС поделился мнением, что двухдвигательные самолеты считаются сложными для первоначального обучения. По его словам, две ручки управления двигателем требуют точного регулирования, чтобы обороты обоих двигателей были одинаковыми, иначе возникнет разница в их тяге, самолет будет стремиться развернуться. В однодвигательном самолете управление двигателем происходит проще. «Ты вывел какие-то обороты, задал режим, и не надо его корректировать относительно другого двигателя», — рассказал Попов, отметив, что количество двигателей влияет на безопасность полетов. «[Если] один двигатель, условно, отказал, то на втором двигателе, как правило, вытягиваем мы летчика», — пояснил эксперт.

«Мы понимаем, что самолет оснащен одним двигателем. И каким бы хорошим он ни был, практика того же самого L‑39 и других самолетов показывает, что двигатель иногда в воздухе останавливается, — приводит корпоративный журнал ОАК слова Алексея Шукайло. — При отказе двигателя генераторы встают. Но за счет того, что мы рассчитываем применить новые аккумуляторы, время полета самолета без источника электроэнергии в виде генератора, только на аккумуляторах, будет доходить до 50 минут или часа».

МиГ-АТ проектировался двухдвигательным, причем замгендиректора ОКБ им. А.С. Яковлева по летным испытаниям, Герой России Роман Таскаев в беседе с ТАСС рассказывал, что на самолете были установлены турбореактивные двигатели «Ларзак» французского производства. Рассматривалось использование и отечественных моторов — РД-1700 Московского машиностроительного предприятия имени В.В. Чернышева и АЛ-55, созданного на рыбинском «Сатурне» (оба предприятия входят в ОДК). На применении российских двигателей настаивал основной заказчик — Минобороны РФ. Однако до закрытия программы испытаний МиГ-АТ успел совершить с российской силовой установкой лишь несколько полетов.

Как ожидается, МиГ-УТС значительно превзойдет заслуженного ветерана L-39 по летным характеристикам и большой вклад в это внесет двигатель АИ-222-25.

«Тяга у двигателя на земле на боевом режиме составляет 2,5 т, что существенно больше, чем на L‑39, — цитирует „Горизонт“ слова заместителя генерального конструктора ПК „Салют“ Александра Шипанова. — Кроме того, модифицированный двигатель будет иметь дополнительный режим с тягой 2 300 кг, который позволит увеличить его ресурс. Даже этой тяги хватит для выполнения всех фигур пилотажа и решения всех задач, стоящих перед УТС».

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 2
    Badassgoliath Badassgoliath
    03.02.2417:29:28

    По его словам, две ручки управления двигателем требуют точного регулирования, чтобы обороты обоих двигателей были одинаковыми, иначе возникнет разница в их тяге, самолет будет стремиться развернуться

    Почему это регулирование не может выполнять автоматика? Или это особенность учебных самолётов?

    • 0
      Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
      03.02.2417:53:33

      Спасибо за вопрос.

      Я тоже обратил на это внимание, но ответа не знаю    

  • 7
    Badassgoliath Badassgoliath
    03.02.2417:54:24

    Тем не менее советское руководство поддержало чехословацкий авиапром и приняло решение для обучения советских курсантов закупать «Дельфин».

    Советское руководство вообще любило поддерживать всех подряд, и всё за счёт пониженного уровня жизни своих граждан. Внутри Союза — за счёт РСФСР, а внутри СЭВ — за счёт СССР. Я бы ещё понял, будь эти так называемые союзники лояльны к нам. Но уже тогда их отношение к нам было очевидным. По сути, им платили, чтобы они не разбегались. Их товары закупались по полным ценам, им же отпускали со скидками, давали дешёвые кредиты.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,