Интервью руководителя департамента ГОЗ ОСК А.Шлемова
Интервью руководителя
департамента ГОЗ ОСК А.ШлемоваБлог WarAn Project (
*****
– Анатолий Федорович, Индии
недавно передали «Викрамадитью». Будут ли еще совместные проекты
подобного масштаба?
– Наше сотрудничество с Индией ни
в коем случае не завершается «Викрамадитьей», хотя, конечно, этот
проект самый масштабный за всю историю. Работы в этой сфере не
исчерпываются переданным кораблем — как вы знаете, Россия
поставила разработанное Невским ПКБ авиационно-техническое
оборудование для индийского тренажерного комплекса палубной
авиации (аналога нашей «НИТКи», а также и для индийского нового
авианосца проекта 71). Кроме того, ведутся переговоры о
послегарантийном техническом обслуживании и сопровождении
жизненного цикла авианосца. Конечно, другой «Викрамадитьи» не
будет – больше кораблей такого класса в России не осталось, не
считая «Кузнецова», который нужен нам самим.
– В ходе работы на «Викрамадитье» «Севмашем» были накоплены компетенции по ремонту крупных надводных кораблей, как они будут востребованы? Ждать ли ремонта «Кузнецова»?
– «Адмирал Кузнецов», конечно, нуждается в серьезном заводском ремонте и модернизации. Однако флот не может позволить себе потерять авианосец на длительное время – как потому, что корабль выполняет важные политические задачи, так и потому, что это единственная, по сути, платформа для подготовки летчиков палубной авиации. Вывод «Кузнецова» в ремонт обернется потерей квалификации.
– Но новая
«НИТКА»?
– Да, комплекс построен, и когда
он будет полностью принят в эксплуатацию, авианосец можно будет
вывести на ремонт. Я думаю, это случится в ближайшие 3-4
года.
– Радикальным решением вопроса было бы строительство нового авианосца. Стоит ли его ждать в обозримом будущем? Каково состояние разработок?
– Ведется проработка нескольких вариантов корабля этого класса, однако сказать что-то определенное о перспективе их реализации можно будет только после утверждения долгосрочной программы военного кораблестроения, которая должна быть завершена в этом году. Она определит параметры строительства флота и потребности в кораблях основных классов до 2050 года.
– Что можно сказать о ремонте «Адмирала Нахимова»? Во сколько он обойдется?
– Сейчас ведутся подготовительные работы, в ближайшем будущем корабль будет поставлен в бассейн, где недавно стоял «Викрамадитья». Срок сдачи корабля флоту – 2018 год. Что касается цены – я бы не стал называть конкретную цену. Крейсер в ходе ремонта получит новые возможности – благодаря новым системам вооружения и радиоэлектронному оборудованию.
– УКСК, ЗРС «Редут»?
– Давайте не будем заострять внимание на каких-то конкретных изделиях. Скажем так: благодаря перевооружению, «Нахимов» получит новые качества, которые позволят ему еще более эффективно решать задачи по всему комплексу таковых для кораблей данного класса в перспективе.
– Экипаж за счет современной электроники уменьшится?
– Вряд ли он сильно изменится. Корабль большой и достаточно сложный, его системы надо обслуживать, сильно сократить экипаж вряд ли удастся. Конечно же, предполагается, что он будет полностью контрактным.
– Можно ли сказать, что ремонт «Нахимова» – подготовка к таковому для «Петра Великого»?
– Конечно. «Петр Великий» также крайне важен для флота, выполняет большой объем задач. Корабль вошел в состав флота в 1998 году и с тех пор активно эксплуатируется. Сроки его ремонта скоро подойдут, и его предстоит модернизировать так же, как и «Нахимова».
– Как продвигаются работы по проекту «Лидер»?
– Вы, наверное, знаете, что в прошлом году Минобороны заключило контракт на ОКР «Лидер» по созданию надводного корабля океанской зоны, и эта работа только началась.
– Как он будет классифицироваться? Это эсминец или крейсер?
– Пока мы говорим о многоцелевом боевом надводном корабле океанской зоны, этот термин более полно обозначает задачи и возможности перспективного корабля.
– ОКР только начались, значит, закладки в ближайшие 2-3 года ждать не стоит?
– В ближайшие три точно нет, не будем торопить события. Работа предстоит большая и очень сложная.
– Можно ли что-то сказать о техническом лице корабля? Водоизмещение, энергетика, вооружение?
– Этот выбор еще предстоит сделать – флот пока не решил, нужен ему корабль с газотурбинной ЭУ – и тогда это одни размеры и водоизмещение – или с ядерной, и тогда это совсем другие параметры. Что касается вооружения, то многое из того, что предстоит иметь на корабле океанской зоны, мы должны отработать на фрегате проекта 22350.
– Кораблей океанской зоны флоту остро не хватает, а сейчас, вдобавок, выведен на ремонт «Адмирал Чабаненко». Какие изменения предполагаются на нем?
– Корабль будет полностью отремонтирован, кроме того, будет проведена «точечная» модернизация по тем узлам, ремонт которых невозможен или слишком дорог.
– Будет ли меняться вооружение корабля?
– А зачем? Оно имеет достаточно
высокие характеристики, позволяющие этому кораблю выполнять свои
задачи. За счет модернизации мы их дополнительно несколько
повысим, не тратясь на полную замену.
Вообще надо отметить, что
«Чабаненко» и его предшественники проекта 1155 – исключительно
удачные корабли, давшие львиную долю наплаванности ВМФ в
последние годы, и обеспечившие присутствие флота и выполнение
задач во всех ключевых районах – Тихий, Индийский океан, Аденский
залив, Средиземное море, Атлантика… Мы будем сохранять их в
составе флота – пока не появится достаточно массовая
замена.
– Почему «Чабаненко» так и не получил продолжения? Возможно, по аналогии с проектом 11356 можно было сделать обновленный корабль на тех же общекорабельных системах еще лет 15 назад?
– К этому кораблю у меня особое
отношение, сначала я отвечал за его строительство, а затем был
замруководителя Госкомиссии по приемке – хотя это и против всех
правил. Его достройка и ввод потребовали огромных усилий, денег
не было ни на что, завод «Янтарь» находился в ужасающем
состоянии. Мы выставляли вооруженных часовых, чтобы контрагенты
не разбежались. Корабль удалось ввести в строй.
Тогдашний главком Владимир
Куроедов выходил с предложением о постройке серии, если бы оно
было принято, мы бы могли иметь сейчас не менее 6-8
модернизированных кораблей этого проекта. Однако расходы на ВМФ в
тот период финансировались даже не по остаточному принципу.
Строительство серии оказалось просто невозможным.
– Сегодня строится серия фрегатов проекта 22350, но выход головного корабля на испытания и его ввод в строй постоянно откладываются. Есть ли какие то изменения?
– В этом году корабль выйдет в
море. Проблемы у проекта есть, связанные с большим процентом
новизны – и по энергетике, и по электронике, и по оружию мы
заложили много перспективных решений. Разумеется, без затруднений
не обошлось – в частности с поставками со стороны производителей
соответствующих систем вооружения и радиоэлектронного
оборудования.
Мы решаем эти проблемы. В декабре
в Петербурге состоялось совещание под руководством вице-премьера
правительства России Д.О. Рогозина, прямо посвященное этим
вопросам, там были приняты конкретные решения по срокам поставок
оборудования и обязательствам производителей. Мы возлагаем на
этот проект большие надежды, он должен дать нам эффективный
инструмент и в дальней морской зоне, и отчасти в
океанской.
– Что можно сказать о перспективах десантных сил ВМФ? Какова судьба «Ивана Грена» и вообще проекта 11711?
– Проблемы «Грена» связаны, в том числе, с изменением технического задания со стороны ВМФ, но этот корабль мы сдадим в следующем году. Предполагается постройка еще 2-3 БДК данного проекта.
– Но для обновления десантных сил этого явно недостаточно? Какой тип будет основным, «Мистраль»?
– В боевой состав ВМФ скоро войдут два ДВКД типа «Мистраль», но это достаточно дорогие корабли, и массовыми они не будут. Полагаю, что основным типом десантного корабля может быть средний по размерам ДВКД, схожий по идеологии с голландским «Роттердамом», водоизмещением в 13-15 тысяч тонн. Таких кораблей можно построить 6-8 единиц. В сочетании с «Мистралями», проектом 11711 и ремонтом уже имеющихся БДК, это позволит содержать десантные силы на должном уровне.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Интервью Анатолия Шлемова
проливает свет на корни многих решений последнего времени в сфере
строительства ВМФ. На наш взгляд, рассматривая данное интервью в
контексте, наиболее пристальное внимание следует обратить на
названные сроки начала строительства перспективных надводных
кораблей океанской зоны, в сочетании с решением о ремонте
крейсеров проекта 1144, переговорами относительно возможного
выкупа находящегося на Николаевском ЧСЗ крейсера «Украина»
(бывший "Адмирал Лобов", четвертый корабль проекта 1164), и
ремонта остальных кораблей этого класса, а также поддержанием
готовности кораблей проекта 1155.
Названные сроки реализации
проекта «Лидер», с ожидаемой закладкой головного корабля в районе
2017-18 года, означают, что головной корабль может войти в состав
флота примерно в 2022-23 годах, первый серийный – в 2024-25, а
более-менее массовыми они станут лишь к концу второго десятилетия
нашего века. Такова цена длительного перерыва в разработке новых
кораблей океанской зоны, но терять эту часть морской мощи Россия
не имеет права. В этих условиях ремонт кораблей проектов 1144,
1164, 1155 – единственная возможность поддержать возможности
флота в данной сфере, и насколько возможно – повысить их с
относительно быстрым результатом.
*****
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.