стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
5

Интервью руководителя департамента ГОЗ ОСК А.Шлемова

Интервью руководителя департамента ГОЗ ОСК А.ШлемоваБлог WarAn Project (

thewaran) радует хорошим материалом:

*****
– Анатолий Федорович, Индии недавно передали «Викрамадитью». Будут ли еще совместные проекты подобного масштаба?

– Наше сотрудничество с Индией ни в коем случае не завершается «Викрамадитьей», хотя, конечно, этот проект самый масштабный за всю историю. Работы в этой сфере не исчерпываются переданным кораблем — как вы знаете, Россия поставила разработанное Невским ПКБ авиационно-техническое оборудование для индийского тренажерного комплекса палубной авиации (аналога нашей «НИТКи», а также и для индийского нового авианосца проекта 71). Кроме того, ведутся переговоры о послегарантийном техническом обслуживании и сопровождении жизненного цикла авианосца. Конечно, другой «Викрамадитьи» не будет – больше кораблей такого класса в России не осталось, не считая «Кузнецова», который нужен нам самим. 

– В ходе работы на «Викрамадитье» «Севмашем» были накоплены компетенции по ремонту крупных надводных кораблей, как они будут востребованы? Ждать ли ремонта «Кузнецова»?

– «Адмирал Кузнецов», конечно, нуждается в серьезном заводском ремонте и модернизации. Однако флот не может позволить себе потерять авианосец на длительное время – как потому, что корабль выполняет важные политические задачи, так и потому, что это единственная, по сути, платформа для подготовки летчиков палубной авиации. Вывод «Кузнецова» в ремонт обернется потерей квалификации.

– Но новая «НИТКА»?

– Да, комплекс построен, и когда он будет полностью принят в эксплуатацию, авианосец можно будет вывести на ремонт. Я думаю, это случится в ближайшие 3-4 года.

– Радикальным решением вопроса было бы строительство нового авианосца. Стоит ли его ждать в обозримом будущем? Каково состояние разработок?

– Ведется проработка нескольких вариантов корабля этого класса, однако сказать что-то определенное о перспективе их реализации можно будет только после утверждения долгосрочной программы военного кораблестроения, которая должна быть завершена в этом году. Она определит параметры строительства флота и потребности в кораблях основных классов до 2050 года.

– Что можно сказать о ремонте «Адмирала Нахимова»? Во сколько он обойдется?

– Сейчас ведутся подготовительные работы, в ближайшем будущем корабль будет поставлен в бассейн, где недавно стоял «Викрамадитья». Срок сдачи корабля флоту – 2018 год. Что касается цены – я бы не стал называть конкретную цену. Крейсер в ходе ремонта получит новые возможности – благодаря новым системам вооружения и радиоэлектронному оборудованию.

– УКСК, ЗРС «Редут»?

– Давайте не будем заострять внимание на каких-то конкретных изделиях. Скажем так: благодаря перевооружению, «Нахимов» получит новые качества, которые позволят ему еще более эффективно решать задачи по всему комплексу таковых для кораблей данного класса в перспективе.

– Экипаж за счет современной электроники уменьшится?

– Вряд ли он сильно изменится. Корабль большой и достаточно сложный, его системы надо обслуживать, сильно сократить экипаж вряд ли удастся. Конечно же, предполагается, что он будет полностью контрактным.

– Можно ли сказать, что ремонт «Нахимова» – подготовка к таковому для «Петра Великого»?

– Конечно. «Петр Великий» также крайне важен для флота, выполняет большой объем задач. Корабль вошел в состав флота в 1998 году и с тех пор активно эксплуатируется. Сроки его ремонта скоро подойдут, и его предстоит модернизировать так же, как и «Нахимова».

– Как продвигаются работы по проекту «Лидер»?

– Вы, наверное, знаете, что в прошлом году Минобороны заключило контракт на ОКР «Лидер» по созданию надводного корабля океанской зоны, и эта работа только началась.

– Как он будет классифицироваться? Это эсминец или крейсер?

– Пока мы говорим о многоцелевом боевом надводном корабле океанской зоны, этот термин более полно обозначает задачи и возможности перспективного корабля.

– ОКР только начались, значит, закладки в ближайшие 2-3 года ждать не стоит?

– В ближайшие три точно нет, не будем торопить события. Работа предстоит большая и очень сложная.

– Можно ли что-то сказать о техническом лице корабля? Водоизмещение, энергетика, вооружение?

– Этот выбор еще предстоит сделать – флот пока не решил, нужен ему корабль с газотурбинной ЭУ – и тогда это одни размеры и водоизмещение – или с ядерной, и тогда это совсем другие параметры. Что касается вооружения, то многое из того, что предстоит иметь на корабле океанской зоны, мы должны отработать на фрегате проекта 22350.

– Кораблей океанской зоны флоту остро не хватает, а сейчас, вдобавок, выведен на ремонт «Адмирал Чабаненко». Какие изменения предполагаются на нем?

– Корабль будет полностью отремонтирован, кроме того, будет проведена «точечная» модернизация по тем узлам, ремонт которых невозможен или слишком дорог.

– Будет ли меняться вооружение корабля?

– А зачем? Оно имеет достаточно высокие характеристики, позволяющие этому кораблю выполнять свои задачи. За счет модернизации мы их дополнительно несколько повысим, не тратясь на полную замену.
Вообще надо отметить, что «Чабаненко» и его предшественники проекта 1155 – исключительно удачные корабли, давшие львиную долю наплаванности ВМФ в последние годы, и обеспечившие присутствие флота и выполнение задач во всех ключевых районах – Тихий, Индийский океан, Аденский залив, Средиземное море, Атлантика… Мы будем сохранять их в составе флота – пока не появится достаточно массовая замена.

– Почему «Чабаненко» так и не получил продолжения? Возможно, по аналогии с проектом 11356 можно было сделать обновленный корабль на тех же общекорабельных системах еще лет 15 назад?

– К этому кораблю у меня особое отношение, сначала я отвечал за его строительство, а затем был замруководителя Госкомиссии по приемке – хотя это и против всех правил. Его достройка и ввод потребовали огромных усилий, денег не было ни на что, завод «Янтарь» находился в ужасающем состоянии. Мы выставляли вооруженных часовых, чтобы контрагенты не разбежались. Корабль удалось ввести в строй.
Тогдашний главком Владимир Куроедов выходил с предложением о постройке серии, если бы оно было принято, мы бы могли иметь сейчас не менее 6-8 модернизированных кораблей этого проекта. Однако расходы на ВМФ в тот период финансировались даже не по остаточному принципу. Строительство серии оказалось просто невозможным.

– Сегодня строится серия фрегатов проекта 22350, но выход головного корабля на испытания и его ввод в строй постоянно откладываются. Есть ли какие то изменения?

– В этом году корабль выйдет в море. Проблемы у проекта есть, связанные с большим процентом новизны – и по энергетике, и по электронике, и по оружию мы заложили много перспективных решений. Разумеется, без затруднений не обошлось – в частности с поставками со стороны производителей соответствующих систем вооружения и радиоэлектронного оборудования.
Мы решаем эти проблемы. В декабре в Петербурге состоялось совещание под руководством вице-премьера правительства России Д.О. Рогозина, прямо посвященное этим вопросам, там были приняты конкретные решения по срокам поставок оборудования и обязательствам производителей. Мы возлагаем на этот проект большие надежды, он должен дать нам эффективный инструмент и в дальней морской зоне, и отчасти в океанской.

– Что можно сказать о перспективах десантных сил ВМФ? Какова судьба «Ивана Грена» и вообще проекта 11711?

– Проблемы «Грена» связаны, в том числе, с изменением технического задания со стороны ВМФ, но этот корабль мы сдадим в следующем году. Предполагается постройка еще 2-3 БДК данного проекта.

– Но для обновления десантных сил этого явно недостаточно? Какой тип будет основным, «Мистраль»?

– В боевой состав ВМФ скоро войдут два ДВКД типа «Мистраль», но это достаточно дорогие корабли, и массовыми они не будут. Полагаю, что основным типом десантного корабля может быть средний по размерам ДВКД, схожий по идеологии с голландским «Роттердамом», водоизмещением в 13-15 тысяч тонн. Таких кораблей можно построить 6-8 единиц. В сочетании с «Мистралями», проектом 11711 и ремонтом уже имеющихся БДК, это позволит содержать десантные силы на должном уровне.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Интервью Анатолия Шлемова проливает свет на корни многих решений последнего времени в сфере строительства ВМФ. На наш взгляд, рассматривая данное интервью в контексте, наиболее пристальное внимание следует обратить на названные сроки начала строительства перспективных надводных кораблей океанской зоны, в сочетании с решением о ремонте крейсеров проекта 1144, переговорами относительно возможного выкупа находящегося на Николаевском ЧСЗ крейсера «Украина» (бывший "Адмирал Лобов", четвертый корабль проекта 1164), и ремонта остальных кораблей этого класса, а также поддержанием готовности кораблей проекта 1155.

Названные сроки реализации проекта «Лидер», с ожидаемой закладкой головного корабля в районе 2017-18 года, означают, что головной корабль может войти в состав флота примерно в 2022-23 годах, первый серийный – в 2024-25, а более-менее массовыми они станут лишь к концу второго десятилетия нашего века. Такова цена длительного перерыва в разработке новых кораблей океанской зоны, но терять эту часть морской мощи Россия не имеет права. В этих условиях ремонт кораблей проектов 1144, 1164, 1155 – единственная возможность поддержать возможности флота в данной сфере, и насколько возможно – повысить их с относительно быстрым результатом.
*****

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,