стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
65

«Электронная птица»

Я уже много вам рассказывал про начинку Суперджета. Что там сделано и почему. Но это был рассказ об уже готовых решениях, которые в цехах завода собирались в единое целое — в прекрасный самолет.Теперь давайте заглянем за кулисы КБ, туда, где был разработан этот самолет, где сейчас идет работа по совершенствованию его эксплуатационных качеств. А так как современный самолет, это, по сути, летающий компьютер, то огромная работа идет по написанию и отладке программного обеспечения. Естественно, самолет это не только софт, но и еще аэродинамика, двигатели, законы управления и многое другое. Чтобы чуть-чуть прикоснуться к прекрасному, я в один из летних дней отправился в Гражданские самолеты Сухого, чтобы посмотреть на два интеграционных стенда, где идет отработка оборудования и программного обеспечения Суперджета.Моим гидом стал Александр Викторович Долотовский, заместитель главного конструктора ЗАО «ГСС» по аэродинамике. Человек увлеченный авиацией, своим самолетом и проектом. Хотя, все, с кем я общался в КБ, любят свой самолет и готовы говорить о нем часами. А уж если ты показываешь, что чуть-чуть понимаешь в теме, что все, держись — быстро тебя оттуда не выпустят.В отдельном помещении стоят два интересных аппарата: пилотажный стенд и интеграционный стенд для отработки бортового оборудования. Второй сотрудники ГСС называют «электронная птица». На пилотажном стенде идет отладка законов ручного управления. Тут надо пояснить и рассказать об этом подробнее. Как вы помните, самолет электрический и основные законы и коэффициенты заложены в программное обеспечение. Естественно, аэродинамические поверхности вносят свою лепту в полет самолета, но вот… Мы отклонили ручку на 1/3 хода на себя при выпущенных закрылках. Насколько отклонится руль высоты? А при убранных закрылках? А при заходе на посадку при минимальной высоте? Или как самолет на этой высоте должен реагировать по крену?Еще до первого полета много времени было потрачено на отработку и отладку законов управления.
1. Располагаемся в кабине пилотажного стенда. Здесь от самолета используются только ручки управления, РУДы, педали и блок кнопок под козырьком кабины. Экраны сделаны на обычных ЖК панелях, закрытых масками.
2. Александр Викторович уже в кабине рассказывает, что с первого полета в 2008 году особых изменений в законах управления не было. Зато они кардинально изменились за время подготовки к первому полету. Так как с 2003 года, когда работа только началась, была сильно пересмотрена идеология законов управления. Сами по себе законы сделаны на основе работ ЦАГИ, которые их и разработали для перспективных транспортных самолетов. А уж далее получилась конкретная реализация этой темы: самая современная реализована в Гражданских самолетах Сухого. Законы могут быть и похожи, но вот реализованы они совершенно по-разному. И основная разница это в идеологии ограничения режимов полета. На Суперджете была принята идеология максимальной автоматизации полета и максимального использования режимов защиты.
3. Я взлетел. И на взлете допустил ошибку — рано убрал закрылки, но самолет на это отреагировал и не дал скорости дойти до опасной зоны. Александр Викторович советует что-нибудь сделать с самолетом. Даю РУДы от себя, скорость упирается в ограничение и больше не растет. Пытаюсь свалить самолет на минимальной скорости — тоже не выходит. В крен загнать и сделать бочку — куда там! И это только маленькая вершина айсберга, которая видна неподготовленному человеку сходу.
4. Далее Долотовский берет управление на себя и со словами «А сейчас мы немного похулиганим» действительно хулиганит. Пытаемся зайти на полосу с самых невероятных углов и посадочных положений. Если режимы получаются — мы садимся, если нет, то компьютер упирается и просто не выполняет команду от ручки управления. Например, на минимальной высоте дать крен влево, то самолет послушается, но ровно до тех пор, пока будет гарантировано отсутствие касания крыла с землей.
5. Пытаемся раскачать самолет по курсу, по крену, по высоте на посадке — не получается.
6. Внезапно пауза. Александру Викторовичу принесли какую-то бумажку на подпись. Работа продолжается.
7. А это кусочек мат. модели самолета на компьютере. Каждый блок можно увеличить, и он распадается на много своих составных частей. И в каждой можно что-то поменять. Коэффициент. Вбить новую формулу. Или выкинуть старый блок и вставить новый. Такой большой конструктор.
8. А это железная часть пилотажного стенда. Он занимает мало места, в отличие от «электронной птицы».
9. Здесь уже все серьезнее. Кабина — одна из первых технологических сборок перед выпуском первого летного самолета.
10. Внутри — все как в настоящем самолете.
11. Разве что камера смотрится лишней. Она во время испытаний снимает картинку с экранов.
12. В стойках размещена электрическая модель самолета. Все те блоки, что спрятаны под полом, здесь расположены в шкафах. Длины шлейфов и их конфигурация соответствуют тому, что используется в самолете.
13. Даже черные ящики стоят. Основное назначение «электронной птицы» — это установить в самолет новый прибор, новую прошивку, новый проводник и посмотреть, а что будет. Перед тем как что-то менять в реальном самолете перед испытаниями, все новое скрупулёзно обкатывают здесь.
14. Панель отказов. Несколько сотен тумблеров. Комбинируя их можно создать самые разные отказы от обрыва до короткого замыкания и посмотреть, как будут себя вести системы самолета в этой непростой ситуации. Выработать рекомендации пилотам по действиям и так далее.
15. Но мало сделать электрическую копию самолета. Ведь реальный самолет летит в атмосфере, его поверхностями управляют гидроприводы. В этих шкафах находятся электрические эквиваленты гидроприводов. Т. е. когда вы отклоняете ручку, то компьютерная часть отрабатывает это сигнал в соответствии с законами управления и выдает уже командный сигнал органам управления. А вот этот сигнал тоже надо отработать и получить обратную связь. В реальном самолете понятно, откуда его взять. А тут реальный самолет заменяет электрический эквивалент.
16. Запускаем птицу и снова взлетаем. Тут ощущения совершенно другие, хотя, по сути, то же самое.
17. Скоро здесь должны были начаться какие-то испытания, и у нас хватило времени буквально на пару кругов.
18. К сожалению, время заканчивается, а разговор нет. Увы, приходится идти на компромиссы. Хотя тем для разговора еще очень много. В следующем посту я покажу вам потрясающий по красоте заход в Мехико и расскажу немного о современной навигации.
Это лишь маленькая часть того, что происходит в конструкторском бюро, когда создают новый самолет.Огромное спасибо всем сотрудникам ГСС за открытость и готовность делиться информацией о самолете.

Александр «Russos» Попов (

russos)

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • 2
    ya.seliwerstov2013 ya.seliwerstov2013
    17.09.1413:59:32

    Обилие приборов поражает воображение. Как же летчикам надо много знать.Уважуха Всем авиаторам!

    • 3
      Нет аватара gritsevsky
      17.09.1417:19:50

      Обилие приборов поражает воображение. Как же летчикам надо много знать.Уважуха Всем авиаторам!

      Это вы старых самолетов не видели, ну например что-нибудь вроде Ан-12 или Ил-62. Там приборов раз в десять (десятки) больше, одних тумблеров (точнее АЗС и АЗФ) сотни (если не тысячи). Для их включения специальные планки были чтобы включать сразу весь ряд. И знать летчику намного больше надо было чем теперь, к приборам полагалось еще и мозги прикладывать. А уж штурман вообще был человеком скорее искусства чем техники. Были страшно знаменитые штурманы типа Валентина Аккуратова. Сейчас мозги заменили компьютером и пилотировать самолет стало на порядок проще. Хотя конечно все же несколько сложнее чем автобусом управлять.

      Отредактировано: gritsevsky~17:23 17.09.14
  • 2
    Samboris Samboris
    17.09.1414:03:24

    Интересное интервью Nazario Cauceglia

  • 2
    Ivan_S Ivan_S
    17.09.1415:53:58

    Почти в тему =) Посоветуйте — стоит ли тащить на сайт отдельной статьей: Вторая жизнь Ту-154м RA-85672. Проект Ивана Клепцова.

    • 3
      Samboris Samboris
      17.09.1416:31:25

      Тащить, без таких энтузиастов авиации нет.

    • 1
      shigorin shigorin
      18.09.1400:45:56

      Тащить! И не забудьте в ссылки Ершова -- хорошая книга.

      А от меня пусть будет LiveCD с FlightGear, загружающийся в --aircraft=tu154b (проверено с видеочипами NVIDIA ± Optimus, AMD/ATI, Intel; вот джойстик попался только один и то карманный).

      --

      Michael Shigorin

      Отредактировано: altlinux~00:47 18.09.14
  • 5
    Chetnik Chetnik
    17.09.1421:35:35

    Мне интересно, возможно ли импортозаместит запчасти Суперджета, чтобы был 100 процентов Российский? Возможно не СЖ-100 а НГ, СЖ-130, у него будут ПД-9 двигатель, будет больше российских запчасти. Сотрудничество хорошо для начало, но надо отказат от поставки ненадежних партнёров.

    • 1
      Нет аватара liman
      18.09.1408:02:15

      +1 хотя сомневаюсь что это возможно да и столько денюшков на это самолёт потрачено, а что бы поставить НАШЕ на него прйдётся ещё больше потратить

  • 1
    Nikolay Kozmin Nikolay Kozmin
    18.09.1400:02:21

    Спасибо за интересный репортаж об отличном самолёте!

  • 0
    Нет аватара guest
    18.09.1414:25:36

    Надо делать абзацы!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,