• Госкорпорация «Росатом» за 2016 год нарастила 10-летний портфель зарубежных заказов на 20,5% выше $133 млрд, сообщил телеканал «Россия 24» со ссылкой на данные гскорпорации в рамках показа интервью генерального директора «Росатома» Алексея Лихачева.

    • Картинки по запросу росатом фото
    • Картинки по запросу росатом фото

    «По итогам 2016 года портфель зарубежных заказов „Росатома“ на 10-летний период превысил $133 млрд (по сравнению с $110,4 млрд в начале года)», — приводятся данные госкорпорации.

    Ранее сообщалось, что «Росатом» намерен увеличить портфель зарубежных заказов к 2030 году в 2,7 раза — до $300 млрд против $110 млрд по итогам прошлого года.

    С января 2017 года ПАО «Ковровский механический завод» (г. Ковров, входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») приступило к серийному выпуску модернизированной газовой центрифуги — ГЦ-9+.

    Решение о запуске серийного производства было принято по итогам серии успешных испытаний установочной партии новой центрифуги, по производительности и себестоимости превосходящей все предыдущие поколения центрифуг. Перед началом производства были проведены необходимые работы по подготовке оборудования и отработке технологии серийного выпуска.

    Освоение нового изделия — очередной шаг в реализации стратегии, направленной на обеспечение технологического лидерства топливной компании Росатома «ТВЭЛ» на международном рынке начальной стадии ядерного топливного цикла.

    Специалисты госкорпорации «Росатом» ТВЭЛ «Сибирский химический комбинат» впервые в мире изготовили и поставили заказчику несколько тонн таблеток ядерного топлива из нитрида урана.

    Сотрудники Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ, Саров, Нижегородская область) в ходе экспериментов совместно со специалистами Российской академии наук установили новый мировой рекорд степени сжатия вещества, достигнутое в ходе этих работ давление составило 100 миллионов атмосфер, сообщил научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ академик Радий Илькаев.

    В г. Заречный Пензенской области открылось новое высокотехнологичное производство. АО «НИИграфит», входящее в структуру ГК «Росатом», официально открыло площадку «С-плюс» — единственное в России промышленное производство наноуглеродов — фуллеренов.

    Производство основывается на исключительно отечественных оригинальных технологиях. Планируется, что после того, как предприятие начнёт работать на полную мощность, тут будет создано около 300 новых рабочих мест.

    Продукция «С-Плюс» — полимеры, модифицированные фуллеренами С60 и С70 (наночастицы на основе углерода). В настоящее время начато производство изделий для горнорудной промышленности, автомобильной индустрии (в рамках локализации изготовления комплектующих на территории РФ), товаров широкого потребления. Модифицированные фуллеренами конструкционные материалы с уникальными свойствами планируется предложить к применению в строительстве. Благодаря фуллереновым присадкам к маслам и смазкам существенно улучшаются параметры износоустойчивости механизмов.

    Специалисты российской атомной отрасли завершили обоснование экономической эффективности технологий реакторов на быстрых нейтронах, которые необходимы для развития атомной энергетики, сообщил в онлайн-интервью белорусскому информационному агентству БЕЛТА заместитель генерального директора — директор блока по управлению инновациями госкорпорации «Росатом» Вячеслав Першуков.

    В замкнутом ядерном топливном цикле за счет полного использования уранового сырья в реакторах-размножителях на быстрых нейтронах (бридерах) существенно увеличится топливная база атомной энергетики, а также появится возможность значительно уменьшить объемы радиоактивных отходов благодаря «выжиганию» опасных радионуклидов. Россия, как отмечают эксперты, занимает первое место в мире в технологиях строительства «быстрых» реакторов.

    ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома - «Атомэнергомаш») завершило исполнение обязательств по поставке коллекторов конвективных поверхностей нагрева для котла ПК-47-3 Жамбылской ГРЭС (Республика Казахстан).

    Коллекторы являются раздающими и сборными камерами пароперегревателей высокого и низкого давления.

    Всего для Жамбылской ГРЭС завод изготовил и отгрузил 12 коллекторов. Общий вес котельного оборудования составил 36 тонн.

    Помимо Жамбылской ГРЭС, ПАО «ЗиО-Подольск» в прошлом году заключило сервисный договор на осуществление капитального ремонта десяти референтных котлов ПК-10п-2 на объектах ТОО «Kazakhmys Energy» («Казахмыс Энерджи») на основе уникального модульного предложения, которое позволит проводить глубокую модернизацию действующих в Казахстане паровых котлов.

    Компания «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — «Атомэнергомаш») изготовила и отгрузила комплект из четырех корпусов главных циркуляционных насосов (ГЦН) с проставками. Корпуса были изготовлены Петрозаводским филиалом АО «АЭМ-технологии» для энергоблока № 2 Белорусской АЭС.

    В Ижевске, в Резиденции главы Удмуртской Республики прошла торжественная церемония чествования лауреатов Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России». Среди награжденных — Чепецкий механический завод (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ»), представивший на конкурс титановую сварочную проволоку.

    Это уже девятая победа ЧМЗ в рамках Всероссийского конкурса. В прошлом году среди 100 лучших товаров России победителем в номинации «Продукция производственно-технического назначения» стала высокотехнологичная инжекционной проволока из высокочистого электролитического кальци, известная с недавних пор под торговой маркой HighMet. В этом году продукция АО ЧМЗ была представлена титановой сварочной проволокой с уникальными техническими характеристиками. Запущенная в промышленное производство в 2015 году, титановая сварочная проволока всего за год завоевала более половины российского рынка. Постоянное расширение ассортимента продукции из титановых сплавов позволило предприятию подготовиться к импортозамещению по данной группе товара.

    АЭС «Рингхальс»

    30 ноября 2016 года АО «ТВЭЛ» (Топливная компания Государственной корпорации «Росатом») и компания Vattenfall Nuclear Fuel AB (Швеция) подписали контракт на поставку ядерного топлива конструкции ТВС-КВАДРАТ для АЭС «Рингхальс» (компания группы Vattenfall, Швеция). Контракт предусматривает поставку коммерческих перегрузок ядерного топлива, начиная с 2021 года.

    Реализация данного контракта обеспечит диверсификацию поставок ядерного топлива для Vattenfall AB. Использование нового топлива также позволит оператору улучшить экономику своих АЭС.

    Экспериментальные тепловыделяющие сборки (ЭТВС), изготовленные на Сибирском химическом комбинате (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») в рамках реализации проекта «Прорыв», доказали свою эффективность в ходе реакторных испытаний и по итогам послереакторных исследований.

    10 декабря на первом энергоблоке строящейся Ленинградской АЭС завершилось одно из ключевых событий 2016 года: в реактор загружены все 163 имитатора тепловыделяющих сборок. Операция была проведена менее чем за 8 суток.

    После подтверждения всех характеристик реакторной установки с помощью имитаторов в 2017 году последует загрузка ядерного топлива.

  • Автокомплектующие из титана и его сплавов производства Чепецкого механического завода (АО «ЧМЗ», Удмуртия) госкорпорации «Росатом» стали применяться ведущими автопроизводителями Jaguar, Land Rover, AMG, Ferrari и даже легендарным брендом «Формулы-1» McLaren, сообщили в госкорпорации.

    Продукция российских атомщиков обладает свойствами, отвечающими современным тенденциям рынка, и позволяет европейским автогигантам реализовывать сложные конструкторские решения. Применение легкого и прочного металла в автомобилестроении вместо традиционной стали повышает эффективность и прочность конструкции транспортного средства.

    За последние три года объемы производства титана на Чепецком мезаническом заводе выросли почти в 2,5 раза. В освоение титанового направления «Росатомом» инвестировано более 1 млрд рублей. Средства были направлены на модернизацию существующего и приобретение нового оборудования, НИОКР и развитие персонала.

    Из морского порта Санкт-Петербурга стартовал паром с партией коммутирующей аппаратуры для Международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР), который сооружается интернациональной командой специалистов на юге Франции.

    Коммутирующая аппаратура изготавливается в Научно-исследовательском институте электрофизической аппаратуры им. Д.В. Ефремова (НИИЭФА) в Санкт-Петербурге (предприятие Госкорпорации «Росатом»).

    Ученые АО «ВНИИНМ» (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») получили патент на способ экстракционного извлечения урана и плутония из отработанного ядерного топлива (ОЯТ) реакторов на тепловых нейтронах.

    — Благодаря нашему изобретению мы сможем повысить экономическую эффективность операции экстракционного извлечения делящихся материалов от продуктов деления, отмечает ведущий научный сотрудник АО «ВНИИНМ», один из авторов патента Константин Двоеглазов. — Данная операция является одной из ключевых во всей технологии переработки ОЯТ, она определяет качество получаемого продукта — плутония и регенерированного урана.

    1 декабря 2016 года на строящемся энергоблоке № 1 Ленинградской АЭС успешно завершили предварительное напряжение внутренней защитной оболочки здания реактора. Процесс занял у специалистов около двух месяцев.

    Готовность системы — одно из необходимых условий для выполнения следующей ответственной операции — испытания защитной оболочки здания реактора на прочность и герметичность.

    АО «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) отгрузило упорное и опорное кольца для второго блока Белорусской атомной станции.

    Оборудование было изготовлено на площадке Волгодонского филиала «АЭМ-технологии». Данные изделия предназначены для фиксации корпуса реактора в проектном положении. Закрепление корпуса реактора с помощью колец рассчитано на нагрузки, которые могут возникнуть в критических ситуациях, например, при сейсмических воздействиях. Поэтому все оборудование относится к первой категории сейсмостойкости.

    Вес упорного кольца составляет около 20 тонн, опорного — свыше 10 тонн, диаметр колец — более 5 метров. Отгрузка осуществляется автомобильным транспортом с оформлением международных спецразрешений для перевозки крупногабаритных грузов. Общая протяженность маршрута составит более 2200 км.

    Госкорпорация «Росатом» в рамках целевой программы «Ядерная радиационная безопасность-2» до 2020 года планирует утилизировать все списанные суда технического обслуживания и плавбазы атомного флота.

    Этой глобальной проблеме особое место было уделено на VIII региональном общественном форум-диалоге «70 лет российскому атому. Национальный интерес, экология, безопасность», который проходил в 2015 году в Челябинске. Тогда Сергей Кириенко констатировал, что Росатом завершает утилизацию списанных подводных лодок. В числе важных проектов «обращения с атомным советским наследием» Сергей Кириенко назвал создание на ПО «Маяк» технологии и оборудования для переработки уран-бериллиевого топлива атомных подводных лодок проекта 705 «Лира».

    1 ноября 2016 года после реконструкции и модернизации на радиохимическом заводе «Маяк» в Челябинской области была пущена в эксплуатацию третья технологическая нитка по переработке отработавшего ядерного топлива. Технологическая нитка получила расширенные возможности, позволяющие перерабатывать ОЯТ ВВЭР-1000 и ОЯТ в пеналах. Это знаковое событие не только для предприятия, но и всей атомной отрасли России.

    Компания «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом» холдинг «Атомэнергомаш») начала изготовление оборудования для строящегося в России самого мощного в мире многоцелевого исследовательского ядерного реактора на быстрых нейтронах МБИР.

    В филиале АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш» стартовало изготовление заготовок для тепловой защиты реактора — внешней оболочки МБИР. Отлито первое кольцо из высокопрочного чугуна наружным диаметром 5 метров, толщиной 580 миллиметров и высотой 780 миллиметров. Масса изделия — 45 тонн.

    В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершились гидравлические испытания опытного образца камеры входа питательной воды, которая является частью парогенератора для реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем «БРЕСТ-ОД-300».

    Впервые в истории ПАО «ЗиО-Подольск» конструкторы Департамента оборудования атомного машиностроения (ДО АМ) разрабатывают технический проект парогенератора и его экспериментальное обоснование по заказу главного конструктора РУ «БРЕСТ-ОД-300» АО «НИКИЭТ». Отличие парогенератора по проекту БРЕСТ от классических заключается в том, что он погружного типа, то есть его теплообменная поверхность погружена в жидкий свинец, который циркулирует в шахте с температурой не менее 380 градусов. В центральную камеру парогенератора поступает питательная вода, а из восьми боковых камер перегретый пар уходит на турбоустановку.