Лого Сделано у нас
21

Хохлома для Аргентины: как извлечь индустриальную пользу из русских традиций

 © phototass3.cdnvideo.ru

Сегодня созданием предметов, которые относят к категории художественных промыслов, в России занимаются около полумиллиона человек. В стране действуют примерно 300 отраслевых предприятий, 82 из них — национального значения. Большая часть производств расположена в Центральном федеральном округе, но многие компании работают и на Северо-Западе России, на Северном Кавказе, в Поволжье.

Хотя эти предприятия производят самые разные предметы, есть, конечно, такие, без которых представить себе Россию просто невозможно. Самым популярным остается тульский самовар, второе место в этом рейтинге занимают янтарные украшения из Калининградской области, на третьей строчке — знаменитое вологодское кружево. В десятку самых популярных предметов российских промыслов также входят гжельская керамика, оренбургский пуховый и павловопосадский шерстяной платки, жостовские расписные подносы, стекло из Гусь-Хрустального, хохломская роспись и вологодский лен.

Как следует из материалов Минпромторга, с 2013 года объем производства народных промыслов в денежном выражении если не рос, то сохранялся на стабильном уровне. В 2015 году компании и мастера-частники произвели таких предметов на 5,5 млрд рублей, в 2017 году — на 5,7 млрд, в 2018-м — на 6 млрд рублей. В этом году министерство ожидает роста на 6% — до 6,4 млрд рублей.

Народные промыслы обладают также колоссальным экспортным потенциалом. Вместе с кинематографом, мультипликацией и модой они, экспортируясь, могут приблизить российскую экономику к поставленному в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт» ключевому показателю продажи за рубеж несырьевых и неэнергетических товаров — 250 млрд долларов в 2024 году.

Анализ мировых тенденций показывает, что сфера креативных индустрий растет быстрее, чем какие-либо другие отрасли, — на 14-15% ежегодно. При доле креативных индустрий в ВВП в среднем 3% доля в добавленной стоимости достигает примерно 6%.

При этом преимущество и исключительность России в том, что здесь потенциал художественных промыслов превосходит среднемировые показатели в пять раз. «Креативная индустрия, основанная на наследии, может стать одним из важных направлений роста ВВП России, а ее вклад — увеличиться вчетверо менее чем за 10 лет.

В рамках программы по реанимации художественных промыслов в России также открываются современные и популярные магазины-бутики в крупных городах и торговых сетях. В Москве, например, уже работает фирменный магазин гжели и специализированный отдел Russkoe в Доме фарфора.

Однако сами представители народных промыслов все больше внимания уделяют иностранным покупателям, говорят в Российском экспортном центре (РЭЦ). Они участвуют в выездных ярмарках, приобщаются к мультибренду Made in Russia, адаптируют свои товары под требования зарубежных рынков.

Российские власти убеждены, что интерес к продукции художественных промыслов стабилен и продажи таких товаров за рубеж могут расти на 15-20% каждый год: туристы узнают культуру РФ через знакомство с декоративными, ювелирными изделиями, элементами интерьера. По этой причине в Минпромторге подготовили целую стратегию осовременивания традиционных российских производств — чтобы гжель и оренбургские пуховые платки больше не считались чем-то «из прошлого века».

К примеру, один из наиболее старых наших промыслов — крестецкая строчка — за последние два-три года прошел полную перезагрузку. И из забытого угасающего промысла превратился в современное предприятие и направление в индустрии моды. В январе этого года традиционный русский узор увидели на показе коллекции российского дизайнера Ульяны Сергеенко в центре Парижа.

Другой же пример осовременивания традиций — хохломская чаша для мате нижегородского производства. По просьбе аргентинской стороны коллектив предприятия «Хохломская роспись» сделал целую партию чаш для парагвайского тонизирующего напитка, популярного во всей Латинской Америке.

В самой Аргентине этот сосуд называется «матера», однако в России прижился термин «калабаса», что переводится как «тыква». Из небольших тыкв-горлянок матеры делаются в самой Латинской Америке, но хохломские чаши изготовлены по всем канонам — из лиственных пород деревьев, раскрашены охрой и другими натуральными красителями.

Несмотря на то что за три столетия сформировались определенные принципы и достаточно строгие правила хохломской росписи, художники понимают, что для покорения иностранных рынков требуется специальный экспортный продукт. Таким продуктом как раз и стали специальные стаканчики для мате.

Его поддерживают и в Российском экспортном центре: «Отрадно, что компании адаптируют свои товары под требования зарубежных рынков, кастомизируют продукцию, согласно пожеланиям конкретных заказчиков, проявляют креативность и находят новые ниши для продвижения своей продукции».

Помимо России, успешно обновляют свои традиционные ремесла в Индии, Японии и на Шри-Ланке. Там уже пользуются популярностью тематические ремесленные деревья и туристические кластеры. Собственными народными промыслами в этих странах заинтересовалась молодежь, расширился экспорт таких предметов.

.


Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,