Удивительный мир. Фарфоровая Россия
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruОпрос: А вас тронуло, чудо рукотворное... Андрея Черкасова?
Для участия в опросе вам нужно войти на сайтДа | |
Нет |
Творчество Андрея Черкасова уникально. То, в какой форме задумывает и создает сегодня художник свои произведения не имеет аналогов в современном искусстве.
Художник Андрей Черкасов родился в Москве в 1957 г., в 1982 г. окончил Московский художественный институт им. В.И.Сурикова Около 15 лет работал в монументально-декоративном искусстве, создавая проекты художественного оформления зданий в Москве, Юрмале, Тынде, Ельце.
Кремль
Счастливый случай и привел его в мастерскую мелкой фарфоровой пластики. Через несколько лет работы Черкасов сумел создать свой неповторимый мир фарфоровых миниатюр.
Скульптуры, расписанные в творчески развитых традициях русской
реалистической живописи, воскрешают перед зрителем хорошо
узнаваемые улицы, церкви, усадьбы, дома старых русских городов
вместе с их жителями. Мягкая, округлая пластика фарфоровых
скульптур, теплая, роспись, производят благотворное
впечатление.
Фарфор для меня начался с того, что Раис Хаяльдинов, брат однокурсника по Суриковскому, попросил слепить несколько моделей сувениров к Новому 1993 году... благо - мастерская его рядом, технология кобальтовой росписи поставлена, есть печи для обжига. Близился год Петуха, мой зодиак - слепил петухов и куриц. Сами сняли формы, наотливали заготовок, обожгли. В несколько рук с друзьями расписали. И сдали в продажу. Попробовал и я. Понравилось! Понравилось - что игрушки, что "как-бы-в-шутку", что всё в один цвет, т.е. графика, понравилось что изображение на объёмной поверности, как в любимой монументалке. Понравилась техника мазка в подглазурной росписи, позволяющая одним махом кисти изображать простые формы.
Площадь
Работа увлекла, и мы с Раисом вознамерились тотчас, не мешкая, переплюнуть традиционные брэнды, пользовавшиеся тогда большим спросом у иностранцев... Что нам Гжель!!!))) Раис настраивал на эксперименты и поиски, осваивал по книжке техники и приёмы, подогревал естественное желание делать не "продукцию", не тираж, но нечто именно "авторское", уникальное. Я сделал ещё серию моделей (это были посленовогодние "Зодиаки"). Расписали и их.
Рынок
Пробовали тогда и декорирование золотом, и прорезной фарфор, и лепной, и безглазурный бисквит... В отсутствии палитры фабричных красок разработали собственную - из пигментов и всего, что не горело при 1300 градусах обжига. Точили из липы модели шкатулок, посуды, делали новые новые пробы.
На пожар
Тогда же, по мотивам шкатулки-домика художника Туркина, занесённого с прочими гжельскими формами, я слепил первые собственные домики и фигурки человечков к ним. Домики назвали "Домиками", человечков - "Жителями". На них опробовал принцип изображения иллюзорного пространства на поверхности фарфорового черепка и совместимости и со-масштабности всего изображаемого, что впоследствии позволило отдельно исполненные предметы собирать в разнообразные смысловые группы в витрине выставок. Каждая модель, благодаря скруглённости поверхности, позволяла почти любое изображение, таким образом бесконечно расширяя возможности каждой модели и проекта вцелом. Общей темой стала любимая русская провинция.
Лесом
Тогда, летом 1993 года, сначала в кобальтово-синем исполнении, появилась первая группа - "Деревня" (один домик-шкатулка, один - сарайчик-шкатулка, одна - церквушки, и к ним 10 моделей "жителей".
Братцево
Но синей эта деревня оставалась недолго. Как раз созрела в экспериментах сбалансированная цветная уже палитра. Выработанные ранее принципы росписи были применены теперь уже к цветному изображению. Мы перешагнули Гжель отправились в абсолютно автономное плавание.
Центром экспозиции "Город" является старый кремль. Что-то в нем от московского: Троицкая и Кутафья башни, собор Двенадцати апостолов, церкви Ризположения и Благовещения. Но изображение не точное, не буквальное - Дворец формой окон и крыши напоминает московский, и что-то похожее на Оружейную Палату сбоку от него, но и неискушенный зритель найдет множество отличий. На кирпичных зубчатых стенах - местами виды Москвы, местами что-то иное. Словом, это не макет. А появились эта группа моделей к выставке 1999 года в Оружейной Палате, ее более портретное изображение было выполнено по просьбе организаторов выставки.
Улица
Большой город
Дворник
Вечер. Каланча.
Пруд. Гуси
Деревня
Старички
Господское поместье
Крестный ход
Одна из последних затей - группа "Старая фабрика". Всяческое промышленное производство, от купеческих мануфактур до промзон 20-го века. Эта идея пока в работе, в самом начале..., но уже открываются новые увлекательные возможности. С бригадирами и засаленными работягами, прокопчёными цехами, железными воротами, дымящимися заводскими трубами, терриконами угля и штабелями брёвен, конвейерами, паровозами в депо........, глядишь, и до аэропланов со временем дело дойдёт..., а там - и до космонавтики! Ведь всё это сейчас уже воспринимается как старая-престарая история, уходящая под воду как небывалый Китеж... а значит, пока есть живые свидетельства - достойная того, чтобы быть рассказанной и выслушанной даже из нашего сегодня... и, надеюсь, тем более любопытной - из неизвестного нам завтра.
Уголь
Со смены
Диггер
Фабричный квартал
Вокзал
Коллекция "Дом" появилась как продолжение разрастающегося "Города" в другом формате... из естественного желания разглядеть обитателей поближе, покрупнее... с выражением лица, деталями одежды...
К тому же это позволило добавить к разнообразным уличным сюжетам ещё и домашние, интерьерные... с их камерной теплотой.
Семья
Под это были слеплены новые модели жителей - большего размера, иных поз, названные, в отличии от "Жителей" в коллекции "Городок" - "Семья"... А к ним - большие и малые предметы интерьера - мебель, двери, окна и другие архитектурные элементы, чтобы в пространстве выставочной экспозиции можно было собрать интерьеры для вевозможных сюжетных групп..., от великосветских балов и обедов до тесных кухонь московских хрущовок.
Гиназия
Ателье художника
Зингер
Послеобеденный сон
Дом 1
Дом 2
Старички
Золушка
Солистка
Урок музыки
Салон
Силач
В саду
Некоторые персонажи коллекции "Семья"
Рассматривать фарфоровые чудеса Андрея Черкасова можно бесконечно. Поражает, насколько художник достоверен и остроумен в самых тончайших деталях своих миниатюрных столичных и уездных городов.
Все миниатюрные шедевры Черкасова – уникальны и неповторимы. В среде коллекционеров уже бытует определение «черкасовский фарфор». Но не многие могут похвастать изделиями художника в своих собраниях. Чтобы самозабвенно работать над своими фарфоровыми «горожанами», художник сегодня служит кладовщиком на одном из городских предприятий, которое представляет ему мастерскую с печью для обжига…
Андрей Черкасов - участник выставок в Москве и за рубежом. Музее истории Москвы (2005), в Музее А.С.Пушкина (2004), в Елагиноостровском музее-усадьбе (2008), в музее-усадьбе Царицыно (2009) и др. Автор персональных выставок: в Оружейной Палате Московского Кремля (1999) и в музее-усадьбе «Архангельское» (2008), в Музее А.С.Пушкина (2011). Работы находятся, в основном, в частных коллекциях.
Все эскизы, идеи, рисунок росписи – придумываются автором на каждом новом предмете заново, не компилируются и не повторяются, и в этом отношении – совершенно эксклюзивны. Изготовление красок, роспись, все технические работы по изготовлению форм, литью, глазуровке и обжигу и т.д., а также последующие фотографические работы и сопроводительные тексты – выполняются собственноручно и по собственным идеям.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
31.08.1323:57:26
31.08.1323:59:32
01.09.1300:06:11
01.09.1300:06:27
01.09.1300:06:16
01.09.1300:14:58
01.09.1302:33:39
01.09.1302:56:38
01.09.1316:32:50
01.09.1320:10:23
02.09.1310:13:41
02.09.1310:56:33
02.09.1315:46:43