Лого Сделано у нас
40

"Я своей Родине давно принес присягу..." - Тимур Автандилович Апакидзе.

Тимур Автандилович Апакидзе родился 4 марта 1954 в городе Тбилиси Грузинской ССР (ныне в Грузии). В 1955 году переехал с матерью в Ленинград.

После окончания 8 классов школы поступил в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище, которое окончил в 1971 году. В этом же году поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (ЕВВАУЛ) имени В. М. Комарова, по окончании которого в 1975 году в звании лейтенанта направлен на Балтийский флот в качестве летчика отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка. В 1983 году майор Т. А. Апакидзе – заместитель командира отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка Военно-воздушных сил Балтийского флота.
 
В 1986 году Тимур Автандилович окончил Военно-морскую академию имени А. А. Гречко и был направлен в город Николаев на должность командира 100-го корабельного истребительного авиационного полка Центра корабельной авиации ВМФ, служил в городе Саки (Украина).

11 июля 1991 года во время испытаний истребителя Су-27К, проходившего под кодовым названием Т-10К-8, из-за частичного отказа системы управления Тимур Апакидзе вынужден был катапультироваться, самолет был потерян. 26 сентября 1991 года первым из российских морских летчиков Т. А. Апакидзе совершил посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на палубном истребителе Су-27К (известен как Су-33). Всего совершил более трехсот посадок на палубу днем и ночью.


После распада Советского Союза из-за опасений предъявления претензий на «Адмирал Кузнецов», при непосредственном участии Т. А. Апакидзе крейсер был тайно выведен из Севастополя и переведен на Северный флот, а вместе с ним на Север перевелись около 18 летчиков и 100 офицеров инженерно-технического состава 100-го полка. 100-й авиационный полк под командованием Т. А. Апакидзе отказался принимать присягу на верность Украине. На церемонии принятия присяги Тимур Апакидзе вышел из строя и сказал: «Я своей Родине давно принес присягу. Военные второй раз не присягают…». Он отклонил и предложение возглавить ВВС Грузии.

В 1992 году Т. А. Апакидзе был переведен на военный аэродром Североморск-3 Северного флота и назначен командиром 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, в 1994 году – командиром смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС Северного Флота.


Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1995 года за отличное освоение палубного истребителя Су-33 и подготовку летчиков-истребителей для крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов» полковнику Апакидзе Тимуру Автандиловичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

В 1998 году направлен на учебу в Военную Академию Генерального штаба. По окончании Академии в звании генерал-майора Т. А. Апакидзе назначен заместителем командующего авиацией Военно-Морского Флота России. Продолжал летать. Налетал 3 000 часов на 13 типах самолетов. Совершил 300 посадок на палубу крейсера в Черном, Средиземном морях, в Атлантике и на Севере.

17 июля 2001 года во время показательных выступлений на праздновании 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава авиации ВМФ в городеОстров Псковской области полет Т. А. Апакидзе завершал праздничную программу. Летчик блестяще выполнил всю пилотажную программу на истребителе Су-33, при заходе на посадку в нескольких километрах от взлетно-посадочной полосы самолет повел себя неустойчиво. Апакидзе отклонил команду пункта управления полетами катапультироваться, до последней секунды стараясь спасти самолет. Су-33 упал около деревни Черепягино. К приезду врачей скорой помощи летчик, получивший множественные переломы и находившийся в тяжелом состоянии без сознания, был еще жив. Тимур Автандилович Апакидзе скончался по дороге в больницу, не приходя в сознание.

По мнению госкомиссии, Т. А. Апакидзе погиб «вследствие психофизической перегрузки». Летчик отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа. В результате во время одного из маневров он испытал восьмикратную перегрузку и потерял контроль над машиной. Кроме того, до выступления он испытал тяжелые физические нагрузки – только при подготовке к празднику его налет составлял 60 часов.

Тимур Автандилович Апакидзе похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. На месте падения истребителя Су-33, который пилотировал Тимур Апакидзе, установлен памятный знак.



Документальный фильм Наталья Гугуевой об истории создания отечественной палубной авиации и Тимуре Апакидзе. Фильм рассказывает о драматических событиях военных лётчиков-истребителей: аэродром НИТКА в Саках (Украина) в годы распада СССР, повторное принятие присяги, разводы в семьях по национальному признаку и небоевые потери.

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
  • 8
    Нет аватара ms828
    08.10.1310:43:06
    Очень правильный блог сделал СЕВЕР!

    Спасибо за статью.

    СЛАВА ГЕРОЯМ!
    Отредактировано: ms828~10:43 08.10.13
  • 5
    Нет аватара Perewodchik
    08.10.1310:49:08
    Спасибо.
    Настоящий мужской фильм о настоящих мужчинах.
  • 3
    Нет аватара termometrix
    08.10.1313:12:17
    Слава героям!
  • 4
    A_SEVER A_SEVER
    09.10.1300:19:14
    "+"
  • 4
    Нет аватара oscarll
    09.10.1300:23:41
    Великий человек
    • 3
      Orlan05 Orlan05
      09.10.1300:26:46
      Просто гражданин своей страны, безмерно любивший Родину.
  • 1
    Нет аватара dimjet
    17.10.1323:58:49
    НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ! ПРИМЕР ДЛЯ ТЕХ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТ РОДИНУ!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,