Лого Сделано у нас
32

Абсолютная иллюзия реального полета


МиГ-29К. Источник: ОАО РСК «МиГ»

Именно ее формирует новый российский тренажер фирмы «МиГ»

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» впервые представила в Индии на авиакосмическом салоне «Аэро Индия-2013» в городе Бангалоре свою новую разработку, обеспечивающую объемную визуализацию закабинного пространства боевого самолета. Она носит название «Комплекс реального видения» и может быть составной частью специализированного тренажера боевого применения СТБП-29, предназначенного для подготовки пилотов различных модификаций истребителей МиГ-29.

Известно, что пилотам палубных самолетов приходится решать задачи повышенной сложности. Прежде всего речь идет о посадке на ограниченную по размерам палубу авианосца, а также маневрировании на ней.

Отработка таких задач на реальном корабле – сложное, дорогое и небезопасное дело. Естественно, что все учатся на тренажере, однако это не всегда возможно. Дело в том, что абсолютное большинство тренажеров формируют «плоскую» картину окружающей обстановки. В результате пилот не может точно оценивать расстояние до объектов, что является критически важным для отработки сложных маневров в воздухе.

Кстати, такие сложные маневры требуются не только морским летчикам. В перспективе все боевые самолеты ВВС Индии будут оснащены системами дозаправки в воздухе. При ее выполнении летчикам также необходимо точное ощущение дистанции до заправочного конуса или штанги. Аналогичная потребность возникает и при отработке полетов в плотных группах.

  • Абсолютная иллюзия реального полета
  • Абсолютная иллюзия реального полета
Фото: Михаил Ходаренок

Специалисты российской самолетостроительной корпорации «МиГ» сделали попытку расширить возможности систем визуализации и представить пилоту объемное изображение закабинного пространства.

О том, что это удалось, свидетельствует центральный экспонат РСК «МиГ» на выставке «Аэро Индия-2013». Это Комплекс реального видения, который создает стереоскопическое изображение воздушной обстановки и подстилающей поверхности с использованием управляемых компьютерами проекторов и специальных очков.

В составе комплекса – кабина самолета, рабочее место инструктора, мощная компьютерная система, объединенная с проекторами. Пилот работает в специальных очках, без которых, как в 3D кинотеатрах, картина не выглядит объемной. Стереоскопический эффект отчетливо ощущается на расстоянии от 0,1 до 100 метров, что актуально при дозаправке в воздухе, посадке на палубу, полетах в группе.

Специалисты РСК «МиГ» подчеркивают, что экспонат является одновременно и тренажером, и исследовательским стендом, на котором решаются реальные задачи проектирования различных систем самолета.

Комплекс ориентирован на все самолеты семейства МиГ-29, однако на выставке был представлен вариант, ориентированный на корабельный истребитель МиГ-29К/КУБ. Сосредоточивая внимание на этой машине, разработчики комплекса понимали, что полеты с палубы авианосца в ближайшее время придется осваивать и индийским, и российским строевым летчикам.

РСК «МиГ» работала над Комплексом реального видения в течение ряда лет, сотрудничая с Московским авиационным институтом – ведущим отраслевым учебным заведением России. Экспериментальный образец комплекса был впервые показан в 2011 году. В тот период он позволял исследовать и отрабатывать только дозаправку в воздухе. Тем не менее его исключительно высоко оценили многие пилоты, отмечая, что система трехмерной визуализации является прекрасным инструментом для отработки задач пилотирования при полетах на малых дистанциях, таких как пилотирование в плотном строю и дозаправка в воздухе. Трехмерное изображение позволяет летчику точно прочувствовать условия полета и расстояния. Данный инструмент был бы очень полезен для обучения летчиков выполнению подобных задач.

На выставке «Аэро Индия-2013» корпорация «МиГ» показывает комплекс уже как промышленный образец, способный имитировать практически все сложные режимы полета на истребителе МиГ-29К/КУБ.

Летчики-испытатели РСК «МиГ» дали позитивные отзывы о новом комплексе. Среди них, в частности, шеф-пилот компании Михаил Беляев. Именно его экипаж в июле 2012 года впервые в истории посадил МиГ-29КУБ на авианосец «Викрамадитья».

Резюме тех, кто опробовал комплекс, звучит так: «Мы испытали полную иллюзию реального полета». Один из полетавших сказал: «Выполняя виртуальную дозаправку, я поймал себя на мысли, что мне хочется высунуть руку из кабины и потрогать заправочный конус».

Генерал ВВС Индии оставил такую запись в журнале посетителей на стенде РСК «МиГ»: «Тренажер очень дружелюбный и дает реальное ощущение окружающего мира. Это прекрасная платформа для тренировки пилотов».

А вот еще одна запись пилота ВВС Индии: «Летал на 26 типах самолетов. Впечатление от полета на симуляторе МиГ-29К – восторг. Это очень хороший тренажер».

Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин отметил: «Это вещь уникальная и мы как бы бьем в точку, считая, что такой тренажер будет очень востребован».

 

Справка «ВПК»

Комплекс реального видения, воспроизводящий стереоэффект на расстоянии от глаза летчика от 0,1 до 100 метров, обеспечивает необходимую глубину изображения при выполнении дозаправки в воздухе, полетов строем, рулении по палубе ТАКР и ВПП, а также создает визуальное ощущение высоты при посадке с выравниванием на ВПП.

Комплекс реального видения обладает следующими методическими возможностями исследования динамики полета самолета и управления процессом обучения экипажей самолета:

  • формирование, выбор и редактирование задания для проведения исследований или обучения экипажа;
  • задание условий выполнения полета: время суток, метеоусловия, ветровые возмущения, состояние ВПП и палубы ТАКР;
  • проведение комплексных исследований по выбору пилотажных характеристик и параметров системы управления;
  • руководство и контроль действий экипажа в полете при выполнении задания;
  • многократная отработка отдельных задач и элементов полета;
  • сохранение записей полетов для разбора действий экипажа;
  • ведение базы данных для анализа и контроля уровня тренированности экипажей.

 

Состав моделирующего комплекса:

  • кабина комплекса;
  • вспомогательная кабина комплекса;
  • система визуализации;
  • вычислительный комплекс;
  • рабочее место инженера-исследователя (инструктора);
  • программно-математическое обеспечение.

 

Назначение Комплекса реального видения

Моделирование и исследование режимов точного пилотирования, таких как дозаправка, полет строем, посадка, рулежка по палубе ТАКР.

Обучение и подготовка летного состава в наземных условиях к решению комплекса задач, связанных с режимами точного пилотирования:

  • руление по РД, ВПП и палубе ТАКР, разбег, взлет и набор высоты в дневных и ночных условиях с визуальной видимостью ВПП и палубы ТАКР, прилегающей местности, линии горизонта и средств ночного старта самолета типа МиГ-29К;
  • выполнение дозаправки от танкеров типа МиГ-29К и Ил-78 визуально в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях с учетом ветровых воздействий (турбулентность, постоянный и градиентный ветер, сдвиг ветра);
  • выполнение предпосадочного маневра, захода на посадку и посадки на ВПП и палубу ТАКР визуально днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях;
  • отработка действий при выполнении полета в составе группы.

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
  • 0
    Нет аватара
    14.02.1312:53:48
    Это классно. Вот наши разработчики, инженеры могут сделать оригинальный и потенциально востребованный проект. Но вот с маркетингом молный швах. Придумали бы к ему громкое название, условно "Взгляд коршуна", запустили бы промо, вирусные ролики...Все-таки конкурентам не отказать в умении грамотно представить и продвинуть свои разработки, сделать их бренды узнаваемыми
    • 0
      Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
      14.02.1315:48:12
      Всё ещё будет   
    • 0
      MiG-42MFI MiG-42MFI
      19.02.1310:17:12
      Авиационные тренажёры столь дороги и редки, что не нуждаются в рекламе (те, кто их закупают, смотрят сами изделия, а не какие-то левые ролики). И выбора обычно нет-подобный комплекс заказывают вслед за крупной партией бортов (гражданских или военных) определённой модели.
      • 0
        Нет аватара
        19.02.1310:45:01
        Не соглашусь с Вами. В рекламе нуждается все, реклама, если не понимать ее буквально, один из инструментов формирования и поддержки репутации. И тот факт, что подобные разработки возят по профильным выставкам и форумам тоже свидетельство того, что свою разработку надо продвигать. Иначе, было бы все просто-группа разработчиков села и написала на своем сайте, мы создали уникальный продукт и сидят ждут, пока их завалят заказами.
        • 0
          MiG-42MFI MiG-42MFI
          27.03.1320:07:56
          Авиационные тренажёры закупают всегда к партии (обычно большой) самолётов, поскольку они способны имитировать только конкретную модель ЛА или её близкие модификации (в данном случае - МиГ-29К и МиГ-29М2/35), это не компьютерная игра, где их могут быть десятки. И в данном случае первичен индийский контракт на МиГ-29К, частью которого был и заказ на несуществовавшие тогда авиатренажёры.
  • 0
    menbI4 menbI4
    14.02.1316:35:28
    Глянул картинку. 3д чтоль?..
  • 0
    Нет аватара Novik Alexandr
    14.02.1320:05:57
    мой опыт в лок он уже не актуален значит     даешь в массы такое чудо и получаешь 15-20 млн подготовленных отморозков которым лишь бы бомбануть кого да сбить    
  • 0
    DEMONADA DEMONADA
    19.02.1308:50:16
    может это звучит глупо но больше таких комплексов приглашать туда всех желающих (студентов, школьников и.т.д.) проводить занятия, лекции и т.д. дать доступ к ним будущим защитникам отечества.
    • 0
      MiG-42MFI MiG-42MFI
      19.02.1310:06:23
      Давно уже есть подобные аттракционы. Только цена билета на них вас не порадует. P.S. Судя по американскому серверу извесной игры про танки, 95% играющих с трудом осваивают даже её пятикнопочное управление.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,