Технологии Safran продвигают российский авиапром
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Французский концерн Safran — крупнейший в мире
производитель моторов для гражданских
самолетов(в партнерстве с GE), авиашасси
и биометрических документов — представит на МАКСе
свои новые разработки в партнерстве с рыбинским
НПО«Сатурн», зеленоградским бюро Morpho(дочерняя компания
концерна) и «Ростехом». На Safran в России
работает 750 человек. Для сравнения: только в прошлом
году французы наняли 7000 новых сотрудников по всему
миру. Авиастроение, оборона и безопасность требуют множества
технологических инноваций, а для этого нужно много
квалифицированных сотрудников, объясняет
в интервью«Ведомостям»
Что касается авиасалона МАКС, акцент будет сделан на различные виды сотрудничества и производства в России, в частности партнерство с НПО «Сатурн». Например, мы производим барабаны бустера для двигателя CFM-56 и заднестоечный узел для двигателя SaM146.
Также будет сделан акцент на тему безопасности в области биометрического контроля. И наконец, во время МАКСа будет подписан контракт о поставке системы «ЛИНС-100РС» (российская лазерная навигационная система для новых и модернизируемых самолетов и вертолетов, в том числе истребителей пятого поколения, а также для новейшего российского вертолета Ка-52, выпускается Safran совместно c «Ростехом» Раменским приборостроительным конструкторским бюро), что должно подтвердить успешность нашего сотрудничества.
Это аэронавигационная технология с очень высоким уровнем точности, по которой мы уже работаем в России в рамках нашего стратегического сотрудничества. Она будет продемонстрирована впервые.
На МАКСе будет представлен макет двигателя Arrius 2G (предназначео для одно- и двухмоторных легких и средних вертолетов), который используется на вертолетах Ка-226Т.
— Вы удовлетворены тем, как движется российско-французское сотрудничество в рамках проекта регионального самолета Sukhoi Superjet 100?
— Ввод в эксплуатацию был успешным. Самолет очень хороший, в Ле-Бурже его презентация стала настоящим событием. Конечно, мы поддерживаем «Сухой» в развитии этого проекта, для которого мы производим двигатели (в партнерстве с НПО «Сатурн»), системы шасси и мотогондолы — по сути, 1/4 этого самолета производится компаниями группы Safran. Мы уже изготовили 70 двигателей для этой модели самолета. И конечно, этот самолет, одновременно экономичный и надежный, уже нашел свою рыночную нишу.
Я хотел бы также отметить вертолет Ка-62 с нашим новым двигателем Ardiden 3G, который производится [дочерней компанией Safran] Turbomeca с пассажировместимостью 12-15 человек.
— На ваш взгляд, какова квалификация инженеров «Сатурна» по сравнению с их французскими коллегами?
— Ну, это было бы неправильно сравнивать. Технический, научный и аэронавигационный уровень России — лучший в мире, это большая редкость. По уровню промышленного производства и его организации, по части модернизации России еще предстоит вырасти до мировых стандартов.
— Вы готовы предложить авиадвигатель SAM-146, который производите совместно с НПО «Сатурн», для других самолетов? Сейчас им оснащен только SSJ100.
— Если представится такой случай, то, конечно, да. Сейчас хочется сконцентрироваться на Sukhoi Superjet 100, чтобы закрепить успех. Если будет возможность предложить этот двигатель или что-то еще другим авиапроизводителям в России, мы ею воспользуемся. Но самый главный приоритет для нас сегодня — это SSJ100, и он того стоит, это действительно хороший самолет.
- скрыть — А что вы думаете о российских перспективах вашего нового авиадвигателя LEAP, который называют новым бестселлером Safran?
— Пока LEAP будет использоваться главным образом на самолетах Boeing 737 Max и A320-neo, а также на новом китайском самолете C919 производства Сomac. Надо сказать, что в эксплуатацию двигатель будет запущен в 2017 г., но мы уже продали 4650 двигателей. Наша команда усиленно работает над развитием, исследованиями и сертификацией этого двигателя. Наш нынешний авиадвигатель CFM56, как вы знаете, очень успешен в России — продано 1200 таких двигателей. И я не сомневаюсь, что заказы нового двигателя скоро начнутся. Россия — важный рынок для нас и входит в первую десятку наших рынков. Мы гордимся своим участием в возрождении российского рынка гражданских авиаперевозок, поставляя наш двигатель CFM56, который хорошо адаптирован к использованию в различных условиях. Пока рановато говорить о чем-то еще, но к российскому рынку мы испытываем доверие. И еще важно то, что мы производим детали для двигателя CFM56 в России. Мы используем титановые заготовки от «ВСМПО-ависмы» и задействуем мощности нашего СП «Волгааэро» в Рыбинске. В частности, там собирается барабан бустера — деталь, которая критически важна для безопасности полета. Еще раз подчеркну: детали этого двигателя полностью российского производства. Просто об этом мало знают, а это важно. В Рыбинске у нас сейчас современный завод, построенный на месте старого. И он полностью отвечает лучшим мировым стандартам.
— Каковы цифры, пусть приблизительные, ваших поставок в Россию отдельно по гражданскому и военному оборудованию?
— Они исчисляются сотнями миллионов евро. Более точных цифр дать не могу. Повторю лишь, что Россия входит в десятку наших крупнейших стран-клиентов.
— Чем закончились переговоры Safran с российским Минобороны по закупкам экипировки «солдата будущего» FELIN? Есть ли результаты?
— В области обороны мы ведем дискуссию с корпорацией «Ростех». По поводу FELIN — дорога для сотрудничества уже проложена, российским интегратором в этом проекте выступит ЦНИИточмаш, и мы работаем с «Ростехом» над тем, чтобы вместе выполнять этот проект.
— А как бы вы оценили перспективы сотрудничества с российскими предприятиями не только по программам для третьих стран, но и для Минобороны России?
— С уверенностью. Но, кажется, есть такая русская поговорка: «Не надо ставить телегу впереди лошади». Наши переговоры
ощущению, дела будут идти быстрее. Думаю, что и те проекты, о
которых вы говорите, должны ускориться. Например, проект по
производству вертолетных двигателей — для России это важно, здесь
нужны современные двигатели. Думаю, в ближайшие годы это
направление разовьется, мы ведь годами вели дискуссии. В
оборонной отрасли у нас было несколько объявлений [о проектах] на
выставке вооружения в Нижнем Тагиле. В частности, мы встречались
с «Уралвагонзаводом».
</p>
<p>
— Планируете ли вы встречаться с новым министром обороны Сергеем
Шойгу во время авиасалона в Жуковском?
</p>
<p>
— Боюсь, у министра не будет на это времени, о такой встрече не
было объявлено. Наши контакты с российскими промышленниками и
политическими деятелями достаточно часты и конструктивны.
</p>
<p>
— Каков вклад России в сборку инерциальных навигационных систем
для боевых самолетов Sigma в Раменском — речь идет только об
отверточной сборке или о чем-то более сложном?
</p>
<p>
— Нет-нет, это не отверточная сборка. Это франко-российский
продукт, созданный по принципу 50 на 50.
</p>
<p>
В названии «ЛИНС-100РС» буква Р означает «Раменское», а С — Sagem
(компания, входящая в состав Safran). Это наша совместная
разработка с РПКБ на базе системы Sigma, можно сказать,
русифицированная Sigma.
</p>
<p>
— Возможна ли совместная разработка новых систем такого рода для
нового российского боевого самолета ПАК ФА?
</p>
<p>
— Это возможно.
</p>
<p>
— Стоят ли навигационные системы Sagem на других боевых
платформах российского производства — например, на ракетных
системах залпового огня «Смерч», подлодках и проч., как на
производимых на экспорт, так и для российской армии?
</p>
<p>
— Насколько мне известно, нет. Как вы понимаете, для таких
поставок тоже необходимы договоренности между правительствами.
</p>
<p>
— Как вы оцениваете китайский производственный и технологический
потенциал в сфере деятельности Safran? Это уже серьезный
соперник?
</p>
<p>
— Китай — страна с очень сильным экономическим и промышленным
развитием. В области аэронавтики он уже стал рынком № 1 в мире.
Китай также стремится развить свое авиастроение до мирового
уровня. Мы там присутствуем. Но с Россией на технологическом
уровне у нас более давнее сотрудничество, чем с Китаем.
</p>
<p>
— А что скажете насчет Индии?
</p>
<p>
— Тоже очень большая страна, которая сильно развивает экономику,
и в частности авиастроение. Мы сотрудничаем с Индией в области
оборонного авиастроения.
</p>
<p>
— Каков ваш бюджет НИОКР? Я читала, что в прошлом году он достиг
рекордно высокого для отрасли уровня — 14%.
</p>
<p>
— Да, это так, в 2013 г. достигнут аналогичный уровень — 1,8 млрд
евро. Во Франции это делает нас одним из лидеров по инвестициям в
НИОКР, сейчас мы на третьем месте по этому показателю, а раньше
были на пятом. Но это нормально: авиастроение, оборона и
безопасность требуют множества технологических инноваций. Так мы
создаем успех на будущее и надеемся продолжать в том же духе. С
этой же целью мы в последние годы активно нанимаем сотрудников. В
прошлом году, например, было принято на работу порядка 7000
человек по всему миру, включая Францию. В России у нас 750
сотрудников, из которых 100 работают в исследовательском бюро
«Смартек» и еще несколько десятков — в исследовательском бюро
Morpho в Зеленограде.
</p>
<p>
Morpho — это очень важное для нас подразделение, которое
занимается биометрическими технологиями. Россия традиционно очень
сильна в математических вычислениях, которые широко применяются в
биометрических технологиях, например для идентификации личности.
</p>
<p>
— А у вас есть целевой бюджет для инвестиций в Россию?
</p>
<p>
— Мы отдельно считаем инвестиции в промышленное производство и в
НИОКР. В Россию мы вложили уже около 1 млрд евро. Это инвестиции
по трем нашим ключевым направлениям: авиационное
двигателестроение, оборона и безопасность.
</p>
<p>
— Планируете ли вы делать какие-то приобретения в России?
</p>
<p>
— О, в таких вопросах прежде всего требуется сдержанность!
Конечно, мы всегда открыты для сотрудничества, которое улучшает
наши технологии и устройства. Сейчас никаких приготовлений к
покупкам не ведется. Но мы открыты к любым предложениям.
</p>
<p>
— В истории Safran было много слияний. В итоге в группу были
объединены такие разные направления, как авиационное
двигателестроение (Snecma/Turbomeca), электроника/оптроника
(Sagem) и биометрия (Morpho). Как вы оцениваете эффект от
соединения столь разнородных бизнесов?
</p>
<p>
— Вопрос широкий. Safran на сегодня — компания глобального
масштаба, и это позволяет привлекать масштабные инвестиции в
исследования и развитие. И все наши сферы деятельности дополняют
друг друга. Turbomeca и Snecma производят отличающиеся друг от
друга двигатели, но технологии у них общие, как и материалы. В
области электроники и информатики Sagem прекрасно дополняет
аэронавтическую Snecma. Биометрия тоже связана с авиацией, с тем
же контролем в аэропортах. Всё вместе это создает согласованность
и взаимодополняемость внутри Safran.
</p>
<p>
— Ваша российская деятельность выглядит успешной. Заметны ли вам
какие-либо проблемы для иностранных инвесторов в России?
</p>
<p>
— Думаю, наш путь в России действительно успешен. Он потребовал
много терпения. Российская административная система, возможно,
более сложная, чем французская! В каких-то пунктах наше развитие
было не столь быстрым, как на других рынках. Но принципиальных
препятствий для того, чтобы инвестировать в Россию, не видно.
Если Россия упростит свой административный аппарат, она получит
множество преимуществ для инвесторов.
</p>
<p>
Париж
</p>
<p>
<noindex><a href="mailto:%20o.proskurnina%40vedomosti.ru">Ольга
Проскурнина</a></noindex><br>
<strong><noindex><a href=
"http://www.vedomosti.ru/">Vedomosti.ru</a></noindex></strong>
</p>
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
27.08.1311:11:36
27.08.1312:43:29
Zor27.08.1312:57:30