Взгляд из Исилькуля: о науке, технологиях и бережном отношении к земле
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruВ Исилькуле (Омская область) уже более 50 лет работает государственное научное учреждение Сибирская опытная станция Всеросийского НИИ масличных культур имени Пустовойта Россельхозакадемии. Как уже понятно из названия, учреждение не совсем обычное. Во-первых, единственное за Уралом, занимающееся сортоиспытаниями и селекцией сортов подсолнечника, льна, рапса. Во-вторых, полностью дееспособное, с действующими лабораториями, учеными и техникой.
На фоне окраинно-исилькульского затянувшегося на долгие годы "выхода из кризиса", Сибирская станция живет и активно ведет себя на агрорынке региона. За элитными смеменами сюда ездят не только из Омской, но и из Тюменской, Новосибирской областей, Алтайского края, Северного Казахстана. Сегодня на фоне агрессивного поведения дилеров иностранных компаний в провинциальной России Станция остается еще и форпостом национальной науки вдали от Европейской части России. Здесь проводят семинары, издают методические рекомендации, выводят новые сорта и ведут разъяснительную работу с сибирскими фермерами и агрохолдингами, у которых не всегда есть понимание, почему нужно использовать именно своё, созданное в своем регионе.
Дальше я помещу материал, написанный в середине 2013 года, в котором 2 ученых Сибирской опытной станции рассказывают весьма очевидные вещи, но не теряющие от того актуальность. Итак, -
Сергей РАБКАНОВ,
главный агроном ГНУ Сибирская опытная станция ВНИИМК
Там, где влаги мало, сегодня много говорят о позитивном опыте использования американской так называемой «нулевой технологии» или no-till. Да, для зерновых она в той местности эффективна, но что касается масличных, то мы с коллегами по науке уверенно можем сказать, что здесь нужно использовать традиционную технологию. Вообще, при разумном использовании подсолнечник подходит для разрыхления почвы, ее подготовки как растение-предшественник. Он уменьшает число обработок и химии. Но поле под подсолнечник необходимо готовить не по «нулевке». Иначе растение не раскроет свой потенциал…
Вообще когда хозяйственники не слышат мнение ученых, да еще и из «родного» региона, то часто совершают такие просчеты и ошибки, что становится грустно. Например, еще в 1980-х был случай, когда совхоз «Ореховский» на протяжении 5 лет получал урожай масличных на уровне всего 2 ц/га, какие бы погодные условия не стояли на тот момент. Согласившись, просто следовать давно разработанным в науке методикам и указаниям, на аграрном предприятии в первый же год получили 9 центнеров с гектара!
Каждый из наших соседних регионов по-разному подходит к вроде бы одним и тем же масличным культурам. Так, в Тюмени вносят очень много гербицидов, Омск и Новосибирск ближе к «золотой середине» по щадящему отношению к растениям, но здесь свой климат – тепло и влага ограничены. На Алтае условия для созревания масличных лучше – там раскрывается потенциал наших сортов лучше. Семена Сибирской станции, однако, не только в ближайших к Исилькулю районах испытывали: был интересный опыт 2008-2009 годов в Белоруссии. Там сибирские сорта стали практически лучшими…
Впрочем, сравнение с европейскими сортами для сибирских в родном сибирском климате, мягко сказать, заставляет задуматься. Многолетняя селекция на Станции создала сорта с коротким вегетационным периодом и высокой масличностью. А вот европейские «гости» дозревают до снежного покрова на рубеже ноября-декабря. Убирать их из-под снега, ломая дорогую технику, а потом еще и получив в итоге семена с повышенной кислотностью, — хорошего мало.
Александр ПУЗИКОВ,
Заместитель директора по науке ГНУ Сибирская опытная
станцияВНИИМК
Нельзя все измерить только одними показателями урожайности.Например, в России сегодня рапс дает в среднем 10-12 центнеров с гектара, а в Германии – 40 центнеров. Казалось бы: немцы добились отличных показателей, надо за них радоваться и перенимать опыт. Но возьмем еще 2 составляющие «успеха» из Германии: очень высокий уровень внесения гербицидов и другой климат. Всё, что годами накапливается после мощного химического воздействия на почву, бесследно не проходит. Возьмем крайний вариант увлечения гербицидами – в США и Канаде получили так называемые «суперсорняки», кошмар любого агрария (сорняки с толстыми стеблями как у деревьев, максимально устойчивые к химии). Оно нам надо в Сибири? Высокий уровень внесения гербицидов это не панацея, и нужно разумно подходить к любой очередной «заграничной моде».
Наши ученые много работают в профессиональной среде, обсуждая различные проблемы вроде только что описанной, а также сотрудничая по вопросам новых сортов и их испытаний. Например, Сибирская опытная станция имеет партнерские отношения с Омским государственным агарным университетом имени Столыпина (ОмГАУ) и Сибирским НИИ сельского хозяйства СО РАСХН (СибНИИСХоз). С ОмГАУ – в вопросе кадров, с СибНИИСХозом – в проведении совещаний для специалистов. Также мы берем у наших коллег из этих учреждений новинки ячменя, сои, пшеницы для испытаний. Оказываем помощь в размножении новых сортов (СибНИИСХоз: «Катюша», «Памяти Азиева», «Саша»; ОмГАУ: «Соната»). С 2010 года Станция делится информацией о своих разработках с Сибирским отделением РАН.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈