Лого Сделано у нас
35

Воздушные бои

Воздушные бои: Российский истребитель Т-50 против американца F-22

В конце января 2010 года в небо над Комсомольском-на-Амуре поднялся долгожданный проектный экземпляр "Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации" или просто Т-50. Предыдущие несколько прототипов истребителей пятого поколения хоть и шагнули дальше чертежей, но в серийное производство так и не поступили. Речь идет о многофункциональном истребителе конструкторского бюро "МиГ" "изделие 1.44" и об экспериментальном СУ-47 "Беркут", который в свое время удивил всех крылом обратной стреловидности. Эти проекты потонули в безденежье девяностых годов, но передовые наработки и бесценный опыт использовали в будущем для Т-50. В 2015 году чудо-самолет начнет поступать в регулярные части ВВС России.

Поколение NEXT

Впервые о "перспективном авиационном комплексе" стало известно в 2002 году, тогда ОКБ "Сухой" одержало победу во всероссийском тендере на изготовление самолетов пятого поколения, не производящихся ранее в России.

Что такое самолеты пятого поколения? В ВВС большинства ведущих стран около 20 лет назад сложились определенные критерии, основываясь на которых должна была производиться модернизация старых и разработка новых истребителей. Несмотря на большое количество схожих пунктов (например, "уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах" или "сверхзвуковая скорость без применения форсажа"), доктрины создания 5-го поколения летающих машин у России и США существенно различаются.

Прежде всего, различие лежит в показателе "сверхманевренности" - качества, которое позволяет самолету оставаться управляемым и устойчивым при закритических углах атаки. Также "сверхманевренность" отвечает за более совершенную систему наведения бортового оружия, которое можно навести и вне направления движения. Этот боевой прием называется "заход в заднюю полусферу противника, является одним из азов воздушного боя и берется за основу российскими проектировщиками.

Но американские ученые и военные берут за вектор развития другую характеристику - общую динамику движения самолета и, что более важно, его меньшую заметность. Ведь с развитием технологии "стелс" личные качества пилота и виртуозная техника владения машиной отодвинулись на второй план, все свелось к автоматике - "нажал кнопку - убил".

Интересно, что сейчас международные военные аналитики склоняются к тому, что "сверхманевренность" при одинаковых системах обнаружения противника и собственной "невидимости" - куда более дальновидный пункт.

С американским F-22 злую шутку сыграло самоуспокоение его конструкторов, ведь в начале 90-х годов прошлого века действительно никто не мог соперничать с США в области "стелс"-технологий и радиолокационных станций. Пока авторы проекта почивали на лаврах, технологии, ставшие залогом успеха Raptor, начали активно использовать и другие страны, таким образом, "американец" потерял все свои козыри. США также считали главными критериями удачной машины дальний бой и крутые радары, не делая ставку на высокоманевренные самолеты. Сейчас ряд стран выпускает такие же высококлассные радары, но других преимуществ у американских истребителей пока нет.

Поэтому появившийся спустя 12 лет проект Т-50 имел совершенно иную модель ведения боя с противником.

Нас не догонят

Т-50 обладает рядом достоинств, которые ставят его существенно выше даже поколений 4++ и позволяют выигрывать у F-22 и нового F-35.

Основные характеристики Т-50 против F-22:

- Осуществление многоракурсного обстрела целей в случае ближнего боя и функция многоракетности в условиях битвы на дальних дистанциях.

За счет худшей маневренности F-22 и F-35 имеет существенные проблемы с поражением целей, находящихся вне вектора движения. Фактически, заход в заднюю полусферу корпуса американца будет означать для последнего верную гибель.

- Пилот получает абсолютно полную информацию о состоянии самолета, наведении на цель, окружающей обстановке. Делается это за счет выведение на дисплей в режиме наложения информации всех датчиков и приборов, необходимых в конкретный момент времени. За все это отвечает специальные интеллектуально-интуитивная бортовая система Т-50.

В свою очередь, минимум дважды за последние 10 лет F-22 падал "благодаря" лишним информативным окнам из устаревшей системы оповещения, которые отвлекали пилота либо ставили его в заблуждение.

- Т-50 имеет в арсенале революционную технологию оптико-локационного обнаружения и новый радар на ее базе "ОЛС-50М". Он лучше устанавливаемого радара даже на новые американские F-35, не говоря уже про Raptor.

Дополнительно НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова разработало многофункциональную интегрированную радиоэлектронную систему с активными фазированными решетками. Этот фактор ведущими аналитиками называется определяющим в потенциальном столкновении между этими истребителями. Ведь чем раньше замечена цель, тем больше времени на ее захват и выбора средств противодействия.

- Благодаря тому, что вооружение и сам боекомплект убраны в специальную нишу, проектировщикам удалось до минимума снизить видимость самолета на радиолокаторах противника. Также этому способствует специальное фюзеляжное радиопоглощающее напыление корпуса.

- Отдельно стоит сказать о двигателе, разработанном "НПО Сатурн". Он имеет уникальную плазменную систему зажигания, что позволяет развивать сверхзвуковую скорость без форсажа и имеет цифровую систему управления. Этот двигатель обладает повышенной силой тяги по сравнению с двигателями предшественников, что как нельзя лучше помогает раскрыть главный козырь Т-50 - маневренный бой.

- Оба истребителя способны нести в себе до 8 ракет класса "воздух-земля" и "воздух-воздух", но на российском самолете они выполнены по новой технологии, которая повышает их точность, помехозащищенность и поражающую силу. В планах разработка целого арсенала из 14 ракет на выбор для Т-50.

Если касаться только технический характеристик, то Т-50 несколько габаритнее своего американского коллеги: его длина - 19,7 метров , 14 метров - размах крыльев против 18,9 и 13,56 метров у Raptor соответственно. В максимальной скорости минимальное преимущество также у российского продукта - 2600 километров в час против 2500 километров у F-22.

Большинство экспертов и военных летчиков всего мира сходятся на мысли, что Т-50 - это "золотая середина" 5-го поколения истребителей, в отличие от более перенасыщенного электроникой и ориентированного на дальний бой F-22. Т-50 удачно сочетает в себе превосходные летные качества, уникальные средства обнаружения противника и малозаметность, которой, говоря по правде, предыдущие российские самолеты не обладали. Осталось дождаться, когда F-22 передаст пальму первенства новому российскому истребителю.

Текст: Илья Щеголев 04.06.2014, 12:28

  • 0
    Нет аватара Commentator
    05.06.1407:21:12
    Ох и не коллега раптор для T-50.
    • 0
      Нет аватара Vedomir
      05.06.1410:09:30
      Хотелось бы больше сравнений с F-35, Раптор уже устарел.
      • 6
        Нет аватара Cromartie
        05.06.1411:58:47
        Раптор (как истребитель) значительно совершеннее, чем F-35

        И нисколько он не устарел, раз создать ему соперника способна лишь одна страна в мире

        Отредактировано: Cromartie~12:00 05.06.14
  • 3
    Нет аватара Cromartie
    05.06.1408:35:44
    Такое чувство, что статью писал школьник
    • 2
      Нет аватара Cromartie
      05.06.1411:59:21
      ...минусовальщики, хоть прокомментируйте свои действия
      • 2
        MetalData MetalData
        05.06.1413:39:23
        А чего комментировать? Совершенно пустая статья ни о чём. При том, что параллели автора в некоторых частях более чем спорные, к примеру, противопоставление идеи сверхманёвренности идее невидимости.

        ИМХО: статья даже не вписывается в правила сайта. С таким же успехом можно поместить статью о преимуществах презервативов из толстой резины перед рифлёными из тонкой.

        • 0
          Нет аватара Cromartie
          05.06.1414:12:10
          Вот я о том и сказал, а меня минусуют    

          Блин, в Википедии о сабже и то грамотнее статья

          Отредактировано: Cromartie~14:16 05.06.14
          • 0
            MetalData MetalData
            05.06.1414:24:31
            Расслабьтесь и получайте удовольствие. Не зря же я обмолвился о презервативах.    
            • 0
              Нет аватара Cromartie
              05.06.1416:04:23
              Удовольствие от чего?

              От того, что на СУН копипастят подобный трэш?

              Увольте

              • 0
                MetalData MetalData
                05.06.1416:10:54
                От того, что минусуют!    
                • 1
                  Нет аватара silicoid
                  05.06.1416:42:08
                  От того, что минусуют!

                  Да ладно. меня тут в дым заминусовали (то-ли -21 то-ли -25), за то, что я объяснял людям, что для изготовления МС21 еще даже линию не сделали, а одна газетенка написала, что МС-21 начал проходить испытания.

                  и ведь, ЧСХ даже директору завода не поверили. когда я привел его высказывание вместе с пруфом

                  Отредактировано: silicoid~16:43 05.06.14
      • 0
        Нет аватара serge-de-valua
        05.06.1415:59:15
        Я не минусовальщик, но прокомментирую.

        >> Он имеет уникальную плазменную систему зажигания, что позволяет развивать сверхзвуковую скорость без форсажа

        Бред. Какое отношение система зажигания имеет к скорости.

        • 1
          Нет аватара Cromartie
          05.06.1416:02:35
          Это еще не всё

          Самый фееричный лулз вот:

          Т-50 имеет в арсенале революционную технологию оптико-локационного обнаружения и новый радар на ее базе "ОЛС-50М". Он лучше устанавливаемого радара даже на новые американские F-35, не говоря уже про Raptor

          • 0
            Нет аватара silicoid
            05.06.1416:45:51
            Ну статейка рассчитана на планктонный состав, который самолет только на картинках и видел. Если начать разбирать все по абзацам, то лулзов будет много
  • 0
    Нет аватара pr.9-13
    25.11.1410:27:02

    Слишком все хорошо у Т-50 и плохо у F-22. В стиле Задорнова «ну американцы и тууупые». Технологии — Ахилесова пята для многих стран, но точно не для США

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,