119

Разработчик радаров для Су-35 и Су-57 — о сирийском опыте, конкуренции с F-35 и «умной коже» Су-57

  •  © iz.ru

Об уникальных возможностях радара для истребителя пятого поколения Су-57, о том, почему РЛС «Ирбис» — одна из лучших в мире, в интервью «Известиям» рассказал гендиректор НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова (НИИП, входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей») Юрий Белый.

— Лет десять назад эксперты отмечали отставание России от США в разработке самолетных радаров с активными фазированными антенными решетками (АФАР). Такими РЛС оснащается, например, американский самолет пятого поколения F-35. Его российский конкурент Су-57 с похожей системой проходит испытания. Догоните конкурентов?

— В 80-х годах прошлого века в части радаров на основе фазированной антенной решетки с электронным управлением лучом антенны НИИП был «впереди планеты всей». Но после «лихих 1990-х» мы оказались в непривычной для себя роли догоняющих. У заокеанских коллег уже сотни истребителей с бортовыми РЛС на основе АФАР, а у нас пока десяток опытных образцов. Отставание — это факт. Но в будущее мы смотрим с оптимизмом. Этот оптимизм не на пустом месте. У НИИП, пожалуй, самый большой опыт среди разработчиков в области электронного сканирования. Более 70% поставляемых на экспорт российских боевых самолетов оснащены нашими радарами.

Зарубежные и отечественные разработчики бортовых РЛС по разным причинам пропустили создание радаров с пассивными фазированными антенными решетками (ФАР), перейдя сразу на новый технологический этап — с АФАР. Наш же институт разработал и довел до серийного внедрения пять систем с ФАР, в том числе «Ирбис» для истребителя Су-35С поколения «4++". Это неоценимый опыт. По крайней мере по дальности обнаружения «Ирбис» превосходит все известные в мире бортовые РЛС с обычными фазированными антенными решетками и с АФАР.

И еще. Начав позже, мы сумели оценить недостатки предшествующих разработок и использовать последние научные достижения, например, в части так называемой умной обшивки, когда АФАР разных диапазонов распределены «по телу» истребителя. Эта технология впервые использована на самолете пятого поколения Су-57. Официальные представители Минобороны неоднократно отмечали, что его испытания с нашим радаром «Белка» идут по графику, замечания устраняются в обычном порядке. По части НИИП каких-либо серьезных недостатков не выявлено. Надеюсь, что и этап госиспытаний пройдем с положительным заключением. Тестовые полеты подтвердили, например, одно из основных преимуществ систем с АФАР — существенно большую эксплуатационную надежность.

— Применим ли опыт проектирования радара «Белка», например, при конструировании РЛС для нового стратегического ракетоносца?

— В проекте перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) мы полноправные участники опытно-конструкторской работы и уже защитили эскизный проект. Конечно же, при разработке ПАК ДА будет использован и получит дальнейшее развитие опыт создания РЛС для Су-57.

— По оценке Минобороны, истребители Су-35С и Су-30СМ с вашими радарами хорошо показали себя в Сирии. Как прошло их боевое крещение?

— В сирийской операции принимали участие пять различных систем нашей разработки, и все получили положительную оценку. Су-35С с нашим «Ирбисом», Су-30СМ с «Барсом» успешно выполнили поставленные задачи по сопровождению бомбардировщиков. Они совершили огромное количество боевых вылетов. Прикрытие обеспечило выполнение задачи всей операции и не позволило вмешаться авиации «партнеров». Подобные попытки предпринимались даже с участием таких лидеров авиации коалиции, как «невидимка» F-22. Но, мягко говоря, они не жаждали встречи с нашими истребителями.

  •  © iz.ru

— Рассматриваете возможность модернизации «Ирбисов» и «Барсов»?

— Первые поставки локаторов «Барс» в составе истребителей Су-30МКИ для индийских ВВС начались в 2002 году. Суммарный портфель заказов на Су-30МКИ и созданные на их основе Су-30СМ превысил 470 самолетов. Из них около 390 уже поставлены заказчикам. Было бы не по-хозяйски оставить в прежнем облике самолеты 15-летней давности. Тем более что открытая архитектура авионики означает хороший потенциал для повышения боевых возможностей. Предложения по модернизации «Барсов» индийской стороне сделаны, ведутся переговоры.

Система «Ирбис» истребителя Су-35 — наша новейшая разработка в этом сегменте радаров. Она воплотила в себе всё лучшее, чего мы достигли более чем за 40-летний период разработки РЛС с пассивными ФАР для самолетов и наземных комплексов ПВО. Законтрактованы 122 Су-35. Изготовлено более 75 машин, в том числе для ВКС России — порядка 60. Исходя из критерия «стоимость-эффективность», считаю, что потенциал бортовых станций с пассивными ФАР далеко не исчерпан. Например, для легких истребителей и беспилотников может оказаться более выгодным использование радаров с такими антенными решетками, нежели дорогих систем с АФАР.

— В активе НИИП — опередивший в свое время конкурентов радар «Заслон» для высотного перехватчика МиГ-31. Что с его модернизацией?

— МиГ-31 с нашей системой «Заслон» принят на вооружение в 1981 году. Когда его впервые показали на авиасалоне в Ле Бурже в 1991 году, была настоящая сенсация для заокеанских и европейских специалистов. Оказалось, русские первыми в мире сделали для истребителя радар с электронным управлением лучом антенны. Это обеспечило революцию в радиолокации. Главным результатом стала способность РЛС одновременно обрабатывать гораздо больше целей.

«Заслон» поэтапно модернизировался. Последняя версия «Заслон-АМ» для модификации МиГ-31БМ создана относительно недавно. Сейчас строевые перехватчики доводятся до этого уровня. Недавно, например, авиация Центрального военного округа получила очередное звено МиГ-31БМ. По отзывам военных, благодаря современному бортовому радиоэлектронному оборудованию и вооружению нового поколения боевая эффективность перехватчика возросла почти в три раза. Однако на этом модернизационный потенциал системы фактически исчерпан. Если будет задание на МиГ-41, то для него будем разрабатывать совершенно другой радар — с учетом опыта создания «Барса», «Ирбиса» и «Белки».

  •  © iz.ru

Примерно такая же история с системой управления вооружением «Меч» (Н001) истребителей Су-27. Эти самолеты приняты на вооружение в 1985 году. В 2004-м на вооружение взят модернизированный Су-27СМ с системой «Меч-М». Это был первый истребитель поколения «4+" в российских ВВС. Последние 12 Су-27СМ поступили в авиачасти по контракту 2009 года. При модернизации «Меча» к штатному режиму «воздух-воздух» добавлены еще несколько, в том числе картографирование, обнаружение наземных целей, сверхдальнее обнаружение и распознавание целей. Дальнейшая модернизация этой серии уже не имеет смысла, так как превалируют истребители поколения «4++" — Су-30СМ и Су-35, на подходе пятое поколение.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 40
    Нет аватара foxkeys
    19.04.1811:10:55

    Статья интересная, в целом.

    Но заголовок… Я понимаю, что привлечение внимания — дело важное. Но в данном случае — явный перебор. О Сирийском опыте СУ-57 в статье нет ни слова, вообще-то.

    Не стоит уподобляться заокеанским журнашлюхам, как по мне…

    P. S. Автор исправил заголовок на более адекватный. Спасибо.

    Отредактировано: foxkeys~21:07 19.04.18
    • 4
      Нет аватара allez
      19.04.1813:00:56

      По ссылке на оригинал заголовок такой:

      "F-22 не жаждали встречи с нашими истребителями"

      Разработчик радаров для Су-35 и Су-57 — о сирийском опыте, конкуренции с F-35 и «умной коже» перспективных боевых самолетов

      В сущности, в нем не говорится даже о сирийском опыте Су-35. Возможно, уважаемый Великоросс немного запутался, формируя свой заголовок.

      • Комментарий удален
  • 14
    Нет аватара vlTepes
    19.04.1811:35:15

    Хорошее интервью, интересное. Спасибо!

  • -1
    Letun Letun
    19.04.1818:57:28

    Интервью из серии: «я не могу ничего вам рассказать, так что давайте просто поболтаем ни о чём.»

    • 4
      shigorin shigorin
      19.04.1823:54:31

      Полагаю, у Вас как специалиста несколько более особый интерес    

      Мне-то как обывателю да когда-то радиолюбителю и такого объёма хватило…

      PS: заминусовавшим лётчика -- фи.

  • 0
    vlad007 vlad007
    19.04.1820:20:39

    Про обнаружение «невидимок» можно было бы написать и подробнее. На эту тему много спекуляций — одни пишут, что наши радары их видят (правда не указывают расстояние), другие, что НЕ видят. Статья очень поверхностная, непонятен уровень наших разработок по отношению к западным самолетам. F-35 по некоторым данным невидим только во фронтальной проекции, а в боковой и горизонтальной проекции очень даже виден.

    • 5
      Олег Юшков Олег Юшков
      20.04.1808:11:21

      Согласен. Думаю, это общая беда современных журналистов — поверхностное представление о предмете интервью. Не совсем понимал, что нужно спрашивать, так как вообще не понимал, что такое радиолокация…

    • 8
      Олег Булавский Олег Булавский
      20.04.1808:17:43

      Смотрите, во-первых никто и никогда не напишет вам правду о том, какие наши радары видят или не видят F35/F22 и на каком расстоянии. Это военная тайна. Если видят, то «оппонент» не должен знать как хорошо и на каком расстоянии, если не видят, то пусть оппонент продолжает бояться, что видят. Логично?

      Теперь, во-вторых. Вы же понимаете, что самолёт-«невидимка» — это совсем не такая невидимость, как в романе Герберта Уэлса или в фильмах про Джеймса Бонда. Это просто означает, что он а) хорошо поглощает радиоизлучение в некоторых диапазонах длинны волны, б) неплохо рассеивает то радиоизлучение, которое не поглотил, в) раскрашен под цвет окружения и т. д. Ну так это всё работает если а) облучают в одном единственном диапазоне и именно том, который хорошо поглащается, б) облучают из одной единственной точки, в) с раскраской угадали под природные условия ТВД, погоду, время суток и т. д. Если мы говорим об одиночном применении самолёта-«невидимки» для проведения спецоперации на ТВД с устаревшей или подавленой ПВО, то всё хорошо.

      А теперь представьте действие «невидимок» против сопоставимого соперника. В воздухе работают Ил-20 и А-50, а лучше Ту-214Р и А-100. 4 МиГ-31 поднялись повыше и вытянулись во фронт. С-400 имеет, кроме РЛС командного пункта, ещё по РЛС в каждом из 6 комплексов, рассредоточенных по местности, плюс дополнительно всевысотную РЛС, и несколько приданных для усиления радаров с разными диапазонами рабочих частот и оптическую систему. А ещё на С-400 передают данные со своих РЛС так же разбросанные по местности Торы и Панцири. И всё это обменивается информацией друг с другом. Несчастный «невидимка» облучается во всех диапазонах частот, с разных направлений по высоте, азимуту и дальности + оптические и инфракрасные датчики, и эта информация вся сводится в одну общую картину на КП. Внимание, вопрос! Долго ли он будет оставаться незамеченным?

      • 1
        vlad007 vlad007
        20.04.1810:04:09

        Спасибо за столь подробный ответ, приятно, что ЕЩЕ есть люди В СЕТИ, которые готовы разъяснять непонятные места публикаций, да еще таким хорошим литературным языком — «несчастный невидимка» это хорошо сказано. Именно для этого здесь и имеет смысл общаться.

        Вопрос у меня был не праздный. Невидимку F-117 в Югославии сбили не только благодаря умелым действиям расчета ПВО, но и благодаря работе разведки — этот самолет взлетал с одного и того же аэродрома в Италии, в одно и тоже время и летал ВСЕГДА по одному и тому же маршруту, прям как поезд «Красная стрела» СПб-Москва. То есть расчет ПВО точно знал (до километра и до минуты) где и когда это самолет появится.

        Отредактировано: vlad007~10:07 20.04.18
        • 0
          Олег Сайтхужин Олег Сайтхужин
          20.04.1810:40:52

          И наводились оптикой.

        • 0
          Игорь Копеецкий Игорь Копеецкий
          20.04.1813:30:31

          Сбили на 3 сутки, так что говорить об одном и том же маршруте преждевременно. Да, взлет на Авиано засекали, как они потом полетят через Адриатику -Аллах его знает .

          Обнаружили 117-ый обычным Тереком, на сравнительно небольшой дальности — порядка 24 км. Тут трудно сказать, что именно сказалось — малая ЭПР в диапазоне 1.7 м, техническое состояние РЛС или регламент ее работы ( ни один идиот не будет ее включать более чем на 2 минуты). Удалось взять на АС СНР-125 ( кстати, обычно не удавалось) затем пуск. А вот подробностей о втором 117-м, которому удалось вернуться на а/б намного меньше .неизвестно даже степень повреждений — от незначительных до списания. Но предполагают, что тоже 125-ый.

        • 0
          Alexander Koriakin Alexander Koriakin
          20.04.1815:14:20

          Ясно же с рогатки на взлете подловили.

          Вы такую чушь больше нигде не говорите — засмеют.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,