стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
24

АО «Ремдизель»

АО «Ремдизель» — это многофункциональное предприятие, которое осуществляет капитальный ремонт двигателей, узлов и агрегатов грузовых автомобилей КАМАЗ и УРАЛ, тягачей МТ-ЛБ, а также ведет разработку и производство автомобильной и бронированной колесной техники.

История предприятия начинается 6 октября 1978 года, когда генеральный директор Камского объединения по производству большегрузных автомобилей (КАМАЗ) Лев Васильев подписал приказ № 474 о создании завода по ремонту дизельных двигателей грузовых автомобилей КАМАЗ проектной мощностью 100 тыс. капитальных ремонтов двигателей семейства 740 в год, 50 тыс. КПП и 100 тыс. главных передач. В 1980 г. в сдаточном корпусе КАМАЗа на временных площадях был собран первый отремонтированный двигатель по упрощенной схеме, так как главный корпус еще строился (введен в эксплуатацию в августе 1985 г.). О масштабах производства говорит тот факт, что завод был оснащен конвейером сборки-разборки двигателей. Одновременно с ремонтом дизельных двигателей осваивалось производство отдельных комплектующих в качестве смежника: пневмогидравлических подвесок к грузовым автомобилям БелАЗ-7547, а также гидрооборудования к автомобилю-мультилифту КАМАЗ-5513.

  •  © ic.pics.livejournal.com

Ремонт грузовых автомобилей КАМАЗ и УРАЛ на АО «Ремдизель», Набережные Челны

На проектную мощность по ремонту выйти так и не удалось, максимальный объем был достигнут в 1991 г. с ремонтом 48 030 двигателей, а после 1991 г. стал резко падать. Всего же в 1980-2008 гг. с учетом временных площадок завод осуществил капитальный ремонт 310 тыс. двигателей (из них до 1992 г. порядка 200 тыс. единиц), 80 тыс. коробок передач и 145 тыс. главных передач.

Собственно, компания «Ремдизель» в виде ООО была создана в мае 1991 г. Затем юридическая форма была преобразована в ЗАО. В 2013 г. она сменилась на ОАО, а в 2015 г. на АО.

В 1993 г. после пожара на заводе двигателей «КАМАЗ» на производственных мощностях «Ремдизеля» за две недели было освоено производство дизельных двигателей для главного конвейера из ремонтного фонда. В 1993-1996 гг. по такой схеме было выпущено 72 тыс. двигателей (из них в 1995 г. — 21 тыс. единиц). В этот период, в 1995 г., на «Ремдизеле» стали изготавливать и отдельные запасные части к двигателям.

В 1996 г. в рамках антикризисной программы ОАО «КАМАЗ» на базе профильных заводов были созданы отделения. В марте 1996 г. управление заводами двигателей и завода запасных частей и компонентов было передано ООО «Ремдизель». В августе того же года ООО «Ремдизель» вошло в состав Отделения «КАМАЗ-Дизель». Впрочем, это не спасло предприятие от оптимизации, так как количество ремонтов было невелико: в 1996 г. — 35, в 1998 г. — 382 и в 1999 г. — 2000 единиц. Это падение работы по профилю было вызвано тем, что за 44 месяца работы для главного конвейера ОАО «КАМАЗ» предприятие потеряло рынок капитальных ремонтов дизельных двигателей. И в 1997 г. производство было перенесено на модернизированную станцию испытания двигателей, чья площадь была в восемь раз меньше главного корпуса, и годовой объем ремонта достигал 10 тыс. двигателей. В это же время предприятие приступило к ремонту главных передач и коробок переключения передач.

Кроме ремонта двигателей, осуществлялись и другие работы. Так, в 2000 г. на мощностях «Ремдизеля» из машинокомплектов была собрана небольшая партия тракторов Т-150 производства АО «Харьковский тракторный завод».

В 2002 г. для «Ремдизеля» наступил новый этап, так как предприятие получило первый заказ от Министерства по атомной энергии на 30 бронированных автомобилей «Выстрел». Первые машины были сданы заказчику уже весной 2003 г. Это позволило стабилизировать экономическую ситуацию, сильно ухудшившуюся после кризиса 1998 года.

В 2005 г. после смены руководства производство было перенесено в 211-й цех, который был ранее законсервирован. А в 2007 г. был заключен первый контракт с Министерством обороны России на капитальный ремонт и ремонт по техническому состоянию (РТС) автомобилей КАМАЗ как базового шасси, так и топливо- и маслозаправщиков на их базе.

В 2012 г. «Ремдизель» отделился от ОАО «КАМАЗ» и стал самостоятельным предприятием. В 2017 г. в состав компании вошел цех по изготовлению алюминиевых деталей для дизельных двигателей КАМАЗ.

В 2017 г. на баланс «Ремдизеля» перешел «Завод специальных автомобилей» (ЗСА) как отдельное производство «Завод специальных автомобилей» АО «Ремдизель», на котором собирают бронеавтомобили семейств «Тайфун», «Выстрел» и «Торнадо», а также цех по изготовлению алюминиевых комплектующих для двигателей КАМАЗ. Производственные мощности «Ремдизеля» состоят из цеха капитального ремонта автомобилей, цеха капитального ремонта двигателей и агрегатов, цеха капитального ремонта специальной техники, цеха алюминиевых деталей и КПП, Завода специальных автомобилей, КБ по легкой гусеничной технике.

С 2005 г. генеральным директором предприятия является Фаиз Шакирович Хафизов. С начала 1980-х гг. он работал на КАМАЗе, где занимал должности мастера, заместителя начальника цеха комплектации и сдачи автомобилей. Работал ведущим технологом и начальником отдела в филиале Московского института Госкомсельхозтехники. В 1985 г. стал начальником отдела капитального ремонта на предприятии «КАМАЗавтоцентр».

Производственная программа

Капитальный ремонт и ремонт по техническому состоянию автомобильной техники

В 2006 г. «Ремдизель» получил первый контракт от Министерства обороны России на разработку комплекта технической документации по осуществлению РТС масло- и топливозаправщиков на шасси автомобилей КАМАЗ. С того момента осуществляется ремонт как этих автомобилей, так и специальных шасси на базе КАМАЗ. Сообщалось, что мощности АО «Ремдизель» позволяют проводить техническое обслуживание до 300 тыс. единиц техники в 300 аттестованных сервисных центрах и на 1099 производственных постах, капитальный ремонт на 5000 ед. в год и РТС — 1500 единиц в год. Общий объем ремонта в год только на мощностях самого «Ремдизеля» без учета работы выездных бригад на местах можно оценить в 800 автомобилей в год. В 2018 г. был подписан очередной контракт на капитальный ремонт 493 автомобилей КАМАЗ в 2018 г. После проведенных работ заказчик получает автомобили с 85-процентным ресурсом нового автомобиля и гарантией 30 тыс. километров или год эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше.

С 2012 г. освоен капитальный ремонт с модернизацией автомобилей КАМАЗ-4310, с доведением их до варианта КАМАЗ-43114. В настоящее время ведутся РТС и капитальный ремонт КАМАЗ-4310, КАМАЗ-5320 и их модификации. К концу 2013 г. был реализован трехлетний контракт с Министерством обороны на обслуживание автомобилей КАМАЗ. На тот момент по видам воздействия на автомобильную технику 46% приходилось на техническое обслуживание, 17% - оперативное восстановление, 14% - ремонт по техническому состоянию, 12% - капитальный ремонт с модернизацией и 11% - утилизация. Объем ремонта бортовых автомобилей КАМАЗ многоцелевого назначения в общем объеме составляет порядка 40%, остальное приходится на военную и специальную технику на их шасси .

В 2016 г. началась разработка комплекта документации на ремонт автомобилей семейства «Мустанг» (модели 4350, 5350, 63501, 6350), и в 2017 г. был подписан первый контракт на их ремонт. В 2018 г. началась разработка документации на ремонт автомобилей КАМАЗ-65225 и КАМАЗ-6560, и «Ремдизель» приступил к осуществлению опытного ремонта нескольких автомобилей. На 2019 г. запланировано окончание разработки документации и осуществление серийного ремонта этих машин.

В 2017 г. «Ремдизель» приступил к ремонту автомобилей семейства УРАЛ-4320 по контракту с Министерством обороны России. В настоящее время освоен ремонт шести модификаций автомобиля, и до конца 2018 г. предполагается отремонтировать в общей сложности порядка 300 автомобилей этого типа.

В 2015 г. «Ремдизель» приступил к ремонту автомобилей производства Минского автомобильного завода и ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ). Была осуществлена постановка на производство ремонта шасси МАЗ-543, одна машина была капитально отремонтирована, но по состоянию на конец 2018 г. заказов не последовало. Рассматривался вариант капитального ремонта и обслуживания автомобилей МЗКТ-7930, но на данный момент, судя по всему, решение еще не принято. Сообщалось о том, что предприятие работает над вопросом о получении статуса сервисного центра МЗКТ, а также получением от белорусского предприятия запасных частей при содействии ФС ВТС России.

  • IMG_8945
  • IMG_8945
  •  © ic.pics.livejournal.com

Шасси МАЗ-543 после проведения капитального ремонта на АО «Ремдизель»

На предприятии также осуществляется капитальный ремонт и РТС легкобронированных гусеничных тягачей МТ-ЛБ и сервисное обслуживание находящихся в эксплуатации машин. Это направление работы появилось в 2013 г., когда специалисты «Ремдизеля» начали изучать конструкцию и документацию МТ-ЛБ («изделие 6»), чтобы их ремонтировать на собственных мощностях. Имелись проблемы с наличием запчастей и отсутствием конструкторской документации, так как МТ-ЛБ и машины семейства производились на Украине, в Болгарии и Польше. Осенью 2013 г. был подписан первый контракт на осуществление РТС, по которому компания должна была отремонтировать 81 тягач, исполненный в 2014-2016 гг. Для проведения этих работ на «Ремдизеле» в 2015 г. был открыт новый 311-й цех, а также создано конструкторское бюро по гусеничным машинам (в ближайшей перспективе оно должно получить статус разработчика изделия со своим главным конструктором). В том же 2015 г. был заключен контракт уже на капитальный ремонт 50 МТ-ЛБ.

  • IMG_8907
  • IMG_8907
  •  © ic.pics.livejournal.com

Готовые к отправке заказчику тягачи МТ-ЛБ в 311-м цехе АО «Ремдизель»

В рамках работы по МТ-ЛБ была проведена обширная работа по импортозамещению, всего на 52 российских предприятиях был налажен выпуск 4000 деталей, еще 1100 изготавливается самим «Ремдизелем». В России было освоено производство оперения, сидений, топливных баков, гусеничных лент, оптических приборов наблюдения и т. д., в общей сложности, порядка 90% комплектующих к МТ-ЛБ, а оставшиеся 10% восстанавливаются (например, балансиры и опорные катки). Доработанный вариант (с заменой штатной башни с пулеметом ПКТ на турель с 12,7-мм пулеметом «КОРД» и установкой новой радиостанции) получил наименование «изделие 15″.

В настоящее время на предприятии освоен ремонт базового шасси МТ-ЛБ, а также МТ-ЛБу, самоходной реактивной установки разминирования УР-77 „Метеорит“ и 122-мм самоходной гаубицы 2С1 „Гвоздика“. Следует также отметить, что в рамках работ по теме МТ-ЛБ предприятие в 2015 г. освоило капитальный ремонт дизельных двигателей ЯМЗ-238, что в дальнейшем позволило полноценно осуществлять ремонт автомобилей УРАЛ-4320, оснащенных такими же двигателями. Всего же с 2014 по 2018 г. было отремонтировано в общей сложности более 500 МТ-ЛБ.

В части экспорта услуг по ремонту МТ-ЛБ известно о том, что в 2016 г. „Ремдизель“ прорабатывал вопрос о заключении контракта на ремонт по техническому состоянию МТ-ЛБ казахской армии.

Предприятие рассматривает возможность создания модернизированного варианта МТ-ЛБ в рамках ОКР „Реконструкция“. Основным его отличием от существующих вариантов станет оснащение более мощным и легким дизельным двигателем КАМАЗ 740.50 и новой гусеницей с закрытым шарниром, что должно дать выигрыш в массе (до 800-900 кг) и подвижности.

Одним из направлений дальнейших работ по модернизации МТ-ЛБ может стать оснащение его гидрообъемной передачей, причем опытный экземпляр уже изготовлен. Наконец, в планах имеется и создание роботизированной системы на базе МТ-ЛБ, причем опытный образец предполагается выпустить уже в 2019 г.

Бронеавтомобили „Выстрел“ и „Рысь“

К-43269 „Выстрел“ (БМП-97) — бронированный автомобиль колесной формулы 4×4. Машина была разработана МВТУ им. Баумана и ОАО „КАМАЗ“ на шасси КАМАЗ-4326. Первый контракт от Минатома был получен в 2002 г. на изготовление 30 машин. Бронекорпуса поставлялись с ОАО „Курганский машиностроительный завод“, сборка осуществлялась на мощностях „Ремдизеля“. Первая партия из 15 машин была сдана заказчику весной 2003 г. На мощностях собственно „Ремдизеля“ производство велось в 2002-2012 гг., а затем была передано Заводу специальных автомобилей. Всего непосредственно „Ремдизелем“ было выпущено около 180 „Выстрелов“ первого варианта для Минатома, Министерства обороны и Федеральной Пограничной службы, включая вариант с погоном башни для монтажа боевого модуля МБ02-03 с 30-мм автоматической пушкой (головным исполнителем по этим машинам являлось ОАО „Муромтепловоз“). Известно также, что порядка 100 „Выстрелов“ было экспортировано в Казахстан во второй половине 2000-х гг.

  • IMG_2350
  • IMG_2350
  •  © ic.pics.livejournal.com

Один из первых опытных бронеавтомобилей К-43269 „Выстрел“ на территории АО „Ремдизель“

В 2015 г. производство было возобновлено уже на ЗСА в виде доработанных вариантов К-43269-010-45 и К-43269-317-15 в интересах Министерства обороны. Снаряженная масса машины составляет 10,84 тонны, защищенность от мин — до 0,6 кг ТНТ, а от стрелкового оружия — по классу 5а ГОСТ. Вместимость — до шести человек. Бронекорпуса для них стали производиться уже на ЗСА, кроме того, была изменена технология сборки.

Iveco 65E19WM „Рысь“ — защищенный автомобиль итальянского производства колесной формулы 4×4. На „Ремдизеле“ осуществлялась сборка этих автомобилей» из машинокомплектов в рамках трех контрактов (два 2013 г. совокупно на 207 машин и один 2015 г. на 83 машины), которые предусматривали сборку в общей сложности 290 единиц. При этом головным исполнителем являлась компания АО «Гарнизон». Сообщалось, что на сборку каждой машины «Ремдизелем» тратилось 24 нормо-часа. Последние машины по всем контрактам были сданы в 2017 г. Благодаря этой работе «Ремдизель» получил опыт работы с импортной техникой и опыт обслуживания бронемашин зарубежного производства. В настоящее время в рамках контракта с Министерством обороны России предприятие ведет техническое обслуживание ранее поставленных машин.

Опытные разработки

В опытных экземплярах остались разработки «Ремдизеля» в 2000-х гг. — бронированное шасси «Воин» колесной формулы 6×6, оснащенное башней от боевой машины пехоты БМП-2, и плавающая бронированная машина ВДВ «Выдра» (колесная формула 4×4). Сообщалось, что опытный экземпляр «Воина» был поставлен на экспорт неназванному заказчику.

Семейство «Тайфун-К» и «Тайфун-ВДВ»

К-63968 «Тайфун-К» — бронированный модульный автомобиль формулы 6×6 на сегодня является основным продуктом «Ремдизеля» в части колесных бронированных автомобилей. Его снаряженная масса составляет 22 тонны, вместимость — три члена экипажа и 14 человек десанта. Защита от мин (гранат) — 3-й класс по общим техническим требованиям (ОТТ), защита от стрелкового и артиллерийского оружия — 4-й класс по ОТТ. ОКР по данной машине начались в 2011 г., первые ходовые макеты машины были выполнены в 2012 г. Контракт на первые 40 машин был заключен с Министерством обороны в начале 2013 г., затем в течение года был подписан второй контракт объемом более 100 машин. Первые 30 бронеавтомобилей К-63968 были сданы в декабре 2014 г. В августе 2018 г. был заключен очередной контракт на поставку 20 дополнительных машин в 2018-2020 гг. К настоящему моменту машина получила литеру «О1» (проведены государственные испытания).

  • IMG_8790
  • IMG_8790
  •  © ic.pics.livejournal.com

Бронированный модульный автомобиль К-63968 «Тайфун-К»

К-63969 «Тайфун-К» — бронированный корпусной автомобиль колесной формулы 6×6 снаряженной массой 26 тонн и вместимостью два члена экипажа и десять человек десанта. Защита от мин (гранат) — 4-й класс по ОТТ, защита от стрелкового и артиллерийского оружия — 6-й класс по ОТТ. Это самый защищенный автомобиль из всей гаммы бронированных автомобилей, выпускаемых «Ремдизелем». В 2017 г. машина получила литеру «О1». Информации о заключении на нее контрактов в открытых источниках не появлялось, но интерес к ней проявляют некоторые управления Министерства обороны России.

К-53949 «Тайфун-К» — защищенный автомобиль колесной формулы 4×4 и снаряженной массой 14 тонн. Вместимость составляет 10 человек вместе с экипажем. Защита соответствует К-63968. Опытный образец был создан в инициативном порядке в 2015 г., на сегодняшний день машина имеет литеру «О» (разработана конструкторская документация, проведены заводские предварительные испытания). В ходе реализации работ по данной машине была изменена ее комплектация — если первые машины оснащались гидропневматической подвеской и автоматической КПП, то на последующих машинах было принято решение перейти к пружинной подвеске и механической КПП.

В конце 2017 г. Министерство обороны получило первые десять серийных машин этого типа. В августе 2018 г. был заключен контракт на поставку Министерству обороны России еще 59 бронемашин К-53949.

  • IMG_8800
  • IMG_8800
  •  © ic.pics.livejournal.com

Защищенный автомобиль К-53949 «Тайфун-К»

Об экспортных поставках на данный момент ничего не известно, однако в 2016 г. «Ремдизель» заключил с АО «Рособоронэкспорт» соглашение о продвижении К-53949 на внешние рынки, и уже в 2017 г. данный бронеавтомобиль был представлен на выставке вооружений IDEX-2017 в ОАЭ.

На базе К-53949 были созданы санитарный автомобиль тактического звена «АС-Линза». Снаряженная масса машины составляет 15 тонн, защита соответствует К-63968. Машина оснащается медицинским модулем 1-го или 2-го класса. Первый опытный образец был собран в 2017 г., а в 2018 г. был заключен первый контракт на поставку Министерству обороны России 27 автомобилей в 2018-2020 гг.

В 2018 г. на базе К-53949 был создан прототип боевой машины самоходного противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Д» (восемь ПТУР), ранее монтировавшийся на базе бронеавтомобилей ВПК-233116 «Тигр-М». Несколько ранее стало известно об использовании шасси бронемашины для создания машины управления танкового боя «Стрела».

К-4386 «Тайфун-ВДВ» («Росомаха») — безрамный бронированный однообъемный автомобиль колесной формулы 4×4. Снаряженная масса составляет 11 тонн, вместимость — семь человек. Защита соответствует К-63968. Разработка бронеавтомобиля для ВДВ начата после подписания контракта в ноябре 2015 г., и всего через пять месяцев на испытания вышел первый прототип. На сегодняшний день машина прошла весь комплекс испытаний, и в 2019 г. ожидается получение литеры «О1». В рамках дальнейшего развития рассматривается вариант создания модификации с пружинной подвеской и с облегченным бронированием для Росгвардии.

  • KAM_1668
  • KAM_1668
  •  © ic.pics.livejournal.com

Опытный образец безрамного бронированного автомобиля К-4386 «Тайфун-ВДВ»

Кроме того, шасси К-4386 было заявлено как один из вариантов для 82-мм самоходного миномета 2С41 «Дрок» (ОКР «Набросок-Дрок-КШ»). Сообщалось, что опытный образец 2С41 должен был быть представлен до 31 декабря 2016 г., приемные испытания должны быть проведены до 1 февраля 2018 г., государственные испытания — до 30 сентября 2018 г. Известно, что опытный образец был собран и передан АО «ЦНИИ «Буревестник» (разработчик миномета).

Семейство шасси «Торнадо»

К-53958 — шасси колесной формулой 8×8, грузоподъемностью 25 тонн, кабина унифицирована с «Тайфун-К». На данный момент известно, что данное шасси планируется использовать для монтажа специальных надстроек, в первую очередь, ЗРПК «Панцирь-СМ» разработки ОАО «Конструкторское бюро приборостроения». Сообщалось о наличии как минимум одного прототипа комплекса на шасси К-53958. Также на базе К-53958 планируется создать тягач-танковоз, а также бортовой грузовик.

  • IMG_0216
  • IMG_0216
  •  © ic.pics.livejournal.com

Шасси К-53958

К данному семейству относится и машина К-5395 колесной формулы 6×6. По известной информации, в 2018 г. планировалось выпустить первый опытный экземпляр. В дальнейшем предполагается осуществлять выпуск седельного тягача, бортового грузовика и шасси для различных специальных надстроек.

К-73501 «Торнадо-Т» — шасси колесной формулы 8×8, тяжелая версия семейства К-53958, имеет максимальную степень унификации с семейством «Торнадо». Машину первого этапа (фактически макетный образец) планировалось оснастить гибридной трансмиссией (дизель-электрической с мотор-осью, индекс 7350), а на втором этапе создать вариант с полностью механической трансмиссией (73501). В первую очередь шасси К-73501 планируется использовать для монтажа специальных надстроек. В настоящее время опытные образцы машин находятся на испытаниях и должны получить литеру «О» до конца 2018 г.

АО «Ремдизель» является крупным многопрофильным оборонным предприятием с широким профилем производимой продукции и оказываемых услуг. Оно является крупнейшим ремонтным предприятием по военной автомобильной технике в России, позволяя полностью решить вопрос с ремонтом грузовых автомобилей, имеющихся на вооружении Российской армии, а также бронированных тягачей МТ-ЛБ.

Благодаря развитой конструкторской службе с собственным опытным участком «Ремдизель» стал ведущим в России производителем защищенных автомобилей класса MRAP, причем уже сейчас имеется довольно обширная линейка бронемашин колесной формулы 4×4 и 6×6. Рост производства машин семейства «Торнадо-К» для внутреннего заказчика и на экспорт уже сейчас ставит вопрос о расширении производственных площадей, что, видимо, и будет осуществлено в ближайшее время.Наконец, наряду с производством военной техники «Ремдизель» планирует расширять свое присутствие и в гражданском сегменте, стать изготовителем автомобилей КАМАЗ класса «Евро-5», а также расширить ремонт грузовой техники гражданских заказчиков. В рамках импортозамещения для них предполагается освоить производство топливно-насосного оборудования высокого давления. Компания рассматривает планы по увеличению своего географического присутствия на территории России за счет расширения своей сети.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,