Лого Сделано у нас
33

Подводный тихоход. Хроники «Глубины» — Часть 1.

«Бентос-300» — это подводная лодка проекта 1603. Сейчас можно встретить только одну такую лодку — в Севастополе. Я не упустил такую возможность и отправился изучать этот чрезвычайно интересный глубоководный аппарат, а так же подготовил для Вас интересный фоторепортаж с борта подводного дома! В этой части репортажа мы с Вами подробно изучим внешний вид глубоководного аппарата, поднимемся в ходовую рубку и, на десерт, заглянем в шаровидную спасательную капсулу.

И так, знакомьтесь:

  • Глубоководный аппарат "Бентос-300". Фото из архива В.Никифорова
  • Глубоководный аппарат "Бентос-300". Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

Сразу обращаю внимание на то, что это полностью гражданский аппарат, однако, как это бывало в советские времена, с военными тоже сотрудничал… Например, помогал искать затопленные торпеды.

«Бентос» в переводе с греческого языка (βένθος) — «Глубина». История этой подводной лодки очень драматична. Всего по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР было построено 2 аппарата: ПЛБ-76-01 и ПЛБ-83-02, в 1976-м и 1983-м годах соответсвенно. Большие подводные лаборатории водоизмещением около 500 тонн предназначались для проведения длительных биологических научных наблюдений. Автономность плавания составляла 14 суток, на борту могло работать 12 человек, при этом «Бентос» погружался на глубину 300 метров (отсюда и название), а предельная глубина погружения составляла 400 метров! Фактическим рекордом глубины была отметка в 360 метров. Однако, ради таких фантастических на то время характеристик пришлось пожертвовать подводной скоростью — она составляла 1,5 узла (приблизительно 2,8 км/ч). В надводном же положении аппарат буксировался другим судном. На сегодняшний день остался лишь один аппарат ПЛБ-76-01 в Севастополе, второй затонул у берегов Новороссийска.

Пройдёмся по причалу вдоль борта.

  • Вид "Бентоса" в нос. Фото из архива В.Никифорова
  • Вид "Бентоса" в нос. Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

В интернете уже появлялась информация о том, что «Бентос-300» станет музеем. До недавнего времени шёл активный ремонт судна, оно находится на плаву.

  • Вид "Бентоса" в корму. Фото из архива В.Никифорова
  • Вид "Бентоса" в корму. Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

На протяжении своей жизни «Бентос» внёс большой вклад в науку, помогал рыбному хозяйству, производил поисковые операции. Но после 90-х годов, как и многие уникальные разработки, оказался никому не нужен, был разграблен, тонул, его поднимали и он снова ложился на грунт…

В итоге этот аппарат пришёл в ужасное состояние.

  • Каким ещё недавно был "Бентос"
  • Каким ещё недавно был "Бентос"
  •  © upload.wikimedia.org

Аппарат валялся на базе металлолома как мусор, казалось что все про него забыли… Но это было не так: про свой второй дом не забыл экипаж. В Севастополе собралась инициативная группа, которая твёрдо поставила себе задачу — спасти легенду глубин. И им, кажется, это удалось. В 2018-м году был выделен президентский грант в размере 8,7 млн.руб на восстановление аппарата и создания на его базе музея гидронавтики в Балаклаве! Кстати, сам музей уже функционирует в виде выставки в Доме Культуры Балаклавы в ожидании своего главного экспоната, который будет представлен на сухопутной площадке.

  • Вид сверху. Фото из архива В.Никифорова
  • Вид сверху. Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

Только представьте себе исполина высотой 12 и длиной 30 метров, который стоит перед Вами во всей красе! Но до этого ещё далеко… Дело в том, что состояние лёгкого корпуса подводной лодки крайне удручающее. На аппарате был проведён ремонт во внутренних отсеках, установлена мебель и практически завершена подготовка к проведению экскурсий. Прочный корпус в связи с колоссальными запасами прочности находится в хорошем состоянии, внутри сухо. По сути, от «Бентоса» только прочный цилиндрический корпус и остался, а вот лёгкий корпус «сожрала» коррозия настолько сильно, что для того чтобы понять как должен выглядеть аппарат, нужно искать архивные фотографии.

  • Хорошее состояние прочного корпуса "Бентоса". Выделяющиеся "рёбра" - это шпангоуты. После завершения ремонта они будут закрыты лёгким корпусом, который закрепят на металлических конструкциях, которые уже наварены дополнительно. Фото из архива В.Никифорова
  • Хорошее состояние прочного корпуса "Бентоса". Выделяющиеся "рёбра" - это шпангоуты. После завершения ремонта они будут закрыты лёгким корпусом, который закрепят на металлических конструкциях, которые уже наварены дополнительно. Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

  • Хорошее состояние прочного корпуса "Бентоса". Выделяющиеся "рёбра" - это шпангоуты. После завершения ремонта они будут закрыты лёгким корпусом. Фото из архива В.Никифорова
  • Хорошее состояние прочного корпуса "Бентоса". Выделяющиеся "рёбра" - это шпангоуты. После завершения ремонта они будут закрыты лёгким корпусом. Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

  • Хорошее состояние прочного корпуса "Бентоса". Снаружи можно увидеть разные механизмы Фото из архива В.Никифорова
  • Хорошее состояние прочного корпуса "Бентоса". Снаружи можно увидеть разные механизмы Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

  • носовая оконечность прочного корпуса. В воде видны очертания лёгкого корпуса "Бентоса"
  • носовая оконечность прочного корпуса. В воде видны очертания лёгкого корпуса "Бентоса"
  •  © Фото из открытых источников

  • Жуткое состояние лёгкого корпуса. Фото из архива В.Никифорова
  • Жуткое состояние лёгкого корпуса. Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

  • Кормовая оконечность судна.
  • Кормовая оконечность судна.
  •  © Фото из открытых источников

К сожалению, сейчас на судне не ведутся никакие ремонтные работы. Все люки закрыты на замок, никого нет. Да и найти аппарат среди рыболовецких судов и катеров было очень трудно, хорошо что нам помогли местные моряки.

  • Сейчас "Бентос " виден только с моря
  • Сейчас "Бентос " виден только с моря
  •  © Фото из открытых источников

«Бентос» ожидает постановку в док для замены лёгкого корпуса. Будем надеяться что это произойдёт в ближайший месяц, так как изначально он доковаться должен был в марте 2018-го, а работы планировали завершить в конце прошлого года. Но, как обычно, сроки сдвинулись…

Теперь зайдём в рубку подводной лодки.

  • Монументальная рубка ПЛ "Бентос". Фото из архива В. Никифорова
  • Монументальная рубка ПЛ "Бентос". Фото из архива В. Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

  • На двери табличка
  • На двери табличка
  •  © Фото из открытых источников

  • Внутри рубки вход в прочный корпус подводной лодки. Фото из архива В.Никифорова
  • Внутри рубки вход в прочный корпус подводной лодки. Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

  • Внутри рубки вход в прочный корпус подводной лодки. Так же ранее стояло оборудование для управления аппаратом в надводном положении. Под водой рубка затапливается. Фото из архива В.Никифорова
  • Внутри рубки вход в прочный корпус подводной лодки. Так же ранее стояло оборудование для управления аппаратом в надводном положении. Под водой рубка затапливается. Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

  • Обзор с верхней точки рубки. Вид на спасательную капсулу. Фото из архива В.Никифорова
  • Обзор с верхней точки рубки. Вид на спасательную капсулу. Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

Ну что ж, теперь самый красочный элемент нашей подводной лодки — её спасательная капсула!

  • Спасательная капсула "Бентоса". Фото из архива В.Никифорова
  • Спасательная капсула "Бентоса". Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

В этом «шарике» мог эвакуироваться весь экипаж «Бентоса» — 12 человек. Только представьте как там было бы тесно! Тем не менее, капсула успешно прошла испытания, правда, участвовало всего 3 моряка.

  • Спасательная капсула "Бентоса". После монтажа лёгкого корпуса она будет видна лишь до уровня горизонтального сварного шва. Фото из архива В.Никифорова
  • Спасательная капсула "Бентоса". После монтажа лёгкого корпуса она будет видна лишь до уровня горизонтального сварного шва. Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

Интересно что внутри? Мне было тоже:

  • Внутри спасательной капсулы ПЛ "Бентос". Фото из архива В.Никифорова
  • Внутри спасательной капсулы ПЛ "Бентос". Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

  • Спасательная капсула "Бентоса". Фото из архива В.Никифорова
  • Спасательная капсула "Бентоса". Фото из архива В.Никифорова
  •  © Фото из открытых источников

В следующей части нашей фотоэкскурсии мы спустимся вовнутрь глубоководного аппарата «Бентос-300», увидим научные лаборатории и познакомимся с бытом экипажа и учёных. До встречи!

  • 0
    Сергей Пышненко
    31.01.1907:16:51

    А что два раза опубликовали?

    • 1
      Нет аватара Владимир Никифоров
      31.01.1909:59:40

      В связи с правилами сайта. Дело в том что эта статья написана в стиле рассказа, такое только в личный блог можно повествовать. Но из личных блогов не происходит публикация в соцсети, а именно там основное число читателей. Чтобы они увидели новость, в первую очередь эта информация в более «сухом» виде была опубликована в общий блог.

      • 1
        rvk rvk
        02.02.1910:32:50

        Конечно у нас можно публиковать репортажи, например в открытом блоге Своими глазами.

        • 0
          Нет аватара Владимир Никифоров
          02.02.1911:09:22

          Честно говоря, не совсем разобрался в правилах. Например, в чём разница между «своими глазами» и личным блогом… К тому же из общего блога могут и удалить.

          Вот например эта публикация из общего блога до сих пор не появилась Вконтакте, не пойму почему

          • 2
            rvk rvk
            02.02.1914:07:19

            Разница в том, что в Общих блогах записи попадают в главную Ленту, и потому их видит большее число людей. А в ЛБ записи в Ленту не попадают. Эта публикация была в ЛБ и поэтом набрала слишком маленький рейтинг пользователей. Это я недавно её в блог «Своими глазами» разместил, но уже позно.

            • 0
              Нет аватара Владимир Никифоров
              02.02.1920:26:24

              Я вам благодарен за желание помочь. Но мне кажется мы друг друга недопоняли, ведь я практически одновременно опубликовал статью в блог фотофакты (для того что бы она могла попасть в ленту и в вк) и в личный блог (туда я написал рассказ в свободной форме, посчитал публикацию этого материала в общий блог неуместным). И из блога фотофакты в соцсеть Вконтакте запись так и не опубликовалась… Опять же повторю, я тут недавно и у меня мало опыта.

              • 0
                rvk rvk
                02.02.1920:31:14

                В ВК публикуются не все, а только лучшие записи.

                • 0
                  Нет аватара Владимир Никифоров
                  02.02.1920:36:07

                  Ага, принял, спасибо.

                  Хорошо,тогда такой вопрос. Если я захочу опубликовать вторую часть репортажа — внутри аппарата, то в какой блог это писать? Допустим, при припубликации в блог «Своими глазами» не удалят ли статью за то что эта тема якобы уже ранее была описана (а именно в моей же первой статье)? Или лучше в ЛБ?

                  • 1
                    rvk rvk
                    02.02.1920:47:23

                    Это же продолжение, никто не удалит. В блоге «Своими глазами» как раз и публикуются собственные репортажи. Вообще, у нас уникальные записи не просто не запрещены, а приветствуются, даже если это новость из какого-то источника, но написанная своими словами. А репортажи с мест так это вообще очень хорошо.

  • 1
    shigorin shigorin
    02.02.1916:08:34

    Спасибо!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,