Ученые Самарского университета создали программно-аппаратный тренажер для обучения операторов БПЛА
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruУченые Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева разработали первый в России учебно-тренировочный комплекс для пилотов БПЛА, объединяющий в себе виртуальную реальность и реальный дрон. Разработка позволит обучающимся осваивать в безопасном режиме тонкости реального пилотирования того или иного дрона, не опасаясь при этом повредить или разбить зачастую весьма дорогой беспилотный летательный аппарат.
В Cамарской разработке также есть симулятор полета — виртуальная часть, в которой можно, глядя на монитор, управлять виртуальным дроном в самых разных локациях — например, в городе или на природе и при различных погодных условиях. Однако в учебных полетах на этом тренажере участвует и самый настоящий дрон. Чтобы сделать его полет полностью безопасным, исключив всякую возможность повреждения БПЛА, разработчики придумали для дрона своего рода «детские ходунки» или, точнее сказать, «летунки»: участвующий в полете дрон подвешивается в специальном кубе на конструкции «кольцо в кольце». Дрон находится в центре колец и может занимать любое положение, оставаясь при этом на месте.
По словам одного из авторов разработки, руководителя Центра беспилотных систем Самарского университета Давида Овакимяна, уникальность данного учебно-тренировочного комплекса заключается в том, что он не является чисто программным, «софтовым». Обычно в качестве подобных тренажеров для обучения будущих пилотов БПЛА выступают виртуальные симуляторы, похожие на компьютерные игры, в которых физика полета и многие тонкости пилотирования лишь приближены к реальности"
Уникальность нашего комплекса в том, что его конструкция позволяет обучающемуся одновременно управлять и виртуальным дроном в компьютерной реальности, и настоящим дроном, который установлен внутри учебно-тренировочного комплекса, — рассказал Давид Овакимян. — Оба дрона, виртуальный и настоящий, синхронизированы, и все, что происходит с коптером в виртуальной реальности, сразу же дублируется на дроне настоящем. То есть, обучающийся видит, как ведет себя реальный летательный аппарат в результате тех или иных маневров, к примеру, при сильном ветре, под дождем или снегом, на каких критических углах атаки он, например, может «свалиться». В ходе обучения будущему пилоту очень важно видеть, как реагирует реальный дрон, а не нарисованный на компьютере".
Конструктивно учебно-тренировочный комплекс сделан так, что на конструкции «кольцо в кольце» можно разместить БПЛА почти любого типа — самолетный, квадро-, гексо-, октокоптер и другие разновидности дронов. Характеристики соответствующих летательных аппаратов внесены в электронную начинку учебно-тренировочного комплекса. В рамках проекта ученые подготовили заявки на два патента — один на конструкцию куба, где размещается беспилотник, второй на программное обеспечение — симулятор полета БПЛА.
Количество беспилотных летательных аппаратов, применяемых в различных сферах, постоянно растет, соответственно, растет и потребность во внешних операторах дронов. В Самарском университете уже второй год в рамках Института дополнительного образования и Центра беспилотных систем проводятся занятия по подготовке внешних пилотов на квадрокоптерах. Самарские разработчики планируют сделать тренажер соответствующим ФГОС — федеральному государственному образовательному стандарту.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈