Лого Сделано у нас
26

Экспорт пищевой промышленности. Часть 2. Масла, жиры и соусы

 © www.agroinvestor.ru

Самым массовым экспортируемым сельхозпродуктом с высокой добавленной стоимостью является растительное масло. И его вывоз из России будет ежегодно увеличиваться, уверен исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. Кроме того, отечественные компании активно вывозят за рубеж продукты из сои и рапса. В 2021 году объем всей реализованной за рубеж масложировой продукции может составить $6 млрд, а к 2030-му отрасль намерена достичь обновленного показателя федерального проекта «Экспорт продукции АПК» в $8,6 млрд.

Примечание модератора. К масложировой продукции МСХ относит только подсолнечное, соевое, рапсовое и рафинированное льняное масла, маргарин, майонез, жмых и шрот. Прочие виды масел и модифицированные вышеуказанные, а также непосредственно масличные культуры исключены.

Поскольку отрасль является экспортоориентированной, цены внутри страны формируются в зависимости от мировой конъюнктуры. Поэтому для переработчика с экономической точки зрения неважно, на какой рынок отправится его продукция, его маржинальность от этого не изменится, утверждает эксперт. «Понимая, что объемы внутреннего потребления производители масложировой продукции обеспечили, они активно развивают экспорт», — говорит он.

Несмотря на увеличение поставок продуктов переработки масличных, вывоз сырья также растет. Отгрузки сои за рубеж с 2017 года выросли почти втрое (с 520 тыс. до 1406 тыс. т), рапса — в 3,5 раза (со 199 тыс. до 725 тыс. т). Внешняя торговля подсолнечником расширилась с 94 тыс. т в 2018 году до 1380 тыс. т в 2020-м. Однако введение экспортных пошлин в 2021-м, очевидно, резко сократит вывоз сырья в пользу продукции переработки.

В масложировой отрасли давно и надежно ключевое место в экспорте занимают масло и шрот, и даже при низких пошлинах речь не шла об активном экспорте сырья, если говорить о подсолнечнике, обращает внимание гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. «У сои и рапса своя история, они имеют специфику — соевые бобы вывозятся с Дальнего Востока, где переработка развита недостаточно, в первую очередь в Китай, а рапс поставляется на перерабатывающие предприятия в Беларусь и другие страны Таможенного союза, масло же из них внутри России не так востребовано и производится не в таких объемах, как подсолнечное», — поясняет он.

Основная доля экспортной выручки «Эфко» приходится на масла и специализированные жиры. Доля жиров, маргаринов, соусов, то есть всего того, что относится к верхнему переделу, в экспортной выручке составляет около 15%. Компания работает на внешних рынках уже более 20 лет. В прошлом году совокупный вывоз превысил 1 млн т в натуральном выражении и $650 млн — в денежном. Это 35% от всей выручки и рекордный показатель для нашей компании, сообщает гендиректор «Эфко» Евгений Ляшенко. «Основной рост выручки пришелся на последние несколько лет, важную роль в этом сыграли меры, реализуемые в рамках национального проекта „Международная кооперация и экспорт“, — рассказывает он. — Увеличение объемов производства масличных в России и реализованный в свое время нашей компанией инфраструктурный инвестиционный проект по созданию глубоководного маслоналивного терминала на Тамани позволили нам занять лидирующие позиции в экспорте масложировой продукции». Сейчас «Эфко» поставляет продукцию более чем в 50 стран мира: основной объем — в Индию, Китай, Иран, Турцию и страны СНГ, но большие перспективы холдинг видит в увеличении отгрузок в страны Ближнего Востока и Северной Африки.

Поставки на экспорт сырья и продукции с высокой добавленной стоимостью принципиально отличаются друг от друга, утверждает Ляшенко. В первом случае — стандартизованный товар и высокая зависимость от цены. Во втором — товар с собственными, отличительными характеристиками, меньшая зависимость от стоимости, более устойчивые продажи. При этом требуется больше времени и ресурсов, чтобы выйти и закрепиться на рынке.

В ближайшей перспективе к экспортной корзине группы может добавиться растительное мясо. «Рынок находится в стадии становления и, согласно нашим экспертным прогнозам, является очень перспективным, — подчеркивает топ-менеджер. — С учетом агроклиматических условий Россия вполне может занять от 5 до 10% мирового рынка в этом сегменте, а это порядка $10 млрд».

«Эссен Продакшн АГ» поставляет за рубеж все категории продуктов, которые производит. В масложировом сегменте это майонезы, кетчупы, соусы, приправы и маринады. В 2020 году компания увеличила внешние продажи на 19% в физическом выражении и на 32% в деньгах по сравнению с предыдущим годом. Оборот от экспорта (включающий, помимо масложировой, и кондитерскую продукцию) составил около 4,7 млрд руб. с НДС. Рост объемов произошел благодаря появлению новых клиентов и расширению географии поставок. В странах Ближнего Востока прирост составил 38%, в Азербайджане, Армении, Абхазии и Грузии — 44%, поставки в Латвию, Эстонию, Грецию, Норвегию, Германию и Италию увеличились в целом на 23,8%, причем только по Германии прибавка составила 32%. Вывоз в Китай, Монголию и Южную Корею вырос на 118%. «Первыми внешними рынками у нас были страны СНГ, где привыкли к нашему майонезу и поэтому нам было достаточно легко найти своего покупателя, — вспоминает гендиректор „Эссен Продакшн АГ“ Леонид Барышев. — То же самое со странами Восточной Европы, в первую очередь Прибалтикой, где многим еще с детства был знаком советский вкус „Провансаля“». Дальше все упиралось в платежеспособный спрос. Так, в Азии было сложно найти потребителя, способного оплачивать продукт. Но продукция оказалась востребована, например, в Польше и Германии, и теперь компания является № 1 по экспорту соусной группы в Европу. Помимо европейских стран, российские соусы интересны США и Канаде.

По словам топ-менеджера, внешние рынки достаточно специфичные и требуют адаптации продукта под вкусовые предпочтения местных жителей. Компания делала попытки адаптировать вкус своих продуктов, но тогда она теряла свое конкурентное преимущество — тягаться на американском рынке со вкусом Heinz или с Unilever в Европе бессмысленно, считает Барышев. «Мы, наоборот, за счет нашей русской идентичности, за счет русской горчицы, которая славится своей остротой и ароматом, сохраняем преданных покупателей, которые любят этот вкус, — говорит он. — Кроме того, для других стран это экзотика, которая более привлекательна, чем попытки повторить местные вкусы».

  • 2
    Нет аватара nabludatel71
    08.09.2120:16:48

    растительное масло. И его вывоз из России будет ежегодно увеличиваться

    Однако введение экспортных пошлин в 2021-м, очевидно, резко сократит вывоз сырья в пользу продукции переработки.

    Как у них всё просто! Ограничили экспорт масличных — вырастет экспорт масел. И вообще, всегда будет расти. Привлекательность культур для фермеров, погода, спрос на рынке — не, это ерунда.    

    А по факту, в этом году мы имеем рост экспорта масла только по стоимости — из-за выросших чуть ли не вдвое цен. Тогда как по количеству подсолнечное за полгода просело на 15%. А с сентября ещё и пошлина на масло добавится (а ведь предупреждали их: доиграетесь с ограничениями на масличные, и вам прилетит).

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,