стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
55

Уральские ученые запустили демонстратор двигателя для полностью возвращаемой ракеты

 © pravmin.gov74.ru

На площадке АО «Научно-исследовательский институт машиностроения» успешно прошел демонстрационный пуск двигательной установки для многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя в рамках проекта Уральского НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы».

Ученые произвели демонстрационные пуски двигательной установки с центральным телом, состоящей из 16 ракетных двигателей, которые объединены в единую систему. Это демонстратор принципиально новой двигательной установки с центральным телом, системы управления и контроля с искусственным интеллектом ракетно-космического комплекса для полностью возвращаемой многоразовой ракеты-носителя.

Из областного бюджета выделено 70 млн рублей на развитие проекта, еще 5 млн направил Южно-Уральский государственный университет и 3 млн — федеральный центр.

Работу над проектом совместно ведут «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» (г. Миасс), Южно-Уральский государственный университет, АО «Научно-исследовательский институт машиностроения» (г. Нижняя Салда), АО «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова» (г. Екатеринбург).

«Этот проект может сделать переворот в ракетостроении, освоении космоса. Дело в том, что из традиционных многоступенчатых ракет на землю спускается только часть, остальное сгорает в атмосфере. Расходуются огромные средства и каждый раз ракету приходится строить заново. В АО „ГРЦ Макеева“ задумали создать многоразовую ракету из одной ступени», — рассказал проректор по научно-образовательным центрам и комплексным научно-техническим программам, директор Политехнического института ЮУрГУ Сергей Ваулин.

По расчетам, реализация проекта в полном объеме к 2030 году позволит нашей стране занять значительную часть мирового рынка коммерческих пусков и мирового космического грузопотока. При этом производство новой космической техники будет целиком локализовано в России.

«Мы сегодня увидели успешную реализацию идеи, связанную с тем, что 16 двигателей смогут работать в любых слоях атмосферы, поднять космическое тело и опустить его обратно. Для того чтобы это все полетело, необходима длительная работа множества институтов и предприятий», — прокомментировала директор НИИ Маш Елена Матвеева.

Кроме того, успешно прошли испытания системы управления и были продемонстрированы фрагменты разрабатываемого топливного бака из композитных материалов. К композитным материалам в аэрокосмической отрасли предъявляются очень высокие требования, и разработки ЮУрГУ этим требованиям соответствуют.

«Это один из основных технологических проектов УМНОЦ как для Челябинской области, так и для всего Урала. Есть очень амбициозные планы по его дальнейшей реализации. Крайне важно успешно провести на базе индустриального партнера — Научно-исследовательского института машиностроения — огневые испытания данного проекта. Дальнейшая судьба проекта во многом зависит от Роскосмоса, его нужд, потребностей в такой разработке. Уже сейчас четко видно, что уральские ученые в этой сфере обладают компетенциями действительно мирового уровня», — отметил Игорь Манжуров, директор по развитию УМНОЦ «Передовые производственные технологии и материалы».

Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) — это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В Год науки и технологий ЮУрГУ стал одним из победителей в конкурсе по программе «Приоритет-2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ).

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 2
    Нет аватара vlTepes
    05.10.2109:40:15

    больше деталей и фото есть тут

  • -7
    Нет аватара Valdis15
    05.10.2110:29:08

    Нужно ловить падающие ступени с помощью Ту-160. Это даст серьёзный отрыв от Маска.

    • 5
      Badassgoliath Badassgoliath
      05.10.2114:36:00

      Это даст серьёзный отрыв от Маска.

      Все эти возвращаемые ракеты нужны только для удешевления коммерческих пусков. Из-за необходимости таскать с собой систему посадки с топливом и более прочной конструкции эффективность многоразовых ракет так себе. И в итоге эту вернувшуюся ступень надо всё равно перебрать заново. Для наших внутренних целей это вряд ли станут применять.

      • 0
        Нет аватара Valdis15
        05.10.2115:27:57

        Поэтому и говорю, что надо ловить их самолётами (более лёгкие — вертолётами). Это позволит уменьшить массу возвращаемой ступени.

    • Комментарий удален
    • 3
      Нет аватара Sanzar
      07.10.2113:18:18

      Valdis15, просто из любопытства, как вы себе представляете процесс поимки падающей ступени с помощью самолета? Если можно, поподробнее.

      • 1
        Нет аватара Valdis15
        07.10.2115:34:04

        Ступень открывает махонькие крылышки и бодро планирует к земле. Сверху подлетает Ту-160 и цепляет зацепами из бомболюков.

        • 2
          Нет аватара Sanzar
          07.10.2123:09:43

          Valdis15, то есть пока многотонная ступень «бодро планирует», а по факту стремительно падает вниз с бешеной скоростью, к ней спокойно подлетает сверхзвуковой бомбардировщик и хватает ее зацепами… Но для этого ему придется как минимум пикировать вниз вместе с ракетой с запредельными перегрузками. И даже если он не развалится от таких маневров, то как он поймает ее на таких скоростях? Хорошо, допустим, что он каким-то чудом не развалился, поймал, вышел из пике с зацепленным грузом, и этот груз не мешает ему продолжать полет. И как он потом будет садиться с этой штукой на брюхе? Вряд ли она поместится в бомболюке. В общем, это фантастика. Максимально реалистичная схожая схема это ловля вертолетом парашюта с маленькой ступенью.

          Отредактировано: Sanzar~23:12 07.10.21
          • -1
            Нет аватара Valdis15
            08.10.2100:11:20

            Не стремительно падает, а именно бодро планирует (был же вариант возвращаемой ступени на аэродром — «Байкал»). Садиться бомбовозу не обязательно. Наденет на ступень шасси, как коньки на ребёнка, и ласково посадит, а сам полетит по своим делам.

            • 1
              Нет аватара Sanzar
              08.10.2110:04:40

              Valdis15, тогда зачем вообще все эти сложности, если проще и безопаснее сажать саму ступень?

              • 0
                Нет аватара Valdis15
                08.10.2113:30:01

                Для посадки ступень должна иметь кучу приблуд и запас топлива, а это минус от выводимого в космос веса.

  • 2
    Badassgoliath Badassgoliath
    05.10.2114:30:43

    В АО «ГРЦ Макеева» задумали создать многоразовую ракету из одной ступени"

    Эффективность ракеты напрямую зависит от соотношения массы заправленной и пустой ракеты. Именно поэтому сбрасывают отработанные ступени. А тут возвращаемая ракета из одной ступени?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,