стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
79

Как пара железных птиц была спасена с Эльбруса

Как-то исподволь нас приучили к мысли, что всё у нас плохо. Страна, мол, не та, в правительстве плутократы, и нет героев в нашем отечестве. Не верьте этому, у нас много нормальных людей, которые спокойно делают свою работу, достойную самых высоких слов. 
Недавно посчастливилось познакомиться с таким человеком. Владимир Васильевич Хорев, летчик-испытатель предприятия "Роствертол". Под его руководством проведена уникальная операция: с вершины горы Эльбрус были сняты два потерпевших аварию вертолета. Одновременно было установлено сразу семь мировых рекордов! Под катом фотоснимки и рассказ об этой операции.


...Военный вертолет Ми-8 упал на северный склон горы Эльбрус 27 июля 2010 года в результате так называемого воздушного хулиганства. Летчики решили потренироваться, как сажать винтокрылую машину в горах на максимальных высотах, не получив на это санкции командования, без соответствующей подготовки. По счастью, обошлось без человеческих жертв, но машина так и осталась лежать на боку, с отломленной хвостовой балкой, на высоте 4820 метров над уровнем моря.



Получилось так, что вертолет лежал неподалеку от туристской тропы, по которой совершали восхождения на Эльбрус зарубежные альпинисты. Немцы, французы, австрийцы с удовольствием фотографировались на фоне упавшей машины с красными звездами на борту. Вопрос сразу приобрел политический оттенок. Решение об эвакуации вертолета принималось на уровне правительства, которое облеклось в форму приказа главкома ВВС.

  • Photobucket
  • Photobucket


В наших военно-воздушных силах служат прекрасные летчики. Но вытащить на внешней подвеске многотонный груз с почти пятитысячной отметки (это близкая к пределу высота для вертолетов) для них слишком сложная задача. Поэтому военные обратилась за помощью на предприятие «Роствертол». Осуществить эту операцию было поручено летчику-испытателю, полковнику запаса Владимиру Хореву.

  • Photobucket
  • Photobucket


Как и у многих летчиков, любовь к небу у Хорева с детства. В Сызранское военное авиационное училище поступил во время срочной службы армии. Летать учился на «милевских» машинах - «малютке» Ми-2 и универсальном Ми-8. В «восьмерку» Хорев влюбился сразу. Этот вертолет он считает одним из самых удачных в мировом авиастроении. Компоновка, грузоподъемность, летные характеристики делают его многоцелевым: это и боевая, и транспортная машина, способная надежно работать высоко в горах и в жаркой пустыне. 

На своей «восьмерке» Хорев летал в Прикарпатском военном округе, дважды был командирован в Афганистан. Там приходилось высаживать десант, эвакуировать раненых, вылетать ночью на «свободную охоту». Дважды Владимир Хорев вытаскивал из-под носа «духов» экипажи наших сбитых машин. На память об Афгане остались орден Красного Знамени, и два ордена Красной Звезды, и еще дружба со спасенными летчиками: они каждый год созваниваются в памятные даты.
Вот почему сердце защемило жалостью, когда увидел Хорев лежавший беспомощно на боку Ми-8: словно птенец, выпавший из гнезда. Как же его можно спасти, как вытащить с такой высоты? 

  • Photobucket
  • Photobucket


Первый облет места аварии Хорев выполнил на вертолете Ми-26 (его называют «корова» за большое вместительное чрево) в конце августа 2010 года. Но огромная машина (мировой рекордсмен по грузоподъемности) так и не смогла зависнуть над лежавшим вертолетом, хотя двигатели работали на максимальном взлетном режиме. Винты просто не цеплялись за разреженный воздух, машина уходила вниз, порой критически сближаясь со скалами.
Тогда было принято решение перенести операцию на холодное время года. В августе температура воздуха у вершины Эльбруса была на нулевой отметке. А при минусовых значениях тяговооруженность винтокрылой машины значительно возрастает.

  • Photobucket
  • Photobucket


У Хорева имелся лётный опыт в горах: в Пакистане, где он доставлял «гуманитарку» после сильного землетрясения. Или в Китае: в высокогорную местность вертолет Хорева переносил на внешней подвеске тяжелую строительную технику для спасения 86-ти шахтеров в обвалившейся шахте. Но на Эльбрусе была другая высота. И Хорев понимал: при таких условиях малейший просчет в пилотировании, или случайность, такая как порыв ветра или попадание в зону более теплого воздуха, приведут к тому, что 33-тонный Ми-26 рухнет на скалы.
Поэтому операция была продолжена в марте 2011 года, когда температура воздуха составляла 15-20 градусов ниже ноля.

  • Photobucket
  • Photobucket


На высоте 2500 метров была разбита площадка «Базовая», куда по воздуху доставили топливозаправщик. Вначале, с минимальным количеством «горючки» в баках, Хорев облетел место аварии, примеряясь к местности и воздушным потокам. Затем машина была заполнена расчетным количеством топлива - чтобы определить максимальный вес, который на этой высоте можно взять на внешнюю подвеску. По мере расхода горючки Ми-26 вел себя всё более уверенно, и опытным путем было определено, что он может поднять при таких условиях две с половиной тонны груза. Упавший Ми-8 весил семь тонн. Значит, нужно было его разбирать, и вывозить по частям.

  • Photobucket
  • Photobucket


На Эльбрус прибыл целый десант военных специалистов из Буденновска. Им предстояло разобрать вертолет. Для них на Эльбрус были доставлены контейнер с инструментами и двухтонная будка-кунг, где можно обогреться и переночевать. Операцию снова отложили - до осени.

  • Photobucket
  • Photobucket


  • Photobucket
  • Photobucket


  • Photobucket
  • Photobucket


  • Photobucket
  • Photobucket


А в июне на Эльбрусе, на высоте 3500 метров, потерпели аварию сразу два вертолета. Первым, из-за ошибки в пилотировании, упал небольшой Р-44 «Робинсон», на котором катались богатые туристы. Вслед за этим, практически рядом, из-за сложных погодных условий упал Ка-27 Южного поискового спасательного центра, который вылетел на помощь. По счастью никто не погиб, людей эвакуировали. Очень быстро поисковая служба вытащила с горы дорогой «Робинсон» (он весил не так много). Более тяжелый Ка-27 оставался лежать на горе. Спасатели обратились к командованию 4-й воздушной армии «заодно» вытащить их машину, раз уж эвакуационная команда работает на Эльбрусе. И такое «добро» было дано...

  • Photobucket
  • Photobucket


  • Photobucket
  • Photobucket


  • Photobucket
  • Photobucket


Винтокрылые машины учат летать постепенно, шаг за шагом. Технологический цикл новый вертолет проходит поначалу в каждом цехе, где без «горячего» запуска тщательно проверяется установленное оборудование. Потом на летно-испытательной станции долго и скрупулезно проверяется работа двигателя, проводится регулировка всех систем. Наконец наступает великий день: новая машина отрывается от земли. Первый полет, как правило, это десятиминутное висение в воздухе на небольшой высоте. От летчика-испытателя требуется огромное терпение, внимание, выдержка, чтобы не упустить ни малейшего отклонения в поведении еще не оперившейся птицы.

Наверняка такая же концентрация потребовалась Владимиру Хореву в тот решающий день 27 октября, когда был эвакуирован Ми-8, лежавший почти у вершины Эльбруса. В одном экипаже с ним работали: второй пилот из Торжка Дмитрий Зипир, ростовские "военведовские" вертолетчики - штурман Дмитрий Кононов, бортинженер Денис Кошурников, бортоператор Виталий Моргуновский.

  • Photobucket
  • Photobucket


Тяжелая машина сантиметр за сантиметром подошла к склону горы, коснувшись камней левым колесом шасси. На землю десантировалась группа монтажников. Второй заход, подцепка груза. Двигатели вышли на максимальный взлетный режим, а Ми-26 висел как привязанный к месту. Измеритель веса на внешней подвеске показал значение - три тысячи килограммов, вместо ожидаемых расчетных двух тысяч.

Создалась угроза аварии. Ми-26 смог поднять фюзеляж «восьмерки» всего лишь на метр от земли, в то время как было необходимо набрать высоту и перенести груз через гряду камней и 15-метровые скалы.

Мгновенно проанализировав ситуацию, Хорев принимает решение на выработку топлива при висении до минимально возможных 1100 килограммов. После этого груз предстояло протащить по ледниковому желобу через неширокую щель в скалах. Задача усложнялась тем, что висевший на внешней подвеске фюзеляж начало раскручивать сильным потоком воздуха, который образовывался от несущего винта. 

  • Photobucket
  • Photobucket


  • Photobucket
  • Photobucket


Груз качался на тросах и пролетал рядом со скалами. Казалось, беды не избежать. Хорев старался парировать эту раскачку, двигая ручкой управления. Нехватка кислорода, недостаток мощности двигателя усугублялись сложностью визуального ориентирования: горизонт был искажен склоном Эльбруса. 

При остатке топлива в 1150 килограммов управляемость машины немного улучшилась. Хорев принял решение взлетать. Когда фюзеляж «восьмерки» плавно прошел через каменные ворота, экипаж 26-го вздохнул с облегчением. Машина вышла на склон ледника и устремилась вниз, увеличивая скорость. Несущий винт получал дополнительную тягу, и наконец Ми-26 перешел на нормальный режим полета. 

  • Photobucket
  • Photobucket


  • Photobucket
  • Photobucket


Основной и самый тяжелый груз был аккуратно уложен на землю. На последних каплях горючего Ми-26 приземлился на площадке «Базовая».
Остальное было уже делом техники. Последней вытаскивали хвостовую балку, которая основательно вмерзла в лед, но Хореву удалось ее вырвать. Уложив груз на склон, он пилот сместил вертолет чуть выше, чтобы забрать наземную группу. Когда майор Ершов и капитан Перов запрыгнули в чрево Ми-26, вертолет поднял груз в воздух, унося последнюю эвакуируемую часть «восьмерки». На этом полеты на самую высокогорную в мире площадку для самого тяжелого в мире вертолета Ми-26 закончились.

  • Photobucket
  • Photobucket


На следующий день, 28 октября, ростовчане вытащили Ка-27, который лежал на каменистых осыпях у основания ледника на высоте 3500 метров. Вес машины составлял семь тонн, но с этой высоты, по расчетам командира экипажа, Ка-27 можно было вытащить без демонтажа агрегатов. Окутанный снежной пылью, Ми-26 взял на подвеску упавшего собрата, плавно поднял его над каменной грядой и взял курс на площадку «Базовая».

  • Photobucket
  • Photobucket


  • Photobucket
  • Photobucket


Поставленная задача была выполнена. В ходе эвакуационных работ на Эльбрусе экипажем В.В. Хорева было установлено семь мировых рекордов, связанных с пилотированием тяжелого вертолета и доставкой грузов на высоты 4820 и 3500 метров. В настоящее время Владимир Хорев представлен к званию Героя России, а другие участники этой операции - к государственным наградам.

28 октября 1999 года во Владивосток приезжал тогдашний премьер-министр России В.В. Путин, ему показывали возможности "черной акулы" (вертолет пилотировал Хорев, работавший в то время на авиапредприятии в Арсеньеве). "Как и положено, перед посещением к нам заглянули ребята из личной охраны премьера. Проверили вертолет, и когда узнали, что в «черной акуле» всего одно место для пилота, вздохнули с облегчением: слава богу, а то шеф опять бы стал проситься в кабину, полетать, - вспоминает Владимир Хорев.

Когда были выполнены демонстрационные полеты, Владимир Путин пожал Владимиру Хореву руку и подарил памятные часы. Хорошие позолоченные часы марки «Россия». На задней крышке надпись: «От правительства Российской Федерации». «Путинские» часы достались Хореву 28 октября, в день рождения армейской авиации России. И еще одна дата выпала на этот день: 28 октября 2011 года ростовские пилоты завершили спасательную операцию на Эльбрусе.

  • Photobucket
  • Photobucket


Все мысли Владимира Хорева о небе - когда он находится на работе. А дома его ждет семья: жена, двое взрослых детей, внук. И еще у него есть хобби: гитара. В детстве Владимир закончил музыкальную школу, но стал не гитаристом, а летчиком. Но гитара все равно в жизни осталась, и Владимир Васильевич берет ее в руки, когда собирается компания друзей. Чаще всего «поющий летчик» исполняет песни о небе. 
  • Photobucket
  • Photobucket


Кто теперь скажет, что в России не осталось героев?

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • 0
    vpk_news vpk_news
    19.06.1217:47:37
    Что тут сказать.. Класс!
  • 0
    voila voila
    19.06.1217:47:44
    Ми-8 видел на фотографиях альпинистов, видно было что машина новая. Хорошо что вытащили.
    • 0
      Slava Slava
      19.06.1217:51:07
      да и на этих фотках сразу видно ми-8 в отличном состоянии
  • 0
    Slava Slava
    19.06.1217:48:23
    Интересно     спасибо! +
  • 0
    rvk rvk
    19.06.1217:50:03
    Горжусь земляком!
  • 0
    Дмитрий Михайлов Дмитрий Михайлов
    19.06.1218:00:51
    Титан! Молодец мужик. Я в тех краях бывал, там на земле не сахар, на 4000, а тут на вертушке, да еще с зависоном и так все филигранно. Технарь, сила!
    Отредактировано: Дмитрий~18:01 19.06.12
  • 0
    club-k club-k
    19.06.1218:22:39
    да, была история. по инету много фоток гуляло про упавшие вертолеты... Высший Класс! молодцы что сняли их с Эльбруса! наши вертолетчики лучшие!
  • 0
    Геннадий Майоров Геннадий Майоров
    19.06.1218:34:52
    Герой!!))
  • 0
    Нет аватара wizarden
    19.06.1219:43:14
    Отличный рассказ, хорошие и интересные фото. Спасибо!
  • 0
    Нет аватара ratol
    19.06.1220:26:04
    Про эту операцию не грех было бы и док. фильм снять, и показать в центральному ТВ. Особенно посло того, как Немцов верещал в интернете про то, что у нас все развалено, и новый вертолет бросили. Он тогда и фото выкладывал, с упавшей вертушкой. Эти мрази тогда еще и чего-то понаписали на фюзеляже. P.S. Пилотам слава!
  • 0
    Нет аватара ratol
    19.06.1221:00:02
    есть еще видео с этой операции http://www.yout...sergen79/videos
  • 0
    Нет аватара burovik
    19.06.1222:12:46
    Мужская работа, молодцы. Ходил на Эльбрус с севера как раз мимо скал Ленца, на 4800 чувствуешь совсем "хорошо". Представляю идешь по маршруту а мимо тебя Ми-26 пролетает, подумал бы горняшка   
  • 0
    Нет аватара al_pachomov
    19.06.1222:38:07
    Вся операция вызывает восхищение, но вот причины трудового подвига, увы печальны. Падение "восьмёрки" имело причиной высадку богатых буратинок фри-райдеров, а камова-недостаток на Кавказе лётчиков, имеющих право, и квалификацию, для полётов в высокогорье. Последнее сдерживает до сих пор применение вертолётов горноспасательнй службой. Увы, но во многом подвиг одних замечательнейших людей, нивелируется причиной оного подвига-недоработками других. Хотелось бы дожить до времён, когда подвиги будут совершаться без предыдущего прокола.
    • 0
      Нет аватара ratol
      20.06.1202:25:05
      перечитайте снова статью. Туристов развозил не Ми-8АМТШ, а Робинсон. Авиация сухопутных войск туристов не развозит в принципе.
      Отредактировано: ratol~02:25 20.06.12
    • 0
      rvk rvk
      20.06.1207:38:40
      Подвиг не может нивелироваться, подвиг это подвиг.
  • 0
    Нет аватара Klinok
    20.06.1200:38:20
    Душевно! Заслуженный плюс. Надо бы сделать блог Люди, а то мы все о железяках, да о железяках. Главное богатство Люди! и Территория - она же Земля Русская.
  • 0
    Нет аватара Beltar
    20.06.1201:31:08
    В Афгане был случай, когда Ми-26 вытащил поврежденный американский "чинук" с гор.
    • 0
      Нет аватара Solncevorot
      21.06.1201:12:28
      Ми-26... Ми-26, если ему дать точку опоры, он и Землю с оси стронет, не то что Чинук куда-то там отвезти )
  • 0
    Нет аватара lado81
    20.06.1208:57:41
    Россия всегда не только доброй душой славилась, но и героями во все времена) Ура - герою!
  • 0
    Нет аватара lado81
    20.06.1208:59:31
    Судя по всему ка-27ПС и ми-8МТШ - это новейшие вертолеты в прямом и переносном смысле новые...интересно они подлежат восстановлению или угроблены окончательно.....((
    • 0
      Нет аватара Anton
      20.06.1212:34:54
      Главное люди живы. Спасибо за статью !
    • 0
      Don Tigro Don Tigro
      20.06.1213:28:43
      Подлежат. Иначе проще было бы их порезать и без всякого героизма вытащить по частям. Но вообще, как говорится, любой героизм - это следствие чьего-то раздолбайства...
  • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара Koneff
    20.06.1217:28:42
    Как все в этой стране весело. По пьяни вертолет угробили, а потом кучу средств тратят, чтобы ситуацию поправить.
    • 0
      Нет аватара Partizan
      20.06.1217:34:26
      Вы там были??? И сколько промилле алкоголя в крови было?????
      • 0
        Нет аватара ratol
        20.06.1218:15:03
        настоящий неполживый эксперд может и по фотографии определить промилле;)
  • 0
    Нет аватара IMos
    21.06.1200:34:26
    Блестящая заметка! Всегда интересно узнать специфику нового, незнакомого тебе дела. Тонкости, нюансы, расчёты, обстоятельства, стратегии, и, наконец, реализация. В такие статьи нужно тыкать рылом "динамичных мЭнеджеров", у которых любое дело проще простого на словах. "Да чо там, прилетели - подцепили - улетели, чо так долго возитесь!!?" Главному герою - Героя.
  • 0
    Нет аватара esergen
    21.08.1321:31:21
    Всем привет! Хорев, Василич - ас! Спору нет. Ну вот автор статьи, исказил информацию про наземную составляющую операции. Хорев отвечал за воздушную часть. Был старший еще и наземной команды. И растущая с положительным результатом, толпа руководителей в целом. Хотя в мае 2011 года, когда высадили "целый десант" специалистов состоящий из одного инженера и десятка срочников с горной бригады, никто на верхах не верил в успех. Так вот, в общем 5-6 человек, в течении полугода в ручную перевернули вертолет, сняли двигатели, спустили около 1.5 тонн оборудования на плечах и подготовили к снятию вертолет весивший 8.5 тонн, максимально облегчив его до расчетных 2.5 тонн. Восемь суток эти люди провели в октябре на высоте 4820 метров при -30, что бы как "монтажники" цеплять агрегаты под зависшим МИ-26 и в ожидании отцепки экипажем грузового троса. А десантирование и любование в метре над головой качающегося фюзеляжа, вообще не передаваемо.Всем привет! Хорев, Василич - ас! Спору нет. Ну вот автор статьи, исказил информацию про наземную составляющую операции. Хорев отвечал за воздушную часть. Был старший еще и наземной команды. И растущая с положительным результатом, толпа руководителей в целом. Хотя в мае 2011 года, когда высадили "целый десант" специалистов состоящий из одного инженера и десятка срочников с горной бригады, никто на верхах не верил в успех. Так вот, в общем 5-6 человек, в течении полугода в ручную перевернули вертолет, сняли двигатели, спустили около 1.5 тонн оборудования на плечах и подготовили к снятию вертолет весивший 8.5 тонн, максимально облегчив его до расчетных 2.5 тонн. Восемь суток эти люди провели в октябре на высоте 4820 метров при -30, что бы как "монтажники" цеплять агрегаты под зависшим МИ-26 и в ожидании отцепки экипажем грузового троса. Разбивка трех лагерей, восхождения, спуски по леднику, тяжелые погодные условия, вот что испытывали эти парни полгода. И скромно промолчали в этой статье.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,