Россия в мировых IT рейтингах.
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruРОССИЯ В МИРОВЫХ ИТ-РЕЙТИНГАХ
За прошедший год место России в различных рейтингах, отражающих уровень развития и использования информационных технологий, а также отражающих условия для ведения бизнеса, менялось как в худшую, так и в лучшую сторону (несколько чаще - в лучшую). Имеющиеся изменения, как и расположение в рейтингах относительно других стран, далеко не всегда выглядят обоснованно.
Судя по всему, составители ряда рейтингов больше ориентируются на публикации в СМИ, которые далеко не всегда объективны в силу сохранения стереотипов относительно России, ведения политических игр и создания образа врага. Однако подобная ориентация, как правило, является вынужденной, поскольку российские компании, университеты и государственные структуры не всегда стремятся предоставить всю информацию, которая необходима аналитикам.
Потому не только само занимаемое место, но и резкое повышение позиций России в каком-то рейтинге объясняется в большей степени не реальным прогрессом в той или иной сфере, а изменением характера информационных сообщений, получаемых составителями рейтингов по разным каналам. Так, например, Россия всего за год взлетела на 32 позиции в мировом рейтинге развития Электронного правительства (E-Government Survey 2012: E-Government for the People), поднявшись с 59 на 27 место. Этот рейтинг, который составляет ООН, оценивает готовность и возможности госорганов в 193 странах для использования ИКТ в предоставлении гос.услуг.
Конечно, российское правительство приняло некоторые решения, которые способствуют более широкому использованию ИТ и Глобальной сети при взаимодействии между собой различных ведомств, а также государственных структур с гражданами. В частности, появился единый портал государственных услуг. Однако нельзя сказать, что он уже заработал на полную мощность. Многие услуги еще не переведены в электронный вид. Работа постоянно ведется, прогресс имеется, но он не может быть таким большим за такой короткий период времени.
Фактически Россия за год перескочила в рейтинге из одной категории в другую — из стран с развивающейся экономикой в число экономически развитых стран. Тем более, что в данном рейтинге страны ранжируются на основе взвешенного индекса оценок по трем основным составляющим (масштаб и качество онлайн-услуг, уровень развитости ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал), которые сложно изменить за год так, чтобы обогнать три десятка стран. Судя по всему, в данном рывке отразились те усилия, которые предпринимались в России в плане создания «Электронного правительства» в течение нескольких лет, но до аналитиков информация о них и полученных результатах дошла не более года назад.
В рейтинге E-Government Survey 2012 по индексу развитости онлайн-сервисов Россия занимает 37 место, по уровню развития ИКТ-инфраструктуры – 30 место, по состоянию человеческого капитала – 44 место. Улучшение произошло по всем трем индексам.
Не столь большое повышение произошло в аналогичном рейтинге Международного союза электросвязи (МСЭ), который оценивает уровень развития информационно-коммуникационных технологий в 152 странах. За два года Россия переместилась с 49 на 47 место. Хотя методики ООН и Международного союза электросвязи отличаются, но все же не должна одна страна занимать в одном рейтинге 27 место, а в другом, аналогичном, 47. Тем более что аналитики МСЭ поставили Россию на 32 место по доступности услуг ИКТ, которая зависит от уровня цен и от ВВП. Доступ к услугам ИКТ обходится россиянам в 1,1% от валового национального дохода (в в 2008 году — 1,3%). Можно предположить, что в МСЭ было недостаточно информации о том, как используются ИКТ в России и каковы навыки россиян в данной области.
Всемирный экономический форум в своем отчете развитости ИКТ и вовсе поставил Россию на 56 место из 142 стран. Согласно комментариям составителей данного рейтинга, методика настолько сильно изменилась (индекс теперь больше зависит от оценки воздействия ИКТ на конкурентоспособность), что сравнение с позициями страны год назад не имеет смысла. Потому подъем России с 77 на 56 место ничего не значит. При высоких позициях по уровню грамотности взрослого населения (9 место) и по числу абонентов сотовой связи (7 место), вниз страну тянут следующие параметры: использование компаниями новых технологий (130 место), защита интеллектуальной собственности (126) и эффективность судебной системы (123), влияние ИКТ на государственную политику (94), государственные онлайн-сервисы (66). Судя по всему, приписываемые России проблемы несколько преувеличены, потому что, например, другие источники (например, BSA) свидетельствуют, что в области защиты интеллектуальной собственной положение в России существенно лучше, а по темпам снижения уровня пиратства в сфере ПО в 2005-2011 гг. Россия вообще является абсолютным мировым лидером. В этом контексте 126-е место по защите интеллектуальной собственности, а, следовательно, и общее 56-е место не выглядят заслуженными.
Низкие позиции по уровню развития ИКТ плохо согласуются с первыми местами, которые традиционно априори отдаются России по количеству генерируемого здесь спама, кибер-атак, вирусов. Это противоречие почти не принимается во внимание, хотя очевидно существует зависимость между уровнем развития ИКТ в стране и уровнем технологической способности ее жителей производить вредоносное программное обеспечение. Если, конечно, не рисовать фантастическую картинку, согласно которой чуть ли все компьютеры и специалисты в России задействованы в рассылке спама, в создании вирусов и кибер-атаках.
Примечательно, что в рейтингах, в которых используются только реально измеряемые параметры, позиции нашей страны почти всегда выше, чем в рейтинговании с использованием синтетических показателей, при определении которых используются субъективные оценки аналитиков. В связи с этим уместно упомянуть, что по показателю средней скорости скачивания данных Россия занимает 16 место среди 224 стран мира (данные Pando Networks).
В рейтинге конкурентоспособности ИТ-отрасли позиции России за последний год даже ухудшились. По данным аналитического подразделения британской медиа-группы The Economist (Economist Intelligence Unit), среди 66 стран мира Россия в этом рейтинге опустилась за два года (такова периодичность составления данного рейтинга) с 38 на 46 место. Объявленные причины: в стране регистрируется мало ИТ-патентов, чиновники «душат» свободную конкуренцию и недостаточно финансируют ИТ-отрасль. Эти проблемы существуют, но не было никаких признаков их обострения за прошедшие 2 года. Скорее всего, такое резкое снижение рейтинга во многом объясняется тем, что исходные данные по нему были собраны до того момента, когда были приняты поправки в законодательство, предусматривающие снижение размера страховых взносов для компаний разработчиков ПО. Не согласуется место в рейтинге Economist Intelligence Unit с быстрым ростом российского экспорта ПО и с тем, что Россия находится среди лидеров на мировом рынке разработки заказного ПО, серьезно уступая только Индии и США.
Не лучшие позиции в рейтингах конкурентоспособности ИТ-отрасли связаны во многом с тем, что российские компании-экспортеры программных продуктов по-прежнему не афишируют за рубежом свою принадлежность к России, осуществляя продажи с позиций созданных ими компаний, являющихся местными налогоплательщиками.
Далеко от лидеров Россия находится и в рейтинге «Глобальный инновационный индекс» (подготовлен бизнес-школой INSEAD и WIPO при поддержке партнеров по проекту Alcatel-Lucent, Booz & Company и Конфедерации индийской промышленности). В списке из 141 государства она заняла 51 место. Прошлогодний показатель — 56 место, но за год параметры определения инноваций расширились. В 2012 году к количеству лабораторий R&D и опубликованных научных статей добавились новшества в социальной сфере и в области бизнес-моделей.
По конкурентоспособности всех отраслей место России также, как правило, невысокое. Например, швейцарская бизнес-школа IMD поставила Россию по данному показателю на 48 место (из 59 стран).
В то же время, крупнейшие российские города в различных списках стоят достаточно высоко. Например, в мировом рейтинге крупнейших городов по уровню извлечения выгоды от ИКТ, который составляет Ericsson и британское аналитическое агентство Arthur D. Little, Москва поднялась с 12 на 11 место. Данный рейтинг основывается на выводах аналитиков о том, что существует зависимость между социально-экономическим уровнем города и зрелостью ИКТ. При расчете степени зрелости ИКТ учитываются такие показатели как уровень развития ИКТ-инфраструктуры, готовность и доступность их для использования, а также уровень реального использования технологий.
В рейтинге The 2012 Global Cities Index (составители - A.T. Kearney и The Chicago Council on Global Affairs) Москва поднялась за 2 года с 25 на 19 место. Мегаполисы с населением более 1 млн. чел. рассматривались в этом рейтинге как движущие силы роста для своей страны и региона, как важные элементы мировой экономической системы, оказывающие значительное влияние на большие регионы планеты. Место в рейтинге The 2012 Global Cities Index зависит от 5 параметров: уровня деловой активности, уровня человеческого капитала, состояния информационного обмена (в частности учитывается количество корреспондентских пунктов СМИ глобального значения), культурного уровня населения, политического веса.
В рейтинге городов с наилучшими возможностями для аутсорсинга разработки ПО (The Top 100 Outsourcing Cities), составленном компанией Global Services, по итогам 2011 года оказалось 4 российских города: Петербург — 33 место, Москва — 46, Нижний Новгород — 63, Новосибирск — 97. Представительство российских городов в этом рейтинге увеличивается год от года по мере того, как составители рейтинга получают больше информации о России.
Российские вузы не только почти никогда не попадают в сотню лучших в комплексных рейтингах университетов, но и вообще крайне редко упоминаются в них. Основная причина в том, что они совсем не работают с рейтинговыми агентствами, а их профессура не посылает свои статьи в авторитетные научные журналы. Президент России поставил задачу по вхождению пяти российских вузов в первую сотню мировых университетов. С учетом того, что для этого требуется в первую очередь предоставлять больше информации аналитикам, она выглядит вполне выполнимой в ближайшие годы.
При ранжировании стран по уровню коррупции на позиции России наоборот влияет избыток информации (преднамеренно негативной и во многом искаженной). Наличие данной проблемы никто не отрицает (даже руководство страны), но 143-е место из 183 стран согласно Transparency International, выглядит нереалистично. При таком уровне коррупции, который приписывается России аналитиками, страна, как и ее крупнейшие города, в любых рейтингах не могли занимать места выше 40-50. Похоже, что Transparency International начали исправлять подобное явное несоответствие, поскольку Россия в рейтинге этой организации поднялась за год сразу на 11 мест (год назад она была на 154 месте).
Из отчета "Руссофт"
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
Megard12.09.1210:06:00
12.09.1210:37:29
Megard12.09.1210:47:21
12.09.1211:36:54
Megard12.09.1211:45:51
12.09.1211:47:58
Megard12.09.1211:56:57
12.09.1212:02:31
Megard12.09.1212:10:33
12.09.1214:14:17
12.09.1214:15:32
Megard13.09.1208:11:37
13.09.1209:37:40
ak26210.10.1218:42:50