Лого Сделано у нас
122

ВВС России: начало возрождения

Материал должен был увидеть свет до МАКС-2013, но в Коммерсант он просто не влез по объему. В нём - данные о положении военного авиастроения в России за последние несколько лет. В процессе его создания огромную помощь мне оказал наш форумчанин misha12, за что ему огромное спасибо. 

 

Российские ВВС сегодня заслуженно являются одними из крупнейших в мире. Несмотря на  все сокращения, сейчас в их составе – около сотни самолетов стратегической и дальней авиации,  около 450 истребителей,  до 300 фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков, до 80 разведчиков и порядка 220 самолетов военно-транспортной авиации. Численность вертолетов различного назначения - около 900 единиц. Таким образом, парк российских ВВС насчитывает порядка 2000 летательных аппаратов разного класса. При этом нужно сказать честно: львиная доля этих машин фактически выработала свой ресурс и устарела. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко  отмечает: «Похоже, что имеется отставание от современных западных ВВС в части возможностей РЭБ и в авиационных средствах поражения, особенно класса «воздух-поверхность». При этом нельзя не заметить и положительные сдвиги – по словам Макиенко, за последние пять лет предпринимаются энергичные меры для улучшения ситуации. ВВС начали массово по современным понятиям получать новую и порой даже современную технику, растет среднегодовой налет летчиков, вообще резко интенсифицировалась боевая учеба. Фактически, по масштабу поставок военной авиатехники Россия вышла на третье место в мире, уступая лишь США и, возможно, Китаю.

 

Тактическая авиация

Сегодня этот вид боевой техники обновляется в ВВС России быстрее других. За последние годы Минобороны получило несколько партий новых самолетов. Среди них сверхманевренные истребители Су-35С, бомбардировщики Су-34, многофункциональные истребители Су-30СМ, Су-30М2 и Су-27СМ3. В этом году ожидаются первые поставки в авиацию ВМФ России легких палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а также подписание целого ряда контрактов. Многие из этих соглашений Минобороны планирует заключить на МАКС-2013. Надо отметить, активно идет и модернизация парка тактической авиации России  - на данный момент новое оборудование и вооружение получили уже около двух сотен истребителей, перехватчиков, штурмовиков и бомбардировщиков. Активно идет подготовка к началу производства перспективного комплекса фронтовой авиации – Т-50, который в будущем станет основной ударной силой ВВС России.

 

Дальняя авиация

На данный момент на вооружении дальней авиации России стоят несколько типов  летательных аппаратов – самый большой в мире сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-160, стратегический ракетоносец Ту-95МС,  многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3, выполненный на его же базе разведчик Ту-22МР и топливозаправщик Ил-78М.

Главный российский «стратег» - Ту-160 - на сегодняшний день является самым могущественным и эффективным  в мире подобным комплексом. Он имеет самые мощные в истории авиации двигатели, выдающие суммарную тягу в 100 тысяч кгс на форсаже. Максимальная скорость полета на большой высоте -  свыше 2000 км/ч, максимальная дальность – свыше 13 тысяч километров. То есть свою боевую нагрузку – 40 тонн вооружения - машина может доставить в любую точку мира без дозаправки. В его арсенале – стратегические крылатые и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты, а также свободнопадающие бомбы. По данным агентства «Авиапорт», по совокупности характеристик и составу вооружений этот самолет по праву считается лучшим в мире в своем классе и значительно превосходит американский аналог B-1B «Лансер».  Ракетоносец выпускался на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО) имени С. П. Горбунова. Всего в ВВС России сейчас служат 16 машин. 2 крайних новых  самолета Минобороны получило в 2000-ом и 2008-ом годах. Сейчас все Ту-160 входят в авиагруппу 6950-ой Гвардейской авиабазы 1 разряда, которая базируется в Энгельсе Саратовской области. Модернизацию на заводе в Казани сейчас проходят 3 первых машины. Обновленные Ту-160 получат приставку «М» и будут отличаться новым комплексом вооружения и системой его управления, а также современной БРЛС и авионикой, что позволит удвоить боевую эффективность машины. К 2020 году такую модернизацию должны пройти по сути все Ту-160.

На смену этой машине через 12 лет придет новая – перспективный комплекс дальней авиации.  Её облик уже практически определен. По заявлениям главкома ВВС России Виктора Бондарева, это будет дозвуковой стратегический ракетоносец.  Его отличие от существующих самолетов дальней авиации, например, Ту-160, заключается в том, что он будет нести больше вооружения, сообщил главнокомандующий военно-воздушными силами РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев."ПАК ДА будет дозвуковым, все его отличие в том, что он будет нести больше, чем Ту-160, и вооружение будет значительно серьезнее. Все остальные задачи будут решать ракеты", — сказал он. Панируется, что новая машина будет собираться на новом заводе, который построят на территории Казанского производственного объединения имени Горбунова. Еще в августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на три года. Через 3 года года стало известно, что аванпроект нового бомбардировщика уже завершен и подписан, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. К слову, проект самолета был утверждён в марте 2013 года. По некоторым данным, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён уже через год.

На Казанском авиазаводе выпускался и другой дальний ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности  - Ту-22М3.  Его максимальная взлетная масса – свыше 124 тонн, дальность полета – 7 тысяч километров. Он оснащен парой двигателей тягой до 50 тысяч кгс. Вооружен самолет сверхзвуковыми управляемыми и гиперзвуковыми ракетами разной дальности, а также обычными и ядерными свободнопадающими бомбами. Ожидается, что до 2020 года будут модернизированы 30 бомбардировщиков – до версии Ту-22М3М. Год назад по этой схеме уже прошел модернизацию первый самолет. Согласно техзаданию, все обновленные машины получат новый комплекс бортового оборудования и вооружения - новейшие высокоточные бомбы и крылатые ракеты. Эта программа модернизации самолета, как выяснилось, не единственная. В прошлом году, по некоторым данным, частичное обновление прошли ещё 4 машины – в них установили новый комплекс бортового и наземного оборудования СВП-24-22 по программе «Гефест». Такие комплексы уже успешно функционируют на фронтовых бомбардировщиках Су-24М. Таким образом, на сегодняшний день в ВВС уже 5 модернизированных по двум программах Ту-22М3. Всего же по программе «Гефест» планируется оснастить 30 бортов – соответствующий контракт с Минобороны подписан еще года назад. Сейчас на вооружении ВВС России стоит около полусотни Ту-22М3. Точное их число неизвестно по понятным причинам.

Разведчик Ту-22МР по своим летным  характеристикам полностью совпадает с базовым Ту-22М3. Разница лишь в наличии бортового комплекса разведки, БРЛС и комплекса РЭП. Первые такие машины поступили в ВВС России в 1994 году. Как и в случае с базовым Ту-22М3, для его разведывательного варианта проработана программа модернизации. Она включает  внедрение нового современного разведывательного комплекса повышенной мощности и обновленного бортового радиоэлектронного оборудования самолета. На сегодняшний день данных о ходе модернизации Ту-22МР пока нет.

Патриархом дальней авиации России по праву считается стратегический ракетоносец Ту-95МС, который выпускался в Советском Союзе в 80-х годах 20 века. Его предок – Ту-95 – был принят на вооружение ВВС СССР еще в 1965 году.  К слову сказать – Ту-95МС не был какой-либо модернизацией Ту-95. По сути, на тот момент это был новая машина. Этот самый быстрый в мире турбовинтовой самолет способен доставить 9 тонн ракет большой дальности и бомб на 10,5 тысяч километров. На нем установлены 4 двигателя общей мощностью 60 тысяч лошадиных сил. На вооружении ВВС России сейчас стоят 32 таких бомбардировщика, ещё 3 десятка числятся в резерве. Уже в этом году первые самолеты должны пройти модернизацию до версии Ту-95МСМ. По некоторым данным, обновленные машины получат новый  навигационный комплекс. А современный  прицельный комплекс, который планируют установить на ракетоносец, позволит использовать новейшие крылатые ракеты.

Топливозаправщик Ил-78М – машина, которая может гарантированно обеспечить топливом «стратегов» в заданной точке воздушного пространства. На сегодняшний день этот самолет является единственным топливозаправщиком в российских ВВС. Он выполнен на базе военно-транспортного оперативно-стратегического Ил-76МД и может заправлять топливом не только самолеты дальней, но и тактической авиации, а также машины дальнего радиолокационного обнаружения и разведки (ДРЛОиР). Самолет оснащен 4 турбореактивными двигателями общей мощностью около 50 тс. Ил-78М обладает максимальной взлетной массой в 210 тонн и может взять на борт свыше 90 тонн топлива, которое размещается в 3-х баках. Самолет в состоянии передать 60-65 тонн горючего при удалении от точки вылета в 1800 км или 32-35 тонн при удалении на расстояние в 4000 км. Этих машин сейчас всего 19 в российских ВВС. Все они построены еще в СССР. В прошлом году капитальный ремонт на Рязанском авиаремонтном заводе прошел один заправщик. А полтора месяца назад Ульяновский завод «Авиастар-СП» запустил в производство глубоко модернизированную версию воздушного танкера – Ил-78М-90А. Он, в свою очередь, создан на базе также глубоко модернизированного тяжелого рампового военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Главные отличия от самолета предшественника – новые более мощные, но и более экономичные двигателя ПС-90А-76. Они почти на 20% экономичнее. У заправщика «стеклянная» кабина, в которой вся информация о системах самолета сведена на 8 многофункциональных ЖК-дисплеев. Первый опытный  самолет этой модификации на заводе обещают построить за год, а госиспытания машина пройдет уже в 2015-ом. По некоторым данным, после этого заправщик может попасть в ГОЗ и начнёт серийно выпускаться для нужд Минобороны. Заводчане планируют построить для российских ВВС более 30 самолетов, которые в перспективе заменят стареющие Ил-78М.

Таким образом, за несколько лет парк стратегической авиации России пополнил один новый Ту-160, а на «Авиастре-СП» строится первый опытный заправщик Ил-78М-90А. Модернизацию уже прошли не менее 5 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 и один топливный заправщик Ил-78М. Точное количество модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-95МСМ пока неизвестно.

 

Военно-транспортная авиация

Военно-транспортная авиация в структуре военно-воздушных сил России по разнообразию авиапарка уступает лишь боевой авиации. Судите сами. На сегодняшний день в ее состав входят сверхтяжелый турбореактивный военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан», тяжелые турбореактивный военно-транспортный Ил-76МД, а также турбовинтовой  Ан-22 «Антей». Из пассажирских -  турбореактивные Ил-62, Ту-154 и Ту-134, турбовинтовые Ан-140-100, L-410UVP-E20 и Ан-24. Легкие военно-транспортные Ан-72 и Ан-26, средний военно-транспортный Ан-12ПП и легкий транспортно-пассажирский поршневой самолет Ан-2. Говорить о каждой из этих машин нет смысла, поскольку многие из них совсем скоро пойдут под списание. Потому остановимся на самых интересных и важных и тех, которые в последние годы подверглись модернизации либо поступили в войска только с заводов.

За последние 2 года в ВВС России, согласно контрактам, поступило 3 турбовинтовых грузопассажирских самолета Ан-140-100 – один в 2011-ом, 1  - в 2012 году и один пока в этом.  Еще один такой самолет был направлен в авиацию ВМФ России. Таким образом, самарский завод «Авиакор», где производят эту технику, полностью выполнил поставки по двум договорам. Еще по двум завод в ближайшие годы построит для Минобороны ещё 10 бортов. Напомним, Ан-140-100 предназначен для перевозки до 52 пассажиров и грузов, а также на международных линиях, с возможностью эксплуатации как на аэродромах с искусственным покрытием, так и на грунтовых ВПП. Отличительные черты самолета – высокие летные характеристики и топливная эффективность, надежность и экологичность, высокий уровень комфорта на борту.

Тот же «Авиакор» передал ВВС России и, вероятно, 3 последних новых Ту-154М – по одному с 2010-го по 2013 годы. Это версия знаменитого советского пассажирского самолета с усовершенствованными экономичными двигателями.

Кроме того, Минобороны получило 9 новых легких турбовинтовых пассажирских самолетов L-410UVP-E20 за последние 3 года. Самолет это чешский, но завод Aircraft Industries c 2008 года более, чем наполовину принадлежит российской Угольно-металлургической компании, которая находится в Верхней Пышме, что в Свердловской области.

В этом году начал совместные госиспытания с Минобороны России тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А. Он является глубокой модернизацией транспортного Ил-76МД. От предшественника обновленная версия транспортника отличается новым модифицированным крылом, более мощными двигателями тягой в 16 тонн, усовершенствованной топливной системой. Кроме того, на самолете установлен цифровой прицельно-навигационный комплекс, автопилот и «стеклянная» кабина. Сейчас ульяновский завод «Авиастар-СП» строит 3 серийных Ил-76МД-90А. Срок сдачи самолетов Минобороны – 2014 - 2015-е годы. Глубоко модернизированный Ил в России будет производиться впервые. Ранее его предшественника делали в Узбекистане на ГАО «ТАПОиЧ» — Ташкентском производственном объединении имени В. П. Чкалова. Согласно контракту, ульяновские авиастроители должны произвести 39 Ил-76МД-90А до 2018 года. Этот контракт - крупнейший в российской военно-транспортном авиастроении за последние 20 лет. Кроме этого, в конце мая Минобороны заключило контракт с ТАНТК им. Г. М. Бериева на поставку 6 самолетов-амфибий Бе-200 ЧС. Все машины должны быть поставлены до конца 2016 года.

Помимо производства новой техники на авиаремонтных заводах идет капитальный ремонт и предыдущей модели Ил-76 МД. За последние три года уже отремонтировано минимум 3 борта. Также были восстановлены два самолета дальней противолодочной обороны (ДПЛС) Ту-142М3 – по одному в 2011-ом и 2012-ом. Эта машина стала выпускаться с середины 80-х годов прошлого века. За основу нового самолета противолодочной обороны тогда взяли стратегический бомбардировщик Ту-95РЦ. На борту летающего охотника за подлодками установили модернизированную поисково-прицельную систему "Коршун" с радиогидроакустической аппаратурой "Заречье". На самолете была заново спроектирована кабина экипажа, усовершенствована система заправки топливом в воздухе. Вооружение Ту-142М3 состоит из радиогидроакустических буев, глубинных бомб, противолодочных торпед и управляемых ракет. На данный момент, по некоторым данным, в ВВС России осталось около полутора десятков этих машин. Видимо, все борта, которые еще имеют ресурс, будут модернизированы в ближайшие годы.

В этом году капремонт на Ивановской авиаремонтном заводе прошел один Ан-22 - тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт, предназначенный для перевозки до 60 тонн груза на расстояние до 5000 км. Он стал первым в истории советским широкофюзеляжным самолётом. Прошел плановый капитальный ремонт и Ил-22ВКП. На 20 авиаремонтном заводе его подлатали и модернизировали. Машина обзавелась новой аппаратурой связи и бортовыми компьютерами для командования штаба. Также важнейшим изменением стало появление радиоретранслирующей станции, передающей и принимающей информацию в цифровом формате. Благодаря этому нововведению, борт стал совместим с различными автоматизированными системами управления войсками. Передача самолета Минобороны состоялась около 2-х месяцев назад.

Также за 3 года ульяновский завод «Авиастар-СП» отремонтировал и модернизировал 3 Ан-124-100. Этих сверхтяжелых военно-транспортных самолетов в ВВС России осталось около двух десятков. В 2012 году Минобороны и завод подписали контракт, согласно которому ульяновцы отремонтируют 6 «Русланов», причем 3 из них - в этом году.  Первый обновленный борт заводчане уже передали на испытания.

Однако, по словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий, несмотря на стабильные поставки новой и модернизированной техники ВТА в войска, остается ряд острых нерешенных проблем. Одной из важнейших он считает отставание России в разработке военно-транспортных самолетов грузоподъемностью 18-20 тонн. «Имеющиеся Ан-12 бесконечно устарели, а создание среднего многоцелевого самолета на замену этим машинам уже более 10 лет не может двинуться с места. При этом самолеты в этой нише крайне востребованы на мировом рынке. Если ОАО «Ил» будет и дальше работать над проектом МТА с прежней ошеломляющей динамикой, рынок будет потерян в пользу американцев и бразильцев», - отмечает Макиенко. Действительно, пока развитие проекта МТА – многоцелевого самолета средней грузоподъемности – не очень заметно. Сейчас, видимо, идут работы над созданием опытных образцов самолета. По словам заместителя директора «Рособоронэкспорта» Виктора Комардина, как только они появятся и будет, что показать потенциальным клиентам, обе стороны СП – и Россия, и Индия – обещают его всячески поддерживать. "Рособоронэкспорт" активно подключится к продвижению МТА на мировом рынке, как только появятся первые опытные образцы этого самолета. После того, как создадут прототип, испытают и представят самолет, начнется этап его производства одновременно в России и Индии. После этого "Рособоронэспорт" начнет играть большую роль ", - сказал Комардин.

 

Авиация специального назначения

Впервые за долгие годы в ближайшее время Минобороны получит 4 спецборта – два самолета радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р и два лайнера воздушного наблюдения Ту-214ОН «Открытое небо». Один из них Минобороны получили прямо на МАКС-2013. Об оборудовании этих самолетов известно лишь, что оно будет самым современным и позволит выполнять возложенные на экипажи функции в полном объеме. Оба контракта сейчас выполняет КнААЗ им С. П. Горбунова. Кроме того, был модернизирован один Ил-22ВКП.

 

Разведывательная авиация

В ноябре 2011 года ТАНТК им Г. М. Бериева передал Минобороны первый, а в конце февраля этого года – второй серийно модернизированный самолет ДРЛОиР А-50У. Как сообщается предприятие,  в обновленной машине осуществлен  переход на новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса. Кроме того, кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолёта. А-50У получил «стеклянную» кабину с обилием многофункциональных ЖК- индикаторов. На самолёте установлен новый комплекс связи. Также в отличие от базового самолёта, А-50У имеет комнаты отдыха для экипажа, буфет с бытовым оборудованием и туалет. Сейчас ведутся работы над созданием самолета ДРЛОиР следующего поколения – А-100. По мнению некоторых экспертов, эта машина превзойдет по своим характеристикам А-50У и будет строиться на базе Ил-76МД-90А. Сегодняшний комплекс А-50У может обнаружить наземные цели и определить их координаты, причём  обнаружение может насчитывать до 300 объектов одновременно. Бомбардировщики обнаруживаются на расстоянии до 650 км, истребители – до 300 км, а колонны танков – 250 км. По-видимому, все эти характеристики будут значительно расширены и дополнены в новом самолете разведчике.

 

Армейская авиация

Сегмент армейской авиации в российских ВВС обновляется быстрее всего. Даже тактическая авиация не успевает за вертолетами по поставкам техники.

Сейчас на вооружении вертолетных частей стоят около 350 ударных винтокрылых машин. Из них 66 основных ударных Ми-28Н, 40 многоцелевых всепогодных боевых Ка-52  и 34 транспортно-боевых Ми-35М. Остальные – примерно 226 бортов – различные модификации транспортно-боевого вертолета Ми-24. Транспортных вертолетов на сегодня в армии около 450. Из них 40 – сверхтяжелые Ми-26, остальные 410 приходятся на транспортные модификации Ми-8. Для учебных целей используется примерно полсотни вертолетов. То есть общее количество машин на данный момент – 850 единиц.

В этом году в боевые части уже поступили  8 Ми-28Н, 16 Ка-52. Кроме этого, авиастроители сдали один тяжелый транспортный вертолёт Ми-26,  12 многоцелевых Ми-8АМТШ и 2 – Ми-8МТВ5. Пять учебных вертолетов Ансат-У – 5 и столько же многоцелевых Ка-226, возможно, были произведены в 2012-ом, но поставлены в этом году.

Таким образом, только за первые 7 с половиной месяцев 2013-го в российскую армию уже поступило 49 новых и 1 модернизированный вертолет. Всего же за почти 5 лет поставок российская армейская авиация получила кроме перечисленных выше ударных два корабельных вертолета РЛД Ка-31Р, 12 Ми-26, около 150 Ми-8, 24 Ансат-У и 15 единиц Ка-226. Итого – 343 новых вертолета. Кроме того, один Ми-26 прошел капитальный ремонт. Исходя из планов постройки, резонно предположить, что к 2020 году общее количество вертолетов в армейской авиации вырастет примерно на полторы сотни штук и достигнет отметки в 1000 вертолетов разных классов. При этом почти все они будут относительно свежей постройки.

 

Экспорт авиатехники

Мнения в том, как можно охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в экспорте военной авиатехники за границу, диаметрально разошлись. Дело в том, что по сравнению с прошлыми годами, наблюдается падение спроса на внешнем рынке.  «В период между МАКС-2009 и МАКС-2011 было продано 44 истребителя семейства МиГ-29 (24 единицы в Индию и 20 – в Мьянму) и 42 «Сухих» (20 во Вьетнам, 16 в Алжир, 6 в Уганду), то есть всего заключены контракты на 86 самолетов нового производства, - подтверждает эксперт Центра Анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. - В период после прошлого МАКС-2011 подписаны контракты только на 42 технологических комплекта в Индию и 6 Су-30МК2 в Индонезию. Плюс 4 Як-130 в Белоруссию. Итого имеем 52 самолета за два года против 86 за предыдущие два года».  Однако, по словам представителей ОАК, причин для беспокойства нет. Сокращение экспорта связано с тем, что старые контракты уже выполнены, а вновь подписанные еще не начали реализовываться. Например, крупнейший импортер нашей боевой авиатехники -  Индия -перешла к стадии лицензионного производства, а не покупки готовой техники в России. Естественно, такие поставки не могут идти в зачет готовых проданных машин. Именно из-за этого просели показатели экспорта техники. Из самых известных и крупных –  контракт на поставку 6-ти истребителей Су-30МКИ в Индонезию, который был выполнен в мае этого года. Тогда же был подписан и уже частично оплачен контракт на поставку 30-ти ударных вертолетов Ми-28Н и истребителей МиГ-29М/М2. Стоит также отметить крупнейший контракт между Россией и США о поставках на экспорт в Афганистан 30-ти транспортно-боевых вертолетов Ми-17В5. Сюда же стоит отнести и недавний контракт о развитии транспортного центра Ми-8/17 в ЮАР. А это уже совершенно другой, мировой уровень обслуживания своих экспортных поставок. И именно такая политика России на рынке мирового экспортного военного авиастроения  поможет завоевать новые рынки, путь на которые раньше нам был просто закрыт. А если учесть, что год от года на самолеты и вертолеты растет гособоронзаказ, то российскому боевому авиастроению и вовсе выпал уникальный шанс – возродиться в своем былом величии вновь.

  • 12
    Нет аватара BalkonskiiMakar
    31.08.1302:02:02
    +. Прекрасная работа
  • 10
    Igor Bulytchev Igor Bulytchev
    31.08.1303:17:29
    + Шикарный отчет. Все по существу, без растекания мыслью по древу.
    Можно добавить раздел по вооружению.
    За последние годы появилось много новых ракет, и прежние машинки стали "зубастее".
    • 16
      igorborisov Борисов igorborisov Борисов
      31.08.1309:14:18
      Немного побухчу. Не "мыслью", а "мысью". Мысь - это белка по старорусски. Сама фраза пошла из предисловия к "Слову о полку Игореве":
      Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашеся мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы

      Но в первом же "переводе" на современный "мысь" была искажена до "мысли" почему-то, хотя там из контекста очевидно, что имеется в виду какое-то животное.
      Отредактировано: igorborisov.livejournal.com~09:18 31.08.13
      • 4
        Igor Bulytchev Igor Bulytchev
        31.08.1312:31:12
        Пюсик за "бухчение"!    
      • 1
        Нет аватара Cinik
        31.08.1315:18:23
        имеется в виду какое-то животное

        Можно я, можно я угадаю! "Шизый орл" - тоже какое-то животное, а не пациент Кащенко.    
  • 0
    Nikituchka Nikituchka
    31.08.1308:57:30
    +    
  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 3
      Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
      31.08.1310:13:54
      Поправил. Видимо, просто выразился неточно - имел ввиду не конкретно Су-35С, а вообще новые поставки истребителей совокупно.
      • -6
        Нет аватара Su30SMN
        31.08.1310:21:23
        Я всегда за объективность)
    • 0
      Djoker Djoker
      31.08.1311:06:49
      6 штук только в ВВС.


      Десять машин в ГЛИЦ.
  • 0
    Нет аватара Ingri
    31.08.1309:31:15
    Однозначно +
    Но имеется маленькая толика добродушной критики. Гиперзвуковых ракет на стратегической авиации пока что нет. Кроме разве что пожалуй, баллистических, их в принципе ещё нет. Только в разработке.
    • -9
      Нет аватара Su30SMN
      31.08.1309:39:21
      То что показали на МАКСе никак нельзя назвать гиперзвуковой ракетой это только экспериментальный проект, держащийся несколько секунд даже не на нужных 6 МаХ а на 5,5.
      • 5
        Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
        31.08.1310:11:01
        Гиперзвук начинается с 5М, а не с 5,5М.
        • -6
          Нет аватара Su30SMN
          31.08.1310:26:47
          Я в этом не спец. На МАКСе человек от РосТеха говорил о том что нужно добиться минимум 6 МаХ
          • 0
            Zveruga Zveruga
            31.08.1322:58:24
            На скорости 5 мах вокруг летательного аппарата образуется плазменная оболочка, это явление и означает гиперзвуковой полёт.
  • 1
    Djoker Djoker
    31.08.1311:10:40
    По Т-50, кстати, сроки опять передвинуты вправо:

    Новейший истребитель Т-50 (проект ПАК ФА) будет поставляться в ВВС России с 2017 года, заявил журналистам в пятницу главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев.

    Ранее руководители Минобороны заявляли, что серийно Т-50 будет поступать в войска в 2015 году, позднее назывался 2016 год.

    "Я думаю, что самолет до 2017 года мы доведем, и может быть даже раньше. Если все пойдет нормально, то программа (испытаний), возможно, будет сокращена, но с 2017 года мы планируем закупать эти самолеты и поставлять их в наши военно-воздушные части", — сказал Бондарев.

    Он добавил, что Т-50 в конце этого года поступит в ВВС для испытаний, при этом по его системам вооружения все летные испытания уже проведены, подчеркнул главком.


     http://ria.ru/defense_saf...y/20130830/959659031.html 
  • 1
    Нет аватара IvanRUS
    31.08.1312:09:44
    "+"
  • 2
    KpyTou KpyTou
    31.08.1313:18:32
    +   
  • -2
    Дмитрий Малов Дмитрий Малов
    31.08.1314:21:02
    И где Толбоев с его причитаниями?
  • -2
    Нет аватара Rakovich
    31.08.1314:53:28
    Критиковать в статье есть что. Начиная с неправильного подсчета числа самолетов в войсках. Википедия утверждает, что стратегическая и дальняя авиация с учетом резервов содержит в себе 258 самолетов (Ту-95МС, Ту-160, Ту-22М3). Фронтовая авиация с учетом резервов содержит на вооружении 532 самолета (су-24, су-25, су-34). Истребительная авиация: 982 истребителя (миг-29, миг-31, су-27, су-30, су-35). Боевые вертолеты: 1402 вертолета (ми-28н, ми-24, ми-35, ми-8, ка-52, ка-50, ми-26, ка-60). Разведывательная авиация: 197 штук (миг-25р, ил-20м, су-24мр, А-50). Транспортная авиация и танкеры: 283 (ил-76, ан-22, ил-78, ан-72, ан-124) + ~200 (ан-26 и ан-12). Учебная авиация: >980 аппаратов.
    Итого: 258+982+532+1402+197+283+980 = 4634. В два раза больше. Ну и к остальному претензии есть.
    ссылка: http://ru.wikipedia.org/w...0%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 
    Отредактировано: Rakovich~14:54 31.08.13
    • 1
      Нет аватара Cinik
      31.08.1315:31:37
      Википедия утверждает

      Ну как бы Википедия. Я бы больше доверял данному источнику, чем Вики.
      Неизвестно, на какую дату приведены данные в Википедии и в каком состоянии самолёты там учитываются. Например, в этой статье упомянуты три десятка Ту-95 в резерве, но в подсчёте они не участвуют. Наверняка есть огромное количество техники, стоящей где-то в каком-то состоянии. Но здесь речь о том, что реально числится в составе. И прямо сказано, что это состав после всех сокращений.
    • 6
      Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
      31.08.1315:44:48
      Источник моих данных - человек, который сам на этих машинах летает в ВВС России. А вики - это вики, здесь ему доверия нет ни на грош. И да - я привел данные по БОЕГОТОВЫМ машинам, а не по запасам в консервации.
      • 2
        Нет аватара Rakovich
        31.08.1317:23:54
        1. Простите, в википедии есть четкий источник (и не один). Посему вам следует обвинять в необъективности источник, указанный в википедии, а не саму википедию. Некрасиво вы себя ведете.
        2. Так же некрасиво (необъективно) ссылаться на пилота в ввс - уж это точно не истина в последней инстанции.
        3. В подтверждении слов о вероятной некомпетентности вашего источника: никак не получится общее количество истребителей в 450 штук. Как бы вы ни старались натянуть. 254 (БОЕГОТОВЫХ миг-29) + 252 (БОЕГОТОВЫХ Миг-31) уже больше 500.
         http://warfare.be/db/lang...us/linkid/1600/catid/255/ 
         http://nvo.ng.ru/realty/2012-03-16/1_zelin.html 
        И это без учета половины всех су-27, которая была модернизирована. Отсюда не могла быть снята с вооружения. По гпв весь парк су-27 пройдет модернизацию. Отсюда выходит, что около 350 су-27 все-таки тоже следует причислить к боеготовому парку ИА. А это уже почти в два раза больше, чем вы называете. Одних только советских крафтов.
         http://www.armstrade.org/...13/100511974/detail.shtml 
        Хотите посчитать точнее: идите в гугл карты и считайте на аб.
        Отредактировано: Rakovich~17:24 31.08.13
        • 0
          Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
          31.08.1318:57:45
          Не верите мне - спросите у Руссо Туристо или Миша12 - они эти данные подтвердят, ибо имеют более точную информацию, чем ваша.
          Отредактировано: Дмитрий Шапкин~18:57 31.08.13
        • 0
          Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
          31.08.1319:21:26
          Простите, в википедии есть четкий источник (и не один). Посему вам следует обвинять в необъективности источник, указанный в википедии, а не саму википедию. Некрасиво вы себя ведете.
          - и что же это за источники, коим нужно так верить? И коим не верят зачастую сами же опытные пользователи вики? Да, вики пишут обычные люди - как вы и я, зачастую некомпетентные, просто нахватавшиеся этих цифр, где попало, так что ошибок там просто не счесть!
          Так же некрасиво (необъективно) ссылаться на пилота в ввс - уж это точно не истина в последней инстанции.
          - есть такое понятие - инсайдер. Он у меня есть, и его информации я верю, ибо она коррелирует с информацией, полученной от аналитиков, причем разных.
          В подтверждении слов о вероятной некомпетентности вашего источника: никак не получится общее количество истребителей в 450 штук. Как бы вы ни старались натянуть. 254 (БОЕГОТОВЫХ миг-29) + 252 (БОЕГОТОВЫХ Миг-31) уже больше 500.
           http://warfare.be/db/lang...us/linkid/1600/catid/255/ 
           http://nvo.ng.ru/realty/2012-03-16/1_zelin.html 
          И это без учета половины всех су-27, которая была модернизирована. Отсюда не могла быть снята с вооружения. По гпв весь парк су-27 пройдет модернизацию. Отсюда выходит, что около 350 су-27 все-таки тоже следует причислить к боеготовому парку ИА. А это уже почти в два раза больше, чем вы называете. Одних только советских крафтов.
           http://www.armstrade.org/...13/100511974/detail.shtml 
          Хотите посчитать точнее: идите в гугл карты и считайте на аб.
          - борта могут просто стоять в ангарах или под открытым небом, официально числиться в числе летающих, но при этом оставаться на земле долгое время. Это машины резерва, во всяком случае, не первой готовности. Именно об этом камрад Циник и говорил - о Ту-95МС, из которых половина просто стоит на земле, хотя числятся среди боевыхбортов официально все. Если вы не служите в ВВС на достаточно высокой должности, вы просто не можете знать точно, какие машины летают, а какие - нет. Потому именно в этом случае мой источник данных гораздо правдивее вашего    
        • 1
          Djoker Djoker
          31.08.1320:01:53
          Как бы вы ни старались натянуть. 254 (БОЕГОТОВЫХ миг-29) + 252 (БОЕГОТОВЫХ Миг-31) уже больше 500.
           http://warfare.be/db/lang...us/linkid/1600/catid/255/ 
           http://nvo.ng.ru/realty/2012-03-16/1_zelin.html 


          Данные устаревшие: по 1-му источнику - 2009-ый год, по 2-му - 2012:

          По 1-му можно заметить есть явные ошибки - 10 МиГ-29СМТ значится в штате ЦБПиПЛСа и 36 МиГ-29СМТ в штате 5 АвГр 7000 АвБ, хотя известно, что в ВВС России было поставлено 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ (отказные "алжирские").

          По МиГ-31 есть данные нового главкома (апрель этого года) - 122 штатные машины (на 21:04):



          И это без учета половины всех су-27, которая была модернизирована.


          Модернизировано всего 55 Су-27СМ. Плюс 12 Су-27СМ3 - новострой.

          По гпв весь парк су-27 пройдет модернизацию.


          Никто не планирует дальнейшую модернизацию Су-27. Уже закупается замена в виде Су-30 и Су-35.

          Хотите посчитать точнее: идите в гугл карты и считайте на аб.


          Тоже не объективно - сверху не видно в каком состоянии эти машины, штатные они или нет.
          Отредактировано: Djoker~20:02 31.08.13
          • 0
            Eugene Repnin
            01.09.1310:16:38
            Джокер ;)
            1. По warfare.be Ты не умничай. Были даны штаты и они актуальны на 2012 точно.
            СМТ не СМТ тоже не из воздуха взялось (откуда, и с какой коллективной помощью составлено догадываешься- с твоей тоже, кстати). Если написано что там 36 29х не значит что они все СМТ.

            2. Говорить сверху видно - ну такая ахинея! От тебя не ожидал.
            3. То что Главком сказал- все слышали и давно забыли.

            Комментируешь- вноси правильные корректировки, а не обсирай источники чему тебя научили умники с авантюры и пр.
            Были бы цифры далеки от реальности как и остальная инфо- сайт бы не закрывали.
            Сайты "умников" тем не менее работают. Об этом не задумывался? или сам фобос?))
            Отредактировано: Eugene Repnin~10:18 01.09.13
            • 0
              Djoker Djoker
              01.09.1313:12:32
              Если написано что там 36 29х не значит что они все СМТ.


              А что, там остались "простые" МиГ-29?

              По Домне тоже указан план на 2009-ый год: "36 МиГ-29, 6 МиГ-29УБ", а на 2011-ый - уже две эскадрильи МиГ-29 (24 шт.).

              2. Говорить сверху видно - ну такая ахинея! От тебя не ожидал.


              Я не так выразился?

              3. То что Главком сказал- все слышали и давно забыли.


              Я не против. Просто, как мне кажется, это более точные данные.

              Комментируешь- вноси правильные корректировки, а не обсирай источники чему тебя научили умники с авантюры и пр.


              При чем здесь "умники с авантюры", я не пойму. И что я обоср*л?

              Были бы цифры далеки от реальности как и остальная инфо- сайт бы не закрывали. Сайты "умников" тем не менее работают. Об этом не задумывался? или сам фобос?))


              Может и так, я-то не знаю из-за чего закрывали сайт.

              P.S. Я не фобос.    
              • 0
                Eugene Repnin
                01.09.1316:26:53
                Про Домну где ссылка на достоверность? Тоже и про Главкома? Ты же сам все знаешь.))
                Вот было 36 машин, стало по твоим словам 24. Куда эск делась?))

                Про сверху видно.
                Все штатные машины выставлены под пролет спутника в ожидании оного. Самому не смешно?

                Про сайт. Все ты знаешь ;)
                Отредактировано: Eugene Repnin~16:29 01.09.13
                • 0
                  Djoker Djoker
                  01.09.1316:48:03
                  Про Домну где ссылка на достоверность? Тоже и про Главкома?


                  Я все же придерживаюсь мнения, что главком и "официальный печатный орган МО" не врут.    

                  Вот было 36 машин, стало по твоим словам 24. Куда эск делась?))


                  Ну, я бы сделал вывод, что расформирована.

                  Все штатные машины выставлены под пролет спутника в ожидании оного. Самому не смешно?


                  Смешно, поэтому и написал:
                  Тоже не объективно
                  • 0
                    Eugene Repnin
                    01.09.1316:53:49
                    Это просто слова. Ссылки на печатные органы.
                      • 0
                        Eugene Repnin
                        01.09.1317:14:00
                        Интереснее. Спасибо.
                      • 0
                        Eugene Repnin
                        01.09.1317:18:37
                        Там так и написано- 2011: 3я и 4я эск МиГ-29, 1я и 2я эск Су-25. 07.2011 50 бомбометаний Су-25, Цугол. 2011 поставлено 12 новых Су-25СМ...

                        Где взял 36?
                        • 0
                          Djoker Djoker
                          01.09.1317:45:05
                          Где взял 36?


                          36 - это по штату 2009-го.

                          Я к тому и говорю, что и инфа по Курским МиГам скорее всего устарела. И по другим данным.
                          • 0
                            Eugene Repnin
                            01.09.1317:54:30
                            Запутал ты меня. Ты про Домну говорил. Теперь про Халино?
                            Я не думаю, что инфо кардинально устарела. Она будет устаревать, когда они опять переформирование баз начнут делать согласно новым веяниям..
                            Если ты имеешь ввиду по ссс, так после него редактура полная.
                            Кстати что там с Ми-28 в ЗВО?
                            Остров номера не помнишь? И кроме Острова таки в Вязьму ушли машины?
                            Отредактировано: Eugene Repnin~17:57 01.09.13
                            • 0
                              Djoker Djoker
                              01.09.1318:04:22
                              Я не думаю, что инфр кардинально устарела.


                              Не кардинально, но устареть могла. По Домне же устарела за 2 года.

                              Как мне кажется, в Курске "простых" МиГ-29 не осталось - только СМТ (24 машины плюс несколько УБ-шек).

                              Остров номера не помнишь?


                              warfare пишет - 52 АвБ АА.

                              И кроме Острова таки в Вязьму ушли машины?


                              Думаю, что нет. Ростов перевооружается и Остров.
                              • 0
                                Eugene Repnin
                                01.09.1318:34:03
                                Домна не устарела. Домна это нонсенс.
                                52я должна была быть по ссс, но не была сформирована, так что что реальный номер не известен.
                                по Халино есть достоверная с линком инфо что там 24, а не 36?
                                Я не думаю таки, что в том направлении ее могли сократить на 1 эск.
                                • 0
                                  Djoker Djoker
                                  01.09.1319:06:12
                                  по Халино есть достоверная с линком инфо что там 24, а не 36?


                                  Не, нету.

                                  Фото "простых" МиГов оттуда нету.
    • -2
      Нет аватара GoldenWorm
      31.08.1320:00:28
      Не знаю ничего за тактическую авиацию, поэтому но комментс. А вот за состав ДА скажу: примерно около половины формально числящегося на вооружении парка машин выглядят примерно так
      • 0
        Нет аватара someuser
        31.08.1322:47:36
        Машины на вашем фото как раз-таки в процессе утилизации.
        • 0
          Нет аватара GoldenWorm
          01.09.1300:28:00
          Вовсе нет, это машины прошедшие процесс т.н "каннибализации" - с них снято все, что можно было снять, чтобы поставить на другие машины. Отсутствие запчастей, ремкомплекта, и прочая вынуждает идти на такое варварство.
          Хотя конечно, учитывая, что этим бортам уже никогда не летать, условно можно считать, что процесс утилизации для них де-факто начался.
          • 0
            Нет аватара someuser
            02.09.1301:26:32
            Если не ошибаюсь, это списанные воздвиженские машины, которые остались стоять в ожидании порезки на металл после того, как с них, как вы верно подметили, сняли (и увезли с собой при передислокации) всё ценное. Хотя я могу и путать, но в любом случае - это уже не резерв, а конкретно полностью ощипанный металлолом.
    • 0
      Нет аватара someuser
      31.08.1322:46:09
      А не надо резервы считать.
  • 1
    Нет аватара Swaty Skyhook
    31.08.1315:24:56
    "украл" вашу статью, спасибо    
     http://vk.com/wall-31794821_97902 
  • -1
    marshak marshak
    31.08.1316:30:20
    По заявлениям главкома ВВС России Виктора Бондарева, это будет дозвуковой стратегический ракетоносец.


    Тоесть, у ПАК ДА максимальная скорость будет 350-400 км/ч!? Здесь какая-то ошибочка!
    • 1
      user78 user78
      31.08.1317:26:28
      у ПАК ДА максимальная скорость будет 350-400 км/ч!? Здесь
      какая-то ошибочка!

      Скорость звука на высоте 5000 м - 320 м/с, это 1152 км/ч.
      Кстати, и Ту-95, и B-52, и B-2A - дозвуковые. Да и Ту-160 если хочет лететь на большие расстояния, тоже идёт в дозвуковом режиме (т.к. на сверхзвуке топливо расходуется слишком быстро).
    • 0
      igorborisov Борисов igorborisov Борисов
      31.08.1317:28:27
      Ну почеу 350-400? Дозвуковой - это может быть и 900-1000 км/ч.
    • 1
      marshak marshak
      31.08.1317:39:56
      Забыл, что скорость звука в воздухе 1200 км/ч!    
    • 1
      idealist idealist
      01.09.1306:48:27
      Начнем с того что скорость звука (скорость распространения звуковых волн) В ВОЗДУХЕ зависит от температурыи и высоты (плотности воздуха), чем теплее и ниже тем быстрее, ее усредненная скорость в 343 м/с взята из показателя 20 град по цельсию ( извените символ не вставил, с планшета пишу) при 0 метров над уровнем моря , так что на высоте в 10000 метров будет уже меньше 300 м/с, как пример при 1000 град цельсия уже 715 м/с
      А теперь о главном: зачем нужен сверхзвуковой транспортировщик ударного вооружия (сверхзвук это повышенные требования к транспорту и большой расход топлива) если на борту сверхзвуковые и гиперзвуковые ударные ракеты? Ведь логичнее иметь транспорт который может находиться в воздухе как можно дольше без дозоправки!
      Отредактировано: idealist~06:52 01.09.13
  • 0
    Нет аватара fray
    01.09.1310:41:15
    мне показалось или статистика не полная ?
    а где самолеты в ней ?
    • 0
      Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
      01.09.1318:06:07
      FВ начале статьи и в каждом разделе. Не заметили, не?   
      • 0
        Нет аватара fray
        01.09.1319:06:35
        О.0
        Я вам благодарен за статью, но мне она показалась скорее ознакомительной, чем статистической

        "За последние годы Минобороны получило несколько партий новых самолетов. Среди них сверхманевренные истребители Су-35С, бомбардировщики Су-34, многофункциональные истребители Су-30СМ, Су-30М2 и Су-27СМ3. "

        сколько в граммах ? -)
  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    02.09.1310:57:57
    "+"    
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,