Как космос России деньги приносит
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Россия как и раньше ежегодно запускает больше всех других стран различных спутников со своих космодромов и своими ракетами – до 40-50 спутников в год.
Например, в 2008г. Россия запустила 43 космических аппарата (США — 18, Европа — 11, Китай -15, Индия — 11), а в 2007г. — 48 космических аппаратов (США — 29, Европа — 12, Китай -11).
И по объемам финансирования гражданской космической деятельности Россия в 2010г. вышла на 4 месте среди других стран – 2,7 млрд долларов США в год (1,54 млрд. долл. – 2008, 1,34 млрд — в 2007г., а еще в 2000г на это направление было потрачено, примерно, всего 150 млн. долларов).
Для сравнения: США тратит 18,8 млрд. долларов США в год (17,9 млрд. — 2008г, 18,8 млрд. — в 2007г), Европейское космическое агентство Евросоюза (27 стран) тратит 5,3 м лрд. долларов в год, а Китай – 3,1 млрд. долларов в год.
Коммерческие запуски спутников и ракет различного назначения — одно из главных эффективных направлений современной космонавтики, которые действительно приносят существенную прибыль стране. И хороший ответный аргумент тем, кто толкует о России только как о «сырьевом придатке»…
Те российские предприятия-производители ракет-носителей, аппаратуры, комплектующих и др., которые сохранили специалистов и смогли выйти со своей продукцией и технологиями на международный рынок, занимают теперь завидное положение по сравнению со многими другими секторами российской промышленности.
Телекоммуникации и телевидение, системы навигации, метеослужбы, космическая разведка, мониторинг территорий и пр. требуют выведения сегодня на околоземную орбиту Земли все большего количества спутников для многих стран мира. Очередь из желающих стран и международных компаний вполне существует… и даже растет.
Появился даже термин: «мировой рынок пусковых услуг» — коммерческих космических запусков, который оценивается, примерно, в 100 миллиардов долларов США в год.
И специалисты считают, что ежегодно объем этого ОЧЕНЬ специфического сложнейшего рынка растет на 5 процентов.
А средствами (космодромами и ракетами, нужной оснасткой и др, а особенно различными специалистами и нужным опытом), которые позволяют это сделать, владеют просто единицы стран.
Основными конкурентами России (за 55 лет освоения человечеством космоса! – с 1957г) на мировом рынке коммерческих запусков пока остаются только США и Европейский союз.
Подтягивается, конечно, Китай (но только в мае 2007г. он произвел первый коммерческий запуск иностранного спутника — аппарат связи «Нигерия-1») и определенные успехи в этой области делает Индия (опять же с помощью России).
Причем, российские средства выведения космических аппаратов (это признается всеми) являются наиболее надежными в мире. А абсолютно монопольное положение России на ближайшие годы по запуску людей на Международную космическую станцию (МКС) после остановки (завершения) американской программы “Спейс – Шатл” в июле 2011г. только эту реальность еще раз подтверждает.
И такая тенденция в ближайшие годы (а на практике, видимо, до 2020г.) НЕ изменится.
Например, американская НАСА в марте с.г. уже объявила, что Россия подняла цену за доставку на МКС одного астронавта с 56 млн.долларов до 62 млн.долларов, начиная с 2014г. В эту сумму, кстати, входит не только доставка на МКС, но и два года “интенсивной подготовки” иностранного астронавта (включая обучение русскому языку), которая будет проходить в основном в Москве.
И, видимо, юбилейный для освоения космоса 2011год станет для России особенно коммерчески “урожайным”:
13 июля 2011г. с космодрома Байконур российская ракета “Союз-2.1а” (используя разгонный блок “Фрегат”) вывела в космос ШЕСТЬ американских космических аппаратов “Глобалстар-2” для одноименной системы связи США.
После выведения 6 спутников на целевую орбиту “Глобалстар-2” они были переданы в управление заказчику из США.
А 16 июля 2011г. российская ракета-носитель “Протон-М” вывела на орбиту Земли еще один американский спутник SES-3. SES-3 — телекоммуникационный спутник для глобального оператора SES WORLD SKIES. На орбите уже находится американский спутник SES-1, который был запущен ракетой «Протон-М» в апреле 2010г.
Запуск последнего американского спутника SES-2 также российской ракетой должен состояться в конце 2011г.
В августе 2011г. крупнейший Британский оператор мобильной спутниковой связи “Inmarsat” подписал контракт с компанией “International Launch Services” (ILS), крупнейшая доля в котором принадлежит российскому “Центру им. Хруничева”, на запуск с Байконура трех спутников “Inmarsat-5” на ракете-носителе “Протон-М” в 2013-2014 гг.
Аэрокосмическая отрасль и российские наработанные технологии в пилотируемой космонавтике являются главным локомотивом экспортного сотрудничества России с Францией и Евросоюзом, т.к. совместное использовании французского космодрома во Французской Гвиане и российских кораблей “Союз” – это, по сути, самый крупный инвестиционный проект (в области высоких технологий) России во Франции и Евросоюзе.
На французском (европейском) космодроме Куру во Французской Гвиане уже построен новый автономный российский стартовый комплекс для запусков российских кораблей “Союз”, что позволит как России, так и Евросоюзу выводить на орбиту с их помощью в два раза больше полезного груза по сравнению с Байконуром, т.к. космодром Куру находится почти на экваторе Земли.
Французам в 2010г. продан за 1 млрд. долларов США пока десяток кораблей “Союз” (плюс различные технические “прибамбасы” по их запуску), и первый запуск российского “Союза” с космодрома Куру должен состояться в конце 2011г. Если на практике запуски российских ракет с космодрома Куру пойдут успешно, только поставки и запуски российских “Союзов” для Франции и ЕС должны легко окупить 4 вертолетоносца “Мистраль”, недавно закупленные Россией у Франции.
Кроме коммерческих запусков спутников, Россия первой стала регулярно «катать» на МКС зарубежных богатых космических туристов за 20 млн.долларов на «недельный тур» (8 иностранных туристов уже на МКС свозили!), и «Роскосмос» еще в 1999г. первым среди других стран продал «космическую рекламную площадку» — борт ракеты «Протон» для размещения на нем коммерческой рекламы (первым был логотип фирмы “Pizza Hut”).
И по дорогостоящему “космическому туризму” есть сейчас более амбициозные планы:
В России создается для этих целей новый космический корабль на базе многократно испытанного “Союза”, рассчитанный на шестерых участников экспедиции, четверо из которых могут быть туристами.
Существенное отличие — кресла экипажа не в одном ряду, а друг напротив друга. Новый корабль получит название “Русь”.
В последнее время тема космического туризма развивается в мире очень высокими темпами.
Наиболее известный проект британской компании Virgin Space, которая сотрудничает с компанией выигравшей X-prize (т.е. первый полёт за пределы атмосферы корабля частной компании с астронавтом на борту).
Инновационная схема, используемая Virgin Space, позволяет им сократить цену будущего 6-и часового “космического билета” до 200 тысяч долларов (но, кроме испытаний… строительства космодромов, а также принимаемых от многочисленных богатых клиентов авансов, что-то о практической реализации этого проекта пока не слышно).
Видимо, поэтому «Роскосмос» и её международный маркетинговый партнер Space Adventures(основана в 1998г., предоставляет частным лицам возможность полететь в космос) решили пойти другим путём:
Компания Space Adventures уже предлагает потенциальным клиентам увидеть из космоса не только Землю, но и противоположную сторону Луны, ”используя уникальное сочетание существующих и испытанных в полетах российских технологий”.
Поэтому, НПО “Энергия” разрабатывает (скорее, реанимирует) проект пилотируемого облёта Луны профессиональным космонавтом и ДВУМЯ туристами на борту.
В советское время 60-70-х годов такой облёт Луны был уже полностью подготовлен, даже было проведено несколько успешных беспилотных пусков, отработаны основные операции… но затем всю “лунную программу” в СССР свернули.
По плану “модернизированный” корабль “Союз” – “Русь” (надёжный и проверенный сотнями пусков!!) будет выведен на околоземную орбиту, а затем состыкуется с разгонным блоком, доставленным в космос второй ракетой-носителем.
Вторая предлагаемая интересная схема включает сначала визит “туриста” на Международную космическую станцию (МКС) перед стыковкой с разгонным блоком, а затем перелет на орбиту Луны. Эти варианты для действительно богатых… предусматривают космический полет длительностью от 9 до 21 суток.
Глава компании Space Adventures уже заявил, что первый коммерческий пилотируемый космический полет к Луне и обратно на российском модернизированном корабле “Союз” состоится примерно в 2015г., и что компания уже продала одно из двух мест на него.
А в настоящее время завершаются переговоры и со вторым действительно богатым клиентом, который отправится в полет на МКС и вокруг Луны.
И нужно отметить важное, что билет на такое космическое путешествие стоит 150 миллионов долларов США.
Кстати, сумма за космическую “турпоездку” всего трёх таких “космических туристов” на МКС и к Луне сопоставима с годовым экспортом Россией всего титанового проката за рубеж.
Есть и другие весьма интересные и выгодные составляющие «международного космического рынка».
Например, многие годы США регулярно закупают в России ракетные двигатели РД-180 (НПО «Энергомаш») для оснащения своих ракет «Атлас III» и «Атлас V».
Россия оказывает (за очень неплохие деньги) долгосрочное техническое содействие Южной Корее в строительстве и оснащении своего собственного космодрома и др.
А Китаю продали современный российский космический скафандр “Орлан” для выхода в космос (НПП “Звезда”), без которого вряд ли был бы осуществлен первый выход китайских космонавтов в открытый космос в 2008г.
(в космос вышли два космонавта – один был в российском скафандре “Орлан”, а второй – в его китайской копии “Фэйтянь”). Ведь космический скафандр – это маленький, но весьма сложный автономный космический аппарат, в котором космонавт может проводить до 10 часов в сутки в открытом космосе. И только у России есть (полностью испытанный и готовый к использованию) еще более совершенный космический лунный скафандр “Кречет”.
Есть и коммерчески выгодные проекты по “спутниковому сотрудничеству” с некоторыми странами:
Израильская компания «Халаль Тикшорет» в 2008г. подписала контракт
с российским Сибирским государственным авиакосмическим университетом им. Решетова
на изготовление в 2011г. в Красноярском центре израильского спутника связи «Амос-5» стоимостью 157 млн. долларов (недешёвая «игрушка»),
а в мае 2008г. другой израильский телекоммуникационный спутник «Амос-3» также был успешно запущен русской ракетой с космодрома «Байконур».
В конце 2009г. Израильская компания телекоммуникаций RRSAT подписала долгосрочный договор с государственным оператором спутниковой связи России — компанией «Космическая связь», об использовании ее новейшего спутника. Российский спутник «Экспресс-АМ44» был выведен на орбиту и введен в эксплуатацию в мае 2009г.
Израильская компания использует этот российский спутник для предоставления услуг связи и цифрового телевидения. Точная стоимость сделки по “лизингу спутника” не сообщается, но по оценкам, она составляет миллионы долларов.
Российский спутник, «взятый на прокат» израильтянами, оснащен 27 транспондерами и высокотехнологичными антеннами, обеспечивающими покрытие Европы, Ближнего Востока, Африки и Америки. Именно через этот спутник в настоящий момент идет вещание в т.ч. российских телевизионных каналов от Западной Европы до восточного побережья США, а также на страны Латинской Америки.
В долгосрочном плане (исходя из Концепции долгосрочного развития страны до 2020г.)
Россия ставит следующие задачи в этой области:
— удержание лидирующих позиций на мировом рынке космических услуг, особенно по коммерческим запускам — до 30% всего мирового рынка (а на практике, возможно, будет и 40%);
— расширение присутствия на рынке производства коммерческих космических аппаратов, расширение продвижения на внешние рынки отдельных компонент ракетно-космической техники и соответствующих технологий;
— выход на высокотехнологические сектора мирового рынка этого направления
(производство наземной аппаратуры спутниковой связи и навигации, дистанционное зондирование земли);
— создание и модернизация системы российского сегмента международной космической станции (МКС).
К 2015г. предполагается образование в России трех-четырех крупных российских ракетно-космических корпораций, которые к 2020г. выйдут на самостоятельное развитие, и будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны, эффективную деятельность России на международных рынках.
Сегодня вся координация и политика в области гражданского освоения космоса осуществляется российской государственной корпорацией «Роскосмос» («Роскосмос» — это более 40 государственных предприятий и 16 акционерных обществ, в том числе холдинг «Алмаз-Антей», и федеральный космический центр «Байконур» в Казахстане).
P.S. Источником подготовленной информации являются, конечно, различные отрывочные данные, опубликованные в открытой печати. Хотя, немаленький PR департамент, который есть в “Роскосмосе”, вполне и давно мог бы подготовить более полную статью по нашей экспортной составляющей освоения космоса, но он этого почему-то не делает.
Поэтому, буду только признателен за новые интересные данные, уточнения, добавления и др… различных знатоков темы — ”Как космос России деньги приносит”.
Например, в 2008г. Россия запустила 43 космических аппарата (США — 18, Европа — 11, Китай -15, Индия — 11), а в 2007г. — 48 космических аппаратов (США — 29, Европа — 12, Китай -11).
И по объемам финансирования гражданской космической деятельности Россия в 2010г. вышла на 4 месте среди других стран – 2,7 млрд долларов США в год (1,54 млрд. долл. – 2008, 1,34 млрд — в 2007г., а еще в 2000г на это направление было потрачено, примерно, всего 150 млн. долларов).
Для сравнения: США тратит 18,8 млрд. долларов США в год (17,9 млрд. — 2008г, 18,8 млрд. — в 2007г), Европейское космическое агентство Евросоюза (27 стран) тратит 5,3 м лрд. долларов в год, а Китай – 3,1 млрд. долларов в год.
Коммерческие запуски спутников и ракет различного назначения — одно из главных эффективных направлений современной космонавтики, которые действительно приносят существенную прибыль стране. И хороший ответный аргумент тем, кто толкует о России только как о «сырьевом придатке»…
Те российские предприятия-производители ракет-носителей, аппаратуры, комплектующих и др., которые сохранили специалистов и смогли выйти со своей продукцией и технологиями на международный рынок, занимают теперь завидное положение по сравнению со многими другими секторами российской промышленности.
Телекоммуникации и телевидение, системы навигации, метеослужбы, космическая разведка, мониторинг территорий и пр. требуют выведения сегодня на околоземную орбиту Земли все большего количества спутников для многих стран мира. Очередь из желающих стран и международных компаний вполне существует… и даже растет.
Появился даже термин: «мировой рынок пусковых услуг» — коммерческих космических запусков, который оценивается, примерно, в 100 миллиардов долларов США в год.
И специалисты считают, что ежегодно объем этого ОЧЕНЬ специфического сложнейшего рынка растет на 5 процентов.
А средствами (космодромами и ракетами, нужной оснасткой и др, а особенно различными специалистами и нужным опытом), которые позволяют это сделать, владеют просто единицы стран.
Основными конкурентами России (за 55 лет освоения человечеством космоса! – с 1957г) на мировом рынке коммерческих запусков пока остаются только США и Европейский союз.
Подтягивается, конечно, Китай (но только в мае 2007г. он произвел первый коммерческий запуск иностранного спутника — аппарат связи «Нигерия-1») и определенные успехи в этой области делает Индия (опять же с помощью России).
Причем, российские средства выведения космических аппаратов (это признается всеми) являются наиболее надежными в мире. А абсолютно монопольное положение России на ближайшие годы по запуску людей на Международную космическую станцию (МКС) после остановки (завершения) американской программы “Спейс – Шатл” в июле 2011г. только эту реальность еще раз подтверждает.
И такая тенденция в ближайшие годы (а на практике, видимо, до 2020г.) НЕ изменится.
Например, американская НАСА в марте с.г. уже объявила, что Россия подняла цену за доставку на МКС одного астронавта с 56 млн.долларов до 62 млн.долларов, начиная с 2014г. В эту сумму, кстати, входит не только доставка на МКС, но и два года “интенсивной подготовки” иностранного астронавта (включая обучение русскому языку), которая будет проходить в основном в Москве.
И, видимо, юбилейный для освоения космоса 2011год станет для России особенно коммерчески “урожайным”:
13 июля 2011г. с космодрома Байконур российская ракета “Союз-2.1а” (используя разгонный блок “Фрегат”) вывела в космос ШЕСТЬ американских космических аппаратов “Глобалстар-2” для одноименной системы связи США.
После выведения 6 спутников на целевую орбиту “Глобалстар-2” они были переданы в управление заказчику из США.
А 16 июля 2011г. российская ракета-носитель “Протон-М” вывела на орбиту Земли еще один американский спутник SES-3. SES-3 — телекоммуникационный спутник для глобального оператора SES WORLD SKIES. На орбите уже находится американский спутник SES-1, который был запущен ракетой «Протон-М» в апреле 2010г.
Запуск последнего американского спутника SES-2 также российской ракетой должен состояться в конце 2011г.
В августе 2011г. крупнейший Британский оператор мобильной спутниковой связи “Inmarsat” подписал контракт с компанией “International Launch Services” (ILS), крупнейшая доля в котором принадлежит российскому “Центру им. Хруничева”, на запуск с Байконура трех спутников “Inmarsat-5” на ракете-носителе “Протон-М” в 2013-2014 гг.
Аэрокосмическая отрасль и российские наработанные технологии в пилотируемой космонавтике являются главным локомотивом экспортного сотрудничества России с Францией и Евросоюзом, т.к. совместное использовании французского космодрома во Французской Гвиане и российских кораблей “Союз” – это, по сути, самый крупный инвестиционный проект (в области высоких технологий) России во Франции и Евросоюзе.
На французском (европейском) космодроме Куру во Французской Гвиане уже построен новый автономный российский стартовый комплекс для запусков российских кораблей “Союз”, что позволит как России, так и Евросоюзу выводить на орбиту с их помощью в два раза больше полезного груза по сравнению с Байконуром, т.к. космодром Куру находится почти на экваторе Земли.
Французам в 2010г. продан за 1 млрд. долларов США пока десяток кораблей “Союз” (плюс различные технические “прибамбасы” по их запуску), и первый запуск российского “Союза” с космодрома Куру должен состояться в конце 2011г. Если на практике запуски российских ракет с космодрома Куру пойдут успешно, только поставки и запуски российских “Союзов” для Франции и ЕС должны легко окупить 4 вертолетоносца “Мистраль”, недавно закупленные Россией у Франции.
Кроме коммерческих запусков спутников, Россия первой стала регулярно «катать» на МКС зарубежных богатых космических туристов за 20 млн.долларов на «недельный тур» (8 иностранных туристов уже на МКС свозили!), и «Роскосмос» еще в 1999г. первым среди других стран продал «космическую рекламную площадку» — борт ракеты «Протон» для размещения на нем коммерческой рекламы (первым был логотип фирмы “Pizza Hut”).
И по дорогостоящему “космическому туризму” есть сейчас более амбициозные планы:
В России создается для этих целей новый космический корабль на базе многократно испытанного “Союза”, рассчитанный на шестерых участников экспедиции, четверо из которых могут быть туристами.
Существенное отличие — кресла экипажа не в одном ряду, а друг напротив друга. Новый корабль получит название “Русь”.
В последнее время тема космического туризма развивается в мире очень высокими темпами.
Наиболее известный проект британской компании Virgin Space, которая сотрудничает с компанией выигравшей X-prize (т.е. первый полёт за пределы атмосферы корабля частной компании с астронавтом на борту).
Инновационная схема, используемая Virgin Space, позволяет им сократить цену будущего 6-и часового “космического билета” до 200 тысяч долларов (но, кроме испытаний… строительства космодромов, а также принимаемых от многочисленных богатых клиентов авансов, что-то о практической реализации этого проекта пока не слышно).
Видимо, поэтому «Роскосмос» и её международный маркетинговый партнер Space Adventures(основана в 1998г., предоставляет частным лицам возможность полететь в космос) решили пойти другим путём:
Компания Space Adventures уже предлагает потенциальным клиентам увидеть из космоса не только Землю, но и противоположную сторону Луны, ”используя уникальное сочетание существующих и испытанных в полетах российских технологий”.
Поэтому, НПО “Энергия” разрабатывает (скорее, реанимирует) проект пилотируемого облёта Луны профессиональным космонавтом и ДВУМЯ туристами на борту.
В советское время 60-70-х годов такой облёт Луны был уже полностью подготовлен, даже было проведено несколько успешных беспилотных пусков, отработаны основные операции… но затем всю “лунную программу” в СССР свернули.
По плану “модернизированный” корабль “Союз” – “Русь” (надёжный и проверенный сотнями пусков!!) будет выведен на околоземную орбиту, а затем состыкуется с разгонным блоком, доставленным в космос второй ракетой-носителем.
Вторая предлагаемая интересная схема включает сначала визит “туриста” на Международную космическую станцию (МКС) перед стыковкой с разгонным блоком, а затем перелет на орбиту Луны. Эти варианты для действительно богатых… предусматривают космический полет длительностью от 9 до 21 суток.
Глава компании Space Adventures уже заявил, что первый коммерческий пилотируемый космический полет к Луне и обратно на российском модернизированном корабле “Союз” состоится примерно в 2015г., и что компания уже продала одно из двух мест на него.
А в настоящее время завершаются переговоры и со вторым действительно богатым клиентом, который отправится в полет на МКС и вокруг Луны.
И нужно отметить важное, что билет на такое космическое путешествие стоит 150 миллионов долларов США.
Кстати, сумма за космическую “турпоездку” всего трёх таких “космических туристов” на МКС и к Луне сопоставима с годовым экспортом Россией всего титанового проката за рубеж.
Есть и другие весьма интересные и выгодные составляющие «международного космического рынка».
Например, многие годы США регулярно закупают в России ракетные двигатели РД-180 (НПО «Энергомаш») для оснащения своих ракет «Атлас III» и «Атлас V».
Россия оказывает (за очень неплохие деньги) долгосрочное техническое содействие Южной Корее в строительстве и оснащении своего собственного космодрома и др.
А Китаю продали современный российский космический скафандр “Орлан” для выхода в космос (НПП “Звезда”), без которого вряд ли был бы осуществлен первый выход китайских космонавтов в открытый космос в 2008г.
(в космос вышли два космонавта – один был в российском скафандре “Орлан”, а второй – в его китайской копии “Фэйтянь”). Ведь космический скафандр – это маленький, но весьма сложный автономный космический аппарат, в котором космонавт может проводить до 10 часов в сутки в открытом космосе. И только у России есть (полностью испытанный и готовый к использованию) еще более совершенный космический лунный скафандр “Кречет”.
Есть и коммерчески выгодные проекты по “спутниковому сотрудничеству” с некоторыми странами:
Израильская компания «Халаль Тикшорет» в 2008г. подписала контракт
с российским Сибирским государственным авиакосмическим университетом им. Решетова
на изготовление в 2011г. в Красноярском центре израильского спутника связи «Амос-5» стоимостью 157 млн. долларов (недешёвая «игрушка»),
а в мае 2008г. другой израильский телекоммуникационный спутник «Амос-3» также был успешно запущен русской ракетой с космодрома «Байконур».
В конце 2009г. Израильская компания телекоммуникаций RRSAT подписала долгосрочный договор с государственным оператором спутниковой связи России — компанией «Космическая связь», об использовании ее новейшего спутника. Российский спутник «Экспресс-АМ44» был выведен на орбиту и введен в эксплуатацию в мае 2009г.
Израильская компания использует этот российский спутник для предоставления услуг связи и цифрового телевидения. Точная стоимость сделки по “лизингу спутника” не сообщается, но по оценкам, она составляет миллионы долларов.
Российский спутник, «взятый на прокат» израильтянами, оснащен 27 транспондерами и высокотехнологичными антеннами, обеспечивающими покрытие Европы, Ближнего Востока, Африки и Америки. Именно через этот спутник в настоящий момент идет вещание в т.ч. российских телевизионных каналов от Западной Европы до восточного побережья США, а также на страны Латинской Америки.
В долгосрочном плане (исходя из Концепции долгосрочного развития страны до 2020г.)
Россия ставит следующие задачи в этой области:
— удержание лидирующих позиций на мировом рынке космических услуг, особенно по коммерческим запускам — до 30% всего мирового рынка (а на практике, возможно, будет и 40%);
— расширение присутствия на рынке производства коммерческих космических аппаратов, расширение продвижения на внешние рынки отдельных компонент ракетно-космической техники и соответствующих технологий;
— выход на высокотехнологические сектора мирового рынка этого направления
(производство наземной аппаратуры спутниковой связи и навигации, дистанционное зондирование земли);
— создание и модернизация системы российского сегмента международной космической станции (МКС).
К 2015г. предполагается образование в России трех-четырех крупных российских ракетно-космических корпораций, которые к 2020г. выйдут на самостоятельное развитие, и будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны, эффективную деятельность России на международных рынках.
Сегодня вся координация и политика в области гражданского освоения космоса осуществляется российской государственной корпорацией «Роскосмос» («Роскосмос» — это более 40 государственных предприятий и 16 акционерных обществ, в том числе холдинг «Алмаз-Антей», и федеральный космический центр «Байконур» в Казахстане).
P.S. Источником подготовленной информации являются, конечно, различные отрывочные данные, опубликованные в открытой печати. Хотя, немаленький PR департамент, который есть в “Роскосмосе”, вполне и давно мог бы подготовить более полную статью по нашей экспортной составляющей освоения космоса, но он этого почему-то не делает.
Поэтому, буду только признателен за новые интересные данные, уточнения, добавления и др… различных знатоков темы — ”Как космос России деньги приносит”.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
23.08.1115:20:12
23.08.1115:58:08
23.08.1116:32:56
23.08.1117:55:06
23.08.1120:40:18
23.08.1120:36:50
23.08.1122:14:36
Garin23.08.1121:52:31
23.08.1122:41:16
24.08.1117:47:27
Garin23.08.1123:54:02