ЦКП Всероссийского научно-исследовательского института оптико-физических измерений (ВНИИОФИ) — один из крупнейших центров коллективного пользования
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruКак налажена эксплуатация дорогостоящего оборудования центров, созданных на базе разных институтов, какие приборы закупаются, кто ими пользуется? Должны ли институты зарабатывать на предоставлении услуг центров коллективного пользования или же их задача — открыть бесплатный доступ учёным к уникальному оборудованию? Не превратилось ли мероприятие по развитию ЦКП в формальную поддержку формальных структур?
Фёдор Булыгин: «Если институт существует, работает и развивается, то, наверное, и ЦКП работает эффективно»
Источник фото:
Прежде чем ответить на многочисленные вопросы, связанные с организацией работы центров коллективного пользования, мы решили предоставить слово экспертам и ответственным лицам, напрямую связанным с развитием сети ЦКП. Об опыте одного из крупнейших центров коллективного пользования, входящего в структуру Всероссийского научно-исследовательского института оптико-физических измерений (ВНИИОФИ), рассказывает один из руководителей этого центра Фёдор Булыгин.
— Фёдор Владиленович, какое оборудование имеется в ЦКП ВНИИОФИ?
Фёдор Булыгин: В первую очередь это 17 государственных эталонов (комплексы средств измерения, официально утверждённые в стране в качестве исходных для воспроизведения и хранения единиц физических величин. — STRF.ru), с помощью которых можно охарактеризовать параметры оптического, инфракрасного и ультрафиолетового излучения, в том числе экстремальных диапазонов и оптических параметров материалов. Кроме того, в центре имеется 60 уникальных приборов и установок для измерения параметров солнечных элементов, используемых в производстве устройств солнечной энергетики. Также есть оборудование, позволяющее проводить аттестацию светодиодов для энергосберегающих систем освещения, и метрологический комплекс для измерения параметров современных высокоэффективных волоконно-оптических систем передачи информации, разработанный с использованием самого современного в мире прибора в данной области — оптического комб-генератора. Ещё можно отметить сканирующий электронный микроскоп с фокусированным ионным пучком Carl Zeiss Nvision 40, просвечивающий электронный микроскоп Carl Zeiss Libra 120 и т.д.
— Все эти приборы приобретались только по линии ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» или же были и другие источники финансирования?
ФБ: Было несколько источников, в числе которых средства нескольких федеральных целевых программ, хоздоговора, собственные вложения предприятия. Причём финансирование по линии ФЦП «Исследования и разработки» не самое большое в данном перечне. Дело в том, что Минобрнауки России практически не ограничивает возможности организаций по управлению оборудованием ЦКП, и участники программы часто включают в состав своих центров приборы и оборудование, приобретённые по другим каналам. В нашем случае к настоящему времени почти вся эталонная база и многие дорогостоящие высокотехнологичные приборы и установки ВНИИОФИ безвозмездно включены в состав оборудования ЦКП. (По мнению руководства, это позволяет создать ЦКП реноме крупного центра коллективного пользования, что, вероятно, поможет привлекать больше средств на его содержание в рамках государственных контрактов. — STRF.ru.)
— Сколько средств в итоге вложили в создание центра?
ФБ: Только в Центр метрологического обеспечения и оценки соответствия нанотехнологий и продукции наноиндустрии Росстандарта (ЦМО) нанотехнологий, который входит в структуру ЦКП, было вложено порядка 250 миллионов рублей с учётом монтажа «чистых комнат» для размещения оборудования и комплекса помещений для персонала. Стоимость всего оборудования ЦКП оценить очень сложно. Это связано с тем, что в настоящее время идёт работа по установлению стоимости первичных государственных эталонов. Эти приборные комплексы создавались в течение многих лет и многократно модернизировались. Работа по оценке их стоимости ещё не завершена. Приблизительно можно назвать сумму около миллиарда рублей.
С помощью этого устройства, именуемого гониофотометрическим комплексом X-Rite Optronik SMS 10m, можно измерить пространственное распределение яркости излучения осветительных систем на основе сверхъярких светодиодов
Источник фото:
— На основании чего решаете, какое именно оборудование нужно закупать?
ФБ: Ориентируемся прежде всего на то, чтобы новое оборудование позволило максимально расширить измерительные возможности и спектр услуг, оказываемых ЦКП. Также для нас желательно, чтобы оно дополняло уже имеющиеся приборные комплексы, расширяло их возможности.
Решение о том, что конкретно нужно купить, принимают учёные института. Они главные в этом вопросе, потому что именно они работают на этом оборудовании и, разумеется, лучше других знают, каких приборов не хватает для решения стоящих перед ними задач. Предложения по перечню приборов могут обсуждаться на научно-техническом совете института, где они получают одобрение дирекции.
В этой «чистой комнате» находится оборудование для измерения свойств поверхности нанообъектов
Источник фото:
— По каким критериям выбираете поставщиков оборудования?
ФБ: По-разному. Если оборудование закупается на деньги из федерального бюджета, то устраиваем конкурс в соответствии с 94-ФЗ, пишем технические задания, принимаем и рассматриваем заявки. Как правило, удовлетворить требованиям технического задания могут только поставщики, представляющие продукцию известных мировых брендов. Хотя их не так много, между ними есть конкуренция. В каждом конкретном случае мы анализируем, какие предложения соответствуют нашим требованиям, у кого привлекательней цена.
Чтобы грамотно формулировать технические требования, постоянно мониторим ситуацию на рынке приборов и оборудования. Ежегодно в Москве весной проходит несколько выставок научно-технической продукции. Наиболее известные среди них: «Аналитика Экспо», «Высокие технологии XXI века», «Фотоника». Мы там обязательно присутствуем, беседуем с потенциальными поставщиками, берём рекламные проспекты, выясняем технические тонкости. Кроме того, регулярно проводим интернет-поиск, а также получаем рекламную информацию о новинках на рынке оборудования от производителей и поставщиков.
— А если оборудование закупается на внебюджетные средства?
ФБ: Тогда мы имеем возможность делать закупки без конкурса, но всё равно процедура выбора очень похожа. Мы стараемся заключить договор с таким производителем, который точно не подведёт, чьё оборудование будет работать надёжно. Главные критерии — надёжность поставщика, принадлежность к мировым брендам. Что же касается формальной стороны вопроса закупок, то мы действуем через работающих в России официальных представителей известных производителей. Многие из них работают на рынке по десять, пятнадцать и более лет и очень дорожат своим именем. Они обеспечивают поставку приборов лучших мировых производителей, а также монтаж, запуск, наладку, обучение персонала, гарантийное и послегарантийное обслуживание. Лучшие из них имеют собственный штат инженеров-наладчиков, реагируют на обращение в течение суток, то есть фактически инженер приезжает на следующий день. Кроме того, они могут консультировать по телефону: если что-то не заладилось, мы снимаем трубку и получаем подробную инструкцию, как действовать в конкретной ситуации. Пробовали самостоятельно приобретать приборы, минуя посредников. Оказалось, что хлопоты по растаможиванию и доставке отнимают немало времени, да и настроение не улучшают… Поэтому не рекомендовал бы учёным самим этим заниматься.
— Каким образом налаживаете сотрудничество с внешними пользователями? Они сами вас находят?
ФБ: Как правило, да. Это сделать несложно: существует сеть информационной поддержки ЦКП, где представлены измерительные возможности каждого центра. Эти же данные дублируются на сайте института. Кроме того, есть целая группа предприятий, связанных с рынком метрологических услуг, — они уже давно наши клиенты. Они также распространяют информацию о нас. В числе наиболее известных наших клиентов — ОАО «Роснано», МГУ им. М. В. Ломоносова, «НПО газотурбиностроения «Салют», ФГУП «Центр Келдыша», Институт химической физики РАН им. Н. Н. Семёнова, МГТУ им Н. Э. Баумана.
Для измерения параметров нанорельефа поверхности с саггитальным разрешением до 1 ангстрема используют нанопрофилометр белого света Zygo New View 6200
Источник фото:
— Берёте ли деньги за пользование оборудованием ЦКП и если да, то из чего складывается цена на эти услуги?
ФБ: Есть разные формы. Например, приходят клиенты и просят провести измерение параметров квантовых точек. Первое измерение проводим, как правило, бесплатно. Определяем возможности приборной базы, уточняем параметры препаратоподготовки и измерительного цикла. Если результаты устраивают клиента и ему требуется уже серия измерений, дальнейшая работа проводится за деньги. Первоначальное измерение в этом случае позволяет определить затраты рабочего времени инженерного и технического персонала, уточнить износ оборудования и с учётом небольшой прибыли установить цену оказания услуги.
Разовые работы для вузов, институтов РАН, а также измерения, связанные с подготовкой кандидатских и докторских диссертаций, стараемся проводить бесплатно. Также бесплатно выполняем работы по рекомендациям Минобрнауки России.
Иногда приходят клиенты с нестандартными задачами, решение которых может расширить понимание измерительных возможностей оборудования или лежит в русле научных интересов учёных института. В этом случае также стараемся оказывать измерительные услуги безвозмездно.
В частности, недавно таким образом помогали учёным Института химической физики РАН исследовать динамику роста нитевидных кристаллов. Очень интересная была задача. Получалось, что если жидкость с раствором кристаллов нагреть, то они полностью растворяются, а при остывании начинают расти с огромной скоростью. Мы пытались измерять их параметры с помощью методов динамического рассеивания света и интерференционной микроскопии.
— Я правильно понимаю, что измерения по сторонним заказам проводят сотрудники ВНИИОФИ, а не сами заказчики?
ФБ: Да, это делают наши учёные, потому что на таком сложном и дорогом оборудовании должны работать только специалисты, досконально в нём разбирающиеся. Таких людей среди внешних пользователей немного. А те, которые могли бы быть операторами на сложном измерительном оборудовании, как правило, не нуждаются в услугах нашего ЦКП, поскольку имеют доступ к аналогичным приборам. Правда, нередко заказчики хотят присутствовать при проведении измерений для того, чтобы, во-первых, как можно быстрее увидеть результат и удовлетворить своё научное любопытство, а во-вторых, чтобы иметь возможность оперативно вмешаться в процесс, обратить внимание оператора на какие-то параметры или особенности исследуемого объекта, которые представляют для них наибольший интерес.
— Сколько зарабатывает ЦКП на предоставлении услуг внешним пользователям и можно ли, на Ваш взгляд, добиться экономической эффективности ЦКП?
ФБ: Для ответа на эти вопросы необходимо определить, кого мы будем считать пользователем услуг ЦКП. Если таковыми будем считать всех, кто получает услуги в результате проведения работ на оборудовании ЦКП, вне зависимости от того, оформлены ли эти услуги с использованием правовых механизмов ЦКП или с помощью обычных хоздоговоров, то в этом случае в 2010 году центр оказал 3745 услуг на общую сумму 18,3 миллиона рублей. Много это или мало? С одной стороны, эта сумма существенно ниже годового бюджета нашего института — её, пожалуй, не хватит для оплаты содержания оборудования, но, с другой — она не такая уж маленькая, и, если будет расти число договоров с промышленностью, от которых идут основные поступления за услуги центра, можно усмотреть в ней и повод для оптимизма.
Если же говорить в целом об экономической эффективности ЦКП, то тут надо отметить один важный момент: оборудование центра нельзя исключать из научно-исследовательских процессов выполнения сложных НИОКР, ведущихся внутри института. Такие услуги учесть очень сложно. Но если институт существует, работает и развивается, то, наверное, и ЦКП работает эффективно.
— Оборудование, даже самое современное и дорогое, имеет свойство стареть. Не получится ли так, что спустя пять лет эта огромная технологическая база превратится в балласт, который будет не пользу приносить, а скорее отнимать силы и средства на своё содержание?
ФБ: Оборудование, конечно, стареет, хотя говорят, что оптика и точная механика с годами становятся только лучше. «Железо» многих приборов, например вакуумные системы, механические элементы, силовая электроника, системы охлаждения (и некоторых других), могут служить десятилетиями и оставаться при этом современными. Речь об электронных микроскопах, спектрометрах и т.п. Главное, чтобы оборудование было качественным. Поэтому когда наши учёные его выбирают, о чём я уже чуть раньше рассказывал, то стараются действовать так же, как и обычный человек при покупке автомобиля для личного пользования. Ведь нормальный человек выберет машину, которую не надо будет через пять лет списывать… И мы так же — покупаем технику с расчётом, что она не устареет ни морально, ни физически в ближайшие годы. Практика показывает, что это оборудование служит десять и более лет без снижения метрологических характеристик.
Кроме того, программа развития ЦКП позволяет модернизировать приборы, доукомплектовывать их, проводить апгрейд, поддерживая на хорошем уровне моральной и физической новизны. В первую очередь это относится к программному обеспечению, различным датчикам. К примеру, недавно мы приобрели в качестве приставки к электронному микроскопу рентгеновский энергодисперсионный спектрометр, который может с субмикронным пространственным разрешением определять элементный состав вещества. Современный детектор данного прибора позволяет работать без охлаждения с жидким азотом, он устойчив к отключению питания.
— Планируете ли расширять спектр услуг ЦКП, за счёт чего?
ФБ: Прежде всего за счёт наращивания объёмов образовательных услуг, то есть предоставления оборудования студентам вузов для проведения лабораторных работ, подготовки курсовых и дипломных работ.
Помимо этого, планируем развивать систему удалённого доступа к высокотехнологичному измерительному оборудованию. Это позволит оказывать услуги ЦКП клиентам по всей стране — дистанционно, без личного присутствия, но в реальном времени, в режиме онлайн.
Быкова Наталья, фотографии предоставлены Ф. Булыгиным
Поддержи проект "Сделано у нас": подпишись на Дзен-Премиум. Все собранные деньги пойдут исключительно на развитие и продвижение проекта
Другие сервисы:
Sponsr: https://sponsr.ru/sdelanounas/
Boosty: https://boosty.to/sdelanounas
Подробнее о том зачем нужно поеддерживать проект в моей статье на Дзен