Лого Сделано у нас
49

Как в Боткинской больнице тренируются на роботах

На днях я побывала в уникальном симуляционном центре, который находится в Боткинской больнице. Он оснащен комплексом симуляторов высшего уровня реалистичности, современными манекенами-имитаторами, электронными фантомами и интерактивным медицинским оборудованием. Считается самым высокотехнологичным учреждением дополнительного профессионального образования Москвы. Открылся центр в октябре прошлого года, и за это время обучение в нем прошло более пяти тысяч врачей - рентгенологи, анестезиологи, акушеры, хирурги, терапевты… А повышать квалификацию им помогают роботы. Да какие! То, что я увидела, меня поразило. Под катом — мой репортаж.

  • 1.jpg
  • 1.jpg
Моим проводником в мир высоких технологий стал руководитель центра — Юрий Логвинов. Мы встретились в 10 утра, когда работа уже вошла в свою колею. А начался его рабочий день около половины восьмого.
  • 25.jpg
  • 25.jpg
Ежедневно сотрудники центра собираются утром, чтобы обсудить планы и наметить важнейшие этапы работы. Какие сложности были накануне? Какие новые курсы предстоит дать сегодня? Каковы первоочередные задачи?
  • 2_2.jpg
  • 2_2.jpg
Все, кто приходят на учебу (их тут называют курсантами), начинают свой путь по аудиториям отсюда. Здесь они регистрируются, отсюда отправляются на короткую экскурсию, чтобы ориентироваться в центре. Попасть на учебу сюда может бесплатно любой специалист, направленный руководством медицинского учреждения, которое подчиняется Департаменту здравоохранения Москвы. Для этого заранее пишется заявка с указанием курса, затем выписывается путевка… Обучение тут идет с отрывом от производства, при этом специалист не теряет своей зарплаты.
  • 1_1.jpg
  • 1_1.jpg
Рядом расположена зона для отдыха. Тут можно выпить кофе. Но еды тут категорически не хранится — в санитарных целях. Центр оснащён комплексом симуляторов высшего уровня реалистичности, современными манекенами-имитаторами, электронными фантомами и интерактивным медицинским оборудованием.
  • 2.jpg
  • 2.jpg
Тем временем мы начинаем обход аудиторий. Здесь идёт важное занятие, посвященное развитию коммуникативных навыков между врачом и пациентом. «Если нет доверительного контакта, пациент никогда правильно не воспримет рекомендаций врача», — поясняет мне Юрий Иванович.
  • 2_1.jpg
  • 2_1.jpg
Пока идем к самым интересным кабинетам, обращаю внимание на множество картин на стенах. Оказывается, это - подарок художника Никаса Сафронова. Их тут — около пятидесяти. Вся навигация в центре — на трех языках — русском, английском и немецком. В будущем тут планируется проводить международные семинары. А рядом с каждым помещением — латинские изречения, характеризующие комнату. Первая остановка — кабинет, в котором проходит обучение по ультразвуковой диагностике.
  • 4.jpg
  • 4.jpg
  • 3.jpg
  • 3.jpg
Здесь врачи работают на коленном суставе
  • 5.jpg
  • 5.jpg
А это — очень интересная аудитория с инновационным методом обучения. Это работа с актерами. Актеры — это специально подготовленные люди, которые, изучив тот или иной симптом, изображают пациента. За его действиями наблюдают через зеркальную стену, и через микрофон могут вноситься поправки.
  • 6.jpg
  • 6.jpg
Врачи исследуют полип на полости матки. Работа кропотливая и сложная, аппарат тоже непростой. У доктора пока не очень получается, и Юрий Иванович дает ей несколько наставлений.
  • 7.jpg
  • 7.jpg
Новая аудитория. Она немного похожа на сцену из фильма-катастрофы: разбитый вагон, лежащие повсюду раненые. Одна из врачей склонилась над неподвижным телом: — Раз, два, три, четыре, — считает она, нажимая на сердце.- Все верно, продолжайте реанимацию, — кивает опытный доктор. Здесь занимаются слушатели программы «Сердечно-лёгочная реанимация» отрабатывают навыки оказания неотложной помощи в условиях, имитирующих техногенную катастрофу в метро.
  • 8.jpg
  • 8.jpg
А тут сегодня во второй половине дня будут проходить экзамены по родам… Роды подготовлены весьма реалистично. Робот разговаривает, плачет, ребенок кричит… Все управление производится через вай-фай. Причем, можно загрузить любой сценарий — и обычные роды, и роды с патологией.
  • 9.jpg
  • 9.jpg
Дальше — детская реанимация
  • 12.jpg
  • 12.jpg
Вот здесь происходит очень сложное и важное действо. При определенных повреждениях человеку в трахею вставляют специальную трубочку, через которую он дышит. Как правило, именно медсестра должна промывать ее и вставлять обратно. Раньше этому учились только «в поле», то есть, на практике. Теперь учатся на роботах.
  • 13.jpg
  • 13.jpg
Специалисты — урологи. Этот аппарат предназначен для получения мануальных навыков у курсанта, который занимается изучением мочекаменной болезни.
  • 15.jpg
  • 15.jpg
А это — клиника реанимации. Здесь все максимально приближено к обычным условиям. Здесь проходят обучение не только профильные специалисты, но и терапевты. «Отличие этого робота от человека — лишь в том, что у него нет души», — шутит Юрий Иванович. Компьютерная «начинка» этих роботов позволяет реализовывать абсолютно все сценарии, соответствующие организму обычного человека. Роботы-симуляторы центра полностью воспроизводят анатомическое строение и физиологические функции человека: сердцебиение, дыхание, выделительные функции. Электронные пациенты реагируют на лекарства и лечение.
  • 17.jpg
  • 17.jpg
Тренажер для обучения процесса интубации. Ее надо делать четким и отточенным движением. Юрий Иванович сам мне показывает, как это происходит.
  • 18.jpg
  • 18.jpg
И снова больничная палата. На первом столе проходит обучение врачей-хирургов. На втором — рентгенологов.
  • 19.jpg
  • 19.jpg
Еще одна совершенно невероятная «аудитория». Тут оперируют роботом. Врач управляет приборами, а на экране показываются действия робота, который оперирует человека. Процесс очень сложный, требующий повышенного внимания. Для большей чувствительности врач даже снимает обувь.
  • 20.jpg
  • 20.jpg
Офтальмолог
  • 21.jpg
  • 21.jpg
В июне стартовала инновационная программа для врачей-оториноларингологов. Они тренируются делать операции при патологиях среднего уха, околоносовых пазух и полости носа. Передо мной — силиконовая голова робота. В нос опускается специальная трубочка, и на экране — картинка. Очень жизненно — даже волоски в носу можно разглядеть!
  • 22.jpg
  • 22.jpg
А рядом — интересный аппарат, с которым мне даже дали поработать. Для этого требуются очки — чтобы видеть все в 3D. Оперируем височную кость. Экран — операционное поле. Чувствую, насколько тяжело продвигается мой «прибор». Симулятор сделал свое дело!
Врач — одна из самых сложных профессий на свете. Поэтому, уходя, не удержалась и задала вопрос Юрию Ивановичу — когда решил стать врачом?

И получила ответ, который меня не удивил: в четвертом классе. К этой профессии действительно готовятся с детства. Вот и Юрий Логвинов, приняв это решение, стал готовится к поступлению во Второй Медицинский. Экзамены сдал с первого раза, окончил вуз, затем прошел ординатуру по онкологии и интернатуру по акушерству и гинекологии. Вся его жизнь — в медицине. «Наша специальность — из тех, которым учатся всю жизнь», — считает Юрий Логвинов. И я хорошо понимаю, о чем он.Есть ли профессия, более ответственная, чем врач? Мне кажется, что нет…

silver_slider July 13th, 15:20

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,