Лого Сделано у нас
122

В России создан подводный ГЛОНАСС

Российские подводные роботы, работающие на глубине в несколько километров под толщей арктического льда, смогут с точностью до миллиметров определять собственное местоположение и обмениваться информацией с воздушными, надводными и наземными пунктами управления в режиме реального времени. Уникальная система навигации и связи «Позиционер», разработанная санкт-петербургским концерном «Океанприбор», вскоре будет развернута на дне российского арктического шельфа.

Система состоит из автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), гидроакустических буев с аппаратурой спутниковой связи «Гонец-Д1М» и навигации ГЛОНАСС. Подводные роботы патрулируют районы на глубине до 8 км, ориентируясь по находящимся на дне гидроакустическим буям-маякам. В них заложены сверхточные координаты, получив которые, беспилотник уточняет свое местоположение и продолжает движение. Также буи служат для передачи информации на поверхность.

— Система полностью готова к развертыванию, — сообщил «Известиям» официальный представитель концерна «Океанприбор» Павел Мартышкин. — Первым районом развертывания станет дно вблизи газодобывающей морской платформы «Приразломная». На базе наших средств планируется создание глобальной информационной сетецентрической системы подводного мониторинга и обслуживания районов нефтедобычи. Одну из них для Арктики концерн планирует выполнить в рамках опытно-конструкторской работы «Информативность» по заказу Минпромторга.

В системе «Позиционер» предполагается использовать несколько типов буев: подводные, плавающие и даже вмораживаемые в лед. Аппаратная часть буя состоит из радио- и гидроакустической частей с общей системой электропитания, помещенных в корпус из пластмассы. В то же время в состав радио- и гидроакустического оборудования входят ультракоротковолновая радиостанция, приемник ГЛОНАСС, комплект системы спутниковой связи «Гонец-Д1М» и аппаратура подводной связи с роботами.

В дрейфующем варианте аппаратная часть буя помещается в защитный корпус с поплавками, в которых находятся дополнительные элементы питания. А вот вмораживаемый буй комплектуется специальным высокопрочным термоконтейнером с высокой тепловой изоляцией.

Буи имеют три режима работы. При первом изделие получает информацию по спутниковым каналам связи, запоминает и по требованию робота передает ее.

При втором режиме — «диалог» — буй связывает по радиоканалу УКВ-диапазона в режиме реального времени береговые, воздушные, морские центры управления с подводными роботами. Такой обмен данными позволяет не только знать, где находится робот и какие задачи он решает, но и непрерывно управлять им.

Третий режим самый простой. Робот действует абсолютно автономно и только сверяет свои координаты с буями, корректируя курс. В экстренном случае беспилотник может подать сигнал SOS, сообщив о прекращении глубоководной миссии.

— Лидером в области создания перспективных автономных систем сегодня считаются США, — сообщил «Известиям» профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. — На эти цели ежегодно тратиться около $70 млрд. Американское агентство перспективных исследований Пентагона DARPA совместно с рядом частных компаний реализует программу Poseidon, подводный аналог системы глобальной навигации GPS. Она позволит подводным лодкам и беспилотникам не только ориентироваться в подводном режиме, но и обмениваться информацией. Ожидается, что ее испытания начнутся в 2018 году. Россия включилась в гонку за лидером с опозданием на 15 лет и, по западным оценкам, тратит сегодня на военный НИОКР около $ 4-5 млрд. Но мы уже занимаем лидирующее положение в области разработки автономных необитаемых подводных аппаратов и систем управления ими.

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
  • 10
    Byvalnyi Byvalnyi
    08.12.1609:51:40

    Если вспомнить о «хабаровске» и его начинке, то можно кое-что домыслить.

    • 0
      Макс Южный
      08.12.1616:27:33

      А устраивают ли военные где-нибудь на (относительно неглубоком) дне океана тайные хранилища с топливом для того, чтобы подводные устройства могли заправляться, не появляясь в портах? Или считается, что такая хитрость ни к чему? Или всё-такие такие хранилища есть, но они припасены на «чёрный день»?

      • 3
        Нет аватара Solncevorot
        08.12.1619:16:58

        Красивое решение, но в качестве критики: топливо имеет свойство деградировать, его нельзя хранить десять лет без потери свойств. Бензин так и вовсе за год приходит в негодность.

        • 0
          Макс Южный
          08.12.1623:27:23

          Может, какие-то «присадки» в топливо добавлять можно? Чтобы свойства его незначительно менялись, а вот срок возможно использования продлевался существенно?

        • 3
          Sergey Antakov Sergey Antakov
          09.12.1601:18:32

          Хотелось бы увидеть ссылку на информацию, подтверждающую ваше утверждение о «деградации» углеводородного топлива, особенно бензина. А то народ не в курсе этого сакрального знания, базы ГСМ хранят топливо годами, особенно в госрезерве. а тут вон оно как… вы бы вообще проверяли информацию прежде чем постить такие, мягко говоря, странные утверждения…

          • 0
            Нет аватара redbor
            09.12.1608:55:46

            Топливо дольше хранится в герметичной таре. Чем выше октановое число топлива, а также температура хранения, тем меньше срок его хранения. Соответственно, соляра и мазут сохраняют свои полезные свойства гораздо дольше бензина, а подлодки атомные и дизельные.

            По запросу «срок хранения бензина» к Яндексу информация спокойно находится.

      • 3
        Сергей Пышненко
        09.12.1606:54:33

        У любого топлива, есть срок хранения, потом его не получится использовать. Это накладно, постоянно менять его. Тем более зачем оно атомным подводным лодкам.

        Отредактировано: Сергей Пышненко~08:56 09.12.16
        • 0
          Макс Южный
          09.12.1616:39:10

          У нас много неатомных подводных лодок. Да и устройства вроде описанного в статье атомным делать не будут. А топливо можно периодически выбирать, использовать, заменять. Другое дело, что это всё, действительно, хлопотно, поэтому если такое и есть (секретное), то мало.

  • 11
    Нет аватара Maggey
    08.12.1610:07:53

    Такая система безусловно нужна учитывая какой интерес проявляют к Северному Ледовитому океану из-за нефти и газа. Ну и наконец основательно взялись за подводные системы и аппараты.

  • 10
    Константин Рубцов
    08.12.1616:53:18

    А приятным бонусом мы сделаем возможность позиционирования подводных аппаратов наших «партнеров», а то вдруг заблудятся))))/

  • 0
    Tuck Trucker Tuck Trucker
    08.12.1619:16:04

    Недостаток у такой системы — это заметность. Буи излучают сигналы акустические и/или радио и могут быть уничтожены. То есть такая система больше навигации в мирное время.

    • 3
      Нет аватара pivopotam
      08.12.1621:34:53

      1. буев очень много.

      2. некоторые лежат на глубине 8 км

      3. Излучают они не всегда, а по запросу.

      а так можно и спутники GPS уничтожить, благо их всего около 25 штук, правда на очень высокой орбите

      • 0
        Tuck Trucker Tuck Trucker
        11.12.1613:34:26

        Буй вроде это то что плавает.

        Но если буи лежат на дне, то получается что их координаты просто прописаны в них и они их периодически передают. Но в этом случае вряд ли можно рассчитывать на миллиметры, там точность положения буя на дне куда меньше. Ну это ладно. Другое дело, что при выдаче координат по запросу, лодка обнаруживает себя. А в пассивном режиме обнаруживает себя буй.

        Что касается спутников то их куда сложнее сбить, они находятся на нескольких орбитах, очень высоких. Понадобится послать туда много ракет чтобы их сбить, кроме того на близких орбитах находится и глонасс, можно и свои спутники обломками уничтожить. И такие запуски увидит весь мир, их нельзя не заметить. Это наверняка будет причиной войны.

        Под водой же, фактически при сегодняшнем уровне развития, уже можно создать подводные дроны, которые в автоматическом режиме уничтожат буи небольшими зарядами, при этом они могут остаться незамеченными, или после миссии залечь на несколько километров на дно, или даже самоликвидироваться. Тут большой простор. И при этом не ясно будет кто уничтожил эти буи. Тут к подводному глонассу, нужны подводные С-400, если по серьёзному к этому подойти.

        Конечно эта система нужна, но она как и ГЛОНАСС по сути навигатор для всех, то есть на 90% это гражданка, и в особых случаях это сколько-то(вероятно не долго) проработает в случае военного конфликта.

    • 1
      Нет аватара Yarhann
      08.12.1621:55:35

      уничтожение буев это из разряда уничтожения нашими АПЛ системы СОСУС пендосской. А вообще смысловуха этой системы такая же как и матрасского сосуса — только скорее всего локальная. То есть защита от диверсий и т. п. определенного участка океанского шельфа оборудования на нем и пути следования транспортов. Борьба за арктический шельф началась тут как говорится кто первый встал того и тапки.

      • 0
        Нет аватара Maggey
        09.12.1607:34:37

        СОСУС предазначен для обнаружения подводных лодок так что смысл не один и тот же. На дне расположены донные станции с сонарами.

        Вот система «Гармония» про которую не давно писали вот у нее такие же задачи как у SOSUS. Гармонию правда в полную развернут только к 2020 году так как для нее нужны специальные подлодки (уже строятся) для усановки донных станций обнаружения.

  • -2
    Gubichev Gubichev
    09.12.1609:33:58

    с точностью до миллиметров
    :facepalm

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,