Лого Сделано у нас
30

В МИСиС предложили способ создания «нервной системы» в композитных корпусах техники.

  •  © pankreatit.pro

Материал устает и ломается. Такова одна из наиболее частых причин аварий техники. Даже высокопрочные и легкие композиты, которые сегодня повсеместно вытесняют металл, могут не выдерживать длительных и больших нагрузок. Чтобы предупредить аварию, вовремя поймать тревожные симптомы, конструкции обвешивают множеством датчиков. Они сигнализируют, как в материале распределены механические напряжения.

Такая система контроля — головная боль для инженеров. Ведь при сборке и эксплуатации датчики могут повредиться, нередко их непросто надежно укрепить на конструкцию, а тем более поменять в случае выхода из строя. Добраться до сенсора порой бывает просто невозможно. Ученые НИТУ «МИСиС» предложили кардинальное решение проблемы. Они создали бесконтактный метод выявления дефектов самой разной техники — авиационной, космической, судостроительной, нефтепроводов и многих других промышленных объектов.

- Речь идет об элементах конструкции, сделанных из композитов, — сказал корреспонденту «РГ» кандидат технических наук Андрей Степашкин. — Для этого еще на стадии изготовления изделия мы «внедряем» в его тело магнитомягкие провода, их диаметр тоньше человеческого волоса. Зачем? Дело в том, что при изменении механических напряжений вокруг таких «вставок» меняются их магнитные свойства. А чтобы это зафиксировать, инженер-техник должен периодически «облучать» конструкцию магнитным полем. Если сигнал от «вставки» превысит критический, это повод для тревоги и замены детали.

Такие измерения проводятся бесконтактно, не нужно подключать сеть датчиков. Важно также, что можно пользоваться всего одним сенсором в отличие от применяемых сегодня трудоемких методов дефектоскопии. Как утверждают авторы разработки, новая технология упрощает, ускоряет и удешевляет контроль, позволяя предсказывать появление дефектов. Кстати, внедрение магнитомягких проводов в композит никак не влияет на его свойства. Методику ученых уже оценили представители космической и авиационной отрасли. По словам Андрея Степашкина, теперь исследователям предстоит разработать «полевой» прототип датчика и измерительной системы.


  • 2
    SergeySeverny SergeySeverny
    26.04.1804:43:57

    хорошая идея! плюс+ и в карму плюс+

    • 1
      Clausson Clausson
      26.04.1814:59:22

      Да эта идея будоражит воображение    

      Суда и самолеты с умными корпусами. Арматура небоскребов рассказывающая о дефектах конструкции… да сколько вообще всего.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,