115

Новосибирские ученые работают над созданием ракетного двигателя для полетов на Марс

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/eLnbiG7_94g

Новосибирские ученые работают над созданием ракетного двигателя нового поколения для полетов на Марс. Сегодня в Институте ядерной физики начали серию экспериментов на новейшей установке СМОЛА. Ее только-только запустили. Аналогов нет ни в России, ни в мире.

Первые испытания уже прошли успешно.

Такой установки по удержанию раскаленной плазмы, в мире нет. СМОЛА. Спиральная магнитная открытая ловушка.

Антон Судников, старший научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН: «Когда мы пытаемся включить установку в режиме удержания, у нас поток вещества, который выходит из ловушки, уменьшается вдвое, уменьшение в два раза — это достаточно наглядный и интересный результат, но для применения в управлении термоядерным синтезом нам хочется больше, нам хочется на порядок повысить качество удержания».

Кадры двухлетней давности, ученые только приступили к сборке агрегата. На нем еще нет главной детали — двухметрового винта, внутри которого спираль из магнитного поля.

Виктория Шмидт, корреспондент: «Чтобы понять принцип работы, можно представить мясорубку, которая крутит фарш. Установка даже внешне напоминает этот кухонный прибор, если ручку мясорубки вращать в обратную сторону, фарш, а в данном случает это плазма, останется внутри, ее будет удерживать винт в виде магнитного поля».

Исследователи всего мира бьются над созданием термоядерного реактора — источника неисчерпаемой экологически чистой энергии. Она позволит разгонять космические корабли до рекордных скоростей.

Александр Бурдаков, советник директора Института ядерной физики СО РАН: «Если плазму можно таким образом удерживать, значит, ее можно и ускорять, это позволяет сделать двигатель плазменный с приличной очень тягой, удельным импульсом, с параметрами, которые в настоящее время еще недостижимы, но на бумаге этот принцип он позволяет это сделать».

В планах ученых — продолжить эксперименты и в разы повысить скорость частиц. Плазменный двигатель позволит отправиться не только на Луну или Марс, но и к дальним планетам солнечной системы.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • -4
    alexey rusin alexey rusin
    13.01.1911:43:24

    Написано двигатель нового поколения для полётов на марс? А чем плох двигатель предыдущего поколения? Вроде уже сколько летаем без проблем на марс?    . А как же ядерный двигатель,он для чего? Столько всего мастырят только толку пока не много. Что у нас,что у амеров. Больше шоу и пиара. Какая то клоунада последние годы идёт,один запускает Теслы на сверхтяже и все на этом,больше ракета не нужна, делают сразу три корабля для полётов на МКС,абсурд какой то. В России тоже хороши,и сверхтяж нужен,и ядерный двигун и теперь еще плазменный мотор? и все для полёта на марс. Я не понимаю,если вы сделали ядерный двигун для полётов на марс,тогда зачем надо сверхтяж ракету? Можно этот двигатель на орбиту обычной ракетой вывести,а потом ещё что надо,состыковать все это на орбите и запустить мотор ядерный и дуть с орбиты куда хочешь,типо как буксир,этот ядерный двигун оставлять на орбите и все. Может конечно на словах все так просто,хрен знает

    Отредактировано: alexey rusin~11:46 13.01.19
    • 5
      OptimoPrincipi OptimoPrincipi
      13.01.1912:08:23

      Нету пока ядерного движка. Есть только ряд принципиальных прорывов, частично решенные технических трудностей, есть общая концепция. Готового ядерного двигателя пока нет. Неужели трудно это понять?

      Двигатель предыдущего поколения плох тем, что на нем практически невозможно слетать на Марс. Стандартный двигатель работает несколько минут и выгорает. Далее ракета движется по инерции. Даже для Луны это была сложнейшая операция, потому что вы должны очень точно прицелиться в течении 5 минут, чтобы потом вас по инерции вело туда, куда нужно. Плюс с собой надо тащить как матрешку ракеты (ступени) с топливом для посадки-взлета на Луну.

      Марс гораздо дальше, чем Луна. Один полет занимает до полугода. Сами должны понимать, как вы должны прицелиться в течении 5 минут работы первой ступени, чтобы потом по инерции лететь полгода. Причем вы должны тащить с собой запас топлива на посадку/взлет и на обратный путь. Теоретически на старых принципах слетать на Марс можно, но это будет сверхрискованный перелет, любая ошибка — смерть. Поправить ничего будет нельзя. Всем ясно, что повезти может, кто-то возможно ради престижа и рискнет, но осваивать Марс таким образом в принципе невозможно. Поэтому и нужен новый двигатель, который будет работать непрерывно. Нужен ядерный движок.

      В данной статье речь идет уже о термоядерном двигателе, но он очень сомнителен, так как мы даже на земле не можем создать пока надежно работающий термоядерный движок. Это всё перспективы отдаленного будущего, для которого ученые делают задел.

      • 6
        Нет аватара amk6606
        13.01.1916:18:57

        Ну, не настолько всё плохо. Как правило по ходу перелёта делается ещё 2-3 коррекции траектории, поскольку во время работы разгонного двигателя абсолютно точно прицелиться невозможно, как бы тщательно им не управляли, ошибка всё равно оказывается за пределами допустимого. Для этого приходится везти с собой на Марс двигатели коррекции, но это двигатели малой тяги, они не такие тяжёлые, как разгонный.

        А вот для возврата хотя бы образцов грунта, придётся везти на Марс полноценные стартовые ступени — Марс хоть и легче Земли, но всё же не Луна.

        • 0
          OptimoPrincipi OptimoPrincipi
          13.01.1920:45:10

          Это именно коррекции, причем для микроскопических (сравнительно) грузов без обратного билета, у них тяга мизерная.

      • 0
        alexey rusin alexey rusin
        13.01.1918:17:19

        Ну прицелится не самая большая проблема. Сколько уже запустили к разным планетам автостанции,немерянно. Почти все прилетели точно. Поэтому это самая малая проблема.

        • 1
          OptimoPrincipi OptimoPrincipi
          13.01.1920:43:36

          Это микроскопические грузы без обратного билета.

    • 0
      Zveruga Zveruga
      14.01.1907:46:47

      Если пытаться объяснить простым языком, то в плазменном двигателе экономичность на порядок лучше чем в ядерном двигателе, но и тяга на порядок хуже чем в ядерном. Если вам нужно лететь быстро, то придётся лететь неэкономно используя ядерный ракетный двигатель. А если вам нужно лететь экономно и время позволяет вам лететь долго, то лучше использовать плазменный двигатель.

      Можно составить список типов двигателей по экономичности. Первыми идут более экономичные, последними менее экономичные. Зависимость по тяге обратная, первыми идут двигатели с меньшей тягой, последними с большей.

      1. Ионные двигатели (например на эффекте Холла, или использующие для ускорения анодную сетку).

      2. Плазменные двигатели.

      3. Ядерные ракетные двигатели.

      4. Химические двигатели.

  • 13
    Нет аватара kerosene
    13.01.1912:08:02

    Установка СМОЛА это не двигатель для полетов на Марс. Это установка для управляемого термоядерного синтеза. Только в отличие от ТОКАМАКов (тороидальная камера с магнитными катушками) тут спиральная ловушка открытого типа.

    • 5
      Михаил Усоцкий Михаил Усоцкий
      13.01.1915:18:36

      Всё-таки пишут именно как о двигателе. Я через их сайт нашёл упоминание.

      В ИЯФ создана установка СМОЛА (Спиральная магнитная открытая ловушка), в которой плазму удерживает спиральное магнитное поле. Побочным следствием ее разработки стало принципиальное подтверждение возможности конструирования плазменного реактивного двигателя для космических перелетов.

      То есть двигатель — это побочный продукт в процессе разработки термоядерного реактора. Если такое возможно сделать, то почему бы и не попробовать его на деле?

      • 10
        Юрий Липатов
        13.01.1915:52:45

        Именно так. Двигатель для космоса это одно из простых применений этой термоядерной установки. Вообще это прорыв. Знаю академгородок и на что способны сибирские учёные. Спасибо им, что в это трудное время не бросают свою страну.

    • 0
      Zveruga Zveruga
      14.01.1907:49:56

      СМОЛА это устройство для удержания, с целью нагрева, или для ускорения плазмы. А уж где её применять, в термоядерном реакторе или в плазменном двигателе, это уже эксплуатанту решать.

  • 0
    Нет аватара ivania
    13.01.1913:25:10

    Еще один важный вопрос, который также нужно решать, это как защищаться в космосе от радиации

    • 1
      Юрий Липатов
      13.01.1920:34:11

      Вы видео посмотрите, парень там в одной рубашке, а не свинцовом костюме и это при работающей установке, да и корреспондент не боится все это снимать. Вот вам ответ на вопрос о радиации!

      • 2
        OptimoPrincipi OptimoPrincipi
        13.01.1920:54:59

        Возможно речь идет о магнитном поле Марса, которое отсутствует от слова совсем. А значит убийственное ионизирующее излучение на Марсе и вблизи не экранируется. Непонятно вообще как там жить.

      • 2
        darksnoel darksnoel
        14.01.1915:04:04

        или как вариант комментатор спрашивает о космической радиации, которая является также одним из важнейших факторов, останавливающим экспедиции на эту планету.

        Отредактировано: darksnoel~15:04 14.01.19
  • 4
    Нет аватара Ermak
    13.01.1914:10:16

    Засекретить! Срочно!

    • 0
      Нет аватара Захарка
      13.01.1916:30:55

      Надеюсь, это был сарказм. У нас в этом плане до недавнего времени до дури доходили, из-за чего перспективы разработки так и оставались экспериментальными.

  • 1
    Юрий Липатов
    13.01.1921:41:40

    Даже если тяга такого двигателя несколько ньтонов, то он менее чем за месяц разгонит станцию в сотню тонн до скоростей несколько километров в секунду.

    • 0
      Нет аватара qwerty_asd
      14.01.1907:53:29

      Это — прототип термоядерного реактора (только вместо удержания плазмы её наружу выбрасывают). Там мощность в ГВт меряется…

      В принципе, теоретически, если аккуратно подобрать реакцию, то ракета с таким типом двигателя и с поверхности хорошо стартовать может.

    • 0
      Zveruga Zveruga
      14.01.1907:57:08

      Тяга этого двигателя однозначно выше чем у имеющихся сейчас ионных двигателей использующих эффект Холла (российские СПД) и анодные решётки (американские варианты).

      • 0
        Нет аватара kerosene
        16.01.1907:17:04

        Американцы разрабатывают мини-геликонные плазменные двигатели с высокой тягой.

        • 0
          Zveruga Zveruga
          16.01.1908:01:04

          Уж не первый год. Застряли. Двигатель нагревается и сверхпроводники испаряют много криогена. Придётся с собой бак криогена таскать, что ухудшает выгоду от двигателя.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,