81

МС-21 — краткая хронология

  •  © aviation21.ru

Магистральный самолёт 21 века корпорация «Иркут» и её подразделение — Инженерный центр им. А.С.Яковлева начали разрабатывать в начале 2000-х годов. В 2002 году был завершён эскизный проект, который в 2003-м победил на конкурсе Росавиакосмоса.

Рабочее проектирование планировалось завершить в 2005 году, а выкатить первый опытный самолёт и выполнить первый полёт — в 2006 г. Три года отводилось на лётные испытания и сертификацию, после чего в 2009 г. должно было начаться серийное производство.

Однако из-за недостаточного финансирования полномасштабные проектные работы стали возможны только в 2008 г. после того, как корпорация «Иркут» указом президента России была назначена головным исполнителем программы МС-21 и началось полноценное государственное финансирование.

МС-21 должен быть инновационным, комфортабельным и безопасным, а по экономической эффективности опережать своих прямых конкурентов — новейшие вариации А320 и B737. Для обеспечения экономического превосходства над ними крыло МС-21 должно быть изготовлено из композиционных материалов, для чего в конце 2008 года было образовано ЗАО «АэроКомпозит». И только через три года в Ульяновске началось строительство завода для производства агрегатов из ПКМ.

В начале 2012 года первый вице-премьер Димитрий Рогозин анонсировал завершение работ по самолёту в течение 2015-2016 годов, после чего, уже в 2017-м должны были начаться поставки лайнера заказчикам. Однако Дмитрий Олегович оказался очень оптимистичным в прогнозах — из-за затянувшейся разработки и производства агрегатов самолёта из композиционных материалов график выкатки, первого полёта и начала лётных испытаний претерпел значительные изменения. Сроки оказались невыполнимыми.

Рабоче-конструкторская документация была передана на Иркутский авиазавод и другие предприятия, участвующие в кооперации по самолёту, в конце 2013 — начале 2014 года. При этом необходимо учитывать, что это была не бумажная документация, а электронная. Разработка самолёта ведётся только на основе компьютерного 3D-моделирования, а все предприятия связаны в единую высокоскоростную защищённую сеть.

В феврале 2014 года на ИАЗ начался монтаж первых восьми станций линии автоматической сборки самолёта. Эта производственная линия обеспечивает быструю и высокоточную серийную сборку МС-21 благодаря использованию современных цифровых и лазерных технологий.

Первый прототип МС-21-300 на Иркутском авиазаводе заложили 6 февраля 2014 года.

В конце декабря 2015 года руководитель Минпромторга Денис Мантуров заявил, что лётные испытания нового авиалайнера начнутся в конце 2016 г. По его словам, в соответствии с новым графиком, выкатка первого опытного образца самолёта МС-21 должна была состояться летом 2016 года. В апреле 2016 года Дмитрий Рогозин в своём Твиттере уточнил, что первая демонстрация самолёта намечена на 8 июня.

8 июня 2016 года на Иркутском авиазаводе состоялась торжественная презентация нового самолёта. В декабре 2016 — феврале 2017 года планировалось поднять первый лётный прототип в небо и приступить к сертификации и лётным испытаниям нового лайнера. Запуск серийного производства и поставки первым заказчикам планировалось начать в 2018 году.

Очевидно, что неоднократное смещение сроков было связано с большим количеством инновационных решений, разработкой новейших технологий, которые ранее не применялись в отечественном гражданском авиастроении, а также в необходимости закупки технологического оборудования и подготовки производственных мощностей на ИАЗ, «Авиастар-СП» и других заводах, участвующих в создании лайнера.

Первый полёт МС-21-300 совершил 28 мая 2017 года. Начались лётные испытания лайнера. Однако для сертификации самолёта необходимо иметь четыре лётных образца и два для статических и ресурсных испытаний.

В 2016-м и 2018-м годах в ЦАГИ были доставлены два опытных образца самолёта для наземных испытаний.

12 мая 2018 г. первый полёт выполнил второй опытный самолёт, а 16 марта 2019 года — третий опытный образец, который изготовлен с установленным пассажирским салоном для демонстрации на МАКС-2019.

Осенью 2018 года США ввели санкции против завода «АэроКомпозит», прекратились поставки материалов для изготовления крыла, центроплана и других элементов конструкции из ПКМ. Это привело к тому, что сроки сертификации и начало серийного производства в очередной раз были перенесены. В первых серийных самолётах, которые уже строятся на ИАЗ, будут использованы импортные материалы, но на «АэроКомпозите» уже идёт производство силовых элементов конструкции из российского углеволокна и смолы. Для дополнительных статических испытаний крыла и его сертификации потребуется около года.

Летом 2019 года в небо поднимется четвёртый, заключительный, опытный самолёт. Он будет оснащён двигателями ПД-14 и предназначен для сертификации самолёта с российскими двигателям.

В соответствии с последними планами, сертификация самолёта намечена на 2020 год, а запуск серийного производства — на 2021 год. Причём здесь необходимо сделать небольшую ремарку — серийные машины уже заложены на Иркутском авиазаводе и в течении 2020 года они будут выпущены. Поэтому начало серийного производства с 2021 года означает производство самолёта с использованием российских материалов при изготовлении композитных силовых элементов — крыла, центроплана, киля и хвостового оперения.

Однако сейчас уже понятно, что первые серийные самолёты, которые строятся в Иркутске, смогут начать коммерческие перевозки не раньше конца 2020 — начала 2021 года, когда самолёт получит сертификат типа.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 0
    Нет аватара elron
    25.03.1911:29:15

    а зачем нужен сертификат для внутренних рейсов? для международных, понятно, нужен --- но внутри страны можно бы и так пустить, а не ждать лишний год.

    • 16
      Игорь Brick
      25.03.1911:44:06

      А чтобы не получилось как с боингом, фактически выдавшим сертификат самому себе на модель 737 МАХ.

    • 7
      Нет аватара Zebra1964
      25.03.1912:30:10

      Вы будете строить 2 комплекта авиапарка, один для внутренних рейсов, второй для зарубежных?

    • 5
      Нет аватара mrrhyde
      25.03.1917:55:05

      Т. е. я могу построить самолет и спокойно летать в пределах РФ? Или всё-таки нужен кто-то, кто бы подтвердил, что мой самолет безопасный и на нем можно летать?

      • 0
        Нет аватара elron
        26.03.1902:15:32

        не знаю, можете ли лично вы. но госудаственный концерн наверное всё-таки может.

        • 0
          Нет аватара mrrhyde
          26.03.1907:34:01

          У вас какое-то странное представление о том, как это работает.

  • 1
    Михаил Усоцкий Михаил Усоцкий
    25.03.1912:46:31

    Здесь, похоже, пропустили новость: www.aex.ru/news/2019/3/22/195361/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

  • 8
    Нет аватара Евгений Медвежонков
    25.03.1912:53:17

    Просто драка идет… Дуполия мировая на эти типы самолетов сложилась не просто так. Каленым железом выжигали конкурентов. И сертификация — один из способов недобросовестной конкуренции.Если Китай «клюнет» на наши самолеты — через десять лет в Российском небе боинги и Аэрбасы «подвинутся» сильно…

    • 19
      Holso Stitchred Holso Stitchred
      25.03.1912:59:15

      Не надо никогда рассчитывать на Китай. Китайцы — эгоисты в глобальном масштабе, они сами строят свое будущее. Китай разрабатывает свой аналогичный самолет.

      • 5
        Нет аватара Евгений Медвежонков
        25.03.1913:10:46

        Да кто на них расчитывает? Нам свой парк заменить — 800 шт.надо. Это 8-10 лет — если только на внутренний рынок работать. А вовне? Или нарастить производство до…Сильно, короче.

    • 3
      Нет аватара EviLOne
      25.03.1919:50:39

      Китаю не нужны чужие самолеты, им нужны чужие технологии, как заметили выше, они сейчас разрабатывают свой самолет с помощью других стран и одно из условий сделки — передача технологий проектирования.

  • 9
    Нет аватара Solncevorot
    25.03.1913:02:43

    начали разрабатывать в начале 2000-х годов. В 2002 году был завершён эскизный проект, который в 2003-м победил на конкурсе Росавиакосмоса.

    Рабочее проектирование планировалось завершить в 2005 году, а выкатить первый опытный самолёт и выполнить первый полёт — в 2006 г. Три года отводилось на лётные испытания и сертификацию, после чего в 2009 г. должно было начаться серийное производство.

    Эскизный проект — это вообще нулевой этап. Не говоря уже о том, что в конкурсе проект победил в 2003-м, а завершить рабочую документацию планировали за 2 года к 2005-му. А уже через год выпустить первый экземпляр самолета и полететь. Три года на испытания и сертификацию.

    Это блин бред. Никакой пассажирский самолет в такие сроки не сделать. То-ли планы такие составляли люди, которые пытались пыль в глаза пустить, то-ли они настолько некомпетентны.

    МС-21 с 2008 года по-настоящему разрабатывался. Десять лет ушло на то, чтобы его сконструировать и создать производства, которые в состоянии в опытном порядке сделать для него детали. И это нормально!

  • 7
    Дмитрий Гунин Дмитрий Гунин
    25.03.1913:17:34

    Летом 2019 года в небо поднимется четвёртый, заключительный, опытный самолёт. Он будет оснащён двигателями ПД-14 и предназначен для сертификации самолёта с российскими двигателям.

    Не совсем так, в феврале было принято решение переоборудовать под испытания с ПД-14 именно первый серийный экземпляр, который соберут, в лучшем случае, к концу года. Четвертый летный, к сожалению, полетит еще с PW.

    Отредактировано: Дмитрий Гунин~13:18 25.03.19
    • 0
      Вася Пупкин Вася Пупкин
      25.03.1914:28:37

      Очень интересно, хотелось бы поточнее, кем было принято такое решение? Откуда у вас такая информация? Почему официальные лица говорят, что четвертый МС-21 оснащенный ПД-14 взлетит во втором квартале 2019-го?

      • 0
        Дмитрий Гунин Дмитрий Гунин
        26.03.1900:32:02

        Очень интересно, хотелось бы поточнее, кем было принято такое решение? Откуда у вас такая информация? Почему официальные лица говорят, что четвертый МС-21 оснащенный ПД-14 взлетит во втором квартале 2019-го?

        Официальные лица за несколько лет много чего радужного наговорили, и про выход в серию с 2018 года, и про установку ПД-14 под крыло МС-21 к концу прошлого года. Однако реальность зачастую оказывается коварнее планов. С композитами «надежные» партнеры уже отвернули, вполне схожий исход может повториться и с ТРДД от PW. www.ato.ru/content/irkut-proizvedet-dopolnitelnyy-prototip-mc-21-dlya-ispytaniy-pd-14

        Отредактировано: Дмитрий Гунин~00:35 26.03.19
    • 2
      Нет аватара fbi55
      25.03.1916:14:49

      Прям таки решение мудрейшее из мудрейших, нам всем не нужон этот PW. ПД-14 на эроплан и побыстрее!

    • 12
      Нет аватара vlTepes
      25.03.1916:23:29

      Не совсем так, в феврале было принято решение переоборудовать под испытания с ПД-14 именно первый серийный экземпляр, который соберут, в лучшем случае, к концу года. Четвертый летный, к сожалению, полетит еще с PW.

      Вот зачем человека за правду заминусовали?

      Я гляжу тут за недостаточно восторженный образ мысли тут же топчут.

      Таким образом, что стало известно по итогам сегодняшнего визита на завод Ю.И.Борисова:

      третий летный (21004, он же МС.0004) будет первым самолетом с интерьером

      на четвертом летном (21006, МС.0006) уже стоит крыло, остекление, ведется монтаж систем

      первый серийный (21012) будет первым самолетом с ПД-14, но не станет поэтому первым поставочным

      Отредактировано: vlTepes~16:44 25.03.19
      • 1
        Игорь Brick
        25.03.1917:17:50

        Получается, что только десятый летный получит ПД-14

        • 4
          Нет аватара vlTepes
          25.03.1917:21:06

          Получается, что только десятый летный получит ПД-14

          Нет. 5-тый летный, он же первый серийный

          Просто разрыв нумерации.

  • 1
    Путник У Ворот Зари Путник У Ворот Зари
    25.03.1917:18:26

    Жалко, что «Иркут» единственное крупное предприятие оставшееся в Иркутске.

  • 3
    Нет аватара mrrhyde
    25.03.1918:01:30

    Если посмотреть на морду лица, что суперджета, что мс-21, то можно увидеть изгиб сверху окон, раз раздет бровей. Похоже, это теперь будет одной из отличительных особенностей российских лайнеров?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,