Лого Сделано у нас
45

По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР

Середина 90-х для экспорта российского образования стала точкой наибольшего спада — количество иностранных студентов-очников в отечественных вузах в 1995-1996 академическом году составило чуть более 52 тыс. — это меньше, чем даже результаты вузов РСФСР конца 70-х годов прошлого века (1). Однако эта точка стала и началом последующего непрерывного роста количества иностранцев, выбиравших для получения высшего образования российские вузы: кривая ежегодной статистики образовательного экспорта, начиная с 1995 года, росла непрерывно. И уже спустя десятилетие, к середине 2000-х, отечественные вузы наверстали упущенное: впервые число иностранных студентов превысило советские рекорды образовательного экспорта сначала в количественном, а к 2012-2013 академическому году и в процентном соотношении. А в 2014-2015 академическом году доля иностранных студентов от общего количества студентов в российских вузах (5,4%) превысила аналогичный показатель СССР вдвое — 2,6% (см. рис. 1).

Рисунок 1. Доля иностранныx студенов (очного и заочного обучения в вузах СССР, РСФСР, РФ), тыс.чел., %

Доля иностранныx студеновДоля иностранныx студенов © akvobr.ru

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Рост экспорта образования в системе СПО за последние два десятилетия оказался еще более существенным: с 1995 года увеличение почти в семь (!) раз — с 3 128 до 21 406 человек (см. рис. 2).

Рисунок 2. Динамика численности иностранных граждан, обучавшихся в учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации по очной форме в 1995/1996 — 2014/2015 академических годах, чел.

Динамика численности иностранных гражданДинамика численности иностранных граждан © akvobr.ru

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Россия шла, мир — бежал

Правда, одной позиции СССР Российская Федерация пока так и не достигла. Если в общемировом зачете по экспорту образования к 1990 году Союз занимал 3-е место с более чем 10-процентной долей от всего мирового контингента иностранных студентов, то к 2000-му страна оказалась лишь на 9-й позиции. Да, спустя два десятилетия после крушения СССР в количественном плане мы не только восстановили, но и превзошли уровень востребованности отечественного образования у иностранных абитуриентов, если сравнивать этот уровень с цифрами советского периода. Но в это же время общемировой контингент иностранных студентов и международный рынок образовательных услуг росли еще динамичнее, удивляя даже специалистов, назвавших такой рост «ошеломительным». Поэтому, даже несмотря на ежегодно увеличивающееся число прибывающих в Россию иностранных студентов, доля нашей страны в общемировом распределении студенческих потоков снижалась. Так, по данным ОЭСР, в 2004 году она составляла 3%, а в 2007 — уже только 2%.

В реальности Россия теряла позиции на международном рынке образовательных услуг. Негативная тенденция всерьез озаботила и федеральное профильное ведомство: в 2008 году было организовано специальное заседание коллегии по проблемам экспорта образования. Тогда было заявлено о необходимости разработки и последующей реализации стратегического «более скоординированного комплексного плана действий министерства и других заинтересованных федеральных и региональных органов власти».

В итоге к 2010 году был подготовлен проект Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 годов, в котором среди основных целевых показателей было запланировано увеличение доли России в мировом экспорте образовательных услуг с 2% до 7% к 2020 году. Впрочем, проект так и не стал официальным документом, несмотря на ожидания профессионального университетского сообщества. Зато случилось другое.

«Такого прорыва мы не ждали…»

Действительно, если ежегодный прирост абитуриентов из-за рубежа в период 2010-2013 годов в среднем составлял чуть более 10 тыс., то, скажем, в 2015 году эта цифра увеличилась сразу втрое. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: основной причиной экспортного прорыва в данном случае стала резкая девальвация рубля 2014 года. Курсовая разница между рублем и долларом стала серьезным стимулом для студентов ряда стран, чтобы делать выбор в пользу образовательного маршрута именно в российском направлении. В итоге доля РФ в общемировом контингенте иностранных студентов выросла с 2% до 3,7% в 2014-2015 академическом году, и сегодня наша страна занимает уже 4-е (по другим оценкам — 5-е) место в мире по числу приема на обучение иностранных студентов.

Ключ к конкурентоспособности

И все-таки в ряду благоприятствующих экспорту образования условий стоит не только ценовой фактор, пусть и очень мощно выстреливший. Так, в том же 2015 году Центр социологических исследований при Минобрнауки РФ провел масштабное исследование среди иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. На вопрос о причинах выбора ими российских образовательных организаций почти треть — 27% опрошенных — ответили, что ключевым критерием выбора стало «высокое качество образования». Таким образом, приоритет качества при выборе оказался все-таки важнее «приемлемой стоимости обучения» (24% опрошенных). И реализующиеся государственные целевые программы (проект «5-100», программа мегагрантов и другие), и усилия самих вузов по обновлению материальной базы, введению новых образовательных программ, в том числе на английском языке, освоению современных инструментов и практик международного сотрудничества становятся (как бы непросто они ни давались) все более значимыми для процесса возвращения России на глобальный образовательный рынок. Не только значимыми, но уже и заметными. Об этом свидетельствуют сравнительные данные того же центра: число ответов иностранных студентов о том, что качество получаемого в российских вузах образования «полностью соответствует» их личным ожиданиям выросло с 47% в 2001 году до 78% в 2015 (см. рис. 3).

Рисунок 3. Соответствие качества получаемой в вузах РФ профессиональной подготовки личным ожиданиям иностранных учащихся в 2001, 2005 и 2015 годаx, %

Соответствие качества получаемой в вузах РФ профессиональной подготовкиСоответствие качества получаемой в вузах РФ профессиональной подготовки © akvobr.ru

Источник: Центр социологических исследований при Минобрнауки РФ.

Кстати, здесь уместно упомянуть об инициативе Минобрнауки РФ ввести итоговый экзамен по окончании иностранными студентами подготовительных факультетов. Об этом представитель ведомства сообщила в декабре 2016 года на семинаре «Особенности приема иностранных граждан на обучение в РФ в 2017-2018 учебном году», состоявшемся на базе РГСУ. Результаты экзамена будут учитываться при выделении вузу квот для иностранных студентов — предупредила выступающая, посоветовав вузам жестко контролировать качество обучения на подфаках:

— Если человек халатно относится к обучению, лучше его отчислить. Нам нужны те, кто, поступая на основную образовательную программу, знают русский язык (2).

НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ КОНТИНГЕНТЫ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, обучавшихся в советских вузах в 1990-1991 академическом году, по странам происхождения, чел. Монголия — 8,8 тыс. (в 2014-2015 академ. году — 3 058) Вьетнам — 6,7 тыс. (в 2014-2015 академ. году — 4 676) Афганистан — 6,1 тыс. (в 2014-2015 академ. году — 762) Куба — 6,1 тыс. (в 2014-2015 академ. году — 172) Болгария — 5,4 тыс. (в 2014-2015 академ. году — 361) Сирия — 5,0 тыс. (в 2014-2015 академ. году — 1 994) Йемен — 3,6 тыс. (в 2014-2015 академ. году — 918) Эфиопия — 3,5 тыс. (в 2014-2015 академ. году — 57) Ливан — 3,4 тыс. (в 2014-2015 академ. году — 388) Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги

«Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник», Вып. 6. 2016.

География экспорта: смена лидеров

«В условиях динамичной диверсификации российской внешней политики в 2016 году последовательно проводилась линия на закрепление позиций отечественного образования и русского языка в странах-партнерах и по дальнейшему углублению интеграционных процессов в сфере образования и науки со странами ближнего зарубежья и в новых интеграционных направлениях». Так Минобрнауки РФ характеризует современную российскую политику в области интернационализации образования (3).

Какие изменения произошли в структуре направлений экспорта российского образования за прошедшие десятилетия, наглядно демонстрируют представленные диаграммы (см. рис. 4, 5).

Рисунок 4. Суммарная численность иностранныx граждан, получившиx образование в советскиx вузаx в 1950/1951 — 1985/1986 академическиx годаx, по странам происxождения, тыс. чел., %

Суммарная численность иностранныx граждан, получившиx образование в советскиx вузаx в 1950/1951 – 1985/1986 академическиx годаxСуммарная численность иностранныx граждан, получившиx образование в советскиx вузаx в 1950/1951 – 1985/1986 академическиx годаx © akvobr.ru

Увеличить изображение

Рисунок 5. Численность иностранныx граждан, обучавшиxся в российскиx вузаx по очной форме в 2014/2015 академическом году, по странам происxождения, тыс. чел., %

Численность иностранныx граждан, обучавшиxся в российскиx вузаx по очной форме в 2014/2015 академическом годуЧисленность иностранныx граждан, обучавшиxся в российскиx вузаx по очной форме в 2014/2015 академическом году © akvobr.ru

Увеличить изображение

Если во времена СССР наибольший поток иностранных студентов мы получали из восточноевропейских и балканских стран (более 33% всего контингента иностранных студентов), то сейчас это направление почти утеряно (1,5%) — в рейтинге регионов-поставщиков студентов для отечественных вузов это направление сместилось с 1-го на 6-е место.

Заметно уменьшилась доля студентов и из стран Латинской Америки — с 11,8% до 1,5%, и из стран Африки — с 25% до 12%. Правда, в рейтинге регионов-поставщиков это африканское направление по-прежнему занимает 3-е и 4-е места, как во времена Союза.

Что мы не утеряли или даже приобрели? Почти неизменной в структуре экспорта российского образования осталась доля иностранных студентов из стран Азии: и во времена СССР, и во времена новой России это направление поставляло и по-прежнему поставляет отечественным вузам порядка четверти всего контингента иностранных студентов, стабильно занимая в рейтинге регионов-поставщиков 2-ю позицию.

Увеличилась и доля студентов из стран Западной Европы: если во времена СССР она составляла 2% от всего контингента иностранных студентов, приезжающих на учебу в отечественные вузы, то теперь доля этих стран увеличилась до 3,1%.

Наконец, новое и безоговорочное направление-лидер в структуре экспорта российского образования — страны СНГ: отсюда в Россию приезжает на учебу более половины (54%) от всего контингента иностранных студентов. Они же являются основными поставщиками иностранных студентов и для учреждений среднего профессионального образования (см. рис. 6).

Рисунок 6. Доля иностранных граждан, обучавшихся в учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации по очной форме в 2014/2015 академическом году, по странам происхождения, %

Доля иностранных граждан, обучавшихся в учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации по очной форме в 2014/2015Доля иностранных граждан, обучавшихся в учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации по очной форме в 2014/2015 © akvobr.ru

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Экспорт: «вид в профиль»

Если проанализировать востребованность среди иностранных студентов предлагаемых российскими вузами направлений подготовки и специальностей, увидим, что и здесь произошла смена приоритетов (см. рис. 7). Доля инженерно-технических специальностей, лидировавших по популярности среди иностранных студентов во времена СССР, на сегодняшний день снизилась более чем вдвое — с 53% до 20%. Обращает на себя внимание и то, что направление «Медицина и фармацевтика» многие годы занимает незыблемые позиции в структуре выбора основных направлений подготовки -17%.

Рисунок 7. Основные группы специальностей, по которым обучались иностранные граждане, %

Основные группы специальностей, по которым обучались иностранные гражданеОсновные группы специальностей, по которым обучались иностранные граждане © akvobr.ru

Увеличить изображение

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

А как выглядит структура обучения иностранных студентов по формам подготовки?

Сравнительные данные приема/выпуска подтверждают, что востребованность всех ступеней российского высшего образования растет, причем наиболее значительно — программы бакалавриата, ставшего самым массовым сегментом экспорта образования (см. рис. 8).

Рисунок 8. Прием и выпуск иностранныx граждан в российскиx вузаx по основным учебным программам/формам подготовки в 2014/2015 академическом году, тыс. чел.

Прием и выпуск иностранныx граждан в российскиx вузаx по основным учебным программам/формам подготовки в 2014/2015Прием и выпуск иностранныx граждан в российскиx вузаx по основным учебным программам/формам подготовки в 2014/2015 © akvobr.ru

Увеличить изображение

* Прием в интернатуру и ординатуру также вырос по отношению к выпуску.

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

По данным международных отделов российских вузов, имеется немалый спрос и на англоязычные магистерские программы. Это наблюдение хорошо иллюстрирует мировую тенденцию, которая становится все более популярной: молодые люди, получившие бакалаврскую степень в родной стране, все чаще высказывают готовность продолжить магистерское обучение в другой.

Среди программ среднего профессионального образования лидерами востребованности у иностранных студентов является группа технических специальностей (см. рис. 9).

Рисунок 9. Основные группы специальностей, изучавшихся иностранными студентами в российских учреждениях СПО по международным договорам, в 2014/2015 академическом году, %

Основные группы специальностей, изучавшихся иностранными студентами в российских учреждениях СПО по международным договорам, в 2014/2015Основные группы специальностей, изучавшихся иностранными студентами в российских учреждениях СПО по международным договорам, в 2014/2015 © akvobr.ru

Увеличить изображение

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Квоты: пять претендентов на место

В феврале 2016 года Минобрнауки РФ и Россотрудничество запустили портал Russia.stady — информационную систему привлечения и отбора иностранных абитуриентов. Одной из главных задач портала является техническое обеспечение квотного отбора, что позволит, в числе прочего, более точно измерять и прогнозировать востребованность российского образования в зарубежных странах. В конце 2016 года, на основании поданных заявок от претендентов на поступление в российские вузы по бюджетной квоте, были подведены соответствующие итоги. Итак, по информации сотрудников портала, всего подано 79,9 тыс. заявок. Таким образом, с учетом количества ежегодной бюджетной квоты в 15 тыс. мест конкурс составляет 5,3 человека на место. Причем почти 75% заявок поступило от абитуриентов из дальнего зарубежья (см. список «Топ-20: страны-лидеры»). А среди направлний подготовки наиболее востребованным оказалась «Экономика» (см. список «Наиболее востребованные направления подготовки»).

Доходная статья

По данным Центра социологических исследований при Минобрнауки РФ, совокупные доходы от экспорта российских образовательных услуг в 2014-2015 академическом году составили 73,1 млрд. рублей или 1 млрд. 462,6 млн. долларов США. Причем собственно на оплату иностранными гражданами своего обучения по российским образовательным программам приходилось 30% от данной суммы, остальное — расходы на проживание, питание, транспорт, досуг и прочее в период обучения в России (4). «Поступления в экономику страны от иностранных студентов окупают затраты на их обучение и проживание», — кратко резюмируют в профильном ведомстве.

НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ по числу электронных заявок граждан, выразивших желание обучаться на бюджетных местах в российских вузах (в рамках квоты), по итогам 2016 года, чел.

• Экономика (38.03.2001) — 1 655

• Менеджмент (38.04.2002) — 1 079 • Экономика (38.04.2001) — 990 • Международные отношения (41.03.2005) — 941 • Юриспруденция (40.03.2001) — 914 • Нефтегазовое дело (21.03.2001) — 913 • Архитектура (07.03.2001) — 760 • Международные отношения (41.04.2005) — 717 • Менеджмент (38.03.2002) — 713 • Строительство (08.04.2001) — 666 • Лингвистика (45.03.2002) — 635 • Стоматология (31.05.2003) — 613 • Юриспруденция (40.04.2001) — 608 • Нефтегазовое дело (21.04.2001) — 598 • Экономика (38.06.2001) — 551 • Электроэнергетика и электротехника (13.03.2002) — 539 • Строительство (08.03.2001) — 532 • Лингвистика (45.04.2002) — 519 • Информационные системы и технологии (09.04.2002) — 510

По данным портала Russia.study

Более того, статья «экспорт образования» практически вплотную подобралась к первой десятке самых прибыльных статей доходов страны от внешнеторговой деятельности, опередив по доходности, например, такую знаковую для России статью экспорта, как «космические запуски» — более 1 млрд. долларов. Конечно, по прибыльности экспорту образования пока далеко до торговли военной продукцией, от которой РФ ежегодно получает 13-15 млрд. долларов. Тем не менее профильное министерство ставит довольно амбициозные цели — к 2025 году увеличить доход страны от экспорта образования в 2,5 раза — до 198 млрд. рублей.

Средняя стоимость обучения для иностранных студентов в российских вузах в 2014-2015 академическом году составила чуть более 121 тыс. рублей, а в тройку лидеров регионов мира по доле прибывающих в Россию студентов-контрактников вошли страны Северной Америки, Азии и Западной Европы (см. рис. 10). При этом стоит отметить и значительную дифференциацию российских вузов по уровню доходов от экспорта образовательных услуг. С одной стороны, сформировался устойчивый пул российских университетов, где ежегодная прибыль от обучения иностранных студентов составляет уже свыше 100 млн. рублей. Сегодня в эту категорию входят 30 вузов — это крупные или брендовые образовательные организации, ведомственные профильные вузы, реализующие достаточно дорогие по российским меркам программы. Например, самая высокая стоимость программ в 2014-2015 году была у вузов МИДа и Академии художеств — в среднем от 325 до 347 тыс. рублей. С другой стороны, есть немало вузов, чей ежегодный доход от обучения иностранных студентов исчисляется всего несколькими сотнями или даже десятками тысяч рублей. Скажем, в 2014-2015 году вузы аграрного направления реализовывали программы со средней стоимостью чуть более 69 тыс. рублей, у негосударственных вузов эта планка составила около 78 тыс. рублей (5).

Рисунок 10. Доля иностранныx студентов, обучавшиxся в российскиx вузаx по контракту в 2014/2015 академическом году, по регионам мира, %

Доля иностранныx студентов, обучавшиxся в российскиx вузаx по контракту в 2014/2015Доля иностранныx студентов, обучавшиxся в российскиx вузаx по контракту в 2014/2015 © akvobr.ru

Увеличить изображение

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Учреждения среднего профессионального образования также заработали на экспорте своих образовательных программ определенные средства — 73,8 млн. долларов в 2014-2015 академическом году.

Конкуренция: лучшие за лучших

Как планируют в Минобрнауки РФ, в случае принятия и последовательной реализации подготовленной стратегии экспорта образовательных услуг количество иностранных студентов к 2025 году вырастет до 437 тыс. и выведет Россию по этому показателю на третье-четвертое места в мире.

Сегодня основным «локомотивом» интернационализации являются непосредственно вузы: на их долю приходится три четверти (76%) от общей структуры российского образовательного экспорта (см. рис. 11).

Рисунок 11. Структура экспорта российских образовательных услуг в 2014/2015 академическом году (доля иностранных граждан, обучавшихся в российских образовательных учреждениях различного типа, %)

Структура экспорта российских образовательных услуг в 2014/2015Структура экспорта российских образовательных услуг в 2014/2015 © akvobr.ru

Источник: А. Арефьев, Ф. Шереги «Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник». Вып. 6, 2016.

Анализ программ развития вузов показывает: к 2020 году все крупные российские университеты также намерены увеличить количество иностранных студентов в общей численности своего контингента минимум в два раза (по сравнению с нынешним уровнем). Вузами взяты серьезные обязательства и по другим основным параметрам, характеризующим международную деятельность.

Планы вполне обоснованы, ведь, по оценкам экспертов, опирающимся на данные демографических процессов в целом ряде стран, спрос на высшее образование в мире в ближайшее десятилетие будет увеличиваться. И в лидерах спроса останется азиатский регион, в том числе крупнейшие его страны — Китай и Индия.

Например, в 2012 году за пределами своей страны училось более 700 тыс. китайцев, увеличивается и количество студентов из Индии: в последнее время их стало больше в США почти на 30%, в Австралии — на 20%, в Германии — на 21% (6).

Несомненно, мировая конкуренция за этот спрос, особенно за талантливых абитуриентов, предстоит жесткая, ведь «планы по увеличению» контингента иностранных студентов ставит себе не только Россия. Так, по данным Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета, для поддержки инновационной экономики США требуется удвоить число иностранных студентов к 2020 году (сегодня в США получают высшее образование более 700 тыс. иностранцев) (7). «За толковых студентов готовы бороться не только Штаты, но и ряд других стран. Например, Япония планирует привлечь 300 тыс. иностранных студентов к 2025 году. Малайзия поставила задачу довести число иностранных студентов до 200 тыс. к 2020 году. Не остаётся в стороне и Китай: в настоящее время там учится более 265 тыс. иностранных студентов, но к 2020 году эту цифру планируется удвоить» (8).

Тонкие настройки

Следствием обостряющейся «борьбы за лучших» становятся все более разнообразные и гибкие не только университетские, но и национальные политики привлечения иностранных студентов. Собственно, основные базовые критерии, на которые сегодня ориентируется абитуриент при выборе иностранного вуза, определены в ходе ряда международных исследований. Это репутация (известность) университета, его партнерские связи, квалификация персонала и число иностранных студентов. Среди главных критериев выбора также называются качество, конвертируемые степени, карьерные перспективы, безопасность и стабильность среды обучения (9). В контексте этих критериев вырабатываются «тонкие настройки» по всем аспектам интернационализации образования — от содержания программ до финансовых инструментов.

Так, для привлечения китайских студентов британские вузы позволяют им, помимо прочего, напрямую переводиться из китайских университетов. В США двухгодичные программы магистратуры в ряде случаев предполагают возможность первый год обучаться в вузе своей страны, второй — в американском университете. «Аналогичные примеры можно найти и в Малайзии: например, Университет Санвей имеет договоренности с австралийским Университетом Монаша, благодаря чему малайзийские студенты могут начать обучение дома, а завершить его уже в Австралии» (10). На национальном уровне — в частности, в США — действуют специальные программы временного трудоустройства, стажировок иностранных студентов и выпускников.

Усиление конкуренции неизбежно влечет за собой необходимость вкладывать в интернационализацию своих вузов больше средств. Для справки, австралийские вузы тратят в среднем около 4 тыс. долларов США на привлечение одного иностранного студента, британские — от 3 тыс. до 5 тыс. долларов. «Сюда входят заработная плата сотрудников международных отделов, маркетинговые расходы, агентские комиссионные и — для новых вузов — стоимость открытия зарубежных представительств (11).

С точки зрения финансирования экспорта образования любопытен пример Франции, которая сегодня является третьей в мире по привлекательности для иностранных студентов. Стоимость высшего образования — благодаря тому, что государственные вузы субсидируются из бюджета, — в стране предельно низкая: так, в 2014-2015 учебном году все студенты бакалавриата (и французы, и иностранцы) платили за обучение примерно 210 долларов США в год. Но поскольку приток иностранных студентов значительно возрос, а расходы государства на одного студента также увеличились — с 7,7 тыс. долларов США в год в 1980-х до примерно 12,5 тыс. долларов на сегодняшний день, — в начале 2015 года на национальном уровне был поставлен вопрос о взимании с иностранных студентов полной стоимости обучения. Однако последовавший анализ показал, что введение этой меры приведет не только к сокращению на 40% притока иностранных студентов, но и прямым экономическим потерям: сэкономив на введении полной оплаты 930 млн. долларов, Франция потеряет почти 5 млрд. долларов, которые поступают в страну вместе с иностранными студентами. Таким образом, «в июле 2015 года правительство Франции приняло решение о том, что иностранцы по-прежнему будут платить наравне с французами и гражданами других стран ЕС» (12).

ТОП-25: РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ-ЛИДЕРЫ ПО ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ иностранных студентов, стажеров, интернов, ординаторов, докторантов, слушателей подготовительных отделений в 2014/2015 академическом году по очной форме подготовки

• Российский университет дружбы народов — 7 927чел.

• Санкт-Петербургский государственный университет — 4 399 чел.

• Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого — 3 612 чел.

• Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского — 3 203 чел.

• Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова — 3 090 чел.

• Национальный исследовательский Томский политехнический университет — 2 711чел.

• Курский государственный медицинский университет — 2 286 чел.

• Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина — 2 159 чел.

• Белгородский государственный национальный исследовательский университет — 1 982 чел.

• Новосибирский государственный технический университет — 1 922 чел.

• Казанский (Приволжский) федеральный университет — 1 892 чел.

• Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова — 1 845 чел.

• Дальневосточный федеральный университет — 1 767 чел.

• Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — 1 633 чел.

• Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики — 1 631 чел.

• Омский государственный технический университет — 1 591 чел.

• Волгоградский государственный медицинский университет — 1 539 чел.

• Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова — 1 521 чел.

• Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена — 1 517 чел.

• Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина — 1 511 чел.

• Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» — 1 502 чел.

• Национальный исследовательский Томский государственный университет — 1 410 чел.

• Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники — 1 408 чел.

• Казанский национальный исследовательский технологический университет — 1 374 чел.

• Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) — 1 338 чел.

Среди негосударственныx вузов лидировал Российский новый университет — более 700 иностранныx студентов.

  • 5
    Нет аватара termometrix
    06.02.2015:11:29

    Иностранные студенты это будущие друзья нашей страны и так сказать наши культурные посланники по всему миру.

    Имхо,если заключить договор с иностранными студентами,чтобы они работали например 5-7 лет в России,после окончания учебы,в обмен на бесплатное обучение,эти расходы вернутся с огромной отдачей для российской экономики в виде серьезного добавленного продукта и стоимости,экономического мультипликатора,постепенно дефицит высококвалфицированных кадров будет решен. А потом могут ехать домой.

    Также попытаться вернуть все молодые россияне или русскоязычные граждане/даже 5-го и 6-го поколения/ со всего мира.

    Увеличиться чувствительно приток студентов из более развитых стран,из Латинской Америки,из Кубы,Восточной Европы,даже из С.Америки,почему бы и нет?

    Особенно в области технических специальностей,медицины и пр. нам нужны специалисты.

    Отредактировано: termometrix~11:27 07.02.20
    • 1
      Сергей Отческих Сергей Отческих
      06.02.2019:01:56

      Статья за 17 год

      • 0
        Нет аватара termometrix
        06.02.2020:13:14

        Пока нет нового аналитического материала. Поэтому поставил в «Личном блоге».

        Но статья отражает некоторую тенденцию.

        Отредактировано: termometrix~00:52 07.02.20
    • 3
      Нет аватара fales
      06.02.2020:51:44

      Имхо,если заключить договор с иностранными студентами,чтобы они работали например 5-7 лет в России,после окончания учебы,в обмен на бесплатное обучение

      Это имеет только с очень талантливыми студентами которые будут востребованы по окончанию обучения. Но как заранее выявить таких студентов?

      Какой ни будь рядовой студент из Камеруна или Алжира учится значительно хуже русских студентов (так как имеет серьезные проблемы с языком). Труд этого студента никому в России не нужен. Учить подобных студентов бесплатно чтобы они остались в России — это явно нерациональная идея.

      Что касается русского(а также «русскоязычного» — немцев и корейцев из Средней Азии и т. п.) населения, то надо предоставить им возможность учится в российских университетах на общих условиях и возможность упрощенно получить гражданство. Но на студентов из Африки такие льготы не должны распростанятся

      Отредактировано: fales~20:55 06.02.20
      • 0
        Нет аватара termometrix
        06.02.2023:14:19

        Но как заранее выявить таких студентов?

        Корректировать оценку в процессе обучения.Либо ввести специальный стандарт вступительных экзаменов для платного обучения. Вот например способ подбора талантливых студентов,олимпиада,придуманная Минобрнауки:

        https://od.globaluni.ru/

        Что касается русского(а также «русскоязычного» — немцев и корейцев из Средней Азии и т. п.) населения, то надо предоставить им возможность учится в российских университетах на общих условиях и возможность упрощенно получить гражданство.

        Согласен полностью.Это надо было сделать давно.Еще 30 лет тому назад.

        Труд этого студента никому в России не нужен. Учить подобных студентов бесплатно чтобы они остались в России — это явно нерациональная идея.

        Остались временно в основном. А если действительно они талантливые специалисты и будут удоволетворены предложеных условий,почему бы и не остались.Можно ввести квоты в зависимости от трудового рынка,от трудовой матрицы.

        Какой ни будь рядовой студент из Камеруна или Алжира учится значительно хуже

        Им можно помочь.Остальные коллеги,интернет,синергетическая,солидарная помощь между студентами делают серьезные положительные сдвиги в процессе обучения.

        Отредактировано: termometrix~11:27 07.02.20
        • 4
          Нет аватара Штехель
          07.02.2000:13:36

          Своих сверхталантливых девать некуда, а вы за импорт переживаете. Для дальнейшей селекции специалистов в универах есть аспирантура, где из полуфабрикатов готовят ученых.

          • 0
            Нет аватара termometrix
            07.02.2001:18:32

            Есть куда девать. Чем больше специалистов,тем выше уровень разделения труда в экономике,тем больше инноваций и внутренний рынок,тем выше экономический рост,эти люди будут работать,получать зарплаты покупать,будут платить налоги,это постоянный воспроизводственный цикл кадров на каждые 5-7 лет,а кто хочет остаться и продемонстрирует желание постоянно учиться,развиваться,творить и созидать…не вижу ничего плохого остаться здесь.

            Отредактировано: termometrix~11:26 07.02.20
            • 5
              Нет аватара Штехель
              07.02.2001:28:53

              милый мой выпускники не участвуют в разделении труда тем более грубоком, пока они не трудоустроятся и не в салон сотовой связи продавать мобилки, а по специальности. А вот востребованными специалистами из моря этих полуфабрикатов что выдает наше ВО станет не так и много, и это будет через несколько лет после окончания вуза .

              Проблем в выпуске полуфабрикатов у нас нет, у нас есть потребность в специалистах, но наша система ВО их в массе не выпускает. Пока не будут востановленны цепочки работы между вузами и профильными предприятиями, пока не будет плотной работы профильных кафедр вузов с частниками и госпредприятиями ни о каком ВО и выпуске востребованных специалистов речи не идет — все что выходет в своей массе чейчас это полуфабрикаты, то есть неликвид. Именно поэтому наше ВО никому не упало в странах где система ВО хорошо развита .

              Скажем так хороший специалист — это продукт глубокой переработки, наша система ВО пока что выпускает только сырье, за редким исключением .

              Что готовят в рабочих специальностях для меня вообще загадка, наверное матом ругатся и водку пить в плеча по гусарски, в отличии от той же германии — эта отрасль образования у нас полностью отмерла.

              Отредактировано: Штехель~01:30 07.02.20
              • 0
                Нет аватара termometrix
                07.02.2009:17:16

                а по специальности.

                Именно,договоры для бесплатного обучения будут заключены паралельно с учетом нужд местнымх российских предприятий или ведомств.

                Пока не будут востановленны цепочки работы между вузами и профильными предприятиями, пока не будет плотной работы профильных кафедр вузов с частниками и госпредприятиями ни о каком ВО и выпуске востребованных специалистов речи не идет

                Согласен полностью.

                Отредактировано: termometrix~11:24 07.02.20
                • Комментарий удален
    • 4
      Нет аватара ivania
      06.02.2022:11:13

      «Иностранные студенты это будущие друзья нашей страны и так сказать наши культурные посланники по всему миру» — это так.

      Что же касается трудоустройства иностранных студентов в России, то это возможно допускать только для талантливых личностей, так как, к сожалению, далеко не все наши студенты нормально трудоустраиваются по окончании своей учебы, и не стоит отбирать у них рабочие места в пользу иностранцев.

      Кадровые же проблемы по многим техническим специальностям и в медицине заключаются прежде всего в низких заработных платах в данных сферах, именно по этой причине туда мало желающих идти работать.

      Отредактировано: ivania~22:16 06.02.20
      • 0
        Нет аватара termometrix
        07.02.2000:49:14

        закКадровые же проблемы по многим техническим специальностям и в медицине заключаются прежде всего в низких заработных платах в данных сферах, именно по этой причине туда мало желающих идти работать.

        Это общемировя проблема. Поэтому на Западе стали ввозить медицинские кадры со странами «Третьего мира».

        Отредактировано: termometrix~11:24 07.02.20
    • 4
      Нет аватара Штехель
      06.02.2023:59:34

      слава Богу что не вы стоите у руля нашего государства. То есть мало того что мы на шарика образование им дадим так еще выпихнем наших выпускников и дадим работу иностранцам — брависсимо, во всех развитых странах мира делают с точностью до наоборот .

      А чем студенты из так называемых более развитых стран отличаются от студентов допустим с ближнего востока, или из той же ЮВА — что там у них не так, что-то с черепом, форма глаз, состав крови, чем они отличаются от других студентов ?

      Количество студентов из как вы выразились развитых стран будет расти только когда наше образование будет конкурентно с их местными вузами или вузами других стран. Как по полученному диплому, знаниям так и по стоимости обучения. Из всяких жоп к нам едут в большинстве случаев потому что у нас образование тупо дешевле.

      • 1
        Нет аватара termometrix
        07.02.2010:53:10

        Штехель,есть работа для всех.Так мне кажется.

        Экономический рост,реальный= Расширение масштабов экономической системы,масштабов разделения труда= Рост спроса и производства= Рост количества потребителей/производителей/специалистов

        Инновации,ну в целом 100 исследователей/в области фундаментальной науки/ или инженеров + суперЭВМ могут изобретать больше новых продуктов,товаров и услуг,при чем более сложных,чем 20 инженеров + суперЭВМ например.

        Потому что любой продукт это интеграл,интегральная/собирательная/ функция,то есть оптимальный синтез,сбор разных компонентов,в определенных пропоциях,специально созданных для нового продукта или раньше созданных компопнентов- это отдельный вопрос.

        Отредактировано: termometrix~11:23 07.02.20
      • 0
        Нет аватара termometrix
        08.02.2014:17:17

        слава Богу что не вы стоите у руля нашего государства.

        Естественно. Это огромная ответственность,нужны и качества,которые я не обладаю.

        брависсимо, во всех развитых странах мира делают с точностью до наоборот .

        Неужели так? Посмотрим,что делают во всех развитых странах:

        Так, для привлечения китайских студентов британские вузы позволяют им, помимо прочего, напрямую переводиться из китайских университетов. В США двухгодичные программы магистратуры в ряде случаев предполагают возможность первый год обучаться в вузе своей страны, второй — в американском университете. «Аналогичные примеры можно найти и в Малайзии: например, Университет Санвей имеет договоренности с австралийским Университетом Монаша, благодаря чему малайзийские студенты могут начать обучение дома, а завершить его уже в Австралии» (10). На национальном уровне — в частности, в США — действуют специальные программы временного трудоустройства, стажировок иностранных студентов и выпускников.

        Усиление конкуренции неизбежно влечет за собой необходимость вкладывать в интернационализацию своих вузов больше средств. Для справки, австралийские вузы тратят в среднем около 4 тыс. долларов США на привлечение одного иностранного студента, британские — от 3 тыс. до 5 тыс. долларов. «Сюда входят заработная плата сотрудников международных отделов, маркетинговые расходы, агентские комиссионные и — для новых вузов — стоимость открытия зарубежных представительств (11).

        С точки зрения финансирования экспорта образования любопытен пример Франции, которая сегодня является третьей в мире по привлекательности для иностранных студентов. Стоимость высшего образования — благодаря тому, что государственные вузы субсидируются из бюджета, — в стране предельно низкая: так, в 2014-2015 учебном году все студенты бакалавриата (и французы, и иностранцы) платили за обучение примерно 210 долларов США в год. Но поскольку приток иностранных студентов значительно возрос, а расходы государства на одного студента также увеличились — с 7,7 тыс. долларов США в год в 1980-х до примерно 12,5 тыс. долларов на сегодняшний день, — в начале 2015 года на национальном уровне был поставлен вопрос о взимании с иностранных студентов полной стоимости обучения. Однако последовавший анализ показал, что введение этой меры приведет не только к сокращению на 40% притока иностранных студентов, но и прямым экономическим потерям: сэкономив на введении полной оплаты 930 млн. долларов, Франция потеряет почти 5 млрд. долларов, которые поступают в страну вместе с иностранными студентами. Таким образом, «в июле 2015 года правительство Франции приняло решение о том, что иностранцы по-прежнему будут платить наравне с французами и гражданами других стран ЕС"

        Отредактировано: termometrix~14:36 08.02.20
    • Комментарий удален
  • 3
    visitor331111 . visitor331111 .
    06.02.2019:31:50

    Собственно студенты из СНГ раньше были бы нашими студентами да и сейчас для них есть более льготные программы поступления.

    Более обьективная оценка будет если оценивать кол-во студентов из стран дальнего зарубежья сейчас и при СССР.

    • 2
      Нет аватара termometrix
      06.02.2020:17:07

      46% или 0,46 Х 282,3 тыс. = 129,72 тыс. иностранных студентов вне СНГ в 2014/15 гг.

      В СССР: 126,5 тыс. иностранных студентов.

      То есть больше,чем во времена СССР.Или сравнимые цифры.

      Отредактировано: termometrix~00:13 07.02.20
    • 3
      Нет аватара fales
      06.02.2021:46:01

      Более обьективная оценка будет если оценивать кол-во студентов из стран дальнего зарубежья сейчас и при СССР.

      Это будет обьективно с разбиением на студентов учащихся за свой (своей страны.) счет, и студентов учащихся в рамках «интернациональной помощи», т. е. за счет СССР (или России если сегодня такие студенты существуют)

  • -1
    Нет аватара termometrix
    06.02.2023:56:05

    Привлечь студентов из ЮВА,из Ирана,Индии,Сирии,Египта,Ирака,БВ,это тоже имхо будет полезно.Они очень хорошие студенты,говорю без никакой дозы расизма по отношению к другим регионам.

    Что касается восточноевропейских студентов,то они заменили давно СССР на обучение в немецких,швейцарских и австрийских вузах,и это вполне естественно.Там условия на порядок лучше.Местные экономики вписаны в качестве обслуживающего персонала немецкой зоны разделения труда или зоны ЕС. При этом обучение в Германии очень доступно,и чисто географически ближе и пр. То есть вернуть их обратно невозможно.

    Неслучайно, скажем так, по индексу русофобии, Восточная Европа занимает лидирующие позиции в мире,там зомбированная даже физическая неприязнь к русским,очень сильна. Имею в виду молодоежь,но и среди взрослых тоже,в странах б.СЭВ.

    31 лет промывание мозгов не ушло напрасно,результаты впечатляют. Американцы и германо-американцы буквально вырастили «антироссийский Франкенштейн»,он не думает,не рассуждает трезво,разумно,но рефлексивно как собака Павлова знает,что русские не должны существовать,чуть ли не русские «виноваты» в крахе иллюзий «восточноевропейского кредитного чуда»,во всем виноваты. Бог с ними.Остойропа битая карта.

    Другие варианты: восстановить монголськое сотрудтничество в сфере обучения,здесь очень много могут помочь в области приобщения наши монгольские регионы,Бурятия,Тува,Алтай и Забайкалье.

    И конечно Турция вместе с курдами,там есть серьезный голод для высококвалифицированных специалистов,несмотря на турецкие диаспоры на Западе. Турецкая экономика будет развиватся,будет расти,там 50% населения ниже 20 лет,потенциально это огромная кадровая база.

    Отредактировано: termometrix~10:43 07.02.20
    • Комментарий удален
  • -1
    Нет аватара termometrix
    07.02.2000:58:36

    Дружба народов

    Your text to link here…

    Отредактировано: termometrix~01:00 07.02.20
    • Комментарий удален
  • 0
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    07.02.2009:50:12

    Спокойнее в обсуждениях. Один активный участник дискуссии уже в бане, второй висит на флажке.

    Обсуждение только по теме

    • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,