стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
85

На службе Родины — Авиационный завод «Роствертол»

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Авиационный завод «Роствертол» в Ростове-на-Дону — первый в стране серийный производитель вертолетов. Здесь уже более 60 лет изготавливаются вертолеты, разработанные Московским вертолетным заводом имени М.Л. Миля. На счету предприятия выпуск самых тяжелых в мире серийных вертолетов и легендарный Ми-24, состоящий на вооружение десятков стран. Мы посетили предприятие и узнали о его необычной истории и планах на будущее.

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С САМОЛЕТОВ

История «Роствертол» началась в Рязани 1 июля 1939 года, когда на базе деревообрабатывающего комбината был основан Завод № 168. Предприятие стало выпускать деревянные винты для воздушных судов, а его первым продуктом был цельнодеревянный винт самолета По-2.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В начале Великой Отечественной войны завод освоил новые изделия: вначале крылья для истребителей МиГ-3, а после — и целые самолеты, десантные планеры КЦ-20. За военный период предприятие дважды сменило адрес. В октябре 1941 года его эвакуировали в Волжск, где вместо КЦ-20 был налажен выпуск Ут-2М, на которых в тот момент учились летать практически все советские летчики. А в 1944 году предприятие переехало на территорию Авиационного завода № 87 в Ростове-на-Дону, где и осталось до сих пор. После 1945 года завод стал производить самолет По-2 уже полностью, а с 1949 приступил к выпуску десантных планеров Як-14.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Однако в начале 1950-х годов деревянные самолеты стали сменяться на цельнометаллические. На разработанных в это время перспективных моделях поставила крест хрущевская военная реформа и директива о ликвидации штурмовой авиации. Руководитель авиазавода Дмитрий Чумаченко искренне болел за судьбу предприятия и ездил в Москву, чтобы найти для него новые авиационные заказы. В один из таких визитов в столицу он познакомился с Михаилом Леонтьевичем Милем, с 1930-х годов разрабатывавшим винтокрылые летательные аппараты. Конструктор посетил завод, чтобы убедиться в его возможностях — и было решено, что предприятие станет выпускать вертолеты.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

НА СЛУЖБЕ РОДИНЫ

В 1956 году завод выпустил первый серийный советский вертолет — Ми-1. В июне 1957 года успешно прошел испытания транспортно-десантный вертолет Ми-6, установивший мировой рекорд грузоподъемности — 12 тонн на 2432 метра, а с 1959 года был налажен его серийный выпуск. Пять лет спустя было налажено производство Ми-10, способный перевести груз большего объема весом до 15 тонн.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В 1960-е годы военные специалисты пришли к выводу, что в помощь сухопутным войскам необходим военно-транспортный вертолет, способный не только перевезти целые подразделения на значительные расстояния, но и дать отпор за счет мощного пушечно-пулеметного и ракетного вооружения. Для этих целей в кратчайшие сроки под личным руководством Миля был разработан Ми-24, серийное производство которой стартовало в 1971 году. Этот вертолет получил прозвище «Крокодил» и стал вторым по распространенности ударным вертолетом в мире. На основе модификации этого вертолета был сконструирован современный ударный вертолет Ми-35М, выпускаемый с 2005 года для российской армии и на экспорт и ставший одним из ключевых продуктов предприятия.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

С 1977 года на заводе стали выпускать военно-транспортный вертолет Ми-26, на базе которого в 1985 году разработали «транспортник» Ми-26Т, с 1986 года вставший на службу «Аэрофлоту». На его счету ряд нестандартных операций: например, помощь в ликвидации чернобыльской аварии в 1986 году и перевозка 20-тонной глыбы льда с замерзшим в ней мамонтом. На данный момент в «Роствертол» ведутся испытания новой версии этого вертолета — Ми-26Т2 В, способного летать в сложных климатических условиях и при огневом и информационном противодействии противника.

Еще одна современная модель — модернизированный «Ночной охотник» Ми-28НМ. По сравнению со своим предшественником — Ми-28Н он обладает повышенной скоростью и дальностью поражения цели, новыми двигателем и прицельно-поисковой системой, возможностью взаимодействовать с беспилотниками и вторым комплектом управления в кабине штурмана. Также предприятие наладило серийное производство учебно-боевого вертолета Ми-28УБ.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Сегодня «Роствертол», получивший свое современное название в 1992 году, производит вертолеты для внутренних нужд и на экспорт. Завод выполняет полный цикл производства и обладает собственной летно-испытательной станцией для оценки качества продукции. Выпущенные здесь вертолеты стоят на службе российской армии и востребованы более чем в 30 странах мира.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Фото и текст: Бионышева Елена

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Михаил Иванов Михаил Иванов
    20.10.2015:48:05

    Как сегодня обстоит ситуация с «двиглами»?

    • 0
      Андрей Бусыгин Андрей Бусыгин
      30.10.2014:15:51

      В процессе

      «В 2017 году было завершено эскизное проектирование перспективного двигателя ПД-12 В для замены украинского Д-136 на вертолете Ми-26. Работу по импортозамещению силовой установки планируется завершить к 2025 году"

      «В мае этого [2018] года глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский говорил, что летные испытания ремоторизованных Ми-26 состоятся после 2022 г. В качестве нового двигателя на тяжелом вертолете предполагается использовать ПД-12 В, создаваемый на базе газогенератора от ПД-14 (этот мотор предназначен для российского перспективного узкофюзеляжного самолета МС-21). Он заменит украинские двигатели Д-136 производства «Мотор Сич», которыми сейчас оснащаются Ми-26.»

         

      Отредактировано: Андрей Бусыгин~14:27 30.10.20
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,