стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
10

Чемпион-неудачник. История проекта и рассказ об одном из двух летающих в России Ми-34

Во второй половине семидесятых в аэроклубах ДОСААФ началось массовое списание учебно-тренировочных Ми-1. Их замена более тяжёлыми и дорогими Ми-2 оказалась не самым удачным решением: «двойка» была затратной в эксплуатации и не давала преимуществ при выполнении пилотажа. В семьдесят девятом году председатель ДОСААФ СССР трижды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Покрышкин предложил создать пилотажный вертолёт, который можно было бы использовать и как учебно-тренировочный.

В конструкторском бюро Миля к тому времени создали прекрасные вертолёты Ми-8 и Ми-26, но опыта создания лёгких вертолётов со времён Ми-1 и Ми-2 не было больше 20 лет, конструкторов, которые проектировали первые машины, уже не осталось, и молодёжи пришлось учиться почти «с нуля». В чём же трудность проектирования лёгкого вертолёта? Размерность и масштабирование. Вы можете уменьшить вертолёт, но не уменьшите человека. Нельзя сделать меньше определённой величины пилотскую кабину, кресла и механизмы управления. То же касается толщины обшивки, сечений ряда нагруженных деталей, размеров и массы элементов оборудования и систем. Лёгкий вертолёт особенно чувствителен к весовой культуре проектирования, весовые ошибки конструкторов обходятся лёгкой машине куда дороже, чем средней или тяжёлой. В общем, быстро создать лёгкий вертолёт не получилось.

Первый полёт Ми-34 совершил в конце восемьдесят шестого года, уже после смерти Покрышкина, а в серийное производство поступил и вовсе в девяносто третьем, после распада СССР. Если бы этот вертолёт появился в конце семидесятых годов для ДОСААФ или если бы родился в США или в Евросоюзе, то стал бы массовым как 44й робинсон или 120й еврокоптер.

Посмотреть 143й выпуск ©Видео с youtube.com

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,