Арктический пирог
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Россия неоднократно выказывала свои права на часть арктического шельфа, где расположены колоссальные запасы природных ископаемых. Ранее сообщалось, что в 2012г. российские компании должны начать первую добычу нефти на арктическом шельфе, а в 2016г. - газа.
Компания "Роснефть" направила ЛУКОЙЛу, ТНК-ВР, "Сургутнефтегазу" и "Башнефти" предложения по сотрудничеству на 12 участках арктического шельфа. Кроме того, на разработку месторождений на российском участке шельфа в партнерстве с российскими компаниями претендовали и зарубежные компании, в том числе ExxonMobil. Об этом стало известно после того, как в феврале 2012г. действующий президент России Владимир Путин сообщил о необходимости расширить доступ нефтегазовых компаний к разработке северных месторождений. Согласно действующему законодательству, разработчиками шельфа могут быть только госкомпании, уже имеющие опыт освоения соответствующих месторождений. В будущем перечень компаний, претендующих на шельф, может быть расширен.
По мнению экспертов, через пятьдесят лет Арктика сможет стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты. Однако по сложности освоения эксперты сравнивают шельф арктических морей с космосом, а экологи не устают трубить о повышении рисков для природы, в случае начала разработки недр Северного полюса.
Отметим, что за "арктический пирог" уже ведется нешуточная геополитическая борьба. В октябре 2011г. журнал РБК опубликовал подробную статью касательно этого вопроса, указав на появление нового игрока в большой "арктической баталии" — Китая.
Авторы статьи напоминают, что в начале сентября 2011г. китайский миллиардер Хуан Нубо предложил исландским властям продать ему 300 тыс. кв. км земли на северо-востоке острова под строительство курорта. Эксперты тогда заключили, что бывший госчиновник действует в интересах правительства КНР, пытаясь подружиться с Рейкьявиком, чтобы впоследствии претендовать на свою долю в "арктическом пироге". Исландия, находившаяся на грани дефолта, была рада приходу новых инвесторов.
Отметим, что ранее китайцы заключили договоры о сотрудничестве в Арктике с норвежцами, а также канадскими учеными. "Зеленый свет" Пекину дала и Дания, опубликовавшая новую арктическую стратегию, открывающую северные моря инвесторам со всего мира.
Единственной страной, отказавшейся пускать китайцев в Арктику, стала Россия: совместных договоров по изучению северной полярной зоны с Пекином пока не заключено. Оно и объяснимо: в августе 2011г. во время видеомоста Москва – Пекин ученые из КНР заявили, что намерены расширять свое присутствие в Северном Ледовитом океане. "Для нас вопрос освоения Арктики ключевой. И мы бы хотели, чтобы Россия не только пошла навстречу в исследовательском плане, но и предоставила благоприятные условия для прохода наших судов через свои воды", – отметил тогда заместитель директора Центра по изучению полярных территорий Управления исследований океана КНР Ли Юаньшэн. Китайские специалисты заявляли о готовности наладить постоянные рейды через полярные воды и создать совместную научную базу в указанном регионе.
Китай активизировал свою полярную программу после того, как Арктический совет в лице министров иностранных дел стран — участниц организации отказался принять Китай в качестве наблюдателя, при том что Пекин заявлял о намерении проводить исключительно "научные исследования".
Сразу после этого КНР объявила о готовности освоить Северный морской путь, проход по которому сокращает длительность рейса на 10-20 суток, а расход топлива – в среднем на 800 тонн. В Шанхайском морском университете подсчитали, что такой маршрут сэкономит Китаю 60-120 млрд долларов в год.
Ранее по прогнозам Минтранса России, таяние льдов может привести к увеличению грузопотока на Севморпути с 1,8 млн тонн в 2010г. до 85 млн к 2030-му. Однако Россия намерена единолично контролировать эту "золотую жилу", что, безусловно, не нравится многим западным странам. Ранее Дания, Норвегия и США уже предложили пересмотреть юрисдикцию России вдоль ее побережья, говоря, по сути, об интернационализации Севморпути.
В настоящий момент Россия остается лидером по числу ледоколов.
Однако срок эксплуатации большинства из них скоро выйдет, в то время как Китай уже в 2013г. планирует спустить на воду два новых ледокола, а потом нарастить группировку полярных судов. Позиция Пекина объяснима: ранее Ли Чжэнь-фу из Даляньского морского университета в исследовательском отчете для Госсовета КНР четко указал: "Тот, кто получит контроль над арктическим маршрутом, будет контролировать новый путь мировой экономики". Однако конкуренцию Китаю здесь могут составить США, которые также заявляли о своих претензиях на арктический шельф.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
03.06.1221:24:41
04.06.1203:02:37
04.06.1211:04:47
03.06.1222:00:13
04.06.1200:03:37
04.06.1201:08:10
04.06.1214:35:25
04.06.1201:11:06
04.06.1201:44:37
04.06.1207:43:11
04.06.1210:29:52
04.06.1211:33:20
04.06.1211:38:25
04.06.1217:54:43
04.06.1220:59:50
04.06.1213:35:14
04.06.1213:38:04
04.06.1213:41:56
04.06.1214:32:24
04.06.1223:11:12