стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
14

Безопасность аэропортов

Безопасность, очень важный критерий при использовании общественного транспорта. Неважно метро ли, самолёт, троллейбус итд. - безопасность должна всегда быть обеспечена на должном уровне. Как среднестатистический пользователь, у которого нет собственного вертолёта (автобуса, самолёта), я конечно знаю, что как-то эта безопасность обеспечивается. Но как? Какие приборы, методы используются при этом? Наткнувшись на очень интересный материал опубликованном уважаемым twower, я с согласия автора решил поместить сей пост сюда, дабы все интересующиеся могли узнать, каким образом обеспечивается их защита, незаметно для них.

Во вторник в рамках пресс-тура побывал в Центре подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности, находящемся в аэропорту Домодедово.

Краткая справочка про Центр:
Центр подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности создан в декабре 2006 года по поручению главы МВД России. Центр входит в структуру Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД.
Центр представляет собой учебный комплекс, оборудованный в соответствии с технологической схемой обеспечения авиационной безопасности действующего аэропорта, позволяющей моделировать ситуацию с момента приезда пассажиров в аэропорт до непосредственной посадки на воздушное судно. Также предусмотрено обучение сотрудников полиции, обеспечивающих правопорядок на объектах метро.
Основной задачей Центра является профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих безопасность на объектах транспорта.
Обучение слушателей осуществляется по следующим дисциплинам:
- деятельность органов внутренних дел на транспорте, направленная на противодействие терроризму;
- особенности несения службы по охране общественного порядка на объектах транспорта;
- особенности правил перевозки пассажиров, ручной клади и багажа на объектах воздушного транспорта;
- порядок доступа (прохода) работников авиаслужб на территорию аэровокзального комплекса и методы предотвращения несанкционированного проникновения граждан в контролируемые зоны аэропорта;
- тактика проверки документов у граждан в аэропортах;
- профайлинг (методика выявления потенциально опасных пассажиров и ситуаций в ходе предполетного досмотра).

В прошлом году в Центре было подготовлено 400 человек, в этом году планируется подготовить 775.

Летаю я не часто, но как все работает узнать было интересно.

В крупных международных аэропортах в России принята пятиуровневая система защиты.
1-й уровень
Подъезд к аэропорту. На привокзальной площади расположены системы наблюдения (стационарные камеры), а также машины наблюдения с системой видеорегистрации "Поток". Подходы к аэропорту патрулируются как ведомственной охраной МВД, так и патрульными подразделениями службы охраны аэропорта.

2-й уровень
Входной контроль аэровокзального комплекса. Проведение профайлинга и совместный досмотр службами авиационной безопасности и органами внутренних дел подозрительных лиц.

3-й уровень
Зона регистрации пассажиров. Профайлинг потенциально опасных пассажиров.

4-й уровень
Паспортный, пограничный, иммиграционный и таможенный контроль в зоне досмотра пассажиров. Выявление по базам данных разыскиваемых лиц, а также поддельных документов.

5-й уровень
Предполетный досмотр пассажиров. Проверка ручной клади, багажа, тактильный досмотр с целью выявления и изъятия запрещенных предметов и веществ.


  • В центре наличествуют уровни со 2-го по 5-й, через них сейчас и пройдем.
  • В центре наличествуют уровни со 2-го по 5-й, через них сейчас и пройдем.

P.S. Оранжевый задний план - это не глюки камеры, а реальное освещение в учебном комплексе, так что не удивляйтесь рыжине на последующих фотографиях.



На входе в аэропорт стоит стандартная рамка металлодетектора, интроскоп (тот самый рентген для ваших сумок) и система видеонаблюдения. Поскольку Центр учебный, то здесь может быть оборудование, которое установлено еще не во всех аэропортах. Например, система видеонаблюдения "Сова-Видеопоток" пока что имеется только на пассажирских вокзалах, стадионе и торговых центрах Казани, в Москве на станции метро "Охотный ряд" и в Петербурге на одной из станций.


  • Про видеопоточную "Сову" подробно рассказал представитель фирмы-производителя
  • Про видеопоточную "Сову" подробно рассказал представитель фирмы-производителя


Данная система позволяет получать видеоизображение с камер наблюдения, которое затем проходит обработку. Распознается лицо человека, попавшего в кадр, и проводится сравнение с базой данных по лицам, находящимся в розыске. За основу распознавания берутся точки на выступающих частях лица (24 позиции). Усы, грим или очки обмануть систему не помогут, т.к. кости лица остаются неизменными. В общем, пройти неопознанным можно только после обработки лица кувалдой :)




Если человек похож на разыскиваемого преступника, система подает сигнал оператору (т.е. ему не надо постоянно всматриваться в экран) и показывает процент схожести лиц. За оператором остается окончательное решение: принять меры по оперативному задержанию подозреваемого либо пропустить, если он увидит, что система ошиблась.
База разыскиваемых преступников может содержать порядка 50 тысяч изображений (говорят, что в розыске большего числа преступников просто нет), и поиск по ней у системы займет порядка 7 секунд.
Почему такая система еще не везде установлена? Как водится, мешают то бюрократические проволочки, то объективные проблемы, то отсутствие денег на оснащение. Примером проволочек и проблем может служить отсутствие единой базы по разыскиваемым преступникам в МВД. С отсутствием денег в некоторой степени вопрос решили после принятия в 2010 году Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, на которую выделено до конца 2013 года более 46 миллиардов рублей. Но объем работ по техническому оснащению предстоит просто огромный, учитывая размеры страны и количество объектов транспортной инфраструктуры, так что решение проблемы быстренько не наступит. Также имеется и внутриведомственная конкуренция, когда МВД, ФСБ и собственные службы безопасности различных объектов транспорта могут тянуть одеяло на себя.

Представитель фирмы рассказал забавную историю про внедрение "Совы" в банке Хоум Кредит. За первый же месяц было отловлено порядка 40 мошенников, которые пытались взять кредиты в различных торговых центрах, каждый раз предоставляя документы с разными ФИО. Один такой гражданин вообще имел на руках 27 паспортов, с неповторяющимися личными данными, но вот лицо поменять, конечно, не мог, на чем и погорел.

Кроме системы, которая распознает добрые и светлые физиономии преступников, есть специалисты, которые лично либо с помощью специальных видеосистем наблюдают за пассажирами, определяя по их психоэмоциональному состоянию потенциально опасных лиц. Это профайлеры.
Профайлинг у нас в стране появился сравнительно недавно, хотя на том же Западе давно и успешно используется. Поначалу его вводили крупные компании-перевозчики типа "Трансаэро", ОАО "РЖД", теперь же подготовка специалистов переведена и на государственный уровень по все той же Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте.

В профайлинге используется два метода: наблюдение и опрос.
Непрерывно наблюдать человек может порядка 30 минут, после чего его внимательность снижается из-за усталости. Для непрерывного наблюдения в Центре проходит обкатку система контроля психоэмоционального состояния человека «VibraImage».
Система позволяет автоматически вычислять и визуально оценивать психоэмоциональное состояние человека с помощью программной обработки телевизионного сигнала и его преобразования в виброизображение. Психоэмоциональное состояние человека характеризуется на основе запатентованных алгоритмов анализа вестибулярно-эмоционального рефлекса и макро движений.
Система Виброизображения производит мониторинг уровня эмоций, таких как агрессия, стресс и тревожность, а также определяет уровень потенциальной опасности контролируемого человека.


Обязательное условие размещения камер: пассажиры по возможности не должны видеть ее и догадываться о ее назначении. Систему можно настраивать как для сканирования одного человека (индивидуальный опрос в обособленном помещении), так и группы лиц (залы вокзалов)



Психоэмоциональное состояние пассажиров отображается на экране двумя способами:
- с помощью цветов (много красного - повышенная агрессия)
- с помощью цифр (уровень агрессии в процентах)

Человек немного нервничает, но в пределах допустимой нормы


Если прибор показывает повышенную агрессивность, перевозбужденное состояние, то такой пассажир приглашается на беседу профайлером. Это второй метод - опрос. Во время беседы профайлером анализируется поведение подозрительного лица, принимается во внимание, что и как он отвечает на определенного рода вопросы. По итогам беседы профайлер может принять решение пропустить пассажира в здание вокзала, либо направить его на дальнейший досмотр.

Профайлер может работать и без специальной системы контроля за психоэмоциональным состоянием. Например, ему явно предстоит побеседовать с тем человеком, чей чемодан вы видите ниже, и выяснить зачем провозятся такие странные предметы.
Вроде бы все нормально, обычный багаж на ленте интроскопа


Сотрудник службы безопасности просит еще раз показать его, только уже поставив боком. Какая-то плата и ножницы по металлу. Вот и повод поговорить зачем их везет пассажир, и почему эти предметы так расположены в сумке, что маскируются под механизм складывающейся ручки


Положим, что на первый взгляд у пассажира опасных предметов нет, но профайлер видит, что человек потенциально представляет угрозу. Можно провести углубленный досмотр. Например, сделать экспресс-тест невинного флакона с духами, который он проносит в ручной клади.
В каждом аэропорту у сотрудников органов внутренних дел имеется вот такой прибор для экспресс-анализа жидкостей


Прикладываете его к подозрительной емкости, нажимаете кнопку, несколько секунд и на приборе загорается зеленый либо красный индикатор. Зеленый - жидкость безопасна, красный - в ней есть опасные вещества


Для более детального исследования в рамках гособоронзаказа во все аэропорты закуплены спектроанализаторы


Прибор с точностью в 99% определяет любые опасные вещества: жидкости (в т.ч. в емкостях), твердые предметы.
Емкость можно просто прислонить к прибору


Можно поместить содержимое в специальную пробирку, навинчивающуюся на спектроанализатор


Прибор сообщает, что за вещество представлено на анализ


Предположим, что и опасных предметов при пассажире нет, и все вещества и жидкости, им провозимые, в порядке, но профайлер видит, что что-то в его поведении не так. Можно использовать универсальный портативный детектор взрывчатых и наркотических веществ


Небольшой полоской вам проводят по рукам или багажу, после чего помещают ее в детектор


Да у вас внутри сумки есть следы взрывчатки! Теперь вам предстоят долгие объяснения с сотрудниками службы безопасности: что делала взрывчатка у вас в сумке, зачем вы прибыли в аэропорт и многие другие уточняющие вопросы


Если у вас на руках обнаружат следы кокаина, то это не означает, что непременно последует задержание и арест. Вполне возможно, что вы их заполучили, когда брались рукой за ручку двери в общественном месте, и тогда, после расспросов, вам разрешат продолжить путь дальше.

Напоследок продемонстрирую несколько фотографий.

Взрывобезопасная урна

Для просмотра фотографии в большом разрешении пожалуйста сюда.


Запрещенные к провозу предметы, изъятые в московских аэропортах



Самодельные взрывные устройства, замаскированные под игрушки и бытовые приборы




Автор Денис Мокрушин (twower).


Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,