Фоторепортаж с апрельской презентации: московские 81-760 и «Русичи» для Софии.
Подобный репортаж тут уже был, но я все же решил добавить и этот, более расширенный и с комментариями человека "в теме". Под катом много красивых фоток и интересной инфы ;)
1. Начнём от проходной. У входа в административное здание завода установлена архитектурная композиция, изображающая стремительно несущийся по тоннелю вагон типа И. Его прочили символом отечественного метровагоностроения и самого завода, а получился памятник несбывшимся надеждам. Такая вот ирония жизни.
2. 217-й цех, где идёт сборка новых вагонов метро, в данном случае софийского заказа. Никакого конвейера здесь нет и никогда не было — не читайте газетные глупости (единственный на заводе конвейер находится в столовой, по нему подносы с тарелками на мойку едут).
3. С Болгарией Мытищи сотрудничают давно и успешно — сначала в 1990-м году для пусковой очереди Софийского метро были выпущены 48 номерных вагонов, а когда метрополитен начал активное расширение, потребовались дополнительные вагоны, и теперь это «Русичи». Два главных отличия от московских «Русичей» тех же годов выпуска — двигатели «Hitachi» вместо российских, необычная раскраска (перепробованы разные варианты), ну и мелочи по комплектации.
4. Текущая модификация многодверная с кондиционерами, в старом варианте кузова вагоны больше не делают.
5. С такой раскраской головные вагоны получились весьма умильными.
13. Пока идёт монтаж оборудования и отделки салона, вагон поднят на специальных технологических тележках. Потом подкатывают его «родные» колёсные тележки, и на наладку он поедет уже на них.
14. «Второй этаж» производства, где идёт монтаж салона, электрики.
20. Теперь переходим к виновникам торжества — вагонам 81-760 (головные) и 81-761 (промежуточные). После провала неудавшейся революции в виде «Яузы», завод решил предпринять очередную попытку сделать новое поколение вагонов метро. Предполагается, что это будет платформа, на базе которой можно сделать вагон любой комплектации — от самой «бедной» до московского «полного фарша». Пока с грехом напополам сделали «Москву», посмотрим что дальше выйдет.
Вагоны начали проектировать в 2005 году, когда даже о кондиционерах ещё речи не было, с мыслями о максимальном удешевлении. Сейчас же здесь отобрано всё лучшее от «Русичей», переделано под советский двадцатиметровый стандарт (который родился на этом же заводе — об этом в следующей части), и добавлено ещё кое-чего нового.
21. Кабина. Машинистам предоставлен новый эргономичный пульт с тачскринами. Также здесь установлен эвакуационный трап с нормальной лестницей (а не примитивный прорезиненый пандус как в «Яузе»). Работа трапа будет подробно показана ниже.
22. Салон. Очередное подтверждение того, что на заводе есть тайный отдел дизайна поручней. Никто о нём не знает, но он наверняка есть — я в этом уверен.
А кроме шуток, пассажирам должно стать ещё чуточку комфортнее: в антивандальных диванах теперь толстые мягкие подушки, ноги не будут упираться в железные коробы, проход пошире стал.
Единственное, стоящим в площадке у дверей опять будет не за что ухватиться — на этот раз никаких потолочных поручней с ремешками-висюльками. Почему — не знаю. Но экспериментирует тайный отдел с ними давно, может когда-нибудь доэкспериментируются до чего-нибудь путного.
23. Снаружи вагон получился очень брутальным. Изначальная окраска, которой и отдал предпочтение новый начальник метро Иван Беседин, впечатление лишь усиливает.
24. Странноватая маска с фарами «от шахи» радости не добавляет. Со светодиодами было бы круче, но метрополитен почему-то от этой идеи отказался.
25. Переходим в соседний неф, где идёт активная сборка серого будущего Московского метро. На этот год заказ составляет 320 вагонов, на следующий — ещё 312.
26. В одиночку «Метровагонмаш» столько осилить не может, поэтому «помогать» подрядили другую площадку холдинга — знаменитый Тверской Вагоностроительный Завод (ТВЗ), прославленный своими плацкартными и купейными вагонами поездов дальнего следования.
В апреле там выпускались только кузова со стеклопакетами, теперь же промежуточные вагоны ТВЗ делает целиком.
27. Здесь хорошо видно необычные выступы по бокам торцевой двери — кузов приспособлен для установки межвагонных переходов (гармошек).
Москва всегда аргументировала нежелание их ставить противопожарными нормами и, как бы грустно и цинично это ни звучало, терактами: пусть лучше огонь или взрывная волна останется внутри одного вагона, чем побежит через весь состав.
Но вот недавно Беседин выступил с идеей таки покупать поезда со сквозным проходом в некотором будущем. Кто знает, может быть его отговорят, а может и нет.
39. Кондиционеры французские, на вагон идут две таких здоровенных штуки (плюс маленький блок в кабину машиниста).
Здесь впервые применили лампы обеззараживания воздуха (все видели — в больничных палатах такие висят), чем завод очень гордится. По идее, это должно победить такое явление, как «простуда от кондиционера», но на словах всё красиво, а в жизни эффективность решения ещё надо смотреть.
41. Панели отделки кабины и салона с изнаночной стороны.
42. А теперь мы перемещаемся в зону наладки, где нас ждёт полностью готовый состав, головной вагон которого специально для нас включат (правда, запитают не от высокого напряжения, а от собственных батарей).
46. Модное табло с ЖК-дисплеем, которому толковое применение пока не придумали — сейчас дублируют графикой то же, что делает соседний «прогресс-бар». В принципе, сюда можно давать хоть рекламу, хоть абстрактные видеоролики — да что угодно.
Впрочем, логичнее было сделать всё наддверное табло одним большим экраном, и на него толково выводить всю информацию по маршруту следования поезда, пересадкам. Это я уже не говорю про тот же английский язык. В общем, было бы дело, а не бесполезная хрень как сейчас.
47. В торце салона предумотрено место для коляски, и рядом — забавное одноместное сидение.
48. В салоне 4 камеры — две в торцах, и ещё по одной в устройствах экстренного вызова. По умолчанию машинисту выводится картинка с наружных камер кабины, которые заменили собой прежние трамвоопасные зеркала заднего вида, но по желанию он может посмотреть, что происходит в любом вагоне состава, или даже — внутри задней кабины (да, в кабинах тоже камеры).
Также всё это дело транслируется в Ситуационный центр, где просматривается в сканирующем режиме, а при поступлении вызова из поезда оператор сразу может увидеть обстановку в вагоне.
49. Теперь — эвакуационный трап. В боеготовном разложенном состоянии он выглядит так.
50. На видео процесс активации трапа двумя работниками завода, но и машинист, который по умолчанию в поезде один, легко разложит трап самостоятельно. Занимает это минуту, после чего вся тысяча пассажиров может строем покидать вагон.
72. Тут я позволил себе то, что программой мероприятия предусмотрено не было. А именно — зашёл в отгороженную зону, где на состав подают «высокое», чтобы проверить его в работе — вдруг что не так собрали.
Обычным журналистам и блогерам без строгого присмотра здесь быть не стоит: 750 вольт, снег башка попадёт, ну вы поняли. Необычным типа меня — можно.
Стоял там софийский «Русич», который в пуско-наладочном виде оказался весьма интересным.
77. Блок управления кондиционером. Штатно он переведён на выполнение команд из кабины, но может быть настроен и индивидуально для каждого вагона.
78. В промежуточном вагоне один из торцов может худо-бедно выполнять роль кабины — блок автоматов, вольтметры, манометры, кран машиниста, маневровый мини-пульт. Вагон может передвигаться полностью самостоятельно, но на деповских манёврах при перецепке всё же предпочитают буксировать промежуточные вагоны головными — так проще и привычнее.
89. Трансбордер построили исходя из габаритов «Яуз» и рельсовых автобусов. Для более длинных «Русичей» пришлось делать колхозную модификацию — сваривать такую свисающую конструкцию, которая закрепляется на трансбордере каждый раз, как надо перетаскивать вагон на другой путь.
91. При этом есть ещё пути с противоположной стороны — чтобы передать вагон туда, спецконструкция не нужна и снимается.
Сейчас мы видим там готовые вагоны 760, пришедшие из Твери кузова, а также несколько русичевых кузовов-половинок — в таком виде, к счастью, их можно катать на трансбордере совершенно свободно.
95. Номерной кузов, который поедет в Питер на Октябрьский ЭлектроВагоноРемонтный Завод (ОЭВРЗ) — ещё одно предприятие «Трансмашхолдинга», изначально чисто железнодорожное, а с 2008 года — и метровагонное. Главная идея была отдать туда капремонт московских и сборку новых номерных, чтобы разгрузить Мытищи.
А кроме того, ОЭВРЗ очень удачно пригодился под лакомый питерский тендер на вагоны метро нового поколения как местный завод — там построили свой вариант 760-х вагонов под индексом 81-780 / 81-781 и назвали «Ладога». Ждём, чем закончится противостояние с конкурентом от «Вагонмаша»...
96. Ну и напоследок — небольшое развлечение для телеоператоров: катание сплотки промежуточных вагонов 760 маневровым тепловозом туда-сюда.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru.
Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
Новые вагоны 81-760/761 получились очень удачными, на мой взгляд. Посадочных мест больше, чем в "Русиче", дверей 4 на сторону, новая система индикации станций, 2 кондиционера, есть места для инвалидов и детских колясок, система предотвращения удара вагона о вагон. Вообще мне понравился
Ну всё равно более наглядная индикация, чем на "Русичах". На жк дисплеях показывают возможные пересадки с названиями станций, например. А во время движения всю карту показывают метро. Мелковато конечно)
Вагоны вроде не плохо сделанно! Почему не могут двери у нас делать, только в Германии мастера по дверям ? ))
Фото много и все понятно!
Жалко что в Томске нет метро ))
Электроника не только в пультах управления (они выполняют функцию исключитеьно контроллера) но и вообще по всему составу. Производство НИИ им. Тихомирова и НПП "Сармат". В модулях силового инвертора используются немецкие IGBT транзисторы последнего поколения.
Русичи уже устаревают не смотря на постоянную модернизацию. Первый опытный состав был выпущен 10 лет назад в мае 2002 года. Так что в целом это уже поезд предыдущего поколения. И естественно 760 стоит дороже, но он существенно совершеннее.
а в википедии указано: "Цель разработки состояла в том, чтобы максимально удешевить конструкцию, поскольку вагоны «Яуза» и «Русич» имели слишком высокую цену"
На заборе тоже много чего написано. В декабре 2005 года когда начали обсуждать концепцию новой модели по началу такую идею высказывали, но в 2008 году когда приступли от концепциий к проектированию, от этой идеи отказались, было принято более верное решение выпускать состав в различных комплектациях (как автомобили) от самой бедной до самой богатой и технически совершенной. Весь вагон построен по модульной технологии и заказчик волен выбирать всё от технической начинки до интерьера, экстерьра, типа дверей, наличия/отутствия сквозного прохода по всему составу. В Москву поставляется наиболее богатая (технически) комплектация. Для Питера также сделали богатую комплектацию. Кстати на 27 фотографии автор обзора немного приврал назвав выступы по краям торцевой двери заделом под сквозной проход. На самом деле это кожухи прикрывающие трубки отводящие конденсат от кондиционеров. Если закажут сквозной проход, то вместо торцевой двери и окон будет широкий проём.
24.07.1220:58:01
24.07.1222:15:47
24.07.1222:46:46
25.07.1209:57:46
25.07.1219:18:41
26.07.1211:19:41
25.07.1208:12:33
25.07.1208:54:59
25.07.1209:44:32
25.07.1210:19:44
25.07.1215:23:26
Forester25.07.1217:08:26
25.07.1217:38:52
25.07.1221:25:12
26.07.1212:52:08
26.07.1217:06:32
27.07.1218:13:44
28.07.1215:56:50