стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
73
auriga 03 сентября 2012, 19:15

Росатом вытесняет американцев с украинского рынка

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Атомный регулятор Украины запретил национальному энергетическому концерну «Энергоатом» использовать и ввозить свежее ядерное топливо американской компании Westinghouse на территории этой страны.

----

Украинцы же, полностью выгрузив американское топливо из двух реакторов Южно-Украинской АЭС, пришли к выводу, что повреждения ТВС (американские сборки, адаптированные под советско-российские реакторы ВВЭР, называются ТВС-W) вызваны особенностями их конструкции. «Согласно выводам первого этапа экспертизы (окончательный отчет регулятору будет представлен 17 сентября. — „Эксперт Online“), все то, что случилось на втором и третьем блоках ЮУАЭС, связано с конструктивными недоработками. Это признали все эксперты, принимавшие участие в работе комиссии, в том числе, хотя и со второго раза, и представители Westinghouse. Среди основных недоработок кассеты в отчете выделены: ненадежность дистанционирующих решеток, неудачная конструкция хвостовиков и, наконец, неудачная конструкция пружинного блока головки сборки», — подчеркнул Михаил Гашев.

----

Недостающее количество сборок в каждом реакторе при этом компенсируется за счет топлива российского производства. Во второй блок, например, загружено 58 свежих российских топливных кассет. Естественно, подсчитываются и убытки, связанные с этой ситуацией. По предварительным подсчетам, из-за вынужденного простоя двух блоков Южно-Украинской АЭС «Энергоатом» недополучил около 600 млн гривен (75 млн долларов) при нынешнем тарифе компании. Плюс непосредственно топливная составляющая, которая, по самым грубым оценкам, составляет около 100 млн долларов без учета затрат «Энергоатома» на решение проблемы с облученным и свежим топливом ТВС-W, а также необходимостью замещения этого топлива российским.

 © expert.ru

«Сегодня действует мой запрет на использование и ввоз свежего топлива Westinghouse на территорию Украины. Ни на пятый энергоблок Запорожской АЭС, ни на второй энергоблок Южно-Украинской АЭС, никуда в этом году свежее топливо ТВС-W загружаться не будет», — заявил в интервью РИА «Новости» заместитель главы государственной инспекции ядерного регулирования Украины, главный инспектор по ядерной и радиационной безопасности страны Михаил Гашев.

Поставки топлива в виде топливовыделяющих сборок (ТВС) на атомные электростанции является очень значимым видом бизнеса для мировых ядерных концернов — российского «Росатома», американской Westinghouse, французской Areva, пула корейских и японских компаний. При этом, как правило, кто строит эти станции, тот потом и зарабатывает на поставках для них ядерного топлива (тем более что конструкции реакторов у разных производителей отличаются и для российских реакторов типа ВВЭР, например, ТВС имеют шестигранную форму, а ТВС для реакторов типа PWR, которые делают Areva и Westinghouse, — четырехугольные). Но соотношение экономических сил в мире последние 20 лет сильно меняется. Поэтому Westinghouse, например, в начале нынешнего века начала поставки своих ТВС на АЭС «Темелин», построенную в Чехии по советскому проекту (конструкция американских топливных сборок, естественно, при этом была адаптирована под реакторы ВВЭР-1000, которые стоят на этой станции).

Однако первый блин оказался комом, и в 2007 году чехи вернулись к российскому «Росатому». Но американцы не успокоились и годом позже нашли «слабое место» на Украине, заключив с украинским «Энергоатомом» договор на поставки в 2011-2015 годах ядерного топлива Westinghouse для трех блоков Южно-Украинской АЭС (УЮАЭС) с перспективой снабжения своим топливом еще шести блоков других АЭС Украины, в том числе Запорожской АЭС. В прошлом году, например, «Энергоатом» для своих 15 энергоблоков, оснащенных реакторами типа ВВЭР общей мощностью почти 14 ГВт, по данным Государственной службы статистики, купил ядерного топлива на сумму 597 млн долларов — на 451 млн долларов у «Росатома» и на 146 млн долларов у Westinghouse.

До июня этого года на втором и третьем энергоблоке ЮУАЭС в опытно-промышленном режиме эксплуатировалось 126 сборок производства Westinghouse, загруженных в реакторы этих блоков в 2010-2011 годах. Плюс весной этого года «Энергоатом» купил у американцев еще 42 сборки (каждая — стоимостью свыше 1 млн долларов) для дополнительной загрузки во второй блок станции. Однако, когда на этих двух энергоблоках начался планово-предупредительный ремонт, сопровождающийся перезагрузкой топлива, у части американских ТВС, загруженных в украинские реакторы российского производства еще в 2010 году, обнаружились повреждения.

Официальные представители американской ядерной корпорации тут же заявили, что они не имеют никакого отношения к этим повреждениям, поскольку, на их взгляд, они были нанесены топливным сборкам в момент их загрузки в реактор украинскими специалистами.

Украинцы же, полностью выгрузив американское топливо из двух реакторов Южно-Украинской АЭС, пришли к выводу, что повреждения ТВС (американские сборки, адаптированные под советско-российские реакторы ВВЭР, называются ТВС-W) вызваны особенностями их конструкции.

«Согласно выводам первого этапа экспертизы (окончательный отчет регулятору будет представлен 17 сентября. — „Эксперт Online“), все то, что случилось на втором и третьем блоках ЮУАЭС, связано с конструктивными недоработками. Это признали все эксперты, принимавшие участие в работе комиссии, в том числе, хотя и со второго раза, и представители Westinghouse. Среди основных недоработок кассеты в отчете выделены: ненадежность дистанционирующих решеток, неудачная конструкция хвостовиков и, наконец, неудачная конструкция пружинного блока головки сборки», — подчеркнул Михаил Гашев.

Сейчас «Энергоатом» часть ТВС-W, которые были признаны неповрежденными, загружает обратно в реакторы ЮУАЭС — 27 во второй блок станции и 66 в третий. Недостающее количество сборок в каждом реакторе при этом компенсируется за счет топлива российского производства. Во второй блок, например, загружено 58 свежих российских топливных кассет. Естественно, подсчитываются и убытки, связанные с этой ситуацией. По предварительным подсчетам, из-за вынужденного простоя двух блоков Южно-Украинской АЭС «Энергоатом» недополучил около 600 млн гривен (75 млн долларов) при нынешнем тарифе компании. Плюс непосредственно топливная составляющая, которая, по самым грубым оценкам, составляет около 100 млн долларов без учета затрат «Энергоатома» на решение проблемы с облученным и свежим топливом ТВС-W, а также необходимостью замещения этого топлива российским.

Естественно, эта ситуация порождает в украинском обществе вопросы о том, что идея диверсификации поставок ядерного топлива на атомные станции этой страны в теории, может быть, и хороша, но обходится слишком дорого. Тем более что к 2015 году в Кировоградской области Украины российским «Росатомом» должен быть построен завод по производству ядерного топлива, который удовлетворит потребности в нем этой страны даже с учетом достройки Хмельницкой АЭС (ее Украина строит тоже с помощью России). «Нужно не расторгнуть, а существенно пересмотреть этот контракт — подумать: нужен ли он вообще, а если нужен, то в каком объеме. Может быть, достаточно опять пойти на опытную эксплуатацию шести доработанных сборок, как это было в самом начале пути. Однако, учитывая, что в 2015 году у нас будет свое нормальное топливо, может стоит подумать о том, что не следовало бы платить сотни миллионов евро при том, что никто не застрахован от повторения ситуации, которую мы сейчас обсуждаем. Если мы в третий раз наступим на эти грабли после Чехии и ЮУАЭС, то это уже будет расцениваться как прямая экономическая диверсия», — отозвался о дальнейших перспективах контракта на поставку топлива на украинские АЭС корпорацией Westinghouse главный инспектор по ядерной и радиационной безопасности Украины Михаил Гашев.

Даже если Westinghouse сейчас будет дорабатывать конструкцию топливных сборок ТВС-W для применения их на украинских атомных станциях, на получение новой лицензии от украинских властей на их полноценное использование уйдет лет пять. Поэтому перспективы полного вытеснения «Росатомом» своего топливного конкурента с территории Украины выглядят обнадеживающими (если, конечно, в стране за это время не произойдет очередная «оранжевая революция»). При этом российский ядерный концерн недавно сам шагнул на традиционную топливную поляну европейского и американского ядерных концернов, намереваясь в 2014 году начать поставки своего ядерного топлива на шведскую атомную станцию «Ринхальс-3».

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • auriga
  • 26
  • 0
    Winnypux Winnypux
    03.09.1219:27:41
    Правильно! Гнать их оттуда и отовсюду!      
    • Комментарий удален
      • 0
        Нет аватара MaGell
        04.09.1207:26:01
        Однако да)) Примерно таки в момент водружения на нЭзалЭжный трон пана Йусченки сия перемога и случилось. Под радостные возгласы "ТАК111". Редкие возражения специалистов, типа "ребята, но энергоблоки проектировались под топливо российской сборки, чего делаете то?" тогда просто...были не услышаны.
        • 0
          club-k club-k
          04.09.1212:55:23
          хорошо что не случилось второго "Чернобыля".....
          • 0
            Нет аватара MageKeeper
            04.09.1215:17:55
            если они будут уверены, что это навредит мАскалям, то сделают..   
  • 0
    Нет аватара Roman1477
    03.09.1219:57:30
    Пфф, все как и прогнозировалось. Закупили стержни у американцев, отпраздновали победу над московским игом, и вдруг, внезапно, оказалось что везти отработанное топливо в США не получается, проклятые москали видите-ли тоже отказываются принимать отработанное американское топливо, а утилизировать его в Украине негде. Сейчас в срочном порядке строится начинается строительство площадки утилизации в 100 от Киева. Отработанное топливо будут хранить в бетонных контейнерах под открытым небом. Само собой, киевляне против такой фигни. Площадку предлагают перенести в другое место, в 15 км от Запорожья. Интересно, что будет дальше, и чем закончиться такое жонглирование.
    • 0
      dzen1510 dzen1510
      03.09.1221:02:43
      Насчёт 100 км от Киева,не верь.Я сам из Киева.Просто у нас очередная нац.забава на носу.Выборы.       Правда были такие идеи как устроить могильник в чернобыле.Но дальше трёпа не пошло.Тут для начала надо с "укрытием" для ЧАЭС разобраться.
      Отредактировано: dzen1510~21:07 03.09.12
      • 0
        Нет аватара Roman1477
        03.09.1221:09:19
        Я плохо знаком с политическими реалиями Украины, поэтому смотрю лишь на реалии технического характера. А они таковы: Россия с 2013 года прекращает ввоз ядерных отходов других стран на свою территорию. Так что украинскому хранилищу в любом случае быть. Вопрос в том, где оно будет.
        • 0
          dzen1510 dzen1510
          03.09.1221:47:20
          Ну не факт.Это вполне нормальная практика когда при заключении договора на поставку ЯТ обговариваются и такие моменты как возврат.Ну типа я покупаю,а ты мне скидку на переработку. К сожалению тут много политики,хотя возможностей договориться море.Тут тебе и керченский пролив и флот и кооперация в авиакосмической отрасли.Договаривайся не хочу,но на уступки наша(что б её) украинская власть ну не очень любит идти,даже если это выгодно простым смертным.Примеров масса ,да не хочу клаву перечислением мучать.Просто поверь на слово.Им бы на халяву да побольше,а что не съем,то понадкусываю,лишь бы москалям не досталось.Вот такие грустные реалии. P.S. А на хранилище тоже ведь деньги надо.
          Отредактировано: dzen1510~21:48 03.09.12
        • 0
          dzen1510 dzen1510
          03.09.1221:53:49
          А насчёт 2013,дык по украинскому законодательству на территории страны тоже не могут находиться иностранные базы,однако они есть.Достаточно лишь межправительственного соглашения или как его там.Ну да не важно.Я просто о том,что договориться всегда можно.И договориться взаимовыгодно.Было бы желание.
          • 0
            Александр Ермаков
            03.09.1223:01:21
            Могут находится. По факту одна-единственная - ЧФ России. Это в Конституции Украины.
            • 0
              dzen1510 dzen1510
              04.09.1200:24:04
              На территории Украины запрещается создание и функционирование каких - либо вооруженных формирований, не предусмотренных законом. На территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз. Статья 17.Раздел 1.
              • 0
                Александр Ермаков
                04.09.1210:48:34
                Консттуция Украины: Розділ XV ПЕРЕХІДНІ ПОЛОЖЕННЯ 14. Використання існуючих військових баз на території України для тимчасового перебування іноземних військових формувань можливе на умовах оренди в порядку, визначеному міжнародними договорами України, ратифікованими Верховною Радою України. Мой перевод: "Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных войсковых формирований, возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными ВР Украины." На Украине на момент принятия Конституции (28.06.1996) была только одна существующая военная база. Согласно международному договору, ратифицированному ВР Украины, аренда базы продлена.
                • 0
                  dzen1510 dzen1510
                  04.09.1217:01:39
                  в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными ВР Украины.- Ну так я о чём? на то и cуществуют переходные положения и межправительственные соглашения.
  • 0
    dzen1510 dzen1510
    03.09.1220:21:24
    Диверсификации хороша там где она хороша,но что касается такой отрасли как ядерная энергетика,то это полный бред,а учитывая конструктивные особенности блоков(строил то союз,а затем и Россия),то это ещё и опасно. Это как раз тот случай когда "назло бабушке отморожу себе уши" может обернуться проблемой не только для строптивого и неразумного"внука",но и всей родне. Кстати примерно похожая ситуёвина была и с а.к. батареями для пл"Запорожье". Грубо говоря купили у буржуев, да размерчик блин не тот оказался.
  • 0
    morshan morshan
    03.09.1222:03:02
    Нет,это не вытеснение,это по другому называется. Окончание празднования очередной перемоги. И виноватого,главу "Энергоатома" уже уволили.    Теперь началась другая,перемога,строительство завода к 2014 году. Ну и дальше по списку. Неисправимые они.   
  • 0
    Нет аватара Dahujibi4
    03.09.1222:29:10
    Ну что же, слава Богу, хотя Украина это исторически наш рынок и часть России. Вот когда начнём американцев с их исконных рынков вытеснять, вот это будет круто!
  • 0
    Нет аватара Curban
    03.09.1222:56:34
    может вода на украине такая, что рассудка лишает. что ни новость, то маразм. думаете теперь твел фореве? а вот кер, пройдут выборы договора разорвут, кого-нибудь посадят, наша песня хороша
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      04.09.1213:33:44
      может вода на украине такая, что рассудка лишает
      Дык, такая и есть. Горилка называется    
  • 0
    Нет аватара Neuron
    04.09.1200:22:20
    Если мы в третий раз наступим на эти грабли после Чехии и ЮУАЭС, то это уже будет расцениваться как прямая экономическая диверсия
        А я думал забег по граблям национальный вид спорта
  • 0
    Нет аватара MPAK
    04.09.1209:59:28
    просто результат политического решения юща по энергонезависимости украины от россии в плане ядреного топлива дал наконец свой закономерный результат,временное плечо у данного решение длинное оказалось просто,а предупреждали ведь,дядька у меня в донецке живет платить то ему и всем незалежным придется опять,вот что огорчает
    • 0
      Нет аватара MageKeeper
      04.09.1215:20:34
      И что Вас так огорчает? Сами власть себе выбирали, сами и расхебывать будут решения ея.. как во всем мире.. и ничуть не жалко, умнее будут в следущий раз..
  • 0
    Нет аватара guest
    04.09.1213:45:52
    Вчера по бялорусским новостям с радостью было сказано,что Украина введет санкции против российского автопрома
    • 0
      Нет аватара MageKeeper
      04.09.1215:22:08
      радостные новости о пакостях в сторону РФ, либо в самой РФ- это нормальный информационный фон в РБ, пора бы уже привыкнуть..   
    • 0
      Нет аватара guest
      04.09.1219:27:38
      Я полагаю, что утка. Или пугают. Хотя даже на всю голову оранжевым должно быть понятно, что если Украина введет санкции против российского автопрома - то Россия тоже в долгу не останется и не останется асимметрично. Хотя кто их знает, со сборками вон тоже решение чисто политическое было, без малейшей оглядки на экономику и здравый смысл.
      • 0
        Нет аватара guest
        04.09.1219:42:57
        Навряд ли утка.Озвучено по ОНТ.Ко всему не стоит забывать,что Путин предложил ввести утилизационный сбор для грузовых автомобилей и автобусов. Было бы правильно и для тракторов и иной сельхозтехники произведенной вне РФ.
        • 0
          Нет аватара Novigator
          09.09.1220:45:37
          Утилизационный сбор в рамках ВТО распространённая практика (читал в Ведомостях). Но его нельзя вводить или отменять персонально для одной или группы стран. Поэтому украинский "утильсбор" только для России не что иное, как нарушающий правила ВТО запретительная пошлина. Придётся либо вводить для всех стран, либо ни для кого. Дабы соответствовать нормам ВТО. Иначе: Суд-Тюрьма-Сибирь.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,