стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
43
Дмитрий Шапкин 10 декабря 2012, 21:35

Воронежские курсанты начали изучать Як-130

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

На учебную авиабазу в Воронежской области, где будущие летчики постепенно переходят от теории к практике, прилетели уже 22 "летающих компьютера" - так прозвали ЯК-130 за интеллект и возможности.

- Его с полным правом можно назвать самолетом пятого поколения. Превосходная аэродинамика и электронное оборудование позволяют смоделировать поведение разных типов воздушных судов: от истребителя до транспортного самолета, - заметил командир авиабазы Александр Грунь.

Если самолет - новейший, то авиабаза, более известная в ВВС как борисоглебское летное училище - напротив, одно из старейших в России заведений подобного рода. В числе его первых выпускников был Валерий Чкалов, чье имя теперь украшает титул вуза, а бюст - музей. Учился здесь и сын Чкалова Игорь, но был отчислен за неуспеваемость. А сын Чапаева Аркадий в Борисоглебске разбился…

Чтобы подобных ЧП было меньше, курсантов здесь учат "летать по рельсам" - то есть выдерживать заданные параметры: высоту, скорость, направление, ориентироваться в пространстве, читать приборы.

Теоретические навыки закрепляют на тренажерах. В теплом боксе стоит кабина самолета: с фонарем, ручкой управления и всеми положенными приборами. От кабины тянутся толстые электрические кабели. Мерно гудит электроника, на экране перед курсантом разворачивается панорама: леса, поля, аэродром за рекой.

- Это окрестности авиабазы Остров в Псковской области. Хотелось бы, конечно, показывать курсантам нашу местность, над которой они будут летать весной - но в комплекте поставки тренажера только Остров, - рассказал инструктор.

Он наклонился к микрофону: "Разворот влево с креном 20 градусов". Пятикурсник Антон Шмойлов в кабине отрепетовал команду, двинул ручку, панорама на экранах наклонилась и поползла вправо.

Нажав пару кнопок, инструктор поместил перед Антоном условного противника - его тоже изображает Як-130. Тронув мышку, передвинул самолет курсанта километров на 40 ближе к супостату. Вот бы на войне так… Вражеский Як летел смирно, не маневрировал и не отстреливался. Шмойлов поймал его в прицел и нажал на гашетку. Загрохотала пушка, к противнику устремилась снаряды. Як окутался дымом и свалился вниз.

Перед посадкой инструктор выключил Антону двигатель - тренажер позволяет моделировать и различные нештатные ситуации. Курсант снизился, набирая скорость, и благополучно приземлился. 
На тренажере все просто - даже если самолет разобьется, достаточно перезапустить программу и можно лететь снова. Фонарь кабины реального Яка на крайний случай исчерчен лентой взрывчатки - при аварии стекло не отстреливается, как прежде, а разбивается взрывом. Это экономит секунды при катапультировании. "Только лицо расцарапает", - шутят летчики. Как оно на деле, к счастью, здесь пока не проверяли.

- Отличный самолет. Люди, которые его придумали, хорошо учили математику в школе - все просчитано, - сказал штурман эскадрильи Сергей Поздняков.

Он перегонял Як с завода в Иркутске. Перелет на пять тысяч километров с двумя посадками для дозаправки - в Новосибирске и Челябинске - занял 11 часов. Поскольку летели Яки вслед за солнцем, то вылетели в 12, а на место прибыли в 16 часов.

Борисоглебское училище окончили многие известные летчики: автор 22 мировых рекордов Владимир Коккинаки, Виктор Талалихин , впервые в истории выполнивший ночной таран. Здесь воспитали 272 Героя России и Советского Союза, 12 дважды Героев. Главнокомандующий ВВС Виктор Бондарев - тоже выпускник Борисоглебска. Немудрено, что первыми в России Як-130 поступили именно сюда.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Djoker Djoker
    10.12.1222:56:11
    • 0
      Aktino Aktino
      11.12.1200:25:53
      22...а не 23 ?
      • 0
        Djoker Djoker
        11.12.1200:37:01
        22...а не 23 ?
        Уважаемый A_SEVER недавно пересчитывал:
        Изготовленных в этом году и переданных ВВС самолётов Як-130 пока 12, последнюю 3-ку передали ВВС 30 ноября (о чём написал я), а сегодня они долетели до Борисоглебска (о чём написал vpk_news). В декабре должны передать ещё 3 (а не 6, как я утверждал ранее, сам немного запутался). Получается, 11+12+3=26 а Дерябин утверждает 25, разница в 1 самолёт. Почему? Пока не знаю...
        http://sdelanounas.ru/blogs/25877/?pid=232366#comments
      • 0
        A_SEVER A_SEVER
        11.12.1200:38:53
        22...а не 23 ?
        23 всего у ВВС. Возможно, один из самолётов где-то ещё...
  • 0
    Djoker Djoker
    10.12.1222:56:44
    • 0
      1nsane 1nsane
      11.12.1201:14:34
      журналист так говорит сочетание "до сих пор проходят обучение", будто это старый хлам.   
    • 0
      Нет аватара mrSergey
      11.12.1207:38:09
      Так это русско-итальянский вариант. Подпольная кличка - "лодка". У нас такие не выпускаются, уже.
  • 0
    user78 user78
    10.12.1223:19:58
    Спасибо за видео. Говорится, что 450 вылетов - это полностью выработанный ресурс. Интересно сколько ресурс у Миг-29 и Су-27?
    Отредактировано: user78~23:28 10.12.12
    • 0
      Djoker Djoker
      11.12.1200:31:05
      Говорится, что 450 вылетов - это полностью выработанный ресурс.
      Это же журналисты...     Ресурс, вроде, измеряется в часах, да и борт-то опытный...
      • 0
        Нет аватара djvu
        11.12.1214:36:55
        Мой декан говорил так: "Мера некомпетентности меряется в журналистах. 1 журналюга --- 1 мера некомпетентности, 2 --- 2, ...." =))))
        • 0
          Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
          11.12.1215:03:17
          Уважаемый, я думаю, что мера некомпетентности измеряется в пустобрёхах, которые валят всё с больной головы на здоровую, и считают, что так у всех. Журналисты бывают разные. Бывают в "Известиях", а бывают и в ВПК или "Национальной обороне", или в "Военном обозрении", или в ЦАСТ. Первым доверять нельзя, вторым - можно. Я тоже журналист. Более того - я телевизионщик, и знаю эту кухню изнутри. И знаю, как порой некомпетентны бывают в этой сфере журналисты с канала "Звезда". НО! Журналисты бывают РАЗНЫЕ! Также, как и все люди. Не стоит валить всех в одну кучу.
          • 0
            Нет аватара djvu
            11.12.1215:07:09
            Я не говорил что думаю Я. Только процитировал что мой декан говорил про тех кто несет откровенную глупость, которую сам не понимает. Такое уточнение лучше.
    • 0
      MiG-42MFI MiG-42MFI
      11.12.1208:18:14
      Интересно сколько ресурс у Миг-29 и Су-27?
      2-2,5 тысячи лётных часов для Су-27С/П и МиГ-29 9-12/9-13 (речь, естественно, о самом планёре). На последующих истребителях вроде МиГ-29СМТ он достигает 6000 часов и более.
      Отредактировано: MiG-42MFI~08:23 11.12.12
      • 0
        magi9r magi9r
        13.12.1219:46:45
        А сколько это в годах?... шутка    Просто мне как человеку крайне далекому от военной авиации хочеться узнать на сколько еще хватит строевых Су-27 и Миг-29( вышеупомянутые МиГ-29СМТ и модернизированные Су-27 СМ/СМ3 не в счет)
  • 0
    Нет аватара ravenyd123
    11.12.1201:23:22
    А точно Як-130 5-го поколения?
    • 0
      Нет аватара guest
      11.12.1212:36:00
      Скажем так - он позволяет имитировать поведение самолетов пятого поколения за счет перенастройки ЭДСУ. Таким образом, на нем можно учить пилотов для пятого поколения, а самому ему для этого быть пятым поколением не обязательно.
    • 0
      user78 user78
      11.12.1213:06:51
      А точно Як-130 5-го поколения?
      примерно соответствует американскому F-35. Т.к. F-35 не является полноценным 5-м поколением (даже бесфорсажного сверхзвука нет), то и Як-130 можно отнести к 5-му поколению лишь условно     Единственный самолёт пятого поколения в обозримом будущем - ПАК ФА. Морально устаревший и не выпускающийся уже американский F-22 и китайский J-20 до него не дотягивают.
      • 0
        MiG-42MFI MiG-42MFI
        11.12.1216:04:29
        Единственный самолёт пятого поколения в обозримом будущем - ПАК ФА.
        Обычное 4+. Если доведут.
        • 0
          Нет аватара vvv
          11.12.1217:38:17
          Ну Миг не опускайся так ниско....
          • 0
            Нет аватара guest
            11.12.1217:53:51
            Поздно   
        • 0
          Нет аватара guest
          11.12.1217:42:21
          Цитата "поздравляю тебя, Шарик, ты балбес"    и тебе еще национальное индейское жилище "Фигвам" называется. И не надейся. 4+ это надо такое написать   
  • 0
    Letun Letun
    11.12.1210:00:45
    А точно Як-130 5-го поколения?
    Смотря какие критерии использовать.
  • 0
    Djoker Djoker
    12.12.1223:12:55
    Ангары, все-таки, у них классные...    
    Отредактировано: Djoker~23:13 12.12.12
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,