Корветы проекта 20380
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Традиция называть сторожевые корабли именами прилагательными
иногда бьет на редкость метко. «Стерегущий», первенец проекта
20380, – это просто символ класса, сторожевой корабль. «Бойкий»,
любезно принявший нас на борт, – уже серьезная заявка на успех,
ведь он – третий в серии. Спустя десяток-другой настанет черед
имени «Разумный» – ведь если кораблю удастся стать по-настоящему
массовым, это как нельзя лучше продемонстрирует, что ставка на
новый для России класс корветов была сделана верно.
Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР – это то самое
«свято место», которое на протяжении десятков лет пустовало.
Почему так происходило, неплохо объясняет история корабля проекта
12441 типа «Новик».
Иллюстрация СКР пр.12441 "Новик" из журнала "Военный парад", 1990-е год
В 1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по
последнему слову техники: газотурбинная силовая установка с двумя
маршевыми и двумя форсажными двигателями; корпус и надстройки,
выполненные с применением композитных материалов и с учетом
требований малой радиолокационной заметности (технология
«Стелс»); самый современный и перспективный на тот момент
зенитно-ракетный комплекс «Полимент / Редут», ангар для
постоянного базирования противолодочного вертолета.
В 1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная
распадом СССР: множество предполагаемых поставщиков в одночасье
оказались в зарубежных странах. Проект многократно
модернизировался по ходу строительства. Улучшались его ходовые
характеристики и боевые качества, но вместе с ними росло и
водоизмещение корабля, которое существенно превысило
первоначально обозначенное в задании. «Новик» вплотную
приблизился к кораблям морской зоны, способным к длительному
патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но
обладающим избыточными характеристиками для боевых действий у
берегов.
В итоге самый технически продвинутый корабль России был
переквалифицирован в учебный и не был достроен.
Похожая история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х
«Неустрашимым», проект 11540. Задуманный как малый
противолодочный корабль с водоизмещением 800 т, он за считанные
годы «раздобрел» до 1500, затем до 2000, а в варианте с
вертолетом достиг 2500 т и перебрался в морскую зону. Итог
схожий: на службу в 1987 году вышел лишь один «Неустрашимый».
Разумеется, быстрый, хорошо защищенный и вооруженный «Новик»
легко справился бы с любыми задачами в прибрежной зоне. Его
критический недостаток – цена. А ведь для охраны морских границ и
своевременного реагирования в локальных территориальных
конфликтах сторожевых кораблей должно быть много.
Поэтому ближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку
более легкого и дешевого сторожевого корабля, который выиграло
Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что
спроектировало «Новик».
Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной
силой военно-морского флота России в прибрежной зоне. И несмотря
на меньшую стоимость по сравнению с «Новиком», это, без сомнения,
одна из самых инновационных и технически совершенных машин
отечественного флота.
К примечательным нововведениям можно отнести и переработанные
обводы корпуса с едва ли не на четверть уменьшенным
гидродинамическим сопротивлением, и вертолетный ангар, впервые
размещенный на столь небольшом корабле. Важнейшим прорывом можно
назвать применение единой информационной системы управления
вооружением и всем электронным оборудованием машины.
Наконец, корабль получил новое классовое обозначение в полном
соответствии с временем и международной терминологией. Теперь это
уже не сторожевой корабль, а корвет.
Незаметно, обтекаемо
В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно
назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого»
– третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная
верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии
заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и
«Сообразительный», уже приняты на вооружение ВМФ России. Еще
четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского
судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и
возможно, это не предел.
Главные составляющие успеха проекта 20380 – тщательно
проработанная конструкция корпуса и единая электронная система
автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и
состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность,
ремонтопригодность и возможность модернизации машины.
Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и
настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном
ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило
использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую
установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для
увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для
1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже
вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для
противолодочного вертолета «Ка-27».
Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его
вооружение при волнении силой до пяти баллов (на два балла
больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная
ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в
гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов
двигателей были применены технологии, ранее отработанные на
подводных лодках.
ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000,
специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе
проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый
агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и
суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного
шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24 000 л.с. Четыре
дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть
питанием.
«Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование
принципам технологии «Стелс» – непременный атрибут современных
кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до
борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и
углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по
возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные
аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в
лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность
рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими
аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него
противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.
Плечом к плечу
Единая боевая информационно-управляющая система – это, пожалуй,
главное нововведение проекта 20380, так или иначе влияющее и на
тактические характеристики корабля, и на жизнь экипажа, и на
надежность всех технических средств, и даже на скорость
модернизации вооружений.
«Если раньше системы были разбросаны по всему кораблю и вся
работа по их координации ложилась на членов экипажа, то теперь
бал правит интегрированная мостиковая система, в которой
сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от
механики до применения оружия», – говорит заместитель главного
строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров.
Кроме органов управления кораблем интегрированная мостиковая
система включает в себя два компонента: секцию управления
ракетным и противолодочным оружием и секцию радиолокационной
борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки.
Первая секция представляет собой три поста, расположенных бок о
бок прямо на капитанском мостике. Здесь работают командиры боевых
частей (БЧ). Первый отвечает за противолодочную борьбу, второй –
за противокорабельный комплекс. Внешне их посты выглядят
одинаково: это большие экраны, на которые выводится информация о
целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира
корвета, который может в любой момент запросить любую информацию
по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым
разным данным – от параметров работы дизелей до запасов
провизии.
В задачи третьего командира БЧ входит координация всех систем
вооружения и выдача рекомендаций командиру корабля по применению
оружия. Важно, что и командир корабля, и рулевой, и вахтенный
офицер, и командиры БЧ работают в одном помещении и могут
молниеносно принимать скоординированные решения и приводить их в
исполнение.
На корвете есть система, способная координировать работу оружия и
систем обнаружения нескольких кораблей, действующих в составе
дивизии. О технических сторонах ее работы сотрудники завода
предпочитают не распространяться, отмечая, правда, что с каждым
новым кораблем система становится все мощнее.
Ее суть в том, что информация по воздушной, надводной и подводной
обстановке, по обнаруженным целям и связям концентрируется в
едином центре и обрабатывается. Здесь определяется степень
опасности целей, принимается решение о типе применяемого оружия,
после чего информация мгновенно отправляется входящим в группу
кораблям, вертолетам и самолетам для скоординированных
действий.
Применение такой системы особенно логично в сочетании с
вертолетом, который, будучи неуязвимым для подводных лодок и
применяя активные средства гидроакустического обнаружения, имеет
перед кораблями неоспоримые преимущества в плане освещения
подводной обстановки.
Пока что система управления дивизией представляет собой весьма
увесистое стационарное оборудование, размещаемое на корабле, но в
ближайшем будущем она станет портативной: образно говоря, вся
тактическая информация будет концентрироваться в чемоданчике
адмирала.
Секция радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и
подводной обстановки располагается в штурманской рубке, по
соседству с мостиком.
Средствами обнаружения целей управляют несколько офицеров. Здесь
же находится карт-сервер, на который штурман загружает карты
морских районов в соответствии с планом похода. Благодаря единой
системе управления эти карты становятся доступны на всех постах,
где это необходимо, – от мостика до вертолетного ангара.
Максимальная автоматизация всех систем корабля позволила
многократно уменьшить время, необходимое для принятия решений, а
также облегчить труд экипажа и снизить его численность до 100
человек.
Готов к апгрейду
Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за
собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью,
ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По
словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более
тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных
буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на
завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать
идеальную совместимость со всеми системами корабля.
Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью,
благодаря современным электронным технологиям многие компоненты
стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть
их производителю на доработку или же пригласить специалистов на
завод с необходимыми запчастями.
Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную
унификацию коммуникационных протоколов различных устройств.
Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому
вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны,
предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты
заранее с помощью компьютерных симуляторов.
К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер
может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений,
так и цели, которую требуется обнаружить.
Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность
установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К
примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за
противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс
«Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его
место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК
«Редут».
Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12
ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35
км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в
различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха
«Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла»
(запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм
артиллерийские установки АК-630М.
Серийный и разный
Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути
немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой
дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса
корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать,
что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь
несколько десятков корветов более актуально, чем несколько
океанских эсминцев.
Обсуждения возникали по поводу состава вооружения корабля, его
защищенности и живучести, однако эти качества также сложно
рассматривать в отрыве от тактических схем, характерных именно
для класса корветов.
За несколько лет службы на «Стерегущем» дважды возникали
неполадки в главной энергетической установке, что послужило
поводом для сравнения дизель-дизельного агрегата с газотурбинными
двигателями, более надежными и легкими, но несопоставимо более
дорогими.
На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в
строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой
«Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не
только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского
производства Talwar, Trishul и Tabar.
Однако главное преимущество кораблей типа «Стерегущий» –
гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка заменена, но
корабли не останутся на стапеле и не превратятся в недострой. «Ни
один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает Юрий
Александров. – “Сообразительный” во многом отличался от
“Стерегущего”, “Бойкий” также выглядит несколько по-другому».
Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе
массовость говорят о том, что проект 20380 – это большой успех
российского флота.
На фото запечатлен второй корвет проекта 20380, получивший имя «Сообразительный». Позади 100-мм артиллерийской установки можно рассмотреть крышки пусковых ячеек зенитно-ракетного комплекса «Редут»
1. Пост командира корабля занимает левую часть мостика. По большей части он состоит из экранов, на которые командир может вывести практически любую информацию о состоянии систем корабля и вооружения, целях, обстановке, навигации. 2. Пост рулевого представляет собой навигационный экран, штурвал и пульт управления ГЭУ (полный ход, малый ход и т.п.). Корабль может самостоятельно поддерживать заданный курс, однако даже на автопилоте у руля всегда дежурит матрос. По правую руку от рулевого можно заметить рукоятку автономного прибора связи, который даст возможность передать сообщение на любой пост в случае отключения электричества. 3. Пост вахтенного офицера позволяет одновременно контролировать работу всех систем корабля, от состояния ГЭУ до запасов провизии. Вахтенный офицер имеет в распоряжении расширенную систему связи и может оперативно связаться с любым постом на корабле.
СХЕМА ВООРУЖЕНИЯ 1. 100-мм артиллерийская установка А-190 «Универсал» 2. Боевой модуль ЗРК «Кортик-М» (на последующих кораблях – 12 пусковых ячеек ЗРК «Редут») 3. Противокорабельный ракетный комплекс «Уран» (впоследствии будет заменен на «Оникс» или «Калибр») 4. 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М 5. Лацпорт комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» 6. Комплекс выстреливаемых помех ПК-10 7. Подкильная антенна гидроакустического комплекса «Заря-2» 8. Гидроакустическая система целеуказания комплекса противоторпедной защиты 9. Навигационная РЛС «Пал-Н» 10. Навигационная РЛС МР 231-2 11. Оптико-электронный прибор МТК-201 М2.2 12. Антенна РЛС целеуказания 5П-10 «Пума» 13. Антенна РЛС «Монумент-А» в радиопрозрачном кожухе 14. Трехкоординатная РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2» 15. Опускаемая гидроакустическая станция «Анапа-М» 16. Станции комплекса радиоэлектронной борьбы ТК-25-2 17. Ангар для противолодочного вертолета Ка-27 18. Взлетно-посадочная площадка 19. Протяженная буксируемая гидроакустическая станция «Минотавр-М»
Автор Сергей Апресов
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
06.02.1310:40:46
06.02.1310:46:05
06.02.1310:50:40
06.02.1310:53:39
06.02.1311:05:41
12.11.1414:09:23