Лого Сделано у нас
94

Как делают карандаши из сибирского кедра

В далеком 1912 году по указу царского правительства в Томске была создана фабрика, где пилили кедровую дощечку для карандашей, производимых на территории всей страны.

Много времени прошло с тех пор. Были в этой истории свои взлеты и падения. В 1999 году фабрика была признана банкротом, а уже в 2004 году известная чешская компания «KOH-I-NOOR Hardtmuth a.s.» вошла в состав ее собственников. На сегодняшний день «Сибирская карандашная фабрика» является единственным на территории бывшего Советского Союза производителем карандашей и карандашной дощечки из Сибирского кедра, древесина которого применяется для производства карандашей высшей ценовой категории. Осенью 2012 года продукция «Сибирской карандашной фабрики», пройдя экспертизу комиссии, стала лауреатом конкурса «Лучшие товары и услуги Томской области», а затем и дипломантом всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».

Как же производят карандаши, получившие такое признание потребителей? 

ПОДГОТОВКА


Производство карандаша начинается с лесной биржи, где складируется заготовленный кедр. Сейчас здесь находится больше трех тысяч кубов дерева. В прошлом году власти Томской области сильно помогли фабрике в обеспечении материалом. В этом году тут планируют произвести около 85 миллионов карандашей.

- Древесина, которую мы закупаем, поступает к нам не в результате варварской рубки, – говорит Анатолий Лунин, директор фабрики. – В подавляющем большинстве – это санитарная рубка перестоявшегося кедра, который уже не дает орех. Кедр растет до 500 лет, но шишки на нем появляются где-то до 250, после чего он начинает умирать и поражаться различными насекомыми. Если его срубить в этот период, быстрее вырастет новый кедр. 

Каждое бревно с лесной биржи сначала проходит обязательную подготовку. Прежде, чем его распилить, дерево помещают и выдерживают в специальном бассейне с теплой водой. Это делают для того, чтобы пристывшие куски земли или глины с камнями случайно не повредили пилы. Летом его здесь держат недолго, до двадцати минут, но в зимний период бревно держат в бассейне до тех пор, пока оно не оттает. На это уходит до трех часов.

В правой верхней части фотографии как раз виден ствол дерева, приготовленный к погружению в бассейн. Через 369 часов или 16,5 суток, пройдя 26 различных технологических операций, из него получатся готовые карандаши.

На лесопилке из бревна делают вот такой брус.

Производство деревянного карандаша чрезвычайно требовательно к качеству материала. В дело идет только чистая прямая древесина, и если для столярных изделий наличие таких дефектов, как, например, сучки не катастрофично, то карандаш из такого дерева уже не сделать, поэтому  заранее сказать, сколько карандашей получится из одного бруса очень сложно.

Чтобы уменьшить количество отходов, на предприятии ищут разные способы увеличения глубины переработки древесины. Один из таких способов – расширение ассортимента выпускаемой продукции. Так, из дощечки, которая не годится для производства карандаша, к лету планируют наладить выпуск деревянных пазлов-раскрасок для детей и средств от моли. Что-то идет на производство коротких карандашей, как для магазинов «IKEA», а часть, на производство вот таких деревянных шампуров.

Полученный из бревна брус распиливают на короткие отрезки, каждый из которых затем распускают на десять дощечек. Чтобы все дощечки были одинаковыми их нужно откалибровать. Для этого их прогоняют через специальный станок. На выходе из него дощечки имеют одинаковый размер и строго перпендикулярные грани. 

Затем откалиброванные дощечки помещают в автоклав. 

По своему внешнему виду он напоминает бочку, к которой подведено множество труб разного диаметра. При помощи этих труб в камере можно создавать вакуум, нагнетать давление и подавать внутрь всевозможные растворы. В результате этих процессов из дощечки удаляются содержащиеся в ней смолы, и древесина импрегнируется (пропитывается) парафином.

На сегодняшний день это не самый простой, но один из самых эффективных способов улучшить важные свойства материала и защитить дерево от вредного воздействия окружающей среды. 

Так выглядят «облагороженные» карандашные дощечки после обработки в автоклаве.

Их остается как следует просушить, и отправить на карандашное производство. На этом процесс изготовления дощечки можно считать завершенным.

ПРОИЗВОДСТВО


Готовая дощечка поступает в цех белого карандаша, где для начала в ней на станке нарезают канавки, куда затем будут уложены стержни. Слово «белый» в данном случае означает то, что карандаш здесь еще не окрашенный.

Дощечка подается на дальнем конце в правой части фотографии. По дороге ее поверхность шлифуется для склейки, и особой фрезой в ней выпиливаются углубления. На ближнем краю станка дощечки автоматически укладываются в стопку.

Так выглядит отшлифованная дощечка с нарезанными канавками.

Сейчас ее толщина 5 миллиметров, что равно половине толщины будущего карандаша. На следующем этапе дощечки склеивают попарно между собой, чтобы получился один карандашный блок. Вот как это выглядит.

Станок плавно подает первую дощечку и укладывает стержни в ее канавки.

Вслед за этим из другого устройства «выезжает» вторая дощечка, уже смазанная водорастворимым клеем, и аккуратно ложится на первую.

Получившиеся карандашные блоки зажимают в пневматическом прессе и стягивают струбцинами.

Если дощечку на фабрике изготавливают самостоятельно, то стержень в основном закупают в Китае. Там его начали производить по сухой технологии, которая не требует обжига в печи при высокой температуре. Вследствие этого, себестоимость стержня оказалась настолько низкой, что львиная доля производителей карандаша перешла на такой стержень.

Чтобы грифель карандаша не ломался внутри корпуса, на фабрике применяют технологию дополнительного проклеивания стержня специальной клеевой системой.

После этой операции склеенные блоки выдерживают в специальной сушильной камере несколько часов.

В камере довольно жарко. Горячий воздух нагнетается вентилятором, поддерживая температуру в районе 35-40 градусов. Древесине нужно хорошо просохнуть, чтобы в дальнейшем карандаш за один проход стал гладким и получил нужную геометрию. Карандаш с «простым» грифелем сохнет здесь не менее двух часов, а цветной – не менее четырех. Из-за того, что цветной содержит больше жировых веществ, ему требуется больше времени, чтобы просохнуть.

По прошествии этого времени блоки разбирают, укладывают в тележки с указанием всех дальнейших параметров и отправляют на следующий станок, который разделит их на отдельные карандаши.

Своей формой станок похож на тот, который делал канавки в дощечках, но есть у него и свои особенности. Заготовки помещают в загрузочный бункер. Они проходят по транспортным узлам, торцуются, пилятся и на выходе получается привычный деревянный карандаш, только еще не окрашенный.

Двойная фреза, которая разделяет блоки, задает и форму будущего карандаша, причем делается это все за один проход.

Именно от типа профиля режущей фрезы зависит то, каким будет карандаш – шестигранным или круглым.

Совсем недавно на фабрике освоили производство трехгранного карандаша. Оказалось, что спрос на такую форму растет. Покупателей привлекает эргономичность и естественность расположения пальцев на гранях, что, безусловно, облегчает ребенку обучение письму.

Рядом со станком стоит рабочий стол сортировщицы.

Ее задача перебрать сделанные карандаши, отобрать «годные» и отделить дефектные. К дефектам относятся сколы стержня на торце, шероховатости, ожоги древесины и т.д. Над столом висит памятка с нормами по браку.

В каждый стоящий на столе лоток,  помещается 1440 карандашей.

Отсортированные карандаши на специальном лифте поднимаются на следующий этаж, где их будут красить.

ПОКРАСКА И УПАКОВКА

Краску закупают в сухом виде и разводят до нужной густоты в лаборатории красок.

Покраска происходит достаточно быстро. Устройство непрерывно выталкивает окрашенные карандаши на конвейер.

Длина и скорость движения транспортерной ленты рассчитаны таким образом, чтобы карандаш высыхал, пока движется на ней.

Доезжая до противоположного конца конвейера, карандаши попадают в один из трех приемников.

Оттуда они отправляются обратно на следующее покрытие.

В среднем, каждый карандаш покрывается тремя слоями краски и двумя слоями лака. Здесь все зависит от желания заказчика. Покрасить карандаш можно тоже практически в любой цвет. Фабрика выпускает наборы из шести, двенадцати, восемнадцати и двадцати четырех цветов.  Некоторые карандаши покрывают только лаком.

После покраски, карандаши отправляют в цех финишной отделки. В этом месте они приобретает тот окончательный вид, в котором дойдут до потребителя. На карандаши наносят штамп, надевают ластик и затачивают.

Этот станок наносит штамп.

Способов его нанесения довольно много, но на предприятии это делают с помощью фольги разных цветов. Такой метод называется термостатированием. Рабочая часть станка нагревается, и штамп через фольгу переносится на карандаш. Так он не будет облазить и марать руки.

Сам штамп может быть любым, его специально заказывают у гравировщика. В зависимости от сложности, на его изготовление уходит около пяти дней.

На часть карандашей, если это необходимо, надевают ластик.

Последняя операция – это заточка.

Затачиваются карандаши на шлифовальной шкурке, надетой на барабан и движущейся с большой скоростью.

Это происходит очень быстро, буквально за считанные секунды.

Кроме заточки станок можно настроить на выполнение вальцовки – обработки обратной торцевой части карандаша под небольшим наклоном.

Теперь карандаши готовы к упаковке, и для того, чтобы сделать это, их отправляют в следующее помещение.

Там их собирают в набор, складывают в коробочку и посылают потребителю.

Упаковку под нужное количество карандашей печатают в Новосибирске. Она поступает в плоском виде, и сначала ей придают объем.

Потом через комплектовочные станки необходимое количество карандашей раскладывают в заданной цветовой гамме.

Этот станок позволяет собирать набор из двенадцати цветов.

В конце карандаши раскладывают по коробочкам.

Здесь на стенде представлены образцы продукции, которую выпускает фабрика.

Во время экскурсии мы спросили про модернизацию оборудования. «Сейчас в мире существует двенадцать фабрик, – сообщил Анатолий Лунин. – И на всех похожее оборудование. В Томске делают карандаш с 30-х годов. С тех пор основной принцип и технология производства не меняется. Все процессы хорошо отлажены. Модернизация оборудования выражается в замене некоторых узлов, или переходе на более экономичные моторы, использование новых фрез. Приходят какие-то новые материалы, мы что-то меняем в приемке и оценке, но сама технология остается неизменной».

На вопрос, не планируют ли фабрика, по примеру китайских предприятий, перейти на производство карандаша из более дешевых пород дерева или пластмассы Анатолий Лунин признался: «Я подумывал попробовать сделать экономичный карандаш из низкосортной осины, но это другая технология, и пускай уж китайцы этим занимаются. Меня больше интересует тема увеличения полезного выхода за счет повышения качества переработки древесины. А с точки зрения экологии, производить что-либо лучше из возобновляемого сырья. Пластмассовый карандаш никогда не сгниет, а деревянный за несколько лет полностью разложится».

Остается только пожелать, чтобы в мире глобальной компьютеризации, нашлось место простому деревянному карандашу.

Текст, фото: Евгений Мыцик


  • 0
    moskovskiy-310 moskovskiy-310
    04.04.1318:07:24
    отличная статья!!!
  • 0
    Нет аватара termometrix
    04.04.1319:34:09
    "+" Очень интересно!
  • 0
    Катерина Зверева Катерина Зверева
    04.04.1319:47:03
       
  • 1
    Svin Svin
    04.04.1320:06:28
    Статья хорошая, но у меня плюсы закончились. Лови плюс в карму, и за статью и за желание писать новоси на сайте. 1 статья как-никак, добро пожаловать!
  • 2
    iva153 iva153
    04.04.1320:58:38
    Да, статья отличная   ! Кроме самогО рассказа и фотографий понравилось вот это:
    Древесина, которую мы закупаем, поступает к нам не в результате варварской рубки

    Автор отлично начал! Плюс за статью и плюс в карму   
  • -2
    Нет аватара stulchik
    04.04.1321:28:24
    Более расточительного применения для древесины, которая как указывается в статье , должна быть лучше, чем для столярных изделий, в 21 веке трудно себе представить. В цанговых карандашах тот же самый грифель, только дерево переводить не нужно и точилки искать.
    • 1
      Нет аватара Agalofix
      05.04.1309:36:45
      А цветные цанговые вы когда-нибудь видели? А рисовать цанговыми пробовали? Без деревянных карандашей не обойтись.
      • 1
        Нет аватара stulchik
        05.04.1310:44:51
        Не просто видел, а и в детстве рисовал им.Выглядит вот так http://www.s0alex.ru/img11/ab22-14.jpg  Вся проблем была в качестве грифеля, приходилось брать импортный. Цанговым неудобно рисовать, когда грифеля остается пару миллиметров. Но и обычным карандашом длиной с наперсток не сильно порисуешь, и особенно заточишь.
        • 0
          tm tm
          05.04.1311:52:38
          Гм. То есть производство карандашей из дерева (восполнимый природный ресурс) вас напрягает, а производство их же из нефти и руды (невосполнимые ресурсы) - нет? Забавная логика, ничего не скажешь.

          И только не надо начинать петь песни про "супернадежный цанговый карандаш - один на всю жизнь". Потому что во-первых чтобы при рисовании не менять грифель каждые три минуты их нужна как минимум коробка, а во-вторых любой ребенок поломает/потеряет их едва ли не быстрее, чем источится деревянный карандаш.
          • 0
            Нет аватара stulchik
            05.04.1313:51:29
            Цанговый карандаш практически весь металлический. Благодаря этому он и выдерживает все нагрузки. Из пластмассы сделана только накладка на ручку.Кстати накладку тоже можно сделать из того же дерева. Дерево настолько же невосполнимый ресурс как и руда (металлические метеориты не в счет). Если вы думаете иначе, то просто ничего не понимаете в круговороте веществ. Коробка карандашей - это штук 8. В детстве меня как раз жутко напрягали деревянные цветные карандаши, которые имели мягкий грифель и практически моментально тупились, а при сильном нажатии и ломались у основания. И тогда весь процесс заточки нужно было начинать сначала. Берешь точилку и крутишь. Чуть перекрутил- и грифель снова отломался, уже в точилке. Когда мне подарили цанговый Pentel , то возможность выдавить новый грифель за пару щелчков показалась мне волшебством. Карандаши у меня в порядке до сих пор. "Любого" ребенка, который может сломать металлический карандаш и сознательно это делает стоит записать в спортивную секцию.
            • 0
              tm tm
              05.04.1314:16:24
              Цанговый карандаш практически весь металлический. Благодаря этому
              он и выдерживает все нагрузки. Из пластмассы сделана только
              накладка на ручку.


              Собственно, как и было сказано: металл + пластмасса = сплошные невосполнимые ресурсы.

              Кстати накладку тоже можно сделать из того же дерева.


              Делать накладку из дерева, чтобы сэкономить дерево? Да, логика тут явно не ночевала.    

              Дерево настолько же невосполнимый ресурс как и руда
              (металлические метеориты не в счет). Если вы думаете иначе, то
              просто ничего не понимаете в круговороте веществ.


              Ну-ну, давайте, расскажите мне об этом чудесном круговороте, в котором новые деревья внезапно перестали расти на месте спиленых или погибших. А заодно расскажите о залежах руды, которые за сотню лет внезапно образуются на месте старых выработок.   

              В детстве меня как раз жутко напрягали
              деревянные цветные карандаши, которые имели мягкий грифель и
              практически моментально тупились, а при сильном нажатии и ломались
              у основания.


              В детстве вы рисовали г-ном типа "Студента" и "Искусства", который высокоразвитая советская промышленность тоннами штамповала из рыбьего клея и растущей поблизости осины. Не надо проецировать эти детские ужасы на современные карандаши.
              Отредактировано: tm~14:18 05.04.13
              • -1
                Нет аватара stulchik
                05.04.1314:29:48
                >Ну-ну, давайте, расскажите мне об этом чудесном круговороте
                Вашим образованием заниматься нет времени. Что касается высокоразвитой несоветской промышленности, то в этом репортаже на фото видимо она.    
            • 0
              Нет аватара grayrat
              05.04.1314:22:59
              А меня в детстве напрягали ломающиеся цанги из бронзы - эти раздвижные лопасти, которые зажимают грифель.

              Цанговый карандаш - хорошо, когда грифель тонкий. 0.5мм например.
              • 0
                Нет аватара stulchik
                05.04.1314:42:46
                Зависит от конструкции. Вам, видимо, не повезло. Если цанга не в виде лопастей, а в виде выдавливаемых в конус держателей, как на дрели, то она неуязвима.
                Под тонкий грифель у меня в Pentel вообще цанга внутри, а снаружи направляющая металлическая трубочка. Признаков износа, кроме притертости кнопки подачи за 10 лет не зафиксировано.
    • 1
      Нет аватара mmx
      05.04.1310:38:18
      Расскажи это япошкам, которые жрут одноразовыми деревянными палочками.
  • 0
    Izon Izon
    04.04.1321:59:38
    Отличная статья! Плюсую в карму!
  • 0
    user78 user78
    04.04.1322:33:09
    Тоже плюсанул автору и статье, очень интересно и познавательно.    
  • 0
    Gagarin Gagarin
    04.04.1322:33:51
    Еще одной тайной, как засовывается грифель в карандаш, стало меньше!    
  • 0
    t4v t4v
    05.04.1300:05:51
    отличный почин, спасибо. "+"
  • 1
    Нет аватара ultra_novice
    05.04.1306:43:58
    Cупер! А в военное время на выпуск патронов какого калибра переходит завод?    
    • 0
      Нет аватара mmx
      05.04.1310:38:50
      Шпион?    
    • 0
      Нет аватара Klinok
      05.04.1312:49:12
      Отвечаю: этот тоталитарный завод производит в военное время деревянные патроны для деревянных "калашей", которых много еще сохранилось в российских школах в кабинетах НВП.
  • -1
    Нет аватара Agalofix
    05.04.1309:44:35
    Давно я перестал активно пользоваться карандашами. В "конструкторе" всегда раздражало качество грифеля. Он был какой-то сухой и ломучий. Приходилось делать выбор в пользу того же Koh-i-Noor или Faber-Castell. Интересно, что теперь нам продают китайцы.
    • 0
      Kolyda Kolyda
      05.04.1315:31:01
      Давно я перестал активно пользоваться карандашами. В "конструкторе" всегда раздражало качество грифеля. Он был какой-то сухой и ломучий. Приходилось делать выбор в пользу того же Koh-i-Noor

      Все правильно, грифель был ломкий. Только "давно" "Конструктор" был Московской фабрики им. Красина. г. Москва, Гамсоновский пер. 2. И стоил набор из 10 шт. различной твердости 27 коп.
      Коробочка такого "Конструктора", с остатками от советских времен, лежит перед носом.
      А в статье про Томский карандаш.
  • 0
    Нет аватара sin2i
    05.04.1311:09:51
    Надо будет дочке эту статью показать. А то иногда разбросает по всему дому карандаши,приходится гонять,чтобы собирала. Может,проснётся у неё уважение к этому изобретению ума человеческого   
  • 0
    Slava Slava
    05.04.1311:31:08
    "+"     Спасибо
  • 0
    Нет аватара Klinok
    05.04.1312:46:46
    Классная статья! прямо детство вспомнилось...     Когда буду дочке покупать карандаши, обязательно вспомню эту статью    
    + в карму
  • 0
    Нет аватара mitsik
    12.04.1313:33:04
    Спасибо всем за теплые слова. Было очень приятно увидеть такое количество положительных отзывов. Постараюсь рассказать еще что-нибудь интересное в ближайшее время.
  • 0
    Дмитрий Гусяков Дмитрий Гусяков
    31.07.1320:26:02
    Интересная статья.

    Во время чтения стало очень любопытно: почему именно 1440 карандашей в связке?
    Для чего такое неровное число? С чем оно связано? )))
    • 0
      Нет аватара mitsik
      02.08.1311:40:43
      Спасибо!
      Меня это тоже заинтересовало. Искал в интернете ответ, думаю что, скорее всего, это как-то связано со старинными мерами исчисления, дюжиной, гроссом и т.д. Правда цифра, в таком случае, все равно должна быть другой. Возможно технолог оговорился, или еще что-то. К сожалению установить истину так и не смог, поэтому написал цифру с его слов.
  • 0
    Нет аватара vit-5557
    23.11.1313:54:44
    Интересная статья кто ни знает только у медальки есть обратная сторона...убогое предприятие оборудование помнит гитлера.Все ломаеться.зарплата копеечная.задержка в два месяца..текучка..работают те,кто всю жизнь там просидел.короче даже гастарбайтеры ни идут туда..оно на ладан дышит уже
  • 0
    Нет аватара Evgeni Sljusarev
    08.03.1400:09:11
    Спасибо Вам большое!Карандаш - очень нужное изделие!Вы делаете полезные вещи!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,