К «свадьбе»готов.
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
К свадьбе готов
Андрей Виньков
На базе автомобильного проекта Volga Siber, закрытого в конце прошлого года, будет запущено два автосборочных производства — с немецкой корпорацией Volkswagen Group и c американской General Motors. За их счет Группа ГАЗ рассчитывает окупить сотни миллионов долларов, вложенных в оборудование и реконструкцию завода
Андрей Виньков
«Свадьба» — так на производственном сленге называется процесс стыковки кузова автомобиля и его шасси. В цехе сборки автомобилей JR-41 в Нижнем Новгороде «свадеб» не было почти уже восемь месяцев. JR-41 — кодовое название проекта Volga Siber. Последний машинокомплект Siber был собран 30 октября 2010 года, а всего с начала серийного производства в июле 2008 года было произведено 9 тыс. автомобилей Volga Siber. Больше он производиться не будет.
Во время нашей экскурсии по цехам JR-41 автора этих строк не покидало двойственное ощущение. С одной стороны — чувство утраты. Пустые цеха, ни души, только минимальная оснастка да выключенные роботы. У российских автомобилестроителей не стало собственного легкового автомобильного проекта, по качеству и компетенциям намного превосходящего другие русские производства легковых машин. С другой — радовало, что Группа ГАЗ смогла быстро выкарабкаться из кризиса и даже такой финансово неудачный проект, как Volga Siber, готова превратить во что-то эффективное и стоящее. «Свадебное» ложе Siber в ближайшее время могут занять четыре модели автомобилей от двух производителей — Volkswagen Group (VW) и General Motors (GM). Бывший руководитель дивизиона легковых автомобилей Группы ГАЗ, а ныне управляющий директор автомобильного завода ГАЗ Леонид Долгов рассказывает, как планируется загрузить эти мощности под новый проект сборки автомобилей Volkswagen и Škoda. Здесь и в двух других соседних цехах в скором времени начнется сварка, окраска и сборка автомобилей Volkswagen Jetta, Škoda Octavia и Škoda Yeti.
Йети на новом месте
В соответствии с соглашением Volkswagen Group и Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде будет организован полный цикл производства. Старт производства Škoda Yeti намечен на четвертый квартал 2012 года (см. таблицу).
Производственные мощности проекта контрактной сборки для VW в Нижнем составят 110 тыс. автомобилей в год, что сопоставимо с нынешними мощностями Volkswagen в Калуге. Но инвестиции в него составят 200 млн евро, из которых 115 млн проинвестирует Volkswagen Group. Остальное возьмет на себя Группа ГАЗ. Этим-то проект и выгоден для VW: экономятся время и деньги на расширение мощностей в России. Еще бы, ведь инвестиции Volkswagen Group в сопоставимое по мощности производство в Калуге на сегодня составляют около 570 млн евро. Время на растущем автомобильном рынке России тоже важно. Развернуть производство в Нижнем Новгороде можно быстро. Для полноценной CKD-сборки (которая важна в рамках беспошлинного режима промышленной сборки в рамках 166-го постановления правительства) там почти все готово, за исключением сварочного цеха — это будет единственное капиталоемкое вложение. Цех покраски и цех сборки JR-41 без глубокой доработки и с минимальными затратами могут быть использованы под новый совместный проект с VW. Например, в бывшем сборочном цехе JR-41 кое-где надо будет заменить лишь специфическое оборудование да закупить новый инструмент.
По-видимому, эти цеха и станут основными инвестициями Группы ГАЗ в проект. «ГАЗ будет работать по давальческой схеме и получать плату за сборку и за использование своих мощностей, — объясняют в Группе ГАЗ, — VW же купит специфическое оборудование, которое будет установлено на подготовленных ГАЗом площадях. ГАЗ инвестирует в подготовку площадей и в универсальное оборудование». То есть все еще не оправившейся после кризиса группе ГАЗ совместный проект с VW в финансовом плане не будет в тягость.
Более того, оставшиеся производственные активы по производству Volga Siber (их мощность составляла 150 тыс. автомобилей в год) будут задействованы в другом совместном проекте, анонсированном в феврале этого года. Тогда Группа ГАЗ и General Motors подписали соглашение о контрактной сборке нового поколения автомобилей Chevrolet Aveo в Нижнем Новгороде. Старт производства был запланирован на середину 2012 года, а его предполагаемый ежегодный объем должен составить 35 тыс. седанов и хетчбэков Chevrolet Aveo. Для этого проекта даже не понадобится закупать новое сварочное оборудование — старый крайслеровский цех, который был вывезен из США под проект Siber, вполне подходит под технические параметры GM. Любопытно, что покраска Volkswagen, Škoda и Chevrolet Aveo будет производиться в одном и том же цехе, который был создан когда-то под нужды Volga Siber.
Побит рекорд СССР
В Группе ГАЗ не отрицают, что автомобиль Volga Siber не окупил инвестиций. Почти 200 млн долларов, вложенных в проект, принесли лишь убытки. Причин тому несколько. «Мы не смогли сдержать рост цен на импортные комплектующие в 2008 году, когда произошла девальвация рубля, и неверно оценили рыночные перспективы автомобиля, к тому же в кризис мы не смогли тратить средства на его маркетинг и продвижение», — признается Леонид Долгов. «Но сейчас ГАЗ преодолел кризис, — заявил на пресс-конференции сторон председатель совета директоров ОАО ГАЗ Зигфрид Вольф. — Мы стали сильнее после него. Мы считаем, что на контрактной сборке мы сможем зарабатывать». «У нас одна из лучших производственных линий в России, готовая команда компетентных специалистов», — подтверждает Бу Андерссон, президент Группы ГАЗ.
Экономическая сторона проектов контрактной сборки сейчас важна как никогда. Еще полтора года назад Группа ГАЗ была близка к банкротству. Тогда, в конце 2009 года, компания публично обратилась к кредиторам с просьбой о реструктуризации займов и облигационных обязательств. Совокупный долг компании достиг почти 45 млрд рублей, при этом до конца 2009 года она должна была вернуть кредиторам около 36 млрд. Все это было обусловлено критическим для Группы ГАЗ падением спроса на ее автомобили и автобусы (в два-четыре раза по разным сегментам). Компания тогда прогнозировала, что в последующие три года она будет генерировать убытки. По сути, кризис вынудил Группу ГАЗ искать помощи у государства, а параллельно искать внутренние резервы — кардинально снижать издержки и повышать производительность труда (см. график 1). Удалось и то и другое, причем с опережением прогнозов. Группа ГАЗ обещает прибыль в своем отчете по МСФО за 2010 год, который она планирует опубликовать в июле.
В этом году нижегородская площадка, которую возглавляет Леонид Долгов, ставит рекорды производительности. Работая в одну смену, цех по производству коммерческих грузовиков ГАЗ (LCV «Газель») в прошлом месяце установил рекордную за всю историю предприятия выработку — 490 автомобилей за одну смену, хотя раньше рекордным считалось производство 380 автомобилей за смену. Такой производительности не было даже в самые лучшие годы СССР.
Надо сказать, что производственная площадка Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде (бывший Горьковский автозавод) остается ключевой в бизнесе компании. Специализируясь на производстве легких коммерческих автомобилей (LCV) и среднетоннажных грузовиков, она обеспечивает примерно 40% выручки группы. Оставшаяся часть бизнеса — производство автобусов, полноприводных грузовиков «Урал», двигательные заводы, бизнесы по производству дорожно-строительных машин, которые существуют обособленно на других площадках. Основной продукт группы, автомобили «Газель», продолжает быть дойной коровой. И производство это растет быстрыми темпами уже второй год после кризиса (см. график 2). А с учетом новых проектов контрактной сборки легковых автомобилей доля нижегородской площадки в бизнесе Группы ГАЗ, скорее всего, вырастет еще больше.
Однако вот что любопытно. Несмотря на «кончину» Siber, опыт этого проекта уже пригодился и тиражируется по всему ГАЗу. «Практически вся система качества была перенесена с площадки Siber на другие сборочные мощности Группы ГАЗ, — рассказывает Леонид Долгов. — Мы внедрили входной контроль комплектующих, запустили понятную, стройную систему станций контроля качества на всех переделах производства, инвестировали в современные проверочные стенды, построили камеру дождевания в сборочном цехе LCV и грузовиков, внедрили систему аудита глазами потребителей и ежедневный сбор и анализ информации от дилеров по всем гарантийным случаям. В результате, скажем, количество дефектов на тысячу автомобилей в течение двухмесячной эксплуатации (IPTV) у “Газелей” снизилось в два раза — до 120–130. Хотя это не предел, для Volga Siber этот показатель был ниже еще в несколько раз».
Есть основания полагать, что опыт контрактной сборки с Volkswagen, где стандарты еще более жесткие, даст группе ГАЗ дополнительные идеи для повышения конкурентоспособности ее собственной продукции.
Москва — Нижний Новгород
Андрей Виньков
На базе автомобильного проекта Volga Siber, закрытого в конце прошлого года, будет запущено два автосборочных производства — с немецкой корпорацией Volkswagen Group и c американской General Motors. За их счет Группа ГАЗ рассчитывает окупить сотни миллионов долларов, вложенных в оборудование и реконструкцию завода
Андрей Виньков
«Свадьба» — так на производственном сленге называется процесс стыковки кузова автомобиля и его шасси. В цехе сборки автомобилей JR-41 в Нижнем Новгороде «свадеб» не было почти уже восемь месяцев. JR-41 — кодовое название проекта Volga Siber. Последний машинокомплект Siber был собран 30 октября 2010 года, а всего с начала серийного производства в июле 2008 года было произведено 9 тыс. автомобилей Volga Siber. Больше он производиться не будет.
Во время нашей экскурсии по цехам JR-41 автора этих строк не покидало двойственное ощущение. С одной стороны — чувство утраты. Пустые цеха, ни души, только минимальная оснастка да выключенные роботы. У российских автомобилестроителей не стало собственного легкового автомобильного проекта, по качеству и компетенциям намного превосходящего другие русские производства легковых машин. С другой — радовало, что Группа ГАЗ смогла быстро выкарабкаться из кризиса и даже такой финансово неудачный проект, как Volga Siber, готова превратить во что-то эффективное и стоящее. «Свадебное» ложе Siber в ближайшее время могут занять четыре модели автомобилей от двух производителей — Volkswagen Group (VW) и General Motors (GM). Бывший руководитель дивизиона легковых автомобилей Группы ГАЗ, а ныне управляющий директор автомобильного завода ГАЗ Леонид Долгов рассказывает, как планируется загрузить эти мощности под новый проект сборки автомобилей Volkswagen и Škoda. Здесь и в двух других соседних цехах в скором времени начнется сварка, окраска и сборка автомобилей Volkswagen Jetta, Škoda Octavia и Škoda Yeti.
Йети на новом месте
В соответствии с соглашением Volkswagen Group и Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде будет организован полный цикл производства. Старт производства Škoda Yeti намечен на четвертый квартал 2012 года (см. таблицу).
Производственные мощности проекта контрактной сборки для VW в Нижнем составят 110 тыс. автомобилей в год, что сопоставимо с нынешними мощностями Volkswagen в Калуге. Но инвестиции в него составят 200 млн евро, из которых 115 млн проинвестирует Volkswagen Group. Остальное возьмет на себя Группа ГАЗ. Этим-то проект и выгоден для VW: экономятся время и деньги на расширение мощностей в России. Еще бы, ведь инвестиции Volkswagen Group в сопоставимое по мощности производство в Калуге на сегодня составляют около 570 млн евро. Время на растущем автомобильном рынке России тоже важно. Развернуть производство в Нижнем Новгороде можно быстро. Для полноценной CKD-сборки (которая важна в рамках беспошлинного режима промышленной сборки в рамках 166-го постановления правительства) там почти все готово, за исключением сварочного цеха — это будет единственное капиталоемкое вложение. Цех покраски и цех сборки JR-41 без глубокой доработки и с минимальными затратами могут быть использованы под новый совместный проект с VW. Например, в бывшем сборочном цехе JR-41 кое-где надо будет заменить лишь специфическое оборудование да закупить новый инструмент.
По-видимому, эти цеха и станут основными инвестициями Группы ГАЗ в проект. «ГАЗ будет работать по давальческой схеме и получать плату за сборку и за использование своих мощностей, — объясняют в Группе ГАЗ, — VW же купит специфическое оборудование, которое будет установлено на подготовленных ГАЗом площадях. ГАЗ инвестирует в подготовку площадей и в универсальное оборудование». То есть все еще не оправившейся после кризиса группе ГАЗ совместный проект с VW в финансовом плане не будет в тягость.
Более того, оставшиеся производственные активы по производству Volga Siber (их мощность составляла 150 тыс. автомобилей в год) будут задействованы в другом совместном проекте, анонсированном в феврале этого года. Тогда Группа ГАЗ и General Motors подписали соглашение о контрактной сборке нового поколения автомобилей Chevrolet Aveo в Нижнем Новгороде. Старт производства был запланирован на середину 2012 года, а его предполагаемый ежегодный объем должен составить 35 тыс. седанов и хетчбэков Chevrolet Aveo. Для этого проекта даже не понадобится закупать новое сварочное оборудование — старый крайслеровский цех, который был вывезен из США под проект Siber, вполне подходит под технические параметры GM. Любопытно, что покраска Volkswagen, Škoda и Chevrolet Aveo будет производиться в одном и том же цехе, который был создан когда-то под нужды Volga Siber.
Побит рекорд СССР
В Группе ГАЗ не отрицают, что автомобиль Volga Siber не окупил инвестиций. Почти 200 млн долларов, вложенных в проект, принесли лишь убытки. Причин тому несколько. «Мы не смогли сдержать рост цен на импортные комплектующие в 2008 году, когда произошла девальвация рубля, и неверно оценили рыночные перспективы автомобиля, к тому же в кризис мы не смогли тратить средства на его маркетинг и продвижение», — признается Леонид Долгов. «Но сейчас ГАЗ преодолел кризис, — заявил на пресс-конференции сторон председатель совета директоров ОАО ГАЗ Зигфрид Вольф. — Мы стали сильнее после него. Мы считаем, что на контрактной сборке мы сможем зарабатывать». «У нас одна из лучших производственных линий в России, готовая команда компетентных специалистов», — подтверждает Бу Андерссон, президент Группы ГАЗ.
Экономическая сторона проектов контрактной сборки сейчас важна как никогда. Еще полтора года назад Группа ГАЗ была близка к банкротству. Тогда, в конце 2009 года, компания публично обратилась к кредиторам с просьбой о реструктуризации займов и облигационных обязательств. Совокупный долг компании достиг почти 45 млрд рублей, при этом до конца 2009 года она должна была вернуть кредиторам около 36 млрд. Все это было обусловлено критическим для Группы ГАЗ падением спроса на ее автомобили и автобусы (в два-четыре раза по разным сегментам). Компания тогда прогнозировала, что в последующие три года она будет генерировать убытки. По сути, кризис вынудил Группу ГАЗ искать помощи у государства, а параллельно искать внутренние резервы — кардинально снижать издержки и повышать производительность труда (см. график 1). Удалось и то и другое, причем с опережением прогнозов. Группа ГАЗ обещает прибыль в своем отчете по МСФО за 2010 год, который она планирует опубликовать в июле.
В этом году нижегородская площадка, которую возглавляет Леонид Долгов, ставит рекорды производительности. Работая в одну смену, цех по производству коммерческих грузовиков ГАЗ (LCV «Газель») в прошлом месяце установил рекордную за всю историю предприятия выработку — 490 автомобилей за одну смену, хотя раньше рекордным считалось производство 380 автомобилей за смену. Такой производительности не было даже в самые лучшие годы СССР.
Надо сказать, что производственная площадка Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде (бывший Горьковский автозавод) остается ключевой в бизнесе компании. Специализируясь на производстве легких коммерческих автомобилей (LCV) и среднетоннажных грузовиков, она обеспечивает примерно 40% выручки группы. Оставшаяся часть бизнеса — производство автобусов, полноприводных грузовиков «Урал», двигательные заводы, бизнесы по производству дорожно-строительных машин, которые существуют обособленно на других площадках. Основной продукт группы, автомобили «Газель», продолжает быть дойной коровой. И производство это растет быстрыми темпами уже второй год после кризиса (см. график 2). А с учетом новых проектов контрактной сборки легковых автомобилей доля нижегородской площадки в бизнесе Группы ГАЗ, скорее всего, вырастет еще больше.
Однако вот что любопытно. Несмотря на «кончину» Siber, опыт этого проекта уже пригодился и тиражируется по всему ГАЗу. «Практически вся система качества была перенесена с площадки Siber на другие сборочные мощности Группы ГАЗ, — рассказывает Леонид Долгов. — Мы внедрили входной контроль комплектующих, запустили понятную, стройную систему станций контроля качества на всех переделах производства, инвестировали в современные проверочные стенды, построили камеру дождевания в сборочном цехе LCV и грузовиков, внедрили систему аудита глазами потребителей и ежедневный сбор и анализ информации от дилеров по всем гарантийным случаям. В результате, скажем, количество дефектов на тысячу автомобилей в течение двухмесячной эксплуатации (IPTV) у “Газелей” снизилось в два раза — до 120–130. Хотя это не предел, для Volga Siber этот показатель был ниже еще в несколько раз».
Есть основания полагать, что опыт контрактной сборки с Volkswagen, где стандарты еще более жесткие, даст группе ГАЗ дополнительные идеи для повышения конкурентоспособности ее собственной продукции.
Москва — Нижний Новгород
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈