стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
3

Тихий, но конфликтный

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Страны АТР запасаются российской военно-морской техникой

В Малайзии на острове Лангкави прошла 13-я международная авиационная и военно-морская выставка. LIMA 2015 стала самой крупной в своей 25-летней истории. В работе салона, ориентированного на рынок Юго-Восточной Азии, приняли участие около 500 экспонентов из 63 стран. Оценить новинки мирового оборонно-промышленного комплекса приехали главы оборонных ведомств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую помимо Малайзии входят Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Российская экспозиция, на которой была представлена продукция 29 предприятий и организаций, по своему масштабу уступала только хозяевам.

Россия демонстрировала на Лангкави свою продукцию военного назначения в ранге второго после США мирового экспортера ВВТ. Как заявил глава российской делегации директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин, несмотря на сложную политическую ситуацию и введенные против нас международные санкции, нынешний план по экспорту ПВН будет выполнен примерно на уровне прошлогоднего. На уточняющий вопрос, достигнут ли поставки за рубеж 15 миллиардов долларов, чиновник ответил: «План по объему экспорта ПВН на текущий год еще не утвержден и будет известен несколько позже. Ситуация непростая, мы не умаляем отрицательного влияния санкционного режима, однако предприятия оборонного комплекса работают и мы будем делать все возможное, чтобы достигнутые объемы экспорта не падали».

«Варшавянка» — песня для подводника

По мнению главы ФСВТС, созданный ранее задел по экспорту дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) в страны Азиатско-Тихоокеанского региона создает для России неплохие перспективы на дальнейшее продвижение этого вида военно-морской техники. Как известно, в АТР поставлялись отечественные субмарины проектов 877ЭКМ и 636. «Учитывая специфику региона и необходимость входящих в него стран уделять все большее внимание обеспечению безопасности на море, защите водных рубежей, борьбе с наркотрафиком, незаконной миграцией, охране биоресурсов, у нас есть все предпосылки к дальнейшему продвижению наших лодок в страны региона, — отметил Александр Фомин. — Вполне естественно, что по всей линейке нашей военно-морской техники у нас на этом рынке серьезные конкуренты в лице США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании и Южной Кореи. В настоящее время к этим странам присоединился и новый игрок — Китай. Тем не менее у нас есть определенные перспективы и надежды на их реализацию. Конечно  же, мы будем конкурировать на этом рынке».

«Возможный экспорт катеров проекта 12150 оценивается в 50 единиц. Потенциальные покупатели — Бразилия, Вьетнам, Индия, страны Африки»

Подводные лодки проекта 877ЭКМ/636 (шифр «Варшавянка»), разработчиком которых является ЦКБ МТ «Рубин», а производство в настоящее время сосредоточено на ОАО «Адмиралтейские верфи», востребованы на протяжении длительного времени. Предполагается, что к 2016 году будет поставлено на экспорт или законтрактовано для зарубежных заказчиков около 40 таких ДЭПЛ четвертого поколения.

Индия сегодня имеет в составе своих ВМС девять ДЭПЛ проекта 877ЭКМ (было поставлено 10). Есть такие подлодки и у Китая: четыре изделия проекта 877ЭКМ и восемь — 636. В настоящее время модернизированные «Варшавянки» поступают на вооружение ВМС Вьетнама. Ханой заказал шесть лодок проекта 636.1. Если же говорить обо всех зарубежных поставках субмарин этого класса, то ДЭПЛ типа «Варшавянка» проданы в Иран (три лодки 877ЭКМ), Польшу и Румынию (по одной 877ЭКМ), Алжир (две 877ЭКМ, две 636).

«Варшавянка» заслужила репутацию хорошо вооруженной малошумной субмарины с приемлемой стоимостью жизненного цикла. В базовой версии ДЭПЛ этого типа поставляются с усовершенствованным противокорабельным и противолодочным вооружением, в состав которого входит ракетный комплекс Club-S с противокорабельной 3М54-Э/Э1 и крылатой ракетой 3М-14Э для поражения наземных целей. Группировка новых вьетнамских подводных лодок предназначена для сдерживания устремлений КНР в северной и центральной части Южно-Китайского моря. Данный регион считается достаточно сложным для выполнения боевых задач. В его центральной части — большие глубины, а на западе и юге — «мелководье». Поток гражданских кораблей создает высокий уровень шумов. В районе вьетнамской береговой линии находятся устья двух крупных рек — Меконга и Красной и значительного количества малых. Это существенно затрудняет функционирование гидроакустических станций (ГАС). Глубины в районе спорных островов Спратли варьируются от небольших на юге до значительных на севере.

Как было подтверждено на салоне, Ханой удовлетворен ходом выполнения контракта на поставку российских подлодок проекта 636.1 и их качеством. Об этом заявил министр национальной обороны генерал армии Фунг Куанг Тхань. Вьетнамские подводные лодки уже получили или получат следующие бортовые номера и названия: HQ-182 «Хайфон», HQ-183 «Хо Ши Мин», HQ-184 «Хайфон», HQ-185 «Дананг», HQ-186 «Кханьхоа», HQ-187 «Бариа-Вунгтау».

В настоящее время «Рубин» активно продвигает в АТР экспортные варианты неатомной подводной лодки (НАПЛ) проекта 677 (шифр «Лада»), строительство которых для ВМФ России также ведется на Адмиралтейских верфях, уже имеющих контракты от Минобороны на строительство двух кораблей: «Кронштадт» и «Великие Луки». «Эти две лодки проекта 677 для ВМФ России строятся в одной модификации, по улучшенному проекту, но без воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). Такое решение было принято командованием флота, чтобы корабли были готовы в максимально сжатые сроки», — подчеркнул генеральный директор «Рубина» Игорь Вильнит.

Надо полагать, привлекательность экспортных лодок «Рубина», созданных на базе проекта 677, повысится после завершения работ по созданию ВНЭУ. Лодки с такими установками предлагают сегодня на рынке наши главные конкуренты — германские и французские кораблестроители.

По словам Вильнита, морские испытания ВНЭУ на специальном стенде начнутся достаточно быстро. После их завершения ВНЭУ в специальном модульном отсеке может устанавливаться на действующие неатомные подлодки при прохождении ими среднего ремонта.

На салоне в Лангкави модель российской лодки «Амур-1650» на базе проекта 677Э демонстрировалась с закрытым кормовым отсеком, где должна располагаться ВНЭУ. Как пояснил Вильнит, это сделано специально, чтобы не давать лишней информации конкурентам, поскольку перспективная российская ВНЭУ превзойдет по своим характеристикам немецкий образец, который может устанавливаться на неатомные подводные лодки проектов 212 и 212А производства компании «Тиссен-Крупп марин системз» (ThyssenKrupp Marine Systems — TKMS), а также аналог для лодок типа «Скорпен» совместной разработки французской DCNS и шведской Kockums. «В этом вопросе мы впереди, — сказал гендиректор „Рубина“, не уточняя деталей. — Мы уже достаточное время занимаемся разработкой установки на принципе риформинга, и теперь стало очевидно, что это технически грамотное направление, очень выгодное для применения на подлодках».

Сейчас «Рубин» продолжает подготовку к участию в индийском конкурсе P75I на поставку НАПЛ. Индийская сторона от конкурса не отказалась, и есть основания полагать, что он состоится в ближайшее время. «Рубин» предложит Индии подлодку с ВНЭУ и под любой ударный ракетный комплекс, выбор которого будет зависеть от заказчика.

Как полагает Вильнит, можно достаточно уверенно говорить о том, что в предстоящие 10 лет объем мирового рынка подводных лодок в ценовом выражении будет увеличиваться. Тому есть две основные причины: рост спроса и одновременно стоимости самих подводных лодок. Интересы стран Юго-Восточной Азии стимулируют потребность в современной морской технике. Аналогичная ситуация складывается и в районе Персидского залива, где динамика во многом определяется растущими возможностями ВМС Ирана. В этом отношении рынок демонстрирует очевидные закономерности: усиление флота одной из стран региона ведет к росту спроса на корабли со стороны соседей.

В Латинской Америке развитие рынка на обозримую перспективу будет определяться необходимостью замены подводных лодок, закупленных в 70-х годах прошлого века. Вряд ли хоть одна страна сможет отказаться от подлодок в составе ВМС, один раз убедившись в возможностях этого типа кораблей.

Быстрые темпы развития стран АТР и их растущая заинтересованность, в частности, в подводном флоте должны привести к появлению соответствующих запросов. Для этих стран у «Рубина» есть несколько модификаций НАПЛ «Амур», ориентированных на конкретный регион, где достаточно много островов, узких проливов и есть как большие, так и малые глубины. Интерес к подводным лодкам серии «Амур», безусловно, высок, но говорить о вероятности заказов Китаем и другими странами пока рано. Конкуренция на рынке подводных лодок ужесточилась, среди поставщиков появились новые страны, в числе которых не только КНР, но и Япония, Республика Корея. «Это реальная конкуренция, но мы чувствуем себя уверенно», — заявил Игорь Вильнит, имея в виду высокие характеристики и качество продукции ЦКБ МТ «Рубин». Россия — один из крупнейших игроков на рынке экспортных НАПЛ, поэтому в значительной степени влияет на него и с финансовой точки зрения, и с технической. Как и германский консорциум TKMS, шведская компания Kockums, французский концерн DCNS, мы имеем традиционную и в основном стабильную клиентуру. В настоящее время можно говорить и о тенденции к росту нашей доли и расширению географии поставок.

«По-прежнему пользуются хорошим спросом лодки проекта 636. Достаточно успешно, хоть и не так быстро, как хотелось бы, продвигается проект НАПЛ четвертого поколения „Лада“, который является базой для экспортного варианта „Амур-1650″. Мы успешно осваиваем рынок услуг, предлагая заказчику не только саму подводную лодку, но и тренажерные комплексы, учебные центры и ряд других полезных опций. Проводим ремонт и модернизацию поставленных нами подводных лодок. В результате уверенно чувствуем себя на рынке. Имеющиеся заказы ВМФ РФ и экспортные контракты обеспечивают загрузку промышленности на несколько лет вперед. Тандем „Рубина“ и Адмиралтейских верфей строит подводные корабли крупной серией и соответственно имеет отработанную технологию и организацию производства. Для страны-импортера это означает сокращение сроков поставки, снижение технических рисков, а также все финансовые выгоды крупносерийного производства“, — подчеркнул Вильнит.

По сравнению с предыдущим салоном можно констатировать существенно большее внимание к российскому подводному кораблестроению со стороны Министерств обороны и командований ВМС. Стенд Объединенной судостроительной корпорации посещали высокопоставленные представители военных кругов, которые приходили для того, чтобы уточнить конкретные технические параметры и требования. Как полагает глава „Рубина“, это обеспечивает возможности для продолжения, уточнения и конкретизации будущего взаимодействия. По мнению Вильнита, антироссийские санкции Запада в области высоких технологий абсолютно не влияют на наше подводное кораблестроение. „Мы уже пару десятков лет назад поставили перед собой задачу и по сути осуществили то, что сегодня называется импортозамещением. Оборудование, которое ранее производилось в СССР в разных республиках, переведено на наши российские предприятия планомерным, спокойным образом“, — пояснил глава „Рубина“.

"Сегодня тиражируется мнение, что некоторое влияние может оказывать компонентная база и все, что с ней связано. Но имеет ли это принципиальное значение для сегодняшних темпов строительства Вооруженных Сил? Нет, не имеет. Потому что в свое время Министерством обороны были выделены соответствующие финансовые средства не только для головных предприятий-разработчиков, но и для контрагентов. Тех средств оказалось достаточно для обеспечения опережающего задела по компонентной базе, — отметил Игорь Вильнит. — Параллельно ведется работа по замещению западных поставщиков другими. Это делается планомерно, состыковано по времени. Никакого отрицательного влияния нет и не будет». Западные страны сами многое теряют.

«Мангусты» и «Гепарды» родом с Волги

Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) представил на салоне экспортный тральщик проекта 10750Э. Этот корабль противоминной обороны (ПМО) будет поставлен ВМС Казахстана в конце года. Астана имеет опцион на поставку еще одного тральщика этого проекта, но решение по нему пока не принято. К проекту 10750Э проявляют интерес ВМС нескольких стран. «Пока контрактов на постройку нет, но предприятие их ожидает и готово выполнить», — подчеркнул представитель СНСЗ.

Экспортный тральщик проекта 10750Э имеет корпус, изготовленный из композиционных материалов методом вакуумной инфузии, такой же, как и тральщики проекта 12700 для ВМФ России. Корабль, строящийся для Казахстана, оснастят французской системой поиска и уничтожения мин. Его полное водоизмещение составит порядка 165 тонн, он сможет развивать скорость до 12 узлов и будет иметь дальность плавания до 650 миль.

СНСЗ приступает к строительству первого серийного тральщика проекта 12700 для ВМФ России. «Контракт на поставку трех кораблей от Министерства обороны РФ получен. В апреле будет заложен первый, в конце года — второй. Третий серийный тральщик этого типа планируем заложить в 2016-м», — подтвердил представитель завода.

ВМФ России рассчитывает до 2025 года получить десять кораблей ПМО проекта 12700. Эти тральщики строятся из композиционных материалов, их водоизмещение — 890 тонн, экипаж — 44 человека. Головной корабль серии «Александр Обухов» должен быть передан флоту в четвертом квартале.

Свою продукцию на салоне представил и рыбинский судостроительный завод «Вымпел», который изготавливает и отправляет во Вьетнам комплектующие для сборки ракетных катеров проекта 12418 (шифр «Молния»), а также осуществляет технический надзор вместе с разработчиком — петербургским ЦМКБ «Алмаз». Согласно контракту, подписанному в 2003-м, Вьетнам в 2007 и 2008 годах получил построенные «Вымпелом» два катера и должен был собрать по лицензии еще десять. В настоящее время предприятие завершает строительство во Вьетнаме шести ракетных катеров. По словам генерального директора «Вымпела» Олега Белкова, два корабля уже эксплуатируются заказчиком, два — в процессе сдачи, а еще одна пара — на подходе.

Очередной контракт на строительство оставшихся четырех ракетных катеров проекта 12418 для ВМС Вьетнама может быть подписан в этом году. «Вьетнамцы хотят сохранить непрерывный цикл строительства. Тогда в 2015-м необходимо заключить контракт и провести необходимые закупки, а в 2016-м — приступать к очередной паре», — пояснил Белков. По его словам, четыре новых катера проекта, которые, вероятно, приобретет Вьетнам, должны отличаться модернизированной корабельной аппаратурой: «Внешне они будут похожи на поставленные ранее, но начинка изменится».

Гендиректор отметил, что необходимость импортозамещения не вызовет никаких проблем в производственном цикле. «На новую четверку катеров Вьетнам сам приобретет газотурбинные двигатели николаевского предприятия „Зоря-Машпроект“, чтобы не создавать проблем при строительстве. По этому вопросу он договорился с Украиной напрямую. Обещают, что проблем не будет», — сообщил Белков, предупредив, что есть вариант оснащения катеров российскими двигателями. Окончательное решение за вьетнамской стороной.

«Вымпел» ведет серийное строительство скоростных катеров проекта 12150 (шифр «Мангуст»), экспорт которых, по мнению Белкова, может начаться уже в этом году. В качестве потенциального рынка для «Мангустов» рассматриваются Бразилия, Вьетнам, Индия, страны Африки. Возможный объем экспорта катеров проекта 12150 глава «Вымпела» оценил примерно в 50 единиц. «Не исключено, что это будет совместное производство с кем-либо, — подчеркнул он. - Корабль хороший, конкурентов у него немного. Тем более мы с ЦМКБ „Алмаз“ его постоянно модернизируем».

Российским заказчикам к настоящему времени поставлено около 60 катеров «Мангуст», ведутся переговоры с Министерством обороны и ФПС, которым предложен новый облик катера. Предприятие рассчитывает на производство еще порядка 30 единиц. Как полагает Белков, серия «Мангустов» для отечественных заказчиков ограничится 100−120 единицами и предприятие планирует перейти на пассажирские корабли разной вместимости. «Готовимся к гражданской тематике», — констатировал Белков. По его словам, Объединенные Арабские Эмираты и ряд других стран проявляют интерес к перспективному российскому кораблю на подводных крыльях «Комета», строительство которого планируется развернуть в Рыбинске. «Выставка IDEX 2015 в ОАЭ подтвердила интерес к нашей продукции, - напомнил Белков. — Надеемся, появится серия из 5−10 пассажирских кораблей». По словам главы «Вымпела», одним из значительных факторов повышения интереса зарубежных стран к нашим судам является изменившийся курс валют, делающий российскую экспортную продукцию более привлекательной для зарубежных заказчиков.

В августе 2015 года в Рыбинске состоится спуск «Кометы» на воду, после чего в опытной эксплуатации будут выявлены и исправлены обнаруженные недостатки. «Как пройдем все подводные камни, покажем ее покупателям. У нас сегодня есть порядка 30 заказов. Пока это намерения, но более чем серьезные. Потенциальные заказчики уже предлагают начать оформление документов, но мы этот процесс сознательно останавливаем. Корабль инновационный, надо его достроить», — резюмировал Олег Белков. Новая разработка скорее всего не будет демонстрироваться на очередном Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, где рыбинцы планируют показать только катер «Мангуст».

Известно, что «Вымпел» работает над инновационным гражданским судном на воздушной подушке. Оно создается в двух модификациях. «Россия всегда была сильна такими проектами», — подытожил Белков.

Интересная экспозиция представлена ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», входящим в группу «Ак Барс», которое ведет строительство второй пары фрегатов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама. По плану заказчик должен получить корабли в 2017 и 2018 годах. «Выстраиваем работу так, чтобы сдачу провести не на Балтике, как предполагалось ранее, а на Черном море», — сообщил генеральный директор Ренат Мистахов. Изменение планов он объяснил определенными трудностями с судоходством на Волге. Строящиеся корабли с большой осадкой проще спускать вниз по реке и сдавать их заказчикам в Черном море. Последующие процедуры будут аналогичны передаче двух первых «Гепардов»: после испытаний и приемки их доставят во Вьетнам на лихтеровозе. Гарантийное обслуживание фрегатов распространяется на два года. Во Вьетнаме находится группа специалистов из Татарстана, которая обеспечивает техподдержку «Гепардов» в эксплуатации.

Мистахов особо отметил, что постройка второй пары кораблей ведется строго в соответствии с планами, западные санкции не повлияли на исполнение контракта. «Никаких проблем с Европой нет. Германские компании „Манн“ и „Ренк“ все необходимое для „Гепардов“ — двигатели и редукторы — нам поставили, — проинформировал гендиректор. — Они получили официальное разрешение на вывоз в Россию комплектующих для экспортных изделий».

Постройка серии фрегатов «Гепард-3.9» для вьетнамских ВМС ведется в соответствии с двумя контрактами, каждый на два корабля. Заказ на первую пару полностью выполнен в 2011 году. Соглашение на поставку следующих «Гепардов» подписано в начале 2013-го. Мистахов не сомневается, что в ближайшее время появятся новые заказчики на фрегаты этого проекта.

Относительно выполнения заводом гособоронконтракта Мистахов сообщил следующее: поставка ВМФ России шести патрульных кораблей проекта 22160 разработки Северного ПКБ должна завершиться в 2022-м: «Первый корабль сдается в 2017-м, а затем — по одному каждый год. Все идут на Черноморский флот и в его составе будут выполнять боевые задачи».

Три корпуса уже заложены, для остальных полностью закуплен металл, выполнена договорная работа, проведены авансовые выплаты. Патрульные корабли будут носить имена героев России, связанных с флотом. В конструкции реализован модульный принцип, обеспечивающий быструю адаптацию под конкретную выполняемую задачу. Кроме того, проект 22160 имеет вертолетный ангар, что необычно для корабля такого класса. Его стоимость представляется относительно небольшой, а модернизационный потенциал — высоким. Реальный интерес к проекту 22160 был проявлен многими делегациями, в том числе из Индонезии, Пакистана, Малайзии.

В целом около 60−70 процентов делегаций, посетивших стенд предприятия, интересовались именно патрульными кораблями.

В этом году ВМФ РФ получит два малых ракетных корабля проекта 21631 (шифр «Буян-М»). Они также строятся в Зеленодольске. «В настоящее время делаем серию из шести кораблей, — уточнил Мистахов. — Два сдаем в этом году, четыре находятся на различных стадиях строительства с уже присвоенными названиями». Три таких корабля включены в состав ВМФ России, их высокие характеристики подтверждены в ходе эксплуатации. «Сегодня на Каспии они являются основной ударной силой. Полагаю, часть кораблей будет передана на Черное море для защиты прибрежной зоны», — высказал свое мнение Мистахов.

Зеленодольский завод продолжает дальнейшую разработку проекта 21631 и планирует создание модернизированного малого ракетного корабля. Получен контракт на строительство трех очередных противодиверсионных катеров «Грачонок» проекта 21980. Как отметил Мистахов, салон показал высокую заинтересованность внешнего рынка в катерах подобного класса. Делегации многих стран обращались за разъяснениями по «Грачонку». Глава зеленодольского предприятия объясняет такую популярность катера необходимостью постоянного повышения защиты мест базирования боевых кораблей. Особый интерес к «Грачонку» проявляют вьетнамские моряки.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,