стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
13

Зов крови: успешный опыт организации донорства

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Общественная инициатива «Доноры Дона», организованная некоммерческой организацией «Молодые медики Дона», в последние несколько лет активно популяризирует донорство крови в Ростовской области

  • Руководитель «Доноров Дона» Роман Поликарпов предлагает пересмотреть принципы целеполагания в процессе вовлечения населения в донорство
  • Руководитель «Доноров Дона» Роман Поликарпов предлагает пересмотреть принципы целеполагания в процессе вовлечения населения в донорство

Как считает руководитель проекта Роман Поликарпов, ключом к решению проблемы дефицита крови является создание прочной базы постоянных доноров. Добиваться поставленной цели региональной общественной организации сегодня позволяет информационная система на основе интернет-сервиса, поддерживаемая регулярными просветительскими акциями. Благодаря совместной работе государственных структур и некоммерческой организации в регионе наметились позитивные сдвиги в этой сфере. Этот пример показывает, что инициативы общественных организаций могут дополнить и существенно повысить эффективность государственных программ, направленных на поддержание жизненно важных институтов общества.

Проблема

На момент начала работы в Ростовской области проекта «Доноры Дона» в России на тысячу человек приходилось в среднем 12 доноров крови, в то время как в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения это соотношение должно составлять 25 доноров на тысячу человек. На федеральном уровне власти уже пришли к пониманию, что достаточное количество донорских компонентов необходимо для обеспечения безопасности государства. Об этом свидетельствует, в частности, активное продвижение ряда проектов службы крови. Кроме того, федеральное законодательство о донорстве крови закрепляет целый ряд мер по поддержанию доноров, в том числе бесплатные медицинские обследования крови, закрепление за донорами двух выходных дней для работающих граждан, награду «Почётный донор» и связанные с ней поощрения.

Но динамика кровосдач по России свидетельствует, что все эти меры малоэффективны. С помощью государственных программ увеличить количество доноров и довести ключевые показатели до удовлетворительных пока не удаётся, прирост доноров составляет около 4%. И, по мнению Романа Поликарпова, дело прежде всего в ошибочной постановке целей: «Мы работали в этой сфере три года и в конце концов поняли, что разовыми акциями решить проблему не получится. Сегодня мы видим, что речь идёт не только и не столько об увеличении количества доноров, сколько об увеличении „качества“ сдачи крови».

Под качеством донорства в данном случае подразумевается в первую очередь частота сдачи крови донором. Согласно данным донорских организаций, один человек может сдавать кровь без угрозы для собственного здоровья до пяти раз в год. Естественно, что более эффективным является подход, при котором донор сдаёт кровь ежегодно или несколько раз в год, а не один раз в жизни. Во-первых, постоянный донор более точно представляет себе ту ответственность, которую он несёт при сдаче крови, с большей вероятностью соблюдает необходимый режим и легче подключается к регулярным акциям и мероприятиям, связанным с донорством крови. Во-вторых, обработка данных о доноре, проверка и обработка крови требуют гораздо меньше времени при работе с постоянными донорами. И, наконец, наличие некоторого пула доноров крови снижает вероятность сильных колебаний в кровосдачах, что очень важно для постоянной работы медицинских организаций, использующих донорскую кровь. Согласны с таким подходом и в службе крови: ещё в 2011 году мысль о необходимости работы с повторными донорами высказывала директор Центра крови Федерального медико-биологического агентства Ольга Гришина.

«Первый раз, когда человек приходит сдавать кровь, всю кровь делят на компоненты, у которых различные сроки хранения, — объясняет последовательность работы с донорской кровью Роман Поликарпов. — У первичного донора берётся только плазма, которая помещается в карантин на полгода. Через полгода донор, по идее, приходит для того, чтобы провериться на скрытые инфекции, и тогда кровь может быть с уверенностью использована». При сдаче крови повторными донорами соблюдается та же процедура, но при этом возникает постоянный цикл сдачи и проверки крови, что позволяет использовать все её компоненты.

Идея

«Мы начали созваниваться с людьми, работать в социальных сетях, но это не давало необходимого результата, — говорит Поликарпов. — Тогда мы решили связываться с донорами с помощью СМС-рассылок, усадили за эту работу одного из наших волонтёров, и когда узнавали, что кому-то нужна кровь, то рассылали донорам сообщения. Но когда количество доноров перевалило за сто, мы поняли, что такая система для нас тоже неудобна». Кроме того, помимо системы оповещения доноров, необходима была связь по всему региону с теми, кому нужна донорская кровь, то есть постоянно работающий канал для обращений реципиентов или их представителей. Первым решением было интерактивное приложение для смартфона: в 2012 году «Доноры Дона» обратились с этой идеей к разработчикам. Но само по себе приложение не воссоздавало канала связи для доноров и реципиентов. Тогда организация сделала следующий шаг и создала сайт, который и стал полноценным информационным ресурсом о донорстве крови в Ростовской области.

Помимо информационной системы в интернете, необходима была и система первичного информирования о необходимости донорства и поощрений для доноров крови. Часто сдача крови связана с ответственным подходом к этой теме, но немало людей занимается донорством крови ради условных поощрений или «за компанию». Эту мотивацию и необходимое первичное информирование обеспечивают акции некоммерческой организации «Доноры Дона» в образовательных организациях, на предприятиях и площадках города. Кроме того, именно регулярные акции позволяют информировать потенциальных доноров о существовании удобной онлайн-системы.

Доноры онлайн

Сайт «Доноры Дона» ориентирован на две категории посетителей — доноров и реципиентов. Сразу после входа посетитель может выбрать цель посещения — «найти доноров» или «зарегистрироваться как донор». И в том, и в другом случае необходимо заполнить анкету, которая позволит организации получить контактную информацию и в дальнейшем связываться с посетителем сайта. Система СМС-оповещений для доноров, бывшая «первенцем» региональной организации, теперь стала частью информационной системы и работает более эффективно за счёт базы на основе данных с сайта. После получения запроса о необходимости крови определённой группы система автоматически ищет подходящего донора и посылает ему сообщение о необходимости сдать кровь в профиль или СМС-сообщение. Донор оповещает систему о своей готовности сдать кровь и замыкает цепочку.

В личном профиле каждого донора отражаются информация о необходимости сдать кровь его группы и календарь кровосдач. Доноры, зарегистрировавшиеся на сайте, также получают дополнительные стимулы к участию в сдачах крови с помощью системы символических поощрений, в частности, повышения статуса на сайте организации. Награды в системе и в организации напрямую связаны именно с количеством кровосдач. «После пяти кровосдач мы связываемся с человеком и приглашаем его к нам, чтобы вручить символическую награду: значок, майку…», — рассказывает Роман Поликарпов.

Пациенты, в свою очередь, получают информацию о сайте и о возможности обратиться к «Донорам Дона» у врачей гематологических отделений, на станциях переливания крови либо с помощью социальной рекламы, распространяемой организацией в медицинских учреждениях региона. Иногда в организацию обращаются и сами станции переливания крови — в случае, когда запасы определённых видов крови истощаются. «У нас на сайте есть функция „донорский светофор“, которая показывает, кровь какой группы сейчас нужна, — описывает Поликарпов детали работы сайта. — Правда, пока она работает на основе данных только нашей информационной системы. У Службы крови есть своя информационная система, которая с нашей никак не связана».

Результаты

В базе данных «Доноров Дона» на сегодняшний день зарегистрировано 1619 доноров и обработано 415 заявок на получение крови. Это достижения организации за два года существования сайта. С учётом достаточно скромных возможностей некоммерческой организации, существующей за счёт пожертвований и региональных грантов, результат более чем удовлетворительный. Сам руководитель «Молодых медиков Дона» считает, что в целом рост кровосдач по области является результатом совместной работы государственных организаций, занимающихся донорством крови, и проекта «Доноры Дона».

Дальнейшее развитие проекта связано с информационно-просветительской работой. «Нужна наружная реклама, нужна интернет-реклама, — рассказывает о тех ограничениях, которые тормозят развитие проекта, Роман Поликарпов. — В прошлом году у нас был на это бюджет, мы печатали и распространяли плакаты и буклеты. Но сейчас мы живём за счёт собственных средств, и денег на всё это нам не хватает. Мы позиционируем себя именно как коммуникационный проект и, конечно, представлены во всех социальных сетях, но этого недостаточно». В итоге проект запросил поддержку на поддержание работоспособности сайта у его постоянных посетителей.

Сегодня цель организации остаётся неизменной — 25 кровосдач на тысячу человек населения. В абсолютных цифрах по региону это порядка 60 тысяч доноров, которые бы сдавали кровь дважды в год. Цель в целом амбициозна, но, по мнению «Доноров Дона», вполне реализуема. И отсутствие острого дефицита донорской крови в регионе лишь подтверждает необходимость совместной деятельности государственных и некоммерческих организаций в сферах, где для получения результата необходима постоянная работа с применением оригинальных решений.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,