131

Атомные ледоколы готовятся к походу

Россия обладает самым большим ледокольным флотом среди стран и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации подобных судов. Ледоколы обеспечивают стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам крайнего Севера и арктическому шельфу. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных, самое главное преимущество такого флота — отсутствие необходимости регулярной дозаправки топливом, что удобно и выгодно в условиях вечной мерзлоты.

Атомный ледокольный флот развивался почти параллельно с отечественной атомной энергетикой. Решение о строительстве первого атомного ледокола было принято 20 ноября 1953 года, а уже через 6 лет ледокол «Ленин» был спущен на воду.

Атомному ледокольному флоту России в декабре минувшего года исполнилось 55 лет. И это, безусловно, одна из тех историй, которыми наша страна по праву может гордиться!

2. Первым делом на базе Атомфлота нас встречают ледоколы «Вайгач», введеный в эксплуатацию в 1990 году, и «Советский Союз», который находится на переоборудовании.

Сегодня одним из приоритетных направлений деятельности «Атомфлота» становится участие в арктических нефтегазовых проектах и проведение научно-исследовательских работ в Российской Арктике.

— А эффективность? — снова и снова спрашивали мы. — Количество тонн грузов, цифры…

— Ледоколы — это всего лишь дорога, — отвечали нам. — Не совсем верно оценивать эффективность дороги в тоннах.

3. Ледокол «Советский Союз» был введен в эксплуатацию в 1989 году. В марте 2002 года, во время стоянки ледокола у причала в Мурманске, впервые его энергетическая установка была использована для снабжения электричеством береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт. Интересно то, что ледокол «Советский Союз» спроектирован так, что за короткое время его можно переоборудовать в боевой корабль.

4. Ледокол «Вайгач» построен в Финляндии на судоверфи Wärtsilä в 1990 году и отличается уменьшенной осадкой, предназначен для проводки судов в устья сибирских рек. Энергетическая атомная установка развивает мощность в 50000 лошадиных сил и позволяет ледоколу идти через лед толщиной в два метра.

5. Атомный ледокол «Арктика» впервые в активном надводном плавании во льдах достиг географической точки северного полюса. Для моряков это все равно, что высадка на Луну. Это произошло 17 августа 1977 года. В настоящее время, ледокол находится в порту Мурманска на «холодном отстое». В августе 2008 года он был выведен из эксплуатации.

6. За 33 года безаварийной работы ледокол прошел во льдах Арктики более миллиона миль. В 1999-2000 годах проработал в Северном ледовитом океане год без дозаправки и захода в порт.

А «Ямал» легендарен как минимум тем, что на его носу однажды гениальный художник изобразил зубы в хищном оскале, после чего он без сомнения стал иконой всего ледокольного флота.

7. Ремонтный плавучий док представляет, по сути, из себя тот же корабль. Док погружается почти полностью в воду, в него заходит корабль, требующий ремонта. Под судно ставятся подпорки, на которых оно будет стоять на протяжении всего времени работ, а док всплывает вместе с судном наверх.

8. Масштабы ледокола и ремонтного дока, конечно, поражают. Жалко, что фотография не может передать реальные размеры конструкций!

9. И там мы увидели винты, которые поражают одним своим размером.

10. Это один из тех атомоходов, которые на данный момент работают на Севморпути. Всего «Ямал» совершил 46 рейсов к Северному полюсу.

11. Судно может колоть лед, двигаясь как вперед, так и назад. Реверсирование двигателя, смена направления вращения от полных оборотов в одну сторону до полных в другую, занимает 11 секунд при весе винта 50 тонн!

12. Атомоход «Ямал» имеет двойной корпус, изготовленный из стали АК-28. В месте столкновения со льдом внешний корпус имеет «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, а в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения.

13. Мощность энергетической установки 75000 лошадиных сил, водоизмещение 23000 тонн. «Ямал» выполняет сопровождение судов, идущих по Северному морскому пути, спасательные работы, обслуживание дрейфующих станций и сопровождение экспедиций на Северный полюс.

После «Ямала» такие зубы стали рисовать на ледоколах и в других странах. Но это, конечно, не более чем подражание. Атомный флот России — уникален. Такого нет больше нигде в мире. Именно благодаря мирному атому, стало возможна подобная продуктивность работы. Другие виды топлива просто не тянут по производительности и поэтому не могут соперничать с атомом. В Арктике не редки случаи, когда этим гигантам приходилось делать отдельные рейсы по спасению застрявших во льдах ледоколов Канады и Норвегии.

14. Еще один уникальный ледокол — «50 лет победы». Его мы так же застали в сухом плавучем доке и как раз на его борт нам предстояло подняться.

15. Это закрытая территория, и человеку со стороны сюда попасть невозможно.

16. Рядом на причале стоял самый первый в мире атомный ледокол «Ленин», который многие годы выполняет функцию музея.

17. «50 лет победы» — первый и единственный ледокол, который осуществляет не только промышленные, спасательные или исследовательские рейсы, но и возит туристов на северный полюс… Атомоход был заложен 4 октября 1989 года, далее последовали долгие годы ожидания и постройки, и в марте 2007 года на ледоколе был подписан акт приема-передачи судна Мурманскому морскому пароходству и поднят государственный флаг Российской федерации. В июле 2013 года ледокол достиг Северного Полюса в 100-ый раз! Настоящий гигант.

18. Находясь под таким огромным судном, которое нависает над тобой, конечно, испытываешь небольшой шок.

19. Хорошо видно «рабочую» поверхность, которая вступает в контакт со льдами. Максимальная толщина льда для этого класса атомоходов 2,25 метра.

20.

21. Сразу становится понятен принцип работы ледокола. Техника проходжения ледовых полей следующая — ледокол не таранит лед «в лоб», а ломает, как бы наползая на него, а потом продавливая своей массой.

22.

23. Длина ледокола 159 метров, ширина 30 метров, высота надводного борта 17 метров, а средняя осадка 11 метров. Водоизмещение 23000 тонн, максимальная скорость хода 21 узел.

24. Только чтобы подняться на среднюю палубу, через которую осуществляется вход на ледокол, нужно преодолеть несколько этажей.

25.

26. Ледокол имеет 3 винта фиксированного шага с 4 съемными лопастями, которые технически возможно поменять прямо в рейсе. Кстати, вес одной лопасти около 5 тонн. Суммарно двигатели выдают мощность в 75000 лошадиных сил, по 25000 л/с на один винт.

27.

28.
29. Все окружающие корабли с этой высоты кажутся где-то далеко внизу.
30. Поднимаемся на борт ледокола. Он имеет 14 уровней разного предназначения, а всего судно имеет 1300 помещений.
31. Этот ледокол — рабочая лошадка. Здесь нет места декорам и дизайну интерьера. Все максимально просто, функционально, эргономично…
32.

33. Вдоль главной корабельной лестницы расположилась небольшая галерея с фотографиями ледоколов. Это не просто украшение. Это история.

34. Длинными коридорами мы сначала прошли в рабочий кабинет капитана…

35. Потом в зал для переговоров.

36. Нас встретил капитан судна. Существует два экипажа на ледоколе, которые сменяют друг друга через 4 месяца. Капитан рассказал, что в атомном флоте совсем нет текучки кадров. На более старые ледоколы люди пришли работать 30 лет назад, так и работают сейчас.

Мы познакомились с ним незадолго до этого, во время обеда в ледокольной столовой. Там нас любезно встретили и вкусно накормили простой, но сытной едой. Такой, какую подают во время долгих рейсов. Капитан, сдержанный и хладнокровный мужчина, очень вежливо и деликатно отвечал на все наши глупые и наивные вопросы.

— А на севере совсем ночь сейчас? — спросил кто-то из нас… Тема полярной ночи толстой нитью проходила через всю поездку и не давала покоя южанам.

— Чем севернее, тем меньше света. Там где мы работаем, иногда не светлеет днем совсем.

37.

38.

Команда заступает на дежурство сразу на 4 месяца. Наверное, это тяжелый жизненный путь, но люди не жалуются. Более того, как мне показалось, большинство гордится своей принадлежностью к такому уникальному флоту и таким серьезным задачам. Все-таки туристические рейсы ледокола «50 лет победы» — это скорее имиджевая экспортная история и просто прогулка для экипажа. Рабочие же задачи перед командой ставятся совсем иные.

— А из какой страны больше всего туристов? — спрашивали мы.

— Японцев очень много. Ну и русских в последнее время становится все больше и больше. Туристические рейсы расписаны и выкуплены на несколько лет веред.

После недолгой беседы мы отправились посмотреть как устроен атомоход. Разумеется прежде всего нас провели на капитанский мостик.

39. Ходовая рубка или мостик.

40. Ледоколом одновременно управляют 3 человека, вахта длится всего 4 часа.

41.
 — А почему здесь так темно? — спросил кто-то.

— Так же это рабочее место. Надо смотреть вперед, оценивать ледовую обстановку, — рассказывал наш экскурсовод, старший помощник капитана. — Лед везде имеет разную толщину, поэтому ледоходы ровными курсами не ходят. Они все время петляют, выискивая наиболее тонкие участки льда.

— А как вы определяете тонкие участки льда?

— Иногда на глаз. Опытный капитан видит ледовые наросты и может прогнозировать где лед будет толще. Ну и опять-таки, видна толщина льда, который ломается в процессе движения. Оценивая эту толщину и ее изменение тоже можно давать довольно точные прогнозы по маршруту.

42. На каждом крыле мостика есть дублирующие устройства управления.

43. Вахта состоит из рулевого матроса, который управляет судном, старшего вахты, который отдает команды матросу, и вахтенного помощника, который делает записи в судовой журнал.

44.

45. Гаджет с романтическим названием BNW-52 это кнопка квитирования к системе, которая контролирует дееспособность вахтенного помощника.

Целью применения этой системы является отслеживание активности на мостике и распознавание нетрудоспособности вахтенного помощника, чтобы помочь избежать аварии на море. Смысл ее действия в том, что вахтенный помощник должен нажимать кнопку на панели обнуления таймера или производить какие-либо действия с навигационным оборудованием через определенные интервалы времени.

Если помощник не нажимает кнопку в течение предварительно заданного интервала времени, в ходовой рубке включается визуальная и звуковая сигнализация. Если помощник не реагирует на включенную сигнализацию, то система передает сигнал на каютные панели, установленные в других помещениях судна, чтобы информировать капитана и/или других помощников капитана о недееспособности вахтенного помощника.

46. Недостатка в навигационном и другом оборудовании на мостике тоже нет.

47.
48.
49. Ядерного топлива хватает на 5-6 лет интенсивной работы ледокола. Процесс выемки отработанного урана-235 и замены на новый, которого в реакторе 225 килограмм, довольно сложный и трудоемкий.

50. Меж тем мы двинулись дальше. Нам показали всё и даже немножко больше.

51. Сразу под капитанским мостиком расположилась барная зона. В рабочих рейсах он закрыт. Алкоголь на судне строго запрещен. Но для туристических «прогулок» сюда завозят все что нужно. Но это далеко не все, чем развлекаются пассажиры во время почти полуторанедельной поездки.

52. Есть лекторий, где читают лекции, учат языки, рассказывают обо всем, что предстоит увидеть и делятся увиденным. Можно посидеть и поработать (так как в каютах это не всегда удобно).

53. Вечерами можно проводить время в «клубе». Не только туристы, но и команда отмечают здесь праздники, дни рождения, устраивают дискотеки. Работать 24 часа в сутки невозможно, иногда нужно и отдыхать, тем более в долгих рейсах.

54. Есть здесь и спортзал!

55. И конечно сауна. В северных широтах это далеко не прихоть, а естественная потребность человека — прогреться. Несмотря на все технические достижения, человеческий организм далеко не всегда в состоянии выносить столь низкие температуры. И тепло, в этом смысле, лучшее лекарство.

Сауна работает постоянно, сюда могут приходить все, кто захочет, в свободное, разумеется, время. Даже во время нашей экскурсии сауна работала. Было очень горячо, когда мы пришли.

56. А вот бассейн был не наполнен. Его наполняют морской водой уже после выхода в рейс и немного подогревают.

57. Лестницы здесь уже не такие парадные…

58. Во время круизов экипаж ледокола возрастает до 130 человек. Количество туристов в круизе в среднем тоже около 130 человек. Еще персонал от туроператора в количестве 25 человек, и еще 25 пассажиров отдельным списком. Например, это вертолетчики, охранники и другие. Итого в рейс отправляется более 300 человек.

59. Разумеется, нас завели и на кухню. Совсем небольшое помещения для такого большого корабля и немаленькой команды. Видимо все устроено настолько эргономично, что хватает и такой площади.

60.

61. Процесс идет непрерывно.

62. Запасы хранятся здесь же, в разных чуланах — разные.

63. Есть морозильные комнаты, есть комнаты для сухих и сыпучих продуктов, комнаты под полуфабрикаты и другие.

64. Ну и разумеется, нельзя не отметить антураж… Технические моменты здесь не прячут… Корабль рабочий, а не круизный.

65.

66. Теперь самое интересное! Ледокол «50 лет Победы» имеет два ядерных реактора и две турбины, каждая из которых выдает по 27600 киловатт. Реакторы нагревают воду, которая превращается в пар и раскручивает турбины. Генераторы, вращаемые турбинами, вырабатывают электричество и питают электродвигатели, которые в свою очередь вращают огромные винты и приводят в движение ледокол.

67. Энергии атомных реакторов хватает не только на ледокол, но и чтобы снабжать электричеством город с населением в 200 тысяч человек.

68. Во время ремонтных работ, атомный реактор заглушается, а электричество подается на ледокол с берега.

Время шло, пока мы бродили по кораблю, на улице окончательно стемнело. Не без удивления смотрели мы на часы, стрелки которых едва перевалили за 15 часов дня… Казалось, что часы, просто не работают. Казалось на тот момент было не меньше 8-ми часов вечера…

69. Ночной Мурманск и судоремонтный завод.

70. В Мурманске полярная ночь. Солнце в течении суток вообще не поднимается над горизонтом, но не смотря на это кромешная темнота не круглосуточно. Примерно полтора часа в день всё же немного светло — легкое подобие самого раннего утра в средней полосе.
71. Еще несколько фактов: летом на Северном Полюсе температура около нуля градусов. На новый год судно украшают игрушками, но не электрическими. Атомные ледоколы не могут ходить через экватор. Для охлаждения атомных реакторов судно должно всегда находиться в холодной воде.
72.
73.
74.

Вид на город и ледокол «50 лет Победы»

Предыдущие статьи по теме sdelanounas.ru/blogs/21735, sdelanounas.ru/blogs/55451/

За фотографии спасибо авторам Евгения (Enia) Кулиш, Георгий Малец, Алексей Климов

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 8
    Нет аватара Info_Rus
    04.11.1515:49:14

    Подробнее почитать про устройство ледокола «50 лет Победы» можно тут

    sergeydolya.livejournal.com/357649.html, sergeydolya.livejournal.com/694570.html

    и его походах на Северный полюс

    sergeydolya.livejournal.com/tag/Северный полюс, http://dmitry-v-ch-l.livejournal.com/tag/а/л «50 лет Победы"

    Про устройство ледокола «Ямал» здесь

    nikitskij.livejournal.com/414792.html, nikitskij.livejournal.com/412428.html, nikitskij.livejournal.com/394474.html

    работа на Северном полюсе

    http://nikitskij.livejournal.com/tag/Арктика

    Отредактировано: Info_Rus~19:57 04.11.15
  • 7
    Нет аватара cheri
    04.11.1515:55:13

    шикарный репортаж! «+"

    Отредактировано: cheri~16:55 04.11.15
  • 11
    Нет аватара Info_Rus
    04.11.1517:11:56

    Работа на Северном морском пути

    • 3
      Нет аватара Info_Rus
      05.11.1507:59:51

      Ну и напоследок, по окончании работ, на базе в этом году

  • 9
    CosmonautTV CosmonautTV
    04.11.1519:23:23

    Потрясающий репортаж, как на Луну слетал)))

  • 4
    Aleksandr Krecet
    04.11.1519:29:32

    Символично: США сделали первым атомным судном подлодку Наутилус,а СССР ледокол Ленин.

    • 10
      A_SEVER A_SEVER
      04.11.1519:43:27

      США сделали первым атомным судном подлодку Наутилус,а СССР ледокол Ленин.
      А потом СССР построил АПЛ больше, чем США, Великобритания, Франция и Китай вместе взятые, одновременно строя в больших количествах ДЭПЛ, и при этом не забывая рассказывать о западном милитаризме!    

      • 2
        CosmonautTV CosmonautTV
        05.11.1507:57:47

        Ну скажем так АПЛ с МБР не может быть средством нападения, она не может высадить солдат что бы контролировать нефтяные скважины третьих стран. А вот как оружие самообороны, когда противник знает что есть где-то под водой «дубинка» которая в случае неспровоцированной агрессии, неминуемо даст ему по балде, таким средством АПЛ вполне может послужить. А ДЭПЛ опять же скорее этакий «каботажник», извините утрирую конечно, но всёж таки ДЭПЛ действительно скорее силы береговой обороны, ну хорошо действующие на дальних подступах.

        • 2
          A_SEVER A_SEVER
          05.11.1508:02:57

          АПЛ с МБР не может быть средством нападения
          Ну почему, теоретически может, первой нанеся удары по территории противника.

          И АПЛ это не обязательно стратегический ракетоносец, есть и многоцелевые АПЛ, которые первоначально имели из вооружения только торпеды.

          Кстати, первая советская АПЛ К-3 была именно такой.

          Отредактировано: A_SEVER~09:08 05.11.15
          • 0
            CosmonautTV CosmonautTV
            05.11.1513:44:00

            Имела на вооружении изделия предназначенные для создания цунами способного смыть в океан ну к примеру ЛА, да да помним. Но согласитесь политики и военные, ну по крайней мере тогда, понимали что всё это скорее оружие возмездия, применение которого несёт противнику невосполнимые потери.

            • 1
              A_SEVER A_SEVER
              05.11.1513:53:32

              Имела на вооружении изделия предназначенные для создания цунами
              От них отказались ещё на этапе проектирования.
              понимали что всё это скорее оружие возмездия
              РПКСНы — да, а многоцелевые АПЛ — нет.

              • 0
                CosmonautTV CosmonautTV
                05.11.1518:11:34

                РПКСНы — да, а многоцелевые АПЛ — нет.
                Так я за него и говорил. 955 проект глядишь к 20 году 8 единиц будет)))

                От них отказались ещё на этапе проектирования.
                Ну значит мемуары некоторых товарищей врут)))

      • 1
        Нет аватара PodvodnyyDesant
        05.11.1510:36:41

        Такова доктрина, лодки строили в противовес авианосцам. О степень милитаризации лучше судить по количеству денег потраченых на оборону, а не по отдельно взятому виду вооружения.

  • 6
    liolik liolik
    04.11.1521:31:01

    Спасибо! Действительно отличный репортаж    

  • 4
    Нет аватара valik
    04.11.1522:56:51

    Восхитительная мощь, Спасибо !    

  • 3
    SergeySeverny SergeySeverny
    05.11.1504:57:51

    большое спасибо за репортаж!

    мощь чувствуется во всём! просто гордимся своим атомным флотом!!!   

  • 3
    Masilla Rus Masilla Rus
    05.11.1507:05:26

    Отличная и статья и комментарии. Большое спасибо авторам!

  • 0
    Нет аватара riorom
    05.11.1507:54:04

    народ, а че там на 64й фотке с вентелями сделали это че за чулки такие — то шоб быстрее згнили места соединения или наоборот там какаято присыпка антикорозийная.

    • 1
      Нет аватара Victory
      05.11.1510:53:58

      Скорее, чтоб не сгнили, так как может конденсат образовываться.

    • 1
      Docent Docent
      05.11.1512:56:40

      Это теплоизоляция. Судя по цветовой маркировке — это система пресной воды. Обычно теплоизолируют горячую воду, но тут судя по надписям — холодная. Скорее всего, чтобы не замерзла.

  • 2
    Нет аватара Дмитрий Жуков
    05.11.1512:15:44

    Летали на стоянку «Вайгача» в устье Енисея, он из Дудинки караваны водил, с ребятами чай пили:

    «А белый ведмедь подходит к борту и на задние лапы становится. Бросаешь ему две банки, одну сгущенки, а одну тушонки, он безошибочно ловит банку сгущенки, пробивает когтем и пьет»

  • 0
    Нет аватара mother-russia.org
    05.11.1512:51:34

    Отличный репортаж, но почему в блоге судостроение? Скорее в фоторепортаж нужно помещать статью.

    Не удержался, утащил статью к себе    : mother-russia.org/blog/photoset/1810.html

    Отредактировано: mother-russia.org~14:39 05.11.15
    • 1
      A_SEVER A_SEVER
      05.11.1512:54:10

      почему в блоге судостроение?
      Потому, что блог называется «Судостроение и судоходство»!    

  • 1
    Docent Docent
    05.11.1513:06:30

    Как судового механика сильно удивило, что ледокол неспособен ходить в тропиках. Не думал, что системы охлаждения энергетической установки запроектированы без такого запаса. А хотя стоп. У него ведь паровые турбины. А они очень требовательны к температуре охладителя. Чтобы добиться приемлемой эффективности там буквально за каждый градус биться приходится. И если предполагается работа судна в холодных, и только в холодных водах, действительно, почему бы и не воспользоваться таким термодинамическим подарком.

  • 1
    Нет аватара Росслав
    05.11.1513:44:04

    Спасибо большое за такую интересную статью!

  • 0
    Александр Иванов Александр Иванов
    05.11.1517:16:12

    Статья и правда очень классная! Атомный ледокольный флот России (единственный, кстати, в мире!) поражает ум и воображение. Кстати, сейчас строится новый атомный ледокол на Балтзаводе, уже нового поколения, двухосадочный с самой современной и новой реакторной установкой РИТМ-200, если не ошибаюсь. И уже заложен следующий ледокол! Рекомендую поинтересоваться, не менее мощное зрелище, инфа и фотки в сети уже есть.

    Отредактировано: Иван Байсаков~18:17 05.11.15
    • 1
      A_SEVER A_SEVER
      05.11.1517:29:40

      Кстати, сейчас строится новый атомный ледокол на Балтзаводе
      Уже 2 заложено — «Арктика» (05.11.13) и «Сибирь» (26.05.15)!    

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,