7

KULIBIN MOBILE: Рейтинг российских разработчиков мобильных приложений

Рынок мобильных приложений — один из самых быстро растущих. Свое место здесь заняла и Россия. В 2009 году наш сегмент оценивался в $3 млн, по итогам 2012 года мы собрали уже $137,3 млн, а в 2016 году рост должен составить $1,3 млрд! Эксперты считают, до раскрытия полного потенциала российских разработчиков еще далеко. Но нам, все же, удалось выделить лидеров российского digital-рынка.

Если в «поезд» всеобщей доступности персональных компьютеров мы заскочили с заметным опозданием, рынок мобильных приложений медленно, но верно сдается российским кулибинам. В последнюю пятилетку мы показываем стабильный рост. И наши заслуги признают не только экономисты, считающие выгоды от продаж digital-продукции, но и организаторы крупнейших международных конкурсов. В 2010 году сразу три приложения с префиксом «рф» отмечены на всемирной площадке World Summit Award Mobile — тогда по числу победителей мы взяли «серебро» и встали в один ряд с Германией. Сегодня — новые достижения. Небывалый рост сегменте в денежном эквиваленте и приход на наш рынок новых мировых игроков, способных финансировать уникальные задумки российских гениев.

«Наконец, пришло понимание, что на рынке мобильных приложений есть деньги. И сюда потянулись крупные игроки, — считает генеральный директор мобильного агентства Mobio Алексей Писаревский. — В этом году на российском рынке активно рекламировались китайские компании, а наши продавцы трафика и вебмастера достаточно заработали, сотрудничая с ними».

Свою роль на рынке стали играть не только гиганты, но и небольшие компании. Появилось понимание важности именно человеческого ресурса — ведь при создании приложения значение имеют не только глобальные вложения, но и квалификация+ талант разработчика. А с талантами в России, как известно, всегда все было неплохо.

Сработали на «отлично»

Составлять рейтинги мобильных приложений — дело неблагодарное. Слишком велик рынок для того, чтобы выделить даже пятерку лучших. Но мы, все же, постараемся. Для начала определимся с безусловными победителями. По мнению аналитиков агентства J’son & Partners Consulting первые строчки в стране занимают следующие игроки:

1. Unreal Mojo — авторы мобильных приложений Альфа-Банк, ФСИН-письмо, Avito, Яндекс.Деньги, Из рук в руки и др.

2. e-Legion — эти игроки успели поработать с Первым каналом, ВГТК, Мегой, Yota, а также создали интернет-банкинг для Райффайзен банка и Банка Москвы.

3. iD EAST — среди клиентов Сбербанк, Советский Спорт, Ведомости, hh.ru, Forbes в России, Mail.ru и так далее.

4. REDMADROBOT — лидеры рынка именно бизнес-приложений, выполнявшие заказы Ford, Лукойл, Samsung, P&G, РБК, банк Открытие и другие корпорации.

5. Articul Media LLC — среди клиентов Оргкомитет Сочи-2014, СТС-Медиа, ЮКОС, Яндекс, Планета Фитнес и ряд индивидуальных заказчиков — например, Павел Астахов или Дмитрий Липскеров.

Представленная «пятерка» видоизменяется от одного рейтинга к другому. Ряд источников разбавляют ее и другими компаниями. Например, эксперты Tagline (авторы рейтингов и обзоров digital-рынка) настаивают на превосходстве Touch Instinct и CleverPumpkin. Эти компании, действительно, пользуются популярностью как подрядчики — в разное время успели поработать с Медузой, Техносилой, Oktogo.ru и благотворительным фондом «Подари жизнь».

Все представленные лидеры работают на главной «орбите» рынка мобильных приложений. Принимают заказы от корпораций и часто становятся подрядчиками одного и того же заказчика. Если бы не эти трудяги, крупнейшие западные компании никогда не смогли бы достучаться до нашего российского клиента.

Самые полезные

Отвлечемся от бизнес-тематики и обратим внимание на приложения, которые могут сделать нашу жизнь проще, а иногда и спасают от серьезной опасности.

  • Единый портал госуслуг

Существует как в режиме сайта, так и в статусе мобильного приложения. С помощью портала можно оплатить штрафы, жилищно-коммунальные услуги, погасить налоговую задолженность или оформить документы — от получения паспорта до постановки на учет в поликлинике. В 2015 году мобильное приложение «Единый портал госуслуг» было признано лучшим в «Рейтинге Рунета».

  • Мобильное приложение «Моя история: Романовы»

Это краткая цифровая версия одноименного общероссийского тура выставки. Приложение стало одним из самых известных современных средств популяризации русской истории, в частности истории династии Романовых, среди пользователей современных электронных гаджетов.

Для наибольшей простоты и удобства в приложении созданы специальные слайд-шоу, позволяющие изучать эпоху за эпохой, не отвлекаясь на управление и настройку программы. Слайд-шоу озвучено актером Сергеем Чонишвили. У приложения есть интересная возможность — это ретранслятор на экран телевизора или любого другого совместимого устройства.

  • Мобильное приложение «Мир врача»

Мгновенный доступ к профессиональному сообществу, необходимым материалам и обсуждению актуальных тем в области медицины.

Вне конкурса отметим и приложение МЧС России «Мобильный спасатель». В этом году его перезапустили для смартфонов, добавив к жизненно важным функциям интересные новинки. С помощью «Мобильного спасателя, по-прежнему, можно послать сигнал SOS из любой точки России. Но если раньше канал был односторонним, теперь система с первой секунды определяет откуда поступил звонок и рассылает смс-оповещения „экстренным контактам“. Их номера телефонов пользователь вводит при регистрации в приложении. Таким образом, диспетчер сразу будет знать где вы находитесь и отправит карту с меткой в смс вашим родственникам или друзьям.

Стартап года

Здесь мы расскажем о тех самых новичках, которые, не обладая безграничными ресурсами, делают интересные продукты.

  • RoadAR — многофункциональное мобильное приложение для водителей

Этот помощник будет работать в трех направлениях. Первое — предупреждение о знаках дорожного движения, уже налажено. В режиме реального времени видеорегистратор отслеживает информацию о знаках, а затем напоминает водителю, где стоит быть особенно внимательным. Другие два направления — навигация и рация, пока в стадии разработки.

В 2014 году разработчики приложения взяли первый приз Стартап-тура.

» Сейчас мы активно работаем над новой версией, которая будет предупреждать водителей о ямах и искусственных неровностях. Это не только удобно, но и экономит деньги, — рассказывает директор RoadAR Евгений Никольский".

  • KeepVision — приложение-диагност, выявляющее ухудшение зрения на начальной стадии

Автор приложения Рахимян Тимерханов надеется остановить быстрое распространение детской близорукости с помощью своего проекта. Методика KeepVision понятна каждому малышу. В ходе тест-игры выявляется нарушение зрения на основании трех параметров: время реакции, изменение расстояния от экрана до глаз ребенка, размер «подков». Подковы в мобильном приложении — это объекты, которые необходимо ловить ребенку во время игры-теста.

В этом году этот проект российского разработчика вошел в ТОП-30 стартапов со всего мира, приглашенных к участию в Азиатско-Тихоокеанском экономическом форуме.

«Когда дети играют в эту игру, они делают определенные движения. У близоруких оно фиксированное: ребенок прищуривается, приближает телефон и медленно реагирует, — объясняет Рахимян Тимерханов. - Для удобства взрослых в приложение интегрирована еще и система, отслеживающая усталость глаз ребенка. Временные рамки мы выработали на основании СанПин’а. Когда необходимо, взрослый получает уведомление об опасности для ребенка».

В первую очередь, KeepVision создан для школ, потому что дети проводят в учебных заведениях 70% времени, подчеркивают разработчики. На сегодняшний день ни в России, ни в мире нет аналогов разработке.

Мы лучшие, но кое-что нам мешает

Мобильные платформы существуют уже более 10 лет. То есть теоретически уже в 2005 году у нас был неплохой шанс совершить первую революцию на рынке. Но этого не случилось. «Взрыв» эксперты обозначили только в 2013-м. Во многом это было связано с отсутствием возможностей для нормального развития рынка. Буксовала всеобщая интернетизация, фактически отсутствовала поддержка разработчиков на административном уровне — о проблемах, в том числе, говорил глава минсвязи РФ Николай Никифоров.

" Чаще всего разработчики мобильных приложений — это небольшие компании, где работает 10-15 человек. Они не имеют формального права претендовать на льготы по социальным отчислениям, так как минимальная планка для участия в этой программе поддержки — 30 сотрудников. Мы считаем, что она должна быть снижена до 7 человек, — размышлял министр, подчеркивая, что государство должно уделять серьезное внимание вопросу. — Фантастическая возможность мобильных приложений и этого рынка в целом заключается в том, что находясь в одной точке мира, вы можете работать глобально. Вы находитесь на открытом рынке и честно конкурируете с вашими коллегами, сверстниками из всех стран мира. И мы хотели бы, чтобы вы чувствовали себя наиболее конкурентоспособными именно в российской юрисдикции".

Условия, в целом, были созданы. Но это не значит, что рынок стал максимально гостеприимным для наших разработчиков. Новое время — новые вызовы. Развиваться могут лишь те, кто вовремя реагирует на запросы рынка.

Среди проблем, которые необходимо решать ежедневно, кадровый голод и высокая стоимость продукта — разработка приложений иногда оценивается в сотни тысяч и даже миллионы рублей. Справиться с этими вызовами лидеры рынка пытаются не первый год.

«В университетах не учат на мобильных разработчиков, а курсов и обучающих программ можно пересчитать по пальцам двух рук. Находясь в Санкт-Петербурге с целой россыпью прекрасных технических ВУЗов, мы ощущаем эту проблему, и для ее решения организуем свои школы разработчиков, — подчеркивает генеральный директор e-Legion Роман Белодед. — Кроме того, для запуска новых продуктов не хватает инвестиций. Деньги на рынке есть, но достаются они ограниченному числу компаний».

Внешние аудиторы говорят и о других особенностях российского рынка. По версии агентства SoftPressRelease, каждому, кто хочет работать с мобильными приложениями в России, следует учесть следующее:

  • Наш рынок — молод. Здесь достаточно малоразвитых сегментов. С другой стороны, радует динамика роста. Но и она связана, в первую очередь, с распространением мобильного интернета.
  • Платформа-лидер российского рынка — Android. iOS может окончательно скатиться в аутсайдеры — продавец слишком взвинтил цены. Windows Phone пока не смог занять значимую долю рынка.
  • Российский пользователь игнорирует англоязычные приложения, а значит, зарубежным игрокам придется учесть необходимость максимальной локализации. Другими словами, говорите по-русски со своим клиентом.
  • Социальные сети в России — полноценный механизм для продвижения. Они должны быть частью рекламной кампании.
  • Проще всего продвигать свой продукт в альтернативных магазинах Android-приложений. Там больше шансов быть замеченным.

Перспективы для развития есть. В отчете App Annie, Россия занимает пятое место по общему числу загрузок на iOS, уступая только США, Китаю, Японии и Великобритании. По загрузкам на Android мы на четвертом месте — в лидерах США, Индия и Бразилия. То есть наши продукты пользуются популярностью. Осталось монетизировать эти достижения. Беглый анализ доходов от приложений для iOS и Android показывает, здесь Россия далека от раскрытия своего полного потенциала — замыкаем десятку лучших, не более того.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 3
    SergeySeverny SergeySeverny
    04.01.1616:37:04

    если учитывать, что наши программисты работают практически во всех ведущих компаниях мира…, то процент надо как-то подправить!   

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,