Лого Сделано у нас
32

Pratt & Whitney уступила «Объединенной двигателестроительной корпорации» свои доли в российских двигателестроительных заводах

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) стала владельцем блокирующих пакетов акций двух основных пермских двигателестроительных предприятий – «Авиадвигателя» (конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей авиационного и промышленного назначения) и Пермского моторного завода (серийный завод по изготовлению газотурбинных двигателей). Продавцом выступила известнейшая американская двигателестроительная фирма Pratt & Whitney.


 Источник фото: expert.ru


Сейчас ОДК сможет спокойно интегрировать в свою структуру оба этих предприятия (доля корпорации в их капитале после этой сделки превысила 75%) и экспортировать российские самолеты с пермскими двигателями без оглядки на госдепартамент США, «зарубивший» несколько выгодных для России сделок.

Pratt & Whitney купила блокпакеты «Авиадвигателя» и Пермского моторного завода (ПМЗ) в 1997 году. Плюсом этой сделки для одного из четырех пулов российских двигателестроительных заводов (они располагались в Самаре, Перми, Уфе и Рыбинске) стало то, что на деньги американцев они смогли не упасть «на дно» в отсутствие заказов от авиастроителей, как их коллеги, например, в Самаре. Более того, американцы собирались вложить 125 млн долларов в «доводку» наиболее перспективного (на тот момент) российского гражданского двигателя – ПС 90 А2, который предполагалось устанавливать на новейшую версию пассажирского лайнера Ту-204 – Ту-204 СМ. Естественно, для пермских заводов это было тоже хорошо, хотя в тот момент их ПС-90 и его модификации за счет лоббистских ресурсов и так уже вытеснили перспективные разработки других отечественных двигателестроительных предприятий на периферию внимания правительства (за исключением «Сатурна» с его французским двигателем Sam146 для самолета Sukhoi Superjet 100). Минусом этой сделки для россиян стало то, что Pratt & Whitney получила доступ к научно-исследовательской базе и перспективным разработкам российского двигателестроения, куда иностранцам в советские времена вход был категорически запрещен. Минус существенный, поскольку, вопреки широко распространенному мнению, авиационные и ракетные двигатели нашей страны, благодаря советской инженерной школе, по ряду параметров до сих пор опережают аналогичные западные образцы.

Доподлинно неизвестно, насколько эти «секреты» пригодились одному из трех ныне ведущих мировых производителей газотурбинных двигателей (в «большую тройку» входят Pratt & Whitney, Rolls-Royce и General Electric). Но надежды на ПС 90 А2 не оправдались ни у кого. Самолет Ту-204 СМ, на который должна была ставиться эта модификация пермских двигателей, чтоб он мог летать в Европу, опоздал на рынок минимум лет на десять. Если бы, как планировалось, он начал бы поступать отечественным авиакомпаниям в начале века, то бы пришелся весьма кстати. Но первые экземпляры этой машины проходят летные сертификационные испытания только сейчас. И перевозчиков не устраивает ни возросшая цена Ту-204СМ, ни то, что он является, по сути, «переходной моделью» к новой надежде российского авиапрома – самолету МС-21, серийное производство которого в Иркутске будет запущено уже в 2016 году.

Экспорт же Ту-204СМ Pratt & Whitney «зарубила» самим фактом своего существования в уставном капитале производителя двигателя для этого самолета. Стартовым заказчиком этого самолета в количестве 50 машин ПС 90 А2 готов был стать Иран. Но американцы заблокировали эту сделку, поскольку в отношении этой страны были введены санкции госдепартамента США.

И это стало вторым случаем, когда Pratt & Whitney выступила в России проводником американской политики, идущей вразрез с интересами нашего государства. Благодаря действиям, или, точнее, бездействию американских коллег до сих пор не началось серийное производство вертолета Ми-38, который должен прийти на смену широко известным Ми-8/17. На машине должны стоять американские двигатели PW 127/TS. Однако, когда встал вопрос о начале серийного производства Ми-38, Pratt & Whitney, по мнению «Роствертола», начала сначала тянуть время, а затем попросила предоставить гарантии правительству США в том, что Ми-38 не будет использоваться в военно-транспортных целях. И когда россияне «пролетели» из-за этого с двумя индийскими тендерами на поставку вертолетов, терпение у ОПК «Оборонпром» лопнуло и сейчас «Роствертол» совместно с ОДК срочно создают версию Ми-38 с российскими (условно) двигателями ТВ-7-117В. Впрочем, нет худа без добра – россияне, конечно, потеряли из-за Pratt & Whitney четыре года и заказ как минимум на 70 новых вертолетов, зато сейчас Объединенной двигателестроительной корпорации поставлена задача в короткий срок наладить разработку и производство в России собственные вертолетных двигателей по «полному циклу» (сейчас большинство из них делает «Мотор Сич» на Украине).

Покупка ОДК долей Pratt & Whitney в «Авиадвигателе» и ПМЗ снимает часть проблем, связанных с влиянием американской политики на российское авиа- и вертолетостроение. И сейчас уже ничего не мешает, например, Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) настроить полсотни Ту-204СМ и продать их в Иран (если иранцам они до сих пор нужны, конечно). Кроме того, у ОДК снимаются препятствия в консолидации предприятий пермского двигателестроительного куста в единое НПО «Пермские моторы», то есть вернуть их в тот вид, в котором они фактически существовали в советское время, – как единый производственно-финансовый механизм (подобный процесс уже совершен с предприятиями самарского двигателестроительного куста).

И уже это НПО должно в ближайшие несколько лет представить новую линейку российских газотурбинных двигателей ПД-14, которые, по мысли разработчиков, будут востребованы на рынке около 40 лет. На этих двигателях должен взлететь МС-21, на них будут со временем переводиться самолеты Sukhoi Superjet 100, полетит новый российский «грузовоз» Ил-476, будут работать газоперекачивающие агрегаты и тепловые электростанции. В общем, хороший такой двигатель, причем россиянам не надо будет ни у кого спрашивать, куда и сколько его поставить.

Однако и ОДК, и Pratt & Whitney, говоря о сделке с пермскими заводами стоимостью, по многочисленным ссылкам в прессе, 7 млн долларов, подчеркивают, что сотрудничество между двумя двигателестроительными корпорациями будет продолжаться. «Акции были выкуплены на согласованных условиях. Финансовые условия не разглашаем. Сделка соответствует стратегии правительства РФ по консолидации двигателестроительных активов. Мы всегда полностью поддерживали российское правительство в данном направлении», – дипломатично сообщили журналистам в московском представительстве UTC, куда входит Pratt & Whitney. «Опыт успешной многолетней работы P&W с предприятиями ОДК может продолжиться в рамках сотрудничества по программе МС-21 и другим проектам», – отметили в Объединенной двигателестроительной корпорации. «Считаю, что сотрудничество американской компании с ее российскими партнерами продолжится, так как они заинтересованы друг в друге, не имеют взаимных претензий, но главное, они не раскрыли полностью потенциал этого сотрудничества, и им есть еще куда расти и чего достигнуть», – подчеркнул «Эксперту Online» ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

Пикантность ситуации в том, что Pratt & Whitney выступает прямым конкурентом ОДК в комплектации двигателями самолета МС-21. С одной стороны, это нормальная авиастроительная практика, когда производитель самолетов выпускает его разные модификации с двигателями разных производителей. С другой – в ОДК признают, что это побуждает их к инженерному и технологическому энтузиазму. В Перми уже объявили о том, что ПД-14 будет экономичней и компактней PW1000G, который американцы разрабатывают для МС-21. Подобное «технологическое» соревнование ждет две корпорации и впредь. Но входить в капитал друг друга они вряд ли уже захотят.

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
  • 0
    Нет аватара Sl25
    22.10.1103:02:08
    • 0
      rvk rvk
      22.10.1108:23:14
      тут более развернуто
  • 0
    Нет аватара Ituralde
    22.10.1106:03:33
    Трудно описать, как радует эта новость. Предатели в 90-х пораспродали хозяйство страны, и все эти исностранные компании тупо душили в своих объятиях взятых под контроль потенциальных конкурентов. Собственно, об этом еще в начале статьи написано. Надо просто четко понимать, какую нам отводят роль в глобализованном мире -- поставщик ресурсов и 140-милионный рынок сбыта, ну и поставщик мозгов, ибо потенциал у нашего народа огромен. И все. Никакие наши авто, двигатели, росатомы и прочее им не нужны. И правительство правильно делает, что берет курс на самостоятельность Таможенной политикой, с одной стороны, делает наш рынок еще более привлекательным (Таможенный Союз расширяет совокупный потребительский рынок за счет вступающих туда), а с другой ставит крупным иностранным производителям условия сохранения возможности на нем присутствовать -- создание СП с нашими компаниями и перенос производств с частью технологий сюда.
  • 0
    capt4net.livejournal.com capt4net
    22.10.1106:19:43
    Какие же все-таки мудаки мародеры продали эти доли за океан в свое время!
    • 0
      Нет аватара bozman
      22.10.1115:06:52
      включи телевизор и ты их там увидишь
      • 0
        capt4net.livejournal.com capt4net
        22.10.1118:36:39
        Немцова что-ли?
      • 0
        Нет аватара anpaza
        23.10.1103:38:38
        Он сдох уже.
        • 0
          Нет аватара altimo1
          26.10.1105:26:13
          Сдох та это да,но воняет как еще)))
    • 0
      Bdd Bdd
      23.10.1118:42:10
      ну все таки и заводы то спасались как могли - деньги и таким путем добывали - продажей долей. Но радует что возвращают теперь назад))
  • 0
    Evgeniy Rebe Evgeniy Rebe
    22.10.1110:23:56
    согласен со всеми.. они и не собирались развивать двигатель ПС - они просто вытянули все данные по технологиям и материалам из конструкторских бюро..обидно..
  • 0
    Нет аватара Alex_1C
    22.10.1111:35:30
    Ну теперь у государства глаза открылись, ЗВР составляет больше 500 млрд... Надо в отместку купить весь P&W с потрохами и одним конкурентом меньше будет... Не продаст правда никто... Отредактировано: Alex_1C~11:35 22.10.2011
  • 0
    Нет аватара sensey81
    22.10.1112:51:27
    Интересно по какой причине P&W продала свою долю. Сугубо добровольно? Или надавили?
    • 0
      Нет аватара mmx
      22.10.1114:22:43
      Им сделали предложение от которого нельзя отказаться     Вроде того что раньше делали всяким БиПи и Эксонам.
    • 0
      Нет аватара bozman
      22.10.1115:41:18
      Да , надавили .Госдеп США запретил продажу ирану 50 ту-204 с двигателями ПС-90А2 либо ПС-90А3 , а вариант поставки с двигателем ПС-90А1 их не устроил и тогда наши сподхватились ,поняли в какое дерьмо влезли ,что все контролируют другие дяденьки . Интересно, а чья подпись стояла под тем документом В 1997 году Отредактировано: bozman~15:43 22.10.2011
  • 0
    Нет аватара bozman
    22.10.1115:49:42
    Самое смешное, что никаких изменений в статусе ПС-90A2 не предвидится. Смена собственника акций не ведет к автоматической смене правобладателя на владение технологическими патентами. Поэтому, как не имел Иран 204СМ с ПС-90А2, так и не будет иметь. Да и вероятность, что сирийский контракт на Ту204СМ прокатят по тем же причинам.
    • 0
      Нет аватара Ituralde
      22.10.1117:04:05
      С P&W-удавкой на шее перспектив не было, наверное. Главное даже не Иран и этот контракт, а возможность задышать полной грудью в скором будущем.
  • 0
    Shuhard Shuhard
    22.10.1116:06:18
    Приятная новость, что сказать! Особенно полезно почитать тем, кто активно ратует за иностранные инвестиции, куда угодно и сколько угодно. Лучше пусть в производство ширпотреба инвестируют, а в стратегические отрасли их на пушечный выстрел не пускать.
  • 0
    Нет аватара bozman
    22.10.1119:32:00
    рано радуетесь ,попахивает очередной аферой .Ну например: как известно готовится очередная волна приватизации , ПМЗ как отдельная производственная площадка нафиг не кого не интересует , Pratt & Whitney продает свои акции компании "Оборонпром".он объеденяет ОАО "Авиадвигатель" с ОАО ПМЗ (Ранее стороны подтверждали факт ведения переговоров. Более того, в сентябре "Оборонпром" заручился поддержкой Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России.) в одну компанию . ОАО ПМЗ осуществляет серийное производство авиадвигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа.в первом полугодии 2011 годачистый убыток - 281,3 млн руб ОАО "Авиадвигатель" (Пермь) занимается НИОКР,является головным разработчиком семейства двигателей ПД-14. имеет бессрочную лицензию на разработку авиатехники .в первом полугодии 2011 чистая прибыль -106,5 млн руб. А вот производственная площадка вместе с КБ ,это совсем другое дело .Выводят эту компанию из стратегии(по закону иностр.инвестор не имеет право владеть более 25%акции в стратег.предпр.) и приватизируют с потрахами . вот тут-то интересно посмотреть, кто станет новым владельцем . PS.просто мысли вслух . Отредактировано: bozman~19:38 22.10.2011 Отредактировано: bozman~19:40 22.10.2011
    • 0
      Natiksoldatik Natiksoldatik
      22.10.1119:47:06
      Я одна такая,кому этот тролль порядком поднадоел???
      • 0
        Нет аватара Ctulhu
        22.10.1120:32:22
        =) Эх, а что вы ожидали от сайта с названием "сделано у нас", это не паханное поле для троллей.
      • 0
        Shuhard Shuhard
        22.10.1120:44:54
        Ну почему сразу тролль, вполне возможно человек просто более в теме, чем мы. Вот и видит подвох, так сказать на горьком опыте.
        • 0
          Нет аватара mmx
          23.10.1109:12:41
          Да он во всех темах льет, что про самолеты, что про детские садики. Корежит его просто. Кстати возможно bozman и arcman - один и тот же тип, уж больно похоже они выступают.
          • 0
            Shuhard Shuhard
            23.10.1116:24:15
            Хм, я с ним пока особо не сталкивался. Но если и тролль, надо отдать должное, не самый толстый! Фактами оперирует, цифры, ссылки. Это вам не школие которое набигает! Отредактировано: Shuhard~16:37 23.10.2011
            • 0
              Bdd Bdd
              23.10.1118:46:22
              просто на этом сайте все кто отступает от "линии партии" - вне закона. Человек же действительно не визжит "все пропало" - а свобода мысли и слова в интернете пока не ограничена
            • 0
              Нет аватара anpaza
              26.10.1115:37:07
              Троллятко цифр из интернета надёргал для пафосу. Но троллятко не в теме, что ПМЗ в составе ОДК не может быть никак приватизирована. Потому что это примерно то же самое, как приватизировать один отдел в крупной фирме.
      • 0
        Нет аватара Vyatski_valenok
        22.10.1121:57:56
        Солидарен с камрадом Shuhard. Может и не тролль. Многие люди, пережившие начало 90-х в сознательном возрасте, принципиально не доверяют государству, что бы хорошего в стране не происходило сейчас. Поговорите с родителями, у кого сколько было советских сбережений, и что с ними стало. За события 90-х же, мы в первую очередь должны быть "благодарны" нашим рукопожатным общедемократическим заклятым друзьям.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,