Лого Сделано у нас
23

Кресла спасающие жизнь

Открытие авиационного салона Ле-Бурже. 1999 год. Русские пилоты демонстрируют сверхманевренный самолет с управляемым вектором тяги Су-30МК. Поздний вывод из пикирования, истребитель хвостовой частью задевает землю. На сверхнизкой высоте из горящего истребителя катапультируются два пилота.

«Энергичный рывок из того — потустороннего — мира в ныне действующий хороший, радостный мир», — так оценивает работу катапульты в тот момент директор программ по авиационным средствам спасения НПП «Звезда» Владимир Рафеенков.

Катапультные кресла спасли жизнь и пилотам в мае прошлого года. На учебном Як-130 под Липецком пилоты не справились с управлением. «Отказал самолет, летчикам пришлось катапультироваться, оба выжили. Кресла вернули на завод. По номерам — наши кресла», — с гордостью говорит о своей работе слесарь-сборщик катапультных кресел Виктор Макаров.

Кресла, спасающие жизнь, разрабатывают, собирают и испытывают в Научно-производственном предприятии «Звезда». Это ручная работа, штучные экземпляры. На сборку одного катапультного кресла уходит до трех месяцев. Прежде, чем оно спасет жизнь пилоту, кресло не раз испытают на земле.

«Проверка перспективного катапультного кресла проходит при определенных углах наклона с перегрузкой до 9 единиц», — поясняет испытатель авиационных средств спасения НПП «Звезда» Андрей Черкасов.

Раздается команда: «Пуск, начинаем вращение». Один круг, второй, третий. Перегрузка растет. Кресло крутят на центрифуге, чтобы испытатель проверил ощущения. Три единицы, четыре, пять. При перегрузке в девять единиц голову испытателя вдавливает в подголовник, на тебе будто тонна веса. В таком положении кресло помогает пилоту, иначе в полете можно сломать шею и позвоночник.

— Как кресло тебя давило на девяти единицах?

— Кресло очень хорошее, удобное. Помогает прицеливаться, стрелять. Голова не ездит, все четко.

Катапультное кресло — самостоятельный летательный аппарат с двигателями, парашютами и электроникой. Встроенный компьютер так управляет работой порохового двигателя, что можно спастись, даже если машина перевернута и находится на высоте всего 20 метров, а то и ниже.

Катапультное кресло выходит из кабины самолета на скорости 1200 километров в час. Пилот резко тянет рукоятку управления катапультой, и тут же срабатывает система аварийного покидания самолета. «Когда у нас пошел процесс катапультирования, после вытягивания ручек срабатывает система фиксации: мне дальше дотягивает таз, притягивает плечевые ремни, фиксирует меня, поднимаются подъемники ног, создают сгруппированную позу», — отмечает этапы подготовки к катапультированию директор программ по авиационным средствам спасения НПП «Звезда» Владимир Рафеенков.

Семейство кресел К-36Д стоит на вооружении российской военной авиации. Лучшего, по мнению экспертов, человечество еще не придумало: время срабатывания одна секунда.

Катапультными и амортизационными системами оснащены все российские боевые самолеты и вертолеты нового поколения. В частях военно-воздушных сил на эти кресла «молятся» и говорят, что они спасли жизнь «целому полку пилотов».

  • 0
    Нет аватара bozman
    23.10.1102:16:55
    "звезда" как всегда на уровне , молодцы .
  • 0
    Нет аватара Vyatski_valenok
    23.10.1123:24:35
    КЛАСС! Вот тут, без шуток, есть чем гордиться.
  • 0
    Нет аватара bumblebee
    17.11.1112:55:26
    Гордится действительно есть чем. Наши катапультные кресла признаны многими экспертами лучшими в мире. Их давно уже пытаются скопировать и китайцы и французы
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,